№ | Тема урока | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
1 | От средневековья к новому времени | Понятие «новое время и новая история». Человек нового времени | Воспроизводят информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя; Определяют по ленте времени хронологические рамки средневековья | 1.09 | |
| I Раздел. Мир в начале нового времени, великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | | |
2 | Технические открытия | Хронологические рамки периода Нового времени, основные черты индустриального общества | Использовать дополнительные источники информации. Составлять тематическую таблицу. Извлекать информацию из фрагмента документа исторического характера. | 2.09 | |
3 | Великие географические открытия | Великие географические открытия, каравелла, конкистадоры | Раскрывать предпосылки Великих географических открытий. Выявлять противоречивость эпохи Великих географических открытий. Показывать по карте маршруты мореплавателей эпохи Великих географических открытий. Подготавливать сообщения о знаменитых мореплавателях, | 8.09 | |
4 | Выход к мировому океану | 9.09 | |
5 | Создание колониальных империй | Открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, западноевропейская колонизация новых земель, последствия Великих географических открытий | Устанавливать различия между Испанской и Португальской колониальными империями. Раскрывать последствия Великих географических открытий. Определять по карте местоположение колоний. | 15.09 | |
6 | Усиление королевской власти. | Причины религиозных войн, деятельность Генриха IV, складывание абсолютной монархии, французский вариант абсолютной монархии | Характеризовать политическое устройство Франции и особенности социально-экономического развития страны. Раскрывать понятия «бюрократия», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «рантье». Объяснять различия между французским дворянством и «новыми дворянами» в Англии. Определять предпосылки гугенотских войн и их последствия. Составлять характеристику исторического деятеля: Франциск I, Генрих IV. Использовать карту для характеристики экономического развития Франции в XVII в. | 16.09 | |
7 | Абсолютизм в Европе. | 22.09 | |
8 | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Жители сёл и городов в эпоху Средневековья. Торговля и банковское дело. Мануфактура. | Определять причины торможения цехами развития предпринимательства. Составлять развёрнутый план. Анализировать фрагмент документа литературного характера | 23.09 | |
9 | Европейское общество в раннее Новое время | Англо-голландские войны. Войны Людовика XIV. Крест против полумесяца. Борьба за Балтику и начало Великой Северной войны. Война за испанское наследство. Завершение Великой Северной войны. | Характеризовать особенности международных отношений второй половины XVII — начала XVIII в. Раскрывать влияние войны на расстановку политических сил в Европе и мире. Составлять хронологическую таблицу. Локализировать исторические события на карте и использовать её данные в ответе. | 29.09 | |
10 | Повседневная жизнь | 30.09 | |
11 | Лондон Стюартов и Тюдоров | Правление первых Стюартов. Созыв «Долгого парламента». Начало революции. Первая гражданская война Завоевание Ирландии и Шотландии. Протекторат Кромвеля | Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны.Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание».Определять причины превращения Англии в морскую державу. Объяснять цели и результаты политической деятельности Елизаветы Английской. | 6.10 | |
12 | Великие гуманисты Европы | Гуманизм. Искусство итальянского Возрождения. Новое понимание истории и рождение политической науки. Историческое значение Возрождения | Выделять характерные черты Возрождения в странах Западной Европы. Раскрывать влияние Возрождения на повседневную жизнь. Оценивать историческое значение Возрождения. | 7.10 | |
13 | Прогулки по вечному городу | Рим. Архитектура и искусство города. Незыблимость традиций. | Давать описание произведений искусства. Оценивать историческое значение итальянской культуры. | 13.10 | |
14 | Мир художественной культуры Возрождения | Северное Возрождение. Французский Ренессанс. | Выделять характерные черты Возрождения в странах Западной Европы. Раскрывать влияние Возрождения на повседневную жизнь. Оценивать историческое значение Возрождения. | 14.10 | |
15 | Контрольная работа «Мир в начале нового времени» | Основные итоги и характерные черты развития стран | Проверка на знание хронологии, терминологии, установление причинно-следственных связей | 20.10 | |
16 | Рождение новой европейской науки | Повседневная жизнь эпохи Возрождения. Французское Просвещение. Монтескье, Вольтер, Дидро.. Ж.-Ж. Руссо и его учение | Выделять характерные черты Возрождения в странах Западной Европы. Раскрывать влияние Возрождения на повседневную жизнь. Оценивать историческое значение Возрождения. Давать описание произведений искусства. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях европейского Возрождения. Подбирать из интернет- ресурсов материал об искусстве, архитектуре и скульптуре в странах Западной Европы в эпоху Возрождения | 21.10 | |
17 | Начало реформации в Европе. Обновление христианства. | Причины и распространение Реформации в Европе | Раскрывать причины возникновения и выделять характерные черты исторического явления: Реформации. Подготавливать сообщения о выдающихся деятелях Реформации: Мартин Лютер. Оценивать итоги Реформации в Германии. Использовать историческую карту при освещении исторических событий. Извлекать информацию из исторического источника: воззвания | 27.10 | |
18 | Распространение реформации в Европе. Контрреформация | Учение Мартина Лютера. Содержание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контрреформация, | 10.11 | |
19 | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | Содержание и методы королевской Реформации, Мария Кровавая и контрреформация, укрепление англиканской церкви, борьба с Испанией за морское господство | Характеризовать политическое устройство Англии и новые явления в социально-экономической жизни страны. Раскрывать понятия: «новые дворяне», «огораживание». Определять причины превращения Англии в морскую державу. Объяснять цели и результаты политической деятельности Елизаветы Английской. Подготавливать сообщения о деятелях культуры Англии. Подбирать из интернет-ресурсов материал о культуре тюдоровской Англии | 11.11 | |
20 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Причины религиозных войн, деятельность Ришелье и Генриха IV, складывание абсолютной монархии, французский вариант абсолютной монархии | Характеризовать политическое устройство Франции и особенности социально-экономического развития страны. Раскрывать понятия «бюрократия», «дворянство мантии», «дворянство шпаги», «рантье». Объяснять различия между французским дворянством и «новыми дворянами» в Англии. Определять предпосылки гугенотских войн и их последствия. Составлять характеристику исторического деятеля: Франциск I, Генрих IV. Использовать карту для характеристики экономического развития Франции в XVII в. | 17.11 | |
| II Раздел. Первые революции нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) | | |
21 | Освободительная война в Нидерландах. | Причины, ход, итоги революции, рождение республики, значение Нидерландской революции | Определять причины расцвета и упадка Голландской республики. Определять, чем государственное устройство Нидерландов в этот период отличается от устройства других европейских государств. Оценивать произведения голландского искусства. Показывать по карте ход военных действий и территориальные изменения по итогам войны. Анализировать под руководством учителя фрагмент документа международно-правового характера | 18.11 | |
22 | Парламент против короля. | Англо-голландские войны. Войны Людовика XIV. Крест против полумесяца. Борьба за Балтику и начало Великой Северной войны. Война за испанское наследство. Завершение Великой Северной войны. | Характеризовать особенности международных отношений второй половины XVII — начала XVIII в. Раскрывать влияние войны на расстановку политических сил в Европе и мире. Составлять хронологическую таблицу. Локализировать исторические события на карте и использовать её данные в ответе. Составлять развёрнутый план по одному из разделов параграфа. Извлекатьинформацию из документа международно-правового характера. | 24.11 | |
23 | Путь к парламентской монархии. | 25.11 | |
24 | Международные отношения в конце XV – XVII в. | 01.12 | |
25 | Традиционные общества Востока. Начало европейской цивилизации. | Расцвет Османской империи. Балканы под турецким господством. Начало упадка Османской империи. Персия под властью Сефевидов. | Сравнивать положение двух ближневосточных держав — Османской империи и Персии. Определять с помощью карты, как менялись границы государств, и делать опосредованные выводы. Извлекать информацию из документа международно- правового характера. Характеризовать своеобразие культуры Османской империи, используя иллюстрации из учебника. | 02.12 | |
26 | Контрольная работа «Первые революции нового времени» | Основные итоги и характерные черты развития стран | Осмыслять исторический опыт, сравнивать объекты по определённым признакам; понимать культурное многообразие мира; высказывать аргументированное собственное суждение. | 8.12 | |
27 | Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | Регулирование государством хозяйственной жизни. Общины и сословия. Труд и религии. | Характеризовать политическое устройство стран и особенности их социально-экономического развития. Определять причины расцвета и упадка | 9.12 | |
28 | Индия, Китай и Япония: начало европейской колонизации | Великие Моголы, реформы Акбара. Ост – Индийская компания. Японский сёгунат. | 15.12 | |
| III Раздел. Создание Московского царства | | |
29 | Создание Московского государства. Василий III и его время | Завершение складывания территории единого Российского государства при Василии III, Внешняя политика Василия III. | Показывать на карте территории, вошедшие в состав единого Российского государства при Василии III. Определять основные события внутриполитической жизни. | 16.12 | |
30 | Русское государство и общество. | Территория и население. Государственное управление. Характер политической власти московских государей. Особенности социально-экономического развития. Верхи и низы общества. Появление теории «Москва — Третий Рим». | Давать определения понятий: посад, местничество, служилые люди, приказы, самодержавие, мир, «Москва — Третий Рим». Объяснять суть теории «Москва — Третий Рим» и последствия ее появления для государственной власти и идеологии. Показывать на карте территорию и главные города Московского государства в середине XVI в. Характеризовать социально- экономическое и политическое развитие Русского государства в середине XVI в. | 22.12 | |
31 | Начало реформ. | Осуществление серии государственных преобразований. Судебник 1550 г. Создание правовой базы для расширения реформ. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Отмена кормлений. Реформа центрального управления. Система приказов. А. Адашев во главе Челобитного приказа. И. Висковатый во главе Посольского приказа. | Давать определения понятий: стрельцы, сословно-представительная монархия. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. для развития Российского государства, структурировать информацию в таблице. Рассказывать о функциях основных органов власти на основе схемы и текста учебника. Анализировать исторические документы, сравнивая положение различных слоев населения и политику власти. Давать оценку проведенных реформ, приводить аргументы. Осуществлять поиск информации в дополнительных источниках для подготовки сообщения/ презентации о деятелях Избранной рады. Актуализировать знания по всеобщей истории о деятельности английского короля Генриха VIII и сравнивать ее с деятельностью Ивана IV. | 23.12 | |
32 | Избранная Рада. | 12.01 | |
33 | Строительство царства | Судебник. Реформа местного и центрального управления. «Лишняя власть» | 13.01 | |
34 | Военная реформа | Военная реформа. Создание стрелецких полков. Уложение о службе. | 19.01 | |
35 | Церковный собор. Реформы Ивана IV | «Стоглав» церкви. Земские соборы, централизация, новая система государственного управления. | 20.01 | |
36 | Внешняя политика Ивана IV | «Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав России. Многонациональный состав Российского государства. Русско- английские отношения. Архангельск — «северные ворота» России | Давать определение понятия засечная черта. Определять основные направления и цели внешней политики Ивана IV. Характеризовать внешнюю политику на южном и восточном направлениях. | 26.01 | |
37 | Поход Ермака | Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири | Объяснять значение присоединения Западной Сибири к России. Описывать иллюстрации в учебнике, составлять по ним рассказ. | 27.01 | |
38 | Опричнина. | Учреждение опричнины. В поисках смысла. Царство террора. | Объяснять значения понятий: опричнина, земщина, деспотия, конфискация земель. Анализировать обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Высказывать свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков работ историков. Давать моральную оценку поступков и поведения исторических персонажей. Составлять характеристику (исторический портрет) Ивана IV. Сравнивать политику реформ Избранной рады и политику опричнины. Актуализировать знания по всеобщей истории о борьбе между гугенотами и католиками во Франции, сравнивать события Варфоломеевской ночи с погромом Новгорода Иваном Грозным в 1570 г. | 02.02 | |
39 | Итоги правления Ивана IV | .Разорение страны. Введение заповедных лет. | Давать определения понятий: заповедные лета, крепостное право, казачество. | 03.02 | |
40 | Ливонская война | Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Князь А. Курбский, начало переписки с царем. | Составлять хронологическую таблицу хода Ливонской войны. Показывать на исторической карте военные походы Ивана IV, места основных сражений. Используя карту, характеризовать рост территории Российского государства. Объяснять значение присоединения Поволжья, открытие порта Архангельска. | 9.02 | |
41 | Русская культура в XVI веке. Век публицистики. | Образование. Иконопись и прикладное искусство. Книгопечатание. | Понимать, что книгопечатание положило начало ускоренному распространению информации. Находить в документе ответы на поставленные вопросы. Группировать исторические памятники эпохи. Использовать терминологию историка в практической работе: «исторический источник», «документ», «памятник», «остатки прошлого». Объяснять, почему репродукции картин не являются историческими источниками. Составлять рассказ, используя картину художника. | 10.02 | |
42 | Культурное развитие в XVI веке. | Архитектура. Высокая культура и культура низов. Домострой. Публицистика. Духовный мир человека XVI в. | Давать определения понятий: публицистика, книгопечатание, скоморохи, шатровый стиль. Характеризовать влияние политических процессов, происходивших в России XVI в., на развитие культуры. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры; объяснять, в чем состояло их назначение; оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России XVI в. Объяснять, почему XVI в. назван «веком публицистики», выделять основные проблемы, обсуждаемые авторами произведений. Объяснять значение появления книгопечатания на Руси. Рассказывать о нравах и быте русского общества XVI в. (используя отрывки из «Домостроя» и записок иностранцев, изобразительные материалы и др.). | 16.02 | |
| IV Раздел. Смута в России | | |
43 | Кризис власти на рубеже XVI- XVIII вв. | Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. | Объяснять значение понятия Смутное время. Раскрывать причины Смуты, объяснять, как они связаны с царствованием Ивана Грозного. | 17.02 | |
44 | Россия при Борисе Годунове | Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601— 1603 гг. и обострение социально- экономического кризиса. | Давать оценку личности и деятельности Бориса Годунова, составлять его исторический портрет. Составлять рассказ по картине (иллюстрации). | 2.03 | |
45 | Начало смуты. | Причины Смуты. Личность Лжедмитрия I. Пребывание в Речи Посполитой, поход на Москву. Конец династии Годуновых. | Давать определения понятий: самозванство, крестоцеловальная запись. Характеризовать особенности самозванства в России в XVI в., объяснять, почему самозванцев поддерживали широкие слои населения. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I. | 3.03 | |
46 | Самозванец на престоле. | Самозванцы и самозванство. Приход Лжедмитрия I к власти и его политика. Женитьба самозванца. Марина Мнишек, поляки в Москве. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. «Боярский царь» Василий Шуйский. Крестоцеловальная запись. Политика Василия Шуйского. | Характеризовать личность и деятельность Лжедмитрия I. Объяснять причины быстрого успеха и падения Лжедмитрия I. Характеризовать историческое значение крестоцеловальной записи Василия Шуйского. Давать моральную оценку поступков исторических персонажей. Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России». | 9.03 | |
47 | Контрольная работа по теме: «Создание Московского государства» | Обобщение знаний хронологии, терминологии, установление причинно-следственных связей. | Проверка на знание хронологии, терминологии, установление причинно-следственных связей | 10.03 | |
48 | Власть и народ | Восстание И. Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско- литовских отрядов. Тушинский лагерь. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор об избрании на престол Владислава. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое ополчение | Давать определения понятий: Семибоярщина, Первое ополчение. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения. Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России». Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты. Объяснять причины начала освободительного движения, неудачи Первого ополчения. Давать моральную оценку действий исторических персонажей. Характеризовать роль патриарха Гермогена и Русской православной церкви в борьбе с интервентами. | 16.03 | |
49 | Окончание смуты. | Создание Второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Совет всей земли». Поход на Москву. Освобождение столицы в 1612 г. | Давать определения понятий: Второе ополчение, гетман. Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения. Систематизировать исторический материал в форме хронологической таблицы «Смутное время в России». Характеризовать значение деятельности К. Минина и Д. Пожарского для освобождения страны. | 17.03 | |
50 | Новая династия | Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Романова. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Поход Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Составлять таблицу «Правители Смутного времени». Объяснять причины выбора на царство М. Ф. Романова. Характеризовать основные направления внутренней и внешней политики Михаила Романова. | 23.03 | |
51 | Обобщающий урок по теме: «Смута в России» | Обобщение знаний хронологии, терминологии, установление причинно-следственных связей | Систематизировать исторический материал о Смутном времени. Высказывать суждения о деятелях Смутного времени. Выполнять контрольные тестовые задания по истории Смутного времени (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте). | 24.03 | |
| V Раздел. «Богатырский век» | | |
52 | Социально – экономическое развитие России | Территория и население страны. Освоение новых территорий. Строительство засечных черт. Восстановление и рост сельского хозяйства. Ремесленное производство. Первые мануфактуры. А. Виниус. Ярмарки. Начало формирования всероссийского рынка. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. | Давать определения понятий: мануфактура, ярмарка, слобода, всероссийский рынок. Использовать исторические карты при характеристике экономического развития России в XVII в. Характеризовать прогресс в сельском хозяйстве в XVII в. Определять новые черты в экономике России. Объяснять причины и последствия новых явлений в экономике России. Характеризовать российские мануфактуры в XVII в., сравнивать их с западноевропейскими. Доказывать, что в стране формировался всероссийский рынок. | 6.04 | |
53 | Сословия в XVII в.: «верхи» общества. | Социальная структура российского общества. Государев двор, служилые люди «по прибору» и «по отечеству». Категории дворян. Особенности дворянской службы. Рост поместного землевладения. Противоречия внутри дворянского сословия. Стрельцы, пушкари, воротники. Стрелецкие полки. Духовное сословие. Белое и черное духовенство. Структура и привилегии Русской православной церкви | Давать определения понятий: сословие, дворянство, духовенство. Характеризовать привилегированные сословия в России XVII в. Определять причины недовольства дворян и их требования. Сравнивать положение служилых людей «по отечеству» и «по прибору». Актуализировать знания по всеобщей истории о положении привилегированного сословия в Европе, сравнивать с положением российского привилегированного сословия. | 7.04 | |
54 | «Низы» общества | Податные сословия. Государево тягло. Категории крестьянства. Виды и размеры повинностей. Закрепощение крестьян. Города и их жители. Количество и размеры городов. Занятия посадского населения. Посадское тягло. Городские общины. Экономическая политика правительства. Купечество. Торговый и Новоторговый уставы. | Давать определения понятий: посадские люди, черносошные крестьяне, частновладельческие крестьяне. Характеризовать правовой статус низших сословий в России XVII в. Сравнивать положение черносошенных и частновладельческих крестьян. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять значение введения Торгового и Новоторгового уставов. | 13.04 | |
55 | Экономическая политика | Сельское хозяйство. Ремесло и мануфактура. Новое в торговле | Объяснять, как хозяйственная специализация районов способствовала складыванию всероссийского рынка. Сравнивать ремесленную мастерскую и мануфактуру. Сравнивать состояние хозяйства страны в эпоху Смуты и во второй половине XVII в. | 14.04 | |
56 | Государственное устройство России в XVII в. | Правление Михаила Федоровича. Царская власть. Патриарх Филарет. Состав и компетенция Боярской думы. Ослабление роли Земских соборов в государственной жизни. Приказная система. Отраслевые и территориальные приказы. Приказное делопроизводство. Местное управление, воеводы. Преобразования в армии. Создание полков нового (иноземного) строя. | Давать определения понятий: городовой, воевода, полки нового (иноземного) строя. Анализировать отрывки из записок Г. К. Котошихина; использовать их для характеристики государственного устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. Характеризовать власть первых Романовых; сравнивать ее с властью Ивана Грозного. Описывать заседания Боярской думы и работу приказов; характеризовать сильные и слабые стороны приказной системы. Объяснять причины реорганизации вооруженных сил. | 20.04 | |
| VI Раздел. «Бунташный век» | | |
57 | Внутренняя политика царя Алексея Михайловича | Начало правления Алексея Михайловича. Роль Б. И. Морозова в государственных делах. Укрепление южных границ государства, увеличение расходов. Рост налогов. Л. А. Плещеев. Соляной бунт в Москве. Требования посадского населения. Расправа с боярами. Подавление бунта. Псковско- Новгородское восстание 1650 г. | Давать определение понятия городские восстания. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; составлять его исторический портрет. Объяснять причины и последствия Соляного бунта, Псковского восстания. | 21.04 | |
58 | Формирование абсолютизма | Эволюция Земских соборов в XVII в. как один из факторов формирования самодержавной власти царя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Изменения в положении посадского населения. Государственный строй России: от сословно-представительной монархии к абсолютной. Закрепление социального статуса царя в Соборном уложении. Создание приказа Тайных дел. Модернизация армии. Окружение царя Алексея Михайловича. Придворная жизнь | Объяснять значения понятий: абсолютная монархия, Соборное уложение (с привлечением знаний из курса всеобщей истории). Соотносить понятия: монархия, абсолютная монархия, сословно- представительная монархия, самодержавие. Объяснять, как изменялись функции отдельных органов власти в системе управления государством на протяжении XVII в. Характеризовать структуру и деятельность Земских соборов. Доказывать, что в середине XVII в. в России начинает формироваться абсолютная монархия. Определять значение принятия Соборного уложения 1649 г. Составлять характеристику (исторический портрет) Алексея Михайловича. | 27.04 | |
59 | Церковный раскол | Роль православной церкви в духовной и политической жизни страны. Изменения в положении церкви после принятия Соборного уложения. Патриарх Никон. Предпосылки преобразований. Церковная реформа: изменения в книгах и обрядах. Конфликт между Алексеем Михайловичем и Никоном. Осуждение Никона. Раскол в церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества | Давать определения понятий: раскол, старообрядчество. Характеризовать роль православной церкви в жизни Российского государства в XVII в. Объяснять причины поддержки светской властью церковных реформ. Определять причины, суть и последствия церковного раскола. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства». Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (использовать для подтверждения своего мнения отрывки из исторических источников). Давать оценку поступков исторических персонажей. | 28.04 | |
60 | Священство и царство | 4.05 | |
61 | Народный ответ | Главные причины социальных конфликтов XVII в. Формы народного протеста. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Подавление восстания. Отмена медных денег. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Донские казаки. Восстание под предводительством Степана Разина: движущие силы, территория, основные события. Разгром восставших. Казнь Разина. | Давать определение понятия войсковой круг. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений (используя историческую карту). Раскрывать причины и последствия народных движений в России XVII в. Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия. Рассказывать о восстании под предводительством Степана Разина по плану (используя историческую карту). Характеризовать личность и поступки Степана Разина, значение народной войны под его предводительством. | 5.05 | |
62 | Итоговая контрольная работа | Обобщение знаний хронологии, терминологии, установление причинно-следственных связей | Проверка на знание хронологии, терминологии, установление причинно-следственных связей | 11.05 | |
| VII Раздел. Россия на новых рубежах | | |
63 | Внешняя политика России в XVII в. | «Главные задачи русской дипломатии. Контакты со странами Европы и Азии. Смоленская война. Поляновский мир | Давать определение понятия старшина. Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в. на западе и юге, а также ход войн и направления военных походов. Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информацию о внешней политике в форме таблицы «Внешняя политика России в XVII в.». | 12.05 | |
64 | Война с Речью Посполитой, Османской империей и Калмыцким ханством | . Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Конфликты с Османской империей. Чигиринская война и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России с Калмыцким ханством. | Раскрывать причины и последствия присоединения Украины к России; аргументировать оценку этого события. Актуализировать знания по всеобщей истории о войнах в Европе в XVII в. Сравнивать войну России с Речью Посполитой и Тридцатилетнюю войну. Искать дополнительную информацию для подготовки сообщения о деятельности Посольского приказа в XVII в. | 18.05 | |
65 | Освоение Сибири и дальнего Востока | Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна рекиАмур. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор с Китаем. Освоение новых территорий. Ясачное налогообложение. Прекращение межплеменных усобиц у коренных народов Сибири. | Давать определения понятий: острог землепроходцы, ясак. Характеризовать особенности жизни и быта местного населения Сибири и Дальнего Востока. Раскрывать причины и последствия продвижения русских в Сибирь и на Дальний Восток в XVII в. Характеризовать взаимоотношения русских людей с местным населением. Объяснять причины заключения Нерчинского договора и уступок России. Показывать по карте территории, присоединенные в ходе экспедиций Василия Пояркова, Ерофея Хабарова, Семена Дежнева. Объяснять, почему ученые характеризуют эти открытия как Великие географические. Давать оценку личности и деятельности русских первопроходцев. | 19.05 | |
66 | Политика Федора Алексеевича Романова | Царь Федор Алексеевич. Борьба в боярской верхушке. Назревание реформ, их возможные сценарии. Административные реформы. Создание Расправной палаты, укрупнение приказов. Отмена местничества. Налоговая реформа, введение подворного обложения. Изменения в образе жизни. Проекты создания учебных заведений. Симеон Полоцкий. | Давать определение понятия даточные люди. Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича. На основе текста учебника составлять таблицу «Реформы Федора Алексеевича» и характеризовать причины и последствия реформ. Указывать особенности духовной и культурной жизни в период правления Федора Алексеевича. Сравнивать политику Федора Алексеевича и Алексея Михайловича. | 25.05 | |
67 | Борьба за власть в конце XVII в. | Воцарение Петра I. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Царевна Софья Алексеевна. «Хованщина». Регентство Софьи. В. В. Голицын. Внешняя политика. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. Начало самостоятельного правления Петра I. | Характеризовать обстоятельства воцарения Петра. Объяснять причины борьбы за власть между различными группировками при дворе, временной победы царевны Софьи, утверждения на престоле Петра I. Высказывать предположение о том, как события Стрелецкого бунта 1682 г. могли повлиять на характер и деятельность Петра. Характеризовать значение и последствия «вечного мира» с Польшей. Выделять основные направления деятельности князя В. В. Голицына, используя текст параграфа и документ. Оценивать политику царевны Софьи. Выделять предпосылки петровских преобразований, актуализируя знания по истории XVII в. Формулировать ответ на главный вопрос урока и обосновывать его. | 26.05 | |
68 | Культура России в XVII в. | Обмирщение культуры. Новые литературные жанры. Посадская сатира XVII в. «Житие» протопопа Аввакума. Новые тенденции в архитектуре. Дивное узорочье. Запрет на сооружение шатровых храмов. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живопись. Мастера Оружейной палаты. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги В. Бурцова, К. Истомина, М. Смотрицкого. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко- латинская академия. | Объяснять понятия: обмирщение культуры, парсуна, нарышкинское (московское) барокко. Характеризовать особенности развития отечественной культуры в XVII в. в сравнении с предшествующим периодом. Доказывать, что культура XVII в. была переходным периодом от традиции к новаторству, систематизировать аргументы в таблице. Объяснять, как изменения в экономической, социальной, политической жизни общества отразились в культуре. Готовить сообщение/презентацию о памятниках культуры и их создателях, осуществляя поиск дополнительной информации. | 30.05 | |