Планирование составлено на основе учебной программы по учебному предмету «Русский язык» для XI класса учреждений общего среднего образования
с белорусским и русским языками обучения и воспитания (повышенный уровень), утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 21.06.2016 № 49
№ уро ка | Дата | Раздел Тема урока | Кол-во ча сов |
I четверть |
Повторение изученного в X классе (4 ч) |
1 | 01.09 | Повторение изученного в X классе. Грамматика текста. Текст, его основные признаки, функционирование языковых единиц в нем. Повторение. Правописание существительных, прилагательных, глаголов. Правописание н и нн в словах разных частей речи | 1 |
2 | 03.09 | Слово как основная единица языка. Правописание и образование слов. Проверяемые и непроверяемые написания. Взаимосвязь значения и написания слов. Повторение. Трудные случаи правописания и образования форм имен существительных. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий | 1 |
3 | 07.09 | Языковые нормы в современном русском языке. Типы языковых норм. Ошибки, обусловленные нарушением норм языка. Повторение. Правописание суффиксов глаголов, причастий, наречий | 1 |
4 | 08.09 | Изменение слова (части речи). Изобразительно-выразительные возможности и текстообразующие функции морфологических средств языка. Повторение. Правописание не и ни со словами разных частей речи. Слитное, раздельное и дефисное написание слов самостоятельных и служебных частей речи | 1 |
Общие сведения о языке (2 ч) |
5 | 10.09 | Общие сведения о языке. Основные и частные функции языка. Повторение. Разграничение и правописание омонимов | 1 |
6 | 14.09 | Язык и мышление: взаимосвязь понятий. Язык и общество | 1 |
Речевое общение (8 ч) |
7 | 15.09 | Речевое общение и качества речи. Условия и основные компоненты процесса общения. | 1 |
8 | 17.09 | Правила и основные средства организации эффективного речевого общения. Речевое общение и речевой этикет. Языковые средства, свойственные современному речевому этикету. | 1 |
9 | 21.09 | Устная монологическая речь. Средства организации устной речи | 1 |
10 | 22.09 | Виды монологической речи: информационная. Стилистические особенности и средства выразительности | 1 |
11 | 24.09 | Виды монологической речи: убеждающая. Стилистические особенности и средства выразительности | 1 |
12 | 28.09 | Виды монологической речи: воодушевляющая. Стилистические особенности и средства выразительности | 1 |
13 | 29.09 | Речь, призывающая к действию. Стилистические особенности и средства выразительности | 1 |
14 | 01.10 | Виды монологической речи: развлекательная. Стилистические особенности и средства выразительности | 1 |
15,16 | 06.10 (05.10) | Контрольное изложение «О языке животных» (По И.Акимушкину. Текст из пособия для педагогов «Планы-конспекты уроков по русскому языку. 11 класс (I полугодие) / И.П. Кравчук. – 3-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2016. С. 98-99, 450 слов) | 2 |
Предложение как основная коммуникативная единица языка. Функционально-стилистические возможности синтаксиса (53 ч) Основные синтаксические единицы. Словосочетание (3 ч) |
17 | 08.10 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды подчинительной связи. Смысловые отношения в словосочетании | 1 |
18 | 12.10 | Свободные и несвободные словосочетания, их синтаксическая роль и стилистические возможности | 1 |
19 | 13.10 | Грамматическая норма: правильное образование грамматических форм слов разных частей речи, нормативное употребление формы зависимого слова при согласовании и управлении | 1 |
Простое предложение (13ч) |
20 | 15.10 | Простое предложение, его виды. Пунктуационная норма | 1 |
21 | 19.10 | Изобразительно-выразительные возможности простого предложения. Риторический вопрос как стилистическая и риторическая фигура речи, его пунктуационное оформление и изобразительно-выразительные возможности | 1 |
22 | 20.10 | Контрольное сочинение по литературе | 1 |
23 | 22.10 | Грамматический и смысловой порядок слов в предложении. Стилистическая значимость порядка слов. Логическое ударение. Парцелляция как стилистическая фигура в экспрессивных синтаксических конструкциях | 1 |
24 | 26.10 | Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего | 1 |
25 | 27.10 | Текстообразующая функция подлежащего | 1 |
26 | 29.10 | Типы сказуемого и формы его выражения. Синонимика сказуемых | 1 |
II четверть |
27 | 09.11 | Стилистические возможности различных форм выражения сказуемого. Проявление позиции автора высказывания в разных типах сказуемого. Разнообразие и функции связки в составном именном сказуемом. | 1 |
28 | 10.11 | Второстепенные члены предложения. Виды определения, дополнения, обстоятельства. Синтаксическая роль инфинитива | 1 |
29 | 12.11 | Текстообразующие функции второстепенных членов предложения в тексте-описании и тексте-повествовании | 1 |
30, 31 | 17.11 (16.10) | Изложение текста-рассуждения (с творческим заданием) | 2 |
32 | 19.11 | Односоставные предложения, их виды и способы выражения главного члена в них. Разграничение неполных и односоставных предложений | 1 |
33 | 23.11 | Функционально-стилистические и выразительные возможности односоставных предложений в текстах разных типов речи | 1 |
Осложненное предложение (17 ч) |
34 | 24.11 | Контрольная тестовая работа | 1 |
35 | 26.11 | Осложненные предложения, их структурно-семантические особенности и пунктуационное оформление | 1 |
36 | 30.11 | Предложения, осложненные однородными членами, связанными неповторяющимися, повторяющимися, парными (сопоставительными, двойными) союзами или интонацией перечисления, без союзов | 1 |
37 | 01.12 | Предложения с обобщающими словами при однородных членах. Конструкции, имеющие два обобщающих слова, и их стилистические особенности | 1 |
38 | 03.12 | Синтаксическая норма, регламентирующая построение предложений с однородными членами | 1 |
39 | 07.12 | Контрольный сочинение (на свободную тему) | 1 |
40 | 08.12 | Текстообразующая функция, стилистические и выразительные возможности предложений с однородными членами | 1 |
41 | 10.12 | Предложения с обособленными членами, их построение (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление (пунктуационная норма) | 1 |
42 | 14.12 | Обособленные определения и приложения как средство выразительности в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
43 | 15.12 | Текстообразующие функции и изобразительно-выразительные возможности обособленных определений и приложений | 1 |
44 | 17.12 | Обособленные обстоятельства и конструкции со значением уточнения, пояснения, присоединения | 1 |
45 | 21.12 | Текстообразующая функция предложений с обособленными обстоятельствами, с обособленными конструкциями со значением уточнения, пояснения, присоединения Синтаксическая норма и грамматические ошибки, обусловленные ее нарушением. | 1 |
46 | 22.12 | Предложения с обособленными обстоятельствами как средство выразительности в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
47 | 24.12 | Предложения с обособленными конструкциями со значением уточнения, пояснения, присоединения как средство выразительности в текстах разных стилей речи | 1 |
III четверть |
48 | | Лингвистический анализ текста «Испытание славой» | 1 |
49 | | Предложения с вводными единицами, вставными конструкциями и обращениями. Разграничение вводных и вставных конструкций | 1 |
50 | | Подготовленный диктант с грамматическим заданием | 1 |
51 | | Текстообразующая функция и выразительные возможности предложений с вводными единицами, вставными конструкциями и обращениями в текстах разных типов и стилей речи. | 1 |
52 | | Осложнённое предложение. Пунктуационная норма | 1 |
53 | | Контрольный диктант | 1 |
Сложное предложение (17 ч) |
54 | | Сложносочиненное предложение: основные виды, структура, правила построения (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление (пунктуационная норма). | 1 |
55 | | Контрольное сочинение по литературе | 1 |
56 | | Изобразительно-выразительные возможности (использование многосоюзия) и текстообразующая роль сложносочиненных предложений в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
57 | | Сложноподчиненное предложение, его структура и средства связи. Классификация сложноподчиненных предложений | 1 |
58,59 | | Изложение «Гоголевские герои» | 2 |
60 | | Построение (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление (пунктуационная норма) сложноподчиненных предложений | 1 |
61 | | Изобразительно-выразительные возможности и текстообразующая роль сложноподчиненных предложений в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
62, 63 | | Изложение с творческим заданием | 2 |
64 | | Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными: структура, правила построения (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление (пунктуационная норма). | 1 |
65 | | Текстообразующая функция и изобразительно-выразительные возможности сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
66 | | Бессоюзное сложное предложение: структура и пунктуационное оформление (пунктуационная норма) | 1 |
67 | | Выразительные возможности и текстообразующая роль бессоюзного сложного предложения | 1 |
68,69 | | Сложные предложения с разными видами связи: структура, комбинирование разных видов связи, построение (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление (пунктуационная норма). | 2 |
70 | | Контрольная тестовая работа | 1 |
71 | | Выразительные возможности и текстообразующая роль сложных предложений с разными видами связи | 1 |
72 | | Самостоятельная практическая работа «Исследование (анализ) текста» | 1 |
Чужая речь (3 ч) |
73 | | Чужая речь и способы ее передачи. Построение (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление предложений с чужой речью (пунктуационная норма) | 1 |
74 | | Синтаксическая синонимия предложений, передающих чужую речь, и ее функционально-стилистические возможности. Выразительные возможности художественного текста, содержащего предложения, передающие чужую речь | 1 |
75 | | Несобственно-прямая речь и цитирование: правила построения (синтаксическая норма) и пунктуационное оформление (пунктуационная норма). Стилистические возможности и функции разных способов передачи чужой речи. | 1 |
76,77 | | Контрольное изложение «Урок корректора Благова» | 2 |
Пунктуация как система знаков препинания и правил их употребления (24 ч) |
78 | | Принципы современной русской пунктуации как системы знаков препинания и правил их употребления: структурный (синтаксический), логический (смысловой), интонационный. Функции знаков препинания. Отделяющие и выделяющие знаки препинания | 1 |
79 | | Знаки конца предложения и их экспрессивные возможности | 1 |
IV четверть |
80 | | Запятая, ее функции и основные правила употребления в современном русском языке | 1 |
81 | | Отделяющая и выделяющая запятые в разных синтаксических конструкциях | 1 |
82 | | Трудные случаи и правила употребления разных по функциям запятых | 1 |
83 | | Подготовленный диктант с грамматическим заданием | 1 |
84 | | Точка с запятой: условия постановки, функции, влияние на экспрессивность синтаксических конструкций | 1 |
85 | | Двоеточие: условия постановки, функции, влияние на экспрессивность синтаксических конструкций | 1 |
86 | | Тире: основные правила постановки, передача семантики и влияние на экспрессивность синтаксических конструкций. Функции тире: отделяющая, выделяющая, соединительная | 1 |
87 | | Функции тире: отделяющая, выделяющая, соединительная. Тестовая работа | 1 |
88 | | Соединительное и интонационное тире: выразительные возможности и их реализация в текстах разных типов и стилей речи. Употребление тире в современном русском языке, его изобразительно-выразительные возможности и их реализация в текстах современной периодической печати и литературы | 1 |
89 | | Употребление тире в современном русском языке, его изобразительно-выразительные возможности и их реализация в текстах современной периодической печати и литературы | 1 |
90,91 | | Изложение текста-рассуждения | 2 |
92 | | Употребление дефиса как знака препинания. Различение дефиса-орфограммы и дефиса-пунктограммы. Изобразительно-выразительные возможности дефиса и их реализация в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
93 | | Кавычки. Виды кавычек: кавычки-елочки, кавычки-лапки, марровские кавычки. Употребление кавычек в соответствии с их функцией. Обязательная и факультативная постановка кавычек. Изобразительно-выразительные возможности кавычек. Употребление кавычек в текстах разных типов и стилей речи. | 1 |
94 | | Сложные предложения, содержащие конструкции с как; условия обособления/необособления данных конструкций. Союз и союзное слово как в качестве средства связи частей сложноподчиненного предложения | 1 |
95 | | Простые предложения, содержащие конструкции с как; условия обособления/необособления данных конструкций. Разграничение сравнительных оборотов и придаточных сравнительных частей сложноподчиненных предложений | 1 |
96 | | Способы выражения сравнения и конструкции с как. | 1 |
97 | | Изобразительно-выразительные возможности предложений, содержащих конструкции с как в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
98 | | Диктант с грамматическим заданием (по повести А.П. Чехова «Степь») | 1 |
99 | | Изобразительные возможности современной русской пунктуации и их реализация в текстах разных типов и стилей речи | 1 |
100 | | Пунктуационный анализ художественного текста | 1 |
101 | | Контрольный диктант | 1 |
Повторение изученного в XI классе (4 ч) |
102 | | Предложение как основная единица синтаксиса: виды, структура и пунктуационное оформление | 1 |
103 | | Речевое общение. Подготовка и произнесение монологической речи | 1 |
104 | | Пунктуационная норма и функции знаков препинания | 1 |
105 | | Изобразительно-выразительные возможности языковых единиц | 1 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебной работе ______________ Ревинская О.И. ______________ 2020г. |