ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Компьютерная грамотность», составители: Савченко О.В., учитель математики, информатики и ИКТ МБОУ «СОШ № 16 с углубленным изучением отдельных предметов», Степучева Г.А., методист МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ».
Программа «Компьютерная грамотность» общеинтеллектуального направления с практической ориентацией разработана для учащихся 2 – 4 классов. Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.
При реализации программы внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» в рамках реализации ФГОС НОО образовательная деятельность, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной, и направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников и возраста воспитанников: учебная игра; ролевая игра; творческий проект; конкурс; тематические задания по подгруппам; практическое занятие; выставка; беседа; экскурсия.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема учебного занятия | Форма занятия | Часы учебного времени | Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия) | Плановые сроки прохождения | Примечание |
| план | факт |
1 | Правила поведения в кабинете информатики. Объединение в команды | беседа | 1 | Называть вид информации в зависимости от способа представления информации на материальном носителе (числовая текстовая, графическая, табличная); приводить примеры количественной и качественной информации; определять в конкретном множестве количество объектом, определять порядковый номер указанного объекта; ориентироваться в справочниках и словарях, в которых информация хранится в алфавитном порядке; применять знания о способах представления, хранения и передачи информации (текст, числа, знаки, флажковая азбука и азбука Морзе, закодированное письмо и пр.) в учебной и игровой деятельности; знать правила поведения в компьютерном классе; уметь осуществлять элементарные действия с компьютером (включать, выключать, сохранять информацию на диске, выводить информации на печать); называть составные части компьютера (монитор, клавиатура мышь, системный блок и пр.); уметь представлять текстовую, числовую и графическую информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши: печатать заданный простой текст (в текстовом редакторе), изображать заданные геометрические фигуры в цвете в графическом редакторе); уметь самостоятельно использовать в учебной деятельности информационные источники, в том числе ресурсы школьной библиотеки и медиатеки; иметь элементарные навыки работы на компьютере. | 04.09 | | |
2 | Игра «Что ты знаешь о компьютере». Компьютеры в нашей жизни | игра | 1 | 11.09 | | |
3 | Виды информации. Органы чувств. Человек и информация | беседа | 1 | 18.09 | | |
4 | Виды информации в зависимости от органов восприятия | беседа | 1 | 25.09 | | |
5 | Виды информации: звуковая, зрительная. Вкусовая, тактильная, обонятельная | беседа | 1 | 02.10 | | |
6 | Источники и информации | игра | 1 | 09.10 | | |
7 | Игра-викторина «Человек и информация» | викторина | 1 | 16.10 | | |
8 | Приемники информации | беседа | 1 | 23.10 | | |
9 | Получение информации | беседа | 1 | 13.11 | | |
10 | Представление информации | игра | 1 | 20.11 | | |
11 | Кодирование информации | игра | 1 | 27.11 | | |
12 | Кодирование и шифрование данных | игра | 1 | 04.12 | | |
13 | Хранение информации | беседа | 1 | 11.12 | | |
14 | Обработка информации | беседа | 1 | 18.12 | | |
15 | Игра «Закодированное послание» | игра | 1 | 25.12 | | |
16 | Алфавит и кодирование информации | игра | 1 | 15.01 | | |
17 | Алфавитная письменность | конкурс | 1 | 22.01 | | |
18 | Письменные источники информации | беседа | 1 | 29.01 | | |
19 | Язык – средство общения между людьми. Естественные и компьютерные языки | беседа | 1 | 05.02 | | |
20 | Помощники человека при счете | игра | 1 | 12.02 | | |
21 | Игра – викторина | викторина | 1 | 19.02 | | |
22 | Данные и компьютер. Память компьютера | беседа | 1 | 26.02 | | |
23 | Компьютер – это система | беседа | 1 | 05.03 | | |
24 | Игра-путешествие «Немного истории» | путешествие | 1 | 12.03 | | |
25 | Системные программы и операционная система | беседа | 1 | 19.03 | | |
26 | Файловая система | беседа | 1 | 02.04 | | |
27 | Компьютерные сети | беседа практика | 1 | 09.04 | | |
28 | Информационные системы | беседа практика | 1 | 16.04 | | |
29 | Игра – викторина «Что ты знаешь о компьютере» | викторина | 1 | 23.04 | | |
30 | Алгоритм. Свойства алгоритмов | беседа | | 30.04 | | |
31 | Закономерности | беседа практика | | 07.05 | | |
32 | Упорядочение | беседа практика | | 14.05 | | |
33 | Игра «Весёлая разминка» | игра | | 21.05 | | |
34 | Итоговое занятие | смотр знаний | | | |
Перечень учебно-методических средств обучения
Список литературы
1. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 2 класса /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
2. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2ч. /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
3. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 2 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
4. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 3 класса /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
5. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 3 класса: в 2ч. /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
6. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 3 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
7. Матвеева Н.В. Информатика: учебник для 4 класса /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
8. Матвеева Н.В. Информатика: рабочая тетрадь для 4 класса: в 2ч. /Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
9. Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для 4 класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
10. Дрозина В.В., Дильман В.Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. – Моква.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2008.
11. Босова Л.Л., Босова А.Ю., оломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
12. Богомолова О.Б. Логические задачи. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2008.
13. Учебник-тетрадь «Информатика в играх и задачах» ч, 1,2. А.В.Горячев, К.И. Горина: Москва. ООО «Баласс», 2011г.
14. Методические рекомендации для учителя. Информатика в играх и задачах. А.В. Горячев, Т.О. Волкова/ Москва. ООО «Баласс», 2011г.
15. CD «Кирилл и Мефодий: Мир информатики (1-2 год обучения)», 2002
16. CD «Компьютер для малышей. Часть 1. Учимся пользоваться мышкой»
17. CD «Компьютер для малышей. Часть 2. Учимся пользоваться мышкой и клавиатурой»
18. Информационная культура. 2 класс / Ю.А. Первин. – Самара, 1996.
19. С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева Первые шаги в мире информатики Методическое пособие для учителей 1-4 классов – издательство Санкт-Петербург «БХВ – Петербург» 2009.
Электронное сопровождение УМК:
ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика» (http://school-collection.edu.ru/)
ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории»
Авторская мастерская Н.В. Матвеевой
Лекторий «ИКТ в начальной школе»
ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.