№ п/п | Наименование темы урока | Дата проведения | Формы контроля |
план | факт |
1 | Любите читать. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. | | | Фронтальная беседа |
Из устного народного творчества (5) |
2 | Русские былины и их герои. «Святогор и тяга земная» | | | Фронтальный опрос |
3 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К.Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | | | Индивидуальный контроль, |
4 | В художественном мире былины. Тамбовские говоры и их роль в культурной самоидентификации. | | | Тематический контроль, групповой |
5 | Русские народные песни. Обрядовая и необрядовая поэзия. Лиро-эпические песни. | | | Комбинированный |
6 | В художественном мире народной песни. Игровой тамбовский фольклор. | | | Фронтальный, групповой |
Из древнерусской литературы (2) |
7 | Из «Повести временных лет» «…И вспомнил Олег коня своего…» | | | Тематический контроль, групповой |
8 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности. | | | Индивидуальный контроль |
Из русской литературы XVIII века (6) |
9 | Классицизм как литературное направление 18 века | | | Тематический контроль, групповой |
10 | М.В. Ломоносов Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия…». Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке». Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы. | | | Выразительное чтение наизусть фрагмента |
11 | Г.Р. Державин «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом. | | | Развёрнутый (аргументированный) ответ на вопрос |
12 | Д.И. Фонвизин Основные этапы жизни и творчества | | | Устные ответы |
13 | Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль». Основной конфликт пьесы и ее проблематика. | | | Цитаты-характеристики героев, рассказ о герое |
14 | Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии Сочинение по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | | | Тематический контроль, групповой |
Из литературы XIX века (22) |
15 | А.С.Пушкин. После лицея. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Анчар» Человек и природа в поэзии Пушкина. «Туча». | | | Анализ стихотворений и выразительное чтение наизусть. |
16 | «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописи и балладе Пушкина. | | | Поиск материала по темам: «Творческая история создания произведения «Песнь о вещем Олеге», «Судьба Олега в летописи и балладе Пушкина» |
17 | Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Пушкин и духовные традиции тамбовщины.. | | | Отрывок наизусть или подбор цитаты к пунктам плана: 1) Начало боя. 2) Появление Петра. 3)Карл XII. 4) Битва в разгаре. 5) Победа. 6) Пир Петра |
18 | М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Родина», «Три пальмы». Родина в лирическом и эпическом произведении. | | | Выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина» , составление словаря лексики стихотворения. отработка навыка анализа стихотворения; сочинение–эссе по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Родина» |
19 | Проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. | | | Устные ответы |
20 | «Песня про купца Калашникова». Фольклорные элементы. Художественное богатство «Песни...». Пороки и достоинс тва человека в творчес тве М.Ю. Лермонтова («Тамбовская казначейша»). | | | Индивидуельный |
21 | Тамбовские дворяне – поэты, писатели, переводчики. Бог, отечество и человек в творчестве Е.А. Боратынского. | | | Индивидуельный |
22 | Н.В.Гоголь Тема изображения чиновничества и «маленького человека». Повесть «Шинель»: основной конфликт, трагическое и комическое. | | | Сообщение о Гоголе |
23 | И.С.Тургенев Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева). | | | Письменный ответ на вопрос |
24 | «Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство. | | | Письменный ответ на вопрос |
25 | Н.А.Некрасов Краткие сведения о поэте. «Вчерашний день часу в шестом…», Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». «Доля народа» – основная тема произведений, | | | Комментированное чтение отрывков. Подготовка к аналитической беседе. |
26 | М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета, проблематика. | | | Литературная викторина. Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
27 | Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». | | | Различные виды пересказа, письменный отзыв о прочитанной сказке. |
28 | Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | | | Рассказ очевидца обороны Севастополя в форме письма с фронта. |
29 | Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего». | | | Письменный ответ на вопрос |
30 | Н.С.Лесков «Левша»: особенность проблематики и центральная идея сказа. | | | Краткий пересказ. |
31 | Н.С.Лесков «Левша»: образный мир произведения. Изложение на тему «левша в гостях у англичан». | | | Написать отзыв о проблематике в сказе Лескова. |
32 | Ф.И.Тютчев. Философская лирика. «С поляны коршун поднялся», «Фонтан». Темы человека и природы. | | | Написать отзыв об образах в сказе Лескова. |
33 | А.А.Фет Русская Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. | | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
34 | Произведения русских поэтов 19 века о России (Языков, Никитин, Майков, Толстой). Любительское литературное творчес тво в Тамбовской губернии пер. пол. XIX века. | | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
35 | А.П.Чехов «Хамелеон»: Своеобразие сюжета. Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. | | | Устные ответы |
36 | А.П. Чехов «Смерть чиновника»: Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя. Контрольная работа «Литература 19 века». | | | Индивидуельный, письменный |
Из литературы ХХ века (18) |
37 | И.А.Бунин Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ стихотворения |
38 | Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа | 1 | | Выразительное чтение, различные виды пересказа. |
39 | А.И. Куприн Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея. Сочинение-характеристика литературного героя. | 1 | | Отзыв на эпизод, составление плана ответа. |
40 | М. Горький Автобиография | 1 | | Выборочный пересказ, чтение всей повести. Обсуждение наиболее запомнившихся эпизодов. |
41 | М. Горький «Детство» (выборочные главы). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе. «Челкаш». | 1 | | |
42 | М. Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. | 1 | | Развернутые ответы на вопросы. |
43 | А. Грин Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Романтические традиции. Экранизации повести. | 1 | | Развернутые ответы на вопросы. |
44 | В.В.Маяковский Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
45 | С.А. Есенин «Гой ты, Русь моя родная», «Каждый труд благослови, удача!», «Спит ковыль. Равнина дорогая…». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. Анализ стихотворений |
46 | С.А.Есенин «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. | 1 | | |
47 | И.С.Шмелёв Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. | 1 | | Составление плана рассказа и пересказ по нему. |
48 | И.С. Шмелёв Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы. Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова. | 1 | | |
49 | М.М. Пришвин « Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | | Составление тезисов. |
50 | К.Г. Паустовский Повесть «Мещерская сторона». Мир природы. | 1 | | Пересказ |
51 | Человек и природа, малая родина в творчестве Паустовского. | 1 | | |
52 | Н.А.Заболоцкий Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
53 | А.Т.Твардовский «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…». Основные мотивы военной лирики поэта. | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
54 | А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга. | 1 | | |
55 | Лирика поэтов-участников Великой Отечественной войны (Н.П.Майоров, Б.А. Богатков, М. Джалиль, Вс. Н. Лобода) | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
56 | Б.Л. Васильев«Летят мои кони» (фрагмент). «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для идеи произведения; проблема истинного и ложного. | 1 | | Пересказ содержания. Комментирование эпизода. |
57 | Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Разоблачение равнодушия и лицемерия. | 1 | | |
58 | В.М.Шукшин Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. | 1 | | Пересказ |
Поэты ХХ века о России (2) |
59 | Поэты ХХ века о России (Г.Тукай, А.Ахматова, М. Цветаева, И. Северянин, Н. Рубцов, Я.Смеляков) | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
60 | Поэты ХХ века о России (А.Фатьянов, А.Яшин, К.Кулиев, Р.Гамзатов, А.Вознесенский, А.Дементьев) | 1 | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
Из зарубежной литературы (7+1) |
61 | У.Шекспир. Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира | | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
62 | М. Басё. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. | | | Выразительное чтение стихотворения наизусть. |
63 | Р.Бёрнс. Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе. | | | Выразительное чтение стихотворения |
64 | Р.Л.Стивенсон. Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя. | | | Пересказ |
65 | А. де Сент-Экзюпери. Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. | | | Рисунки детей по мотивам «Маленького принца». Пересказ |
66 | А. де Сент-Экзюпери. Основные события и позиция автора. | | | |
67 | Янка Купала Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | | | Письменный развёрнутый ответ на вопрос «В чём жизненный путь поэта схож с биографиями других известных вам писателей?» |
68 | Итоговая контрольная работа. Подведение итогов | | | |