Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство».
У обучающихся будут сформированы:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Обучающийся получит возможность научиться:
умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
осознавать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Обучающийся получит возможность научиться:
владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
характеризовать персонажей произведения искусства;
группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
конструировать объекты дизайна.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.
У обучающихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
Обучающиеся овладеют:
способностью эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Обучающиеся будут знать:
виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
Обучающиеся научатся:
основные виды и жанров пространственно-визуальных искусств;
пониманию образной природы искусства;
эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоят названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способности использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способности передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умению компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
умению применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
умению характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умению рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умению приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций;
видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы.
2.Содержание учебного предмета 2 КЛАСС
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Правила техники безопасности на уроках ИЗО. Три основные краски, строящие многоцветие мира. Изображение цветов по памяти и с натуры.
Пять красок – всё богатство цвета и тона. Изображение осеннего леса по памяти и впечатлению.
Выразительные возможности отпечатка. Работа по памяти и впечатлению. Коврик на тему осенней земли с опавшими листьями.
Натюрморт из овощей и фруктов. Рисование с натуры натюрморта.
Звери в лесу. Рисование диких животных по памяти и представлению.
Грибы Башкортостана. Рисование с натуры и по памяти грибов.
Древние обитатели Башкортостана. Рисование по памяти и представлению динозавров.
Реальность и фантазия
Изображение и реальность. Изображение по памяти и представлению домашнего животного.
Наши друзья: птицы .Рисование по памяти и с натуры домашней птицы по выбору.
Украшение и фантазия. Декоративное рисование. Украшение кокошника.
Комнатные растения. Рисование с натуры комнатных цветов.
Обитатели подводного мира. Рисование по памяти и представлению аквариумной рыбки и разукрашивание её тёплыми и холодными цветами.
Постройка и фантазии. Изображение по представлению фантастических зданий, фантастического города.
Выразительные возможности графических материалов. Изображение зимнего леса по памяти и представлению.
«Братья Мастера всегда работают вместе. Обобщение темы. Изображение по представлению и украшение ёлочных игрушек в виде людей. зверей, растений.
О чём говорит искусство
Образ человека и его характер. Рисование по памяти и представлению фигуры человека. Выполнение упражнений на построение.
Выражение характера человека в изображении; Сказочный мужской образ. Рисование по памяти и представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру.
Выражение характера человека в изображении; Сказочный женский образ. Рисование по памяти и представлению противоположных по характеру сказочных женских образов.
Выражение характера изображаемых животных. Рисование с натуры и по памяти игрушечных животных.
Изображение природы Башкортостана в разных состояниях. Рисование природы по памяти.
Выражение характера человека через украшение. Декоративное рисование национального костюма. Башкирский народный костюм. Работа в карандаше.
Замок снежной королевы. Рисование по представлению сказочного замка. Холодные цвета.
Цветочный домик. Рисование по представлению сказочного домика. Тёплые цвета.
Дымковская игрушка. Декоративное рисование дымковской игрушки.
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение по представлению «Жар-птицы».
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Изображение весенней земли (добиться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы).
Линия как средство выражения: ритм линий. Изображение, извивающихся змейками, задумчивых, тихих, стремительных весенних ручейков.
Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа.
Линия как средство выражения. Характер линий. Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные).
Ритм линий, пятен и цвета как средство выразительности. Рисование по памяти и представлению сказочной поляны. «Поле цветов».
Я и моя семья. Рисование на тему «Семейный портрет», «Моя семья на отдыхе». Рисование в карандаше.
Обобщающий урок года. Открытие выставки детских работ. Просмотр, повторение видов и жанров изобразительного искусства.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ п/п | Название тем и разделов | Количество часов |
| 2 класс | |
1 | Чем и как работают художники. | 8 |
2 | Реальность и фантазия. | 7 |
3 | О чем говорит искусство. | 11 |
4 | Как говорит искусство. | 8 |
| Итого:34 часа | |
9