ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету
«Логопедические занятия» - 5 класс (вариант 1)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс относится к коррекционно-развивающей области «коррекционные занятия и ритмика» и являются обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе рассчитана на 35 часов (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю в форме групповых занятий.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 5 классе определяет следующую цель и задачи:
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном материале по основным лексическим темам;
умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения собеседника;
умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
различать предлоги и приставки;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное, определять падежные окончания;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
писать под диктовку простой текст;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
выделять родственные слова из текста;
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
различать приставку и предлог по их значению;
проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять лексическое значение слов;
изменять имена существительные по числам и падежам;
составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в предложении, знаки препинания в конце предложений;
соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами;
писать под диктовку тексты (40-45 слов);
работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль;
владеть различными видами пересказов;
усваивать лексику через речевую практику.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Система оценивания является безотметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.
Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта.
Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
высокий – 100 - 80%;
выше среднего – 79,9 -65%;
средний – 64,9 - 45%;
низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема. | Кол.-во часов | Дата | Программное содержание |
5 класс (вариант 1), предмет «Логопедические занятия» |
на 2025-2026 учебный год |
РАЗДЕЛ 1: Обследование устной и письменной речи. |
1. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | 1 | | Выявление умения произносить тот иной звук изолированно, в слове, в предложении. Придумывание короткой фразы с заданным словом предъявляемых. |
2. | Обследование экспрессивной стороны речи и импрессивной стороны речи. | 1 | | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. |
3. | Обследование связной речи, словарного запаса. | 1 | | Выявление уровня сформированности развернутого самостоятельного высказывания. |
4. | Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слова. | 1 | | Выявление правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа. Произнесение звуков в слове, определение их количества и последовательность. |
5. | Обследование навыка чтения. | 1 | | Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста. |
6. | Обследование навыка письма. | 1 | | Написание диктанта. |
РАЗДЕЛ 2: Гласные и согласные звуки и буквы. |
7. | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Различение понятий «гласный звук», «согласный звук». Выделение в словах гласных и согласных звуков. Подбор слов на заданный согласный/гласный звук. Развитие умения определять наличие или отсутствие изучаемого звука в слове. Развитие слухового восприятия. |
РАЗДЕЛ 3: Согласные звуки и буквы. |
8. | Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь (в середине и конце слова). Тренировочные упражнения. | 1 | | Различение твердых и мягких согласных. Называние мягкого согласного. Чтение слов парами. Сравнение пар слов по смыслу, звучанию и написанию. Изменение слов с помощью мягкого знака. Закрепление умения объяснить правописание слов с мягким знаком на конце. Развитие фонематического слуха. |
9. | Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2 ряда. | 1 | | Развитие умения слышать мягкие согласные перед гласными звуками второго ряда. Развитие умения правильно подбирать пропущенную гласную букву. Запись слов под диктовку. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
10. | Тренировочные упражнения по развитию умения обозначать мягкость согласных посредством гласных 2 ряда. | 1 | |
11. | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | | Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными на конце слов. Различение слов, отличающихся последним согласным звуком по значению. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
12. | Смыслоразличительная роль согласных. | 1 | |
13. | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 | | Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
14. | Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. Тренировочные упражнения. | 1 | |
15. | Непроизносимые согласные в словах, способы проверки правописания. | 1 | | Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
16. | Тренировочные упражнения по развитию умения проверять правописание непроизносимых согласных в словах. | 1 | |
РАЗДЕЛ 4: Предложение. Текст. |
17. | Согласование глагола с именем существительным в роде и числе. | 1 | | Согласование слов в предложении с данными словами в различных формах. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление предложений со словами, данными в начальной форме. Укрепление речевого внимания. |
18. | Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. | 1 | | Закрепление знаний о согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Составление предложений с именами прилагательными. Выделение имен прилагательных из предложения. Дополнение предложений словами-признаками. |
19. | Тренировочные упражнения по грамматическому оформлению предложения и его распространению. | 1 | | Составление предложений из данных слов по вопросам, картинкам. Выделение главных слов в предложении. Распространенного предложения. Определение последовательности слов в предложении. |
20. | Управление. Винительный падеж. | 1 | | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
21. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кого? что? | 1 | | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
22. | Управление. Родительный падеж. | 1 | | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
23. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кого? чего? | 1 | | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
24. | Управление. Дательный падеж. | 1 | | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
25. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? | 1 | | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
26. | Управление. Творительный падеж. | 1 | | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
27. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы кем? чем? | 1 | | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
28. | Управление. Предложный падеж. | 1 | | Развитие умения дополнять предложения по вопросам учителя-логопеда. Развитие умения отвечать на вопросы полным предложением с соблюдением правильного использования предложно-падежных конструкций. Дополнение предложений, подходящими по смыслу словами. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
29. | Словоизменение существительных. Слова, отвечающие на вопросы на (в) ком? на (в) чем? | 1 | | Упражнения в составлении предложений из данных слов. Дополнение словосочетаний и предложений по вопросам и картинкам. Воспитание чувства языка. Развитие слухового внимания. |
30. | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. | 1 | | Развитие умения отличать предложение от текста. Деление текста на предложения. Определение границ предложения по интонации и смысловым вопросам. Правильное обозначение на письме начала и конца предложения. Развитие слухового вербального анализа и синтеза смысловой и интонационной законченности предложений. |
РАЗДЕЛ 5: Состав слова. Словообразование. |
31. | Безударные гласные в корне слова. | 1 | | Выделение безударного слога и безударной гласной. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
32. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: -инк-, -ушк-, -ишк-, - ок -, - к-. | 1 | | Образование слов, обозначающих предметы при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. |
33. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: уменьшительно-ласкательных с помощью суффиксов: - ек-, -ик-, - очк -, - ечк -. | 1 | |
34. | Анализ способов образования слов, обозначающих предметы: с помощью приставок. | 1 | | Развитие умения образовывать слова, обозначающие предметы приставочным способом. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления |
РАЗДЕЛ 6: Обследование устной и письменной речи. |
35. | Обследование устной речи. | 1 | | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста. |
36. | Обследование письменной речи. | 1 | | Написание диктанта. Работа над ошибками. |
37. | Слова, обозначающие признак предмета. Имя прилагательное. | 1 | | Углубление представления о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов. Закрепление знаний о словах, обозначающих признак предмета. Развитие умения ставить к слову, обозначающему признак предмета, вопрос. Развитие слухового внимания и памяти. |