№ п/п | Тема | Количество уроков | Дата проведения урока | Примечания |
По плану | По факту |
1. Повторение материала, изученного во втором классе (13 ч) | |
1 | Составление рассказов о летних каникулах. | 1 | | | |
2 | Понятие об орфограмме, классификация орфограмм. | 1 | | | |
3 | Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами. Орфограммы сильных позиций. Правила, регулирующие их написание. | 1 | | | |
4 | Орфограммы слабых позиций. Основной принцип русской орфографии и вытекающий из него общий способ проверки орфограмм слабых позиций. | 1 | | | |
5 | Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов. | 1 | | | |
6 | Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова с помощью однокоренных слов. | 1 | | | |
7 | Проверка орфограмм слабых позиций по словарю. | 1 | | | |
8 | Предложение и текст. | 1 | | | |
9 | Признаки связного текста. Текст-описание. | 1 | | | |
10 | Проверка орфограмм при письме под диктовку. | 1 | | | |
11 | Проверка орфограмм при свободном письме. | 1 | | | |
12 | Входная контрольная работа | 1 | | | |
13 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
II. Проверка орфограмм слабых позиций в приставках и суффиксах (25 ч) | |
14 | Постановка задачи на письмо приставок и суффиксов без пропусков букв. Определение последовательности задач, которые необходимо решить. | 1 | | | |
15 | Определение значения частей основы, которые стоят перед корнем и за ним. Приставка и суффикс как значимые части основы. | 1 | | | |
16 | Роль приставок и суффиксов в образовании новых слов. | 1 | | | |
17 | Омонимия и синонимия приставок и суффиксов. | 1 | | | |
18 | Выделение в основе слова приставок и суффиксов: выведение способа, определение последовательности действий. | 1 | | | |
19 | Отработка способов определения значимых частей в основе слова. | 1 | | | |
20 | Отработка способов определения значимых частей в основе слова. | 1 | | | |
21 | Приставки и предлоги, которые звучат и пишутся одинаково. Правописание предлогов со словами-названиями. | 1 | | | |
22 | Проверочная работа "Значимые части слова". | 1 | | | |
23 | Анализ проверочной работы «Значимые части слова». Распространение основного закона письма на правописание приставок. Моделирование способа. | 1 | | | |
24 | Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в приставках, которые пишутся по закону русского письма. | 1 | | | |
25 | Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в приставках, которые пишутся по закону русского письма. | 1 | | | |
26 | Правописание после приставок буквы Ъ. Отработка умения правильно ставить в словах буквы Ъ и Ь. | 1 | | | |
27 | Правописание после приставок буквы Ъ. Отработка умения правильно ставить в словах буквы Ъ и Ь | 1 | | | |
28 | Проверочная работа "Умею ли я проверять орфограммы в приставках" | 1 | | | |
29 | Анализ проверочной работы "Умею ли я проверять орфограммы в приставках". Распространение основного закона письма на правописание суффиксов. Моделирование способа. | 1 | | | |
30 | Проверка орфограмм в суффиксах по сильной позиции и по словарю. Суффиксы-омонимы и суффиксы-синонимы. | 1 | | | |
31 | Проверка орфограмм в суффиксах по сильной позиции и по словарю. Суффиксы-омонимы и суффиксы-синонимы. | 1 | | | |
32 | Орфограмма О-Ё после шипящих в суффиксе. | 1 | | | |
33 | Правописание суффиксов: отработка способов проверки орфограмм слабых позиций. Нормы произношения суффиксов в словах русского языка. | 1 | | | |
34 | Правописание суффиксов: отработка способов проверки орфограмм слабых позиций. Нормы произношения суффиксов в словах русского языка. | 1 | | | |
35 | Правописание суффиксов: отработка способов проверки орфограмм слабых позиций. Нормы произношения суффиксов в словах русского языка. | 1 | | | |
36 | Написание нн в словах с суффиксом –н-. | 1 | | | |
37 | Контрольная работа: диктант и задание на определение в слове значимых частей. | 1 | | | |
38 | Анализ контрольной работы. Постановка задачи на письмо окончаний русских слов без пропусков букв. | 1 | | | |
III. Лексическое и грамматическое значения слов. Формирование понятия о частях речи (23 ч.) | |
39 | Изменение слов, отвечающих на вопрос кто? что? по числам и падежам. | 1 | | | |
40 | Проверка орфограмм в основе слова путем его изменения по падежам. Набор падежных слов и падежных вопросов. | 1 | | | |
41 | Определение падежной формы слова в тексте (по падежным словам и вопросам). | 1 | | | |
42 | Падежные окончания-омонимы. Способы их различения. Роль вопросов кто? что? В различении окончаний-омонимов. | 1 | | | |
43 | Роль предлогов в выражении падежных значений. Падежные и смысловые вопросы. | 1 | | | |
44 | Своеобразие значений, выражаемых окончаниями. Сопоставление грамматических значений с лексическим значением слова. | 1 | | | |
45 | Значение рода слов, отвечающих на вопросы кто? что? | 1 | | | |
46 | Способы определения рода. Понятие о начальной форме слова. | 1 | | | |
47 | Зависимость значений рода, числа и падежа слов, называющих признаки. | 1 | | | |
48 | Способ определения грамматических значений слов, называющих признаки. | 1 | | | |
49 | Контрольная работа за 1 триместр. | 1 | | | |
50 | Анализ контрольной работы за 1 триместр. | 1 | | | |
51 | Отличия в характере грамматических значений слов-признаков и слов, от которых они зависят. Род переменный и постоянный. | 1 | | | |
52 | Зависимость значений рода и числа слов – названий действий. | 1 | | | |
53 | Выражение значения лица в окончаниях слов– названий действий. | 1 | | | |
54 | Орфограмма «Мягкий знак после шипящих в окончаниях 2-го лица единственного числа». | 1 | | | |
55 | Формирование понятия о грамматическом значении времени. | 1 | | | |
56 | Особенности изменений слов-названий действий в прошедшем и в настоящем (будущем) времени. Две формы будущего времени. | 1 | | | |
57 | Нахождение в тексте слов-названий действий по их грамматическим значениям. Неопределённая форма. | 1 | | | |
58 | Слова с разными наборами грамматических значений как части речи русского языка. Закрепление за ними названий: существительное, прилагательное, глагол. | 1 | | | |
59 | Определение в тексте слов разных частей речи по их грамматическим значениям. | 1 | | | |
60 | Контрольная работа «Что я знаю о частях речи?» | 1 | | | |
61 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
IV Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях (28 ч.) | |
62 | Омонимия падежных окончаний. | 1 | | | |
63 | Синонимия падежных окончаний. | 1 | | | |
64 | Выделение наборов падежных окончаний имён существительных. | 1 | | | |
65 | Определение набора падежных окончаний существительных по его начальной форме. | 1 | | | |
66 | Определение набора падежных окончаний существительных по его начальной форме. | 1 | | | |
67 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. | 1 | | | |
68 | Постановка задачи на проверку орфограмм в окончаниях существительных. | 1 | | | |
69 | Установление соответствия закону письма написания падежных окончаний имён существительных. Способ проверки орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях существительных. | 1 | | | |
70 | Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях существительных. | 1 | | | |
71 | Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | | |
72 | Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | | |
73 | Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | | |
74 | Проверка орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях имён существительных. | 1 | | | |
75 | Буквы О и Ё после шипящих в окончаниях существительных. | 1 | | | |
76 | Буквы О и Ё после шипящих в окончаниях существительных. | 1 | | | |
77 | Орфограммы в окончаниях множественного числа существительных. | 1 | | | |
78 | Орфограммы в окончаниях множественного числа существительных. | 1 | | | |
79 | Буквы Ы, И после Ц в окончаниях существительных множественного числа. Постановка задачи на правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | | | |
80 | Соответствие правописания окончаний прилагательных основному закону письма. | 1 | | | |
81 | Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных. | 1 | | | |
82 | Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных. | 1 | | | |
83 | Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях прилагательных. | 1 | | | |
84 | Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных и прилагательных. | 1 | | | |
85 | Буквы О и Е после шипящих в окончаниях прилагательных. | 1 | | | |
86 | Окончание –ОГО в прилагательных. | 1 | | | |
87 | Контроль за применением способа проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных и прилагательных. | 1 | | | |
88 | Контрольная работа «Проверка орфограмм в окончаниях имен существительных и прилагательных». | 1 | | | |
89 | Анализ контрольной работы «Проверка орфограмм в окончаниях имен существительных и прилагательных». | 1 | | | |
V. Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов (28 ч.) | |
90 | Постановка задачи «Как проверить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов?» Грамматические значения глаголов. | 1 | | | |
91 | Значения лица и числа глаголов. | 1 | | | |
92 | Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов. | 1 | | | |
93 | Два набора личных окончаний (типов спряжения) глаголов. | 1 | | | |
94 | Использование правила русского письма для проверки личных окончаний глаголов. Определение спряжения глагола по 3-му лицу множественного числа. | 1 | | | |
95 | Использование правила русского письма для проверки личных окончаний глаголов. Определение спряжения глагола по 3-му лицу множественного числа. | 1 | | | |
96 | Определение спряжения глаголов по суффиксу неопределённой формы. | 1 | | | |
97 | Проверка орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов. | 1 | | | |
98 | Орфограмма шипящий + О в окончаниях глаголов. | 1 | | | |
99 | Орфограмма шипящий + О в различных значимых частях слов. | 1 | | | |
100 | Последовательность действий при проверке орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов. | 1 | | | |
101 | Контрольная работа за 2 триместр. | 1 | | | |
102 | Анализ контрольной работы. Проверка орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов. | 1 | | | |
103 | Проверка орфограмм слабых позиций в личных окончаниях глаголов. | 1 | | | |
104 | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | | | |
105 | Проверка орфограмм слабых позиций во всех значимых частях глаголов. | 1 | | | |
106 | Глаголы на –ЕТЬ, -АТЬ , относящиеся ко 2 спряжению. | 1 | | | |
107 | Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов с учётом глаголов-исключений. | 1 | | | |
108 | Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов с учётом глаголов-исключений. | 1 | | | |
109 | Постфикс –ся, -сь в глаголах. Орфограмма –тся и –ться. | 1 | | | |
110 | Обозначение звукосочетания [ца] на письме. | 1 | | | |
111 | Обозначение звукосочетания [ца] на письме. | 1 | | | III |
112 | Проверка орфограмм слабых позиций в значимых частях русских слов. | 1 | | | |
113 | Проверка орфограмм слабых позиций в значимых частях русских слов. | 1 | | | |
114 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии. | 1 | | | |
115 | Обобщение и систематизация изученного по орфографии. | 1 | | | |
116 | Контрольная работа «Проверка орфограмм в окончаниях глаголов». | 1 | | | |
117 | Анализ контрольной работы «Проверка орфограмм в окончаниях глаголов». | 1 | | | |
| VI. Типы текстов. Рассуждение (5 ч.) | | | | |
118 | Отработка способа проверки орфограмм слабых позиций при работе с текстом. Описание и повествование. | 1 | | | |
119 | Постановка задачи: в чём особенность текста-рассуждения. | 1 | | | |
120 | Строение текста-рассуждения. Отражение его особенностей в модели. | 1 | | | |
121 | Анализ текстов-рассуждений. | 1 | | | |
122 | Составление текстов-рассуждений. | 1 | | | |
VII. Предложение и словосочетание (43 ч.) | |
123 | Грамматическая и смысловая связь слов в составе синтаксических единиц. | 1 | | | |
124 | Предложения, разные по цели высказывания. Диалог. Правила его записи. Постановка задачи на изучение предложения. | 1 | | | |
125 | Грамматическое значение предложения (соотнесенность его содержания с моментом речи). | 1 | | | |
126 | Грамматические формы предложения (изменение предложения по грамматическому значению). | 1 | | | |
127 | Роль глаголов в выражении грамматического значения предложения. | 1 | | | |
128 | Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое. Взаимная связь между главными членами – грамматическая и смысловая. | 1 | | | |
129 | Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое. Взаимная связь между главными членами – грамматическая и смысловая. | 1 | | | |
130 | Последовательность действий при определении грамматической основы предложения | 1 | | | |
131 | Корректура текста с нарушением связи между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | |
132 | Отработка умения находить грамматическую основу предложения. | 1 | | | |
133 | Отработка умения находить грамматическую основу предложения. | 1 | | | |
134 | Проверочная работа «Грамматическая основа предложения». | 1 | | | |
135 | Понятие о составном сказуемом. Глагол – связка. | 1 | | | |
136 | Понятие о составном сказуемом Глагол – связка. | 1 | | | |
137 | Сочинение: текст-рассуждение. Использование в сочинении предложений с составным сказуемым. | 1 | | | |
138 | Пропуск глагола связки в настоящем времени. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | |
139 | Пропуск глагола связки в настоящем времени. Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | | | |
140 | Составление рассказа по заданной концовке. Использование предложений с разными типами сказуемых. | 1 | | | |
141 | Рефлексия «Что я знаю о предложении» | 1 | | | |
142 | Главные и второстепенные члены предложения. Смысловые и грамматические связи между ними. | 1 | | | |
143 | Предложения распространённые и нераспространённые. Построение распространенных предложений по заданной схеме. | 1 | | | |
144 | Понятие о подчинительной связи. | 1 | | | |
145 | Разная роль второстепенных членов предложния. | 1 | | | |
146 | Определение. | 1 | | | |
147 | Дополнение. | 1 | | | |
148 | Обстоятельство. | 1 | | | |
149 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | |
150 | Сочинительная связь между словами в предложении. Однородные члены предложения. | 1 | | | |
151 | Способы выражения сочинительной связи. Союзы и их роль в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | | |
152 | Способы выражения сочинительной связи. Союзы и их роль в предложении. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | | |
153 | Знаки препинания в предложениях с повторяющимися союзами. | 1 | | | |
154 | Понятие о сложном предложении. Средства связи между частями. Знаки препинания в сложном предложении. | 1 | | | |
155 | Сложные предложения с сочинительными союзами. Знаки препинания в них. | 1 | | | |
156 | Сложные предложения с подчинительными союзами. Знаки препинания в них. | 1 | | | |
157 | Отработка правописания навыков: орфографических и пунктуационных. | 1 | | | |
158 | Словосочетания-строительный материал для предложений. Как работают в языке словосочетания? | 1 | | | |
159 | Номинативная роль словосочетаний в языке. Словосочетание и слово. | 1 | | | |
160 | Строение словосочетания. Подчинительная связь между главным и зависимым словами. | 1 | | | |
161 | Словосочетания и предложения. Словосочетания глагольные и именные. | 1 | | | |
162 | Начальная форма словосочетания. Значения словосочетания. | 1 | | | |
163 | Отработка навыков анализа словосочетаний. | 1 | | | |
164 | Работа с текстами разных типов. Словосочетания-заголовки к тексту, пункты плана в форме словосочетаний. | 1 | | | |
165 | Проверочная работа «Что я знаю о словосочетании» | 1 | | | |
VI. Повторение изученного в третьем классе (5 ч.) | |
166 | Повторение изученного за год. Орфограммы. Типы орфограмм. | 1 | | | |
167 | Повторение изученного за год. Способы проверки орфограмм. | 1 | | | |
168 | Повторение изученного за год. Предложение. | 1 | | | |
169 | Повторение изученного за год. Словосочетание. | 1 | | | |
170 | Повторение изученного за год. Текст. | 1 | | | |
| Всего | 170ч. | | | |