СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте)»


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 1 классе (период обучения грамоте)


п/п


Название темы
урока,
тип урока (комбинированный – К)


Элементы
содержания


Требования к уровню подготовки

обучающихся (ЗУН)


Конт-роль


Элементы дополнительного (необязательного)
содержания



Тип урока


Страницы


Характеристика
деятельности обучающихся (УУД)


Примечания


Дата


Подготовительный период – 20 ч.

Знакомство с прописью. Гигиенические правила письма.

Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной осанке

Уметь держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Знать гигиенические правила письма

Беседа

Нахождение схожих элементов в рисунке

Комб.

Про-пись1


3-5


НРК

Рабочая строка. Наклонные прямые.

Знакомство с рабочей строкой

Знать гигиенические правила письма, рабочую строку

Наблю-дение


Комб.

6-7



Прямые наклонные вертикальные и горизонтальные линии.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, мелких мышц пальцев и свободы движения руки

Уметь держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Знать гигиенические правила письма, рабочую строку

Наблю-дение


Комб,

8-9



Полуовал. Линия с четвертным овалом.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев

Уметь писать по образцу элементы букв

Наблюдение


Комб.

10-11



Межстрочное пространство. Верхняя и нижняя линии строки. Овал. Полуовал.

Знакомство с междустрочным пространством, верхней и нижней линиями строки

Уметь писать по образцу элементы букв.

Уметь находить межстрочное пространство, верхнюю и нижнюю линии строки

Беседа


Комб.

12-13



Плавные линии. Большая и маленькая линия с закруглением внизу.

Письмо наклонных и плавных наклонных линий с закруглением внизу. Звукобуквенный анализ слова «муха»

Уметь писать по образцу элементы букв. Знать гигиенические правила письма

Текущий контроль


Комб.

14-16

2ч ?



Маленькая и большая линия с закруглением внизу и вверху.

Письмо по образцам. Звукобуквенный анализ слов «рыба», «рыбаки»

Уметь писать по образцу элементы букв.

Уметь делить слова на слоги

Текущий контроль



17-19

2ч ?



Полуовал. Овал.

Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка.

Звукобуквенный анализ слов «кран», «мяч», «курица»

Знать гигиенические правила письма.

Уметь делить слова на слоги

Наблюдение


Комб.

20-22

2ч ?



Письмо элементов букв.

Маленькая и большая наклонная линия (К)

Пространственная ориентация на странице тетради, её разлиновка. Развитие фонематического слуха

Знать гигиенические правила письма.

Уметь писать по образцу элементы букв: к, н, п, т, ю, А, Т, р

Беседа


Комб.

23-24

!



Письмо элементов букв. Большая и маленькая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.

Звукобуквенный анализ слов.

Письмо большой и маленькой наклонной линии с закруглением вверху и внизу

Уметь делить слова на слоги.

Уметь писать по образцу элементы букв: л, м, т, п, г

Наблюдение


Комб.

25-27

2ч ?



Письмо наклонных линий с петлей внизу и вверху.

Письмо по образцам

Уметь делить слова на слоги.

Уметь писать по образцу элементы букв: з, у, д

Беседа


Комб.

28



Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу.

Звукобуквенный анализ слов

Уметь делать анализ слов.

Уметь писать по образцу элементы букв: в, Н, з, д

Текущий контроль


Комб.

29-30

2ч ?



Письмо овалов и полуовалов.

Письмо по образцам

Уметь составлять рассказ по сюжетному рисунку

Беседа


Урок закрепления изученного

31-32



Написание строчной буквы а. Ударные и безударные гласные звуки.

Знакомство с начертанием строчной буквы а.

Ударение в слове

Уметь писать и распознавать изучаемую букву.

Уметь ставить ударение в слове

Индивидуальный опрос

Сочинение сказки по рисункам

Комб.

Пропись 2


3

Анализировать поэлементный состав букв.



Написание заглавной буквы А.

Знакомство с начертанием заглавной буквы А.

Анализ начертания письменных заглавных и строчных букв

Уметь писать и распознавать изучаемую букву.

Уметь анализировть начертания письменных заглавных и строчных букв

Анализ

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы

Комб.

4

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.



Написание строчной и заглавной букв о,О.

Знакомство с начертанием букв о, О

Уметь писать и распознавать изучаемую букву


Наблюдение


Комб.

5-6

Анализировать поэлементный состав букв.



Написание строчной и заглавной буквы и, И.

Знакомство с начертанием букв и, И.

Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Наблюдение


Комб.

7

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.



Написание строчной буквы ы.

Знакомство с начертанием буквы ы.

Слоговой и звуковой анализ слов «мишка», «мышка»

Уметь писать и распознавать изучаемую букву.

Уметь выполнять анализ слов

Наблюдение



9-10

Анализировать поэлементный состав букв.

- контроль


Написание строчной и заглавной буквы у, У.

Знакомство с начертанием буквы у

Уметь писать и распознавать изучаемую букву

Анализ

Ребусы

Комб.

11

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.



Написание заглавной буквы У. Ударные и безударные гласные звуки.

Написание предложений. Анализ предложений

Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Промежуточный контроль


Урок обобщения и систематизации знаний

12-13

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

- контроль


Букварный (основной) период – 80ч.

Написание строчной буквы н. Гласные и согласные звуки.

Знакомство с начертанием строчной буквы н, основными типами её соединений

Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Анализ


Комб.

14

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).



Написание заглавной буквы Н.

Обозначение звуков соответствующими

буквами рукописного шрифта.

Письмо слогов, слов и предложений с буквой н

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы

Наблюдение


Комб.

15

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.



Написание строчной буквы с. Соотношение предложения с его схемой.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов. Письмо слов и предложений с изученными буквами

Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Анализ


Комб.

16

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.



Написание заглавной буквы С.

Написание слогов и слов с изученными буквами

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы

Наблюдение

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы

Комб.

17

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.



Написание строчной буквы к. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль.

Знакомство с начертанием строчной буквы к, основными типами её соединений. Постановка ударения в ловах


Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Анализ

Многозначные слова

Комб.

18

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).



Написание заглавной буквы К.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы

Наблюдение

Сочинение сказки по рисункам

Комб.

19

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание строчной буквы т.

Знакомство с начертанием строчной буквы т, основными типами её соединений.

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы

Анализ



Комб.

20

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).



Написание заглавной буквы Т. Звонкие и глухие согласные.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Наблюдение



Комб.

21

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.


Повторение пройденного. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа

Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Текущий контроль


Урок закрепления изученного

22

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

НРК

Написание строчной буквы л.

Знакомство с начертанием строчной буквы л, основными типами её соединений

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы


Текущий контроль


Комб.

23

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).



Написание заглавной буквы Л.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Наблюдение

Многозначные слова

Комб.

24

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Запись слов и предложений с опорой на слого-звуковой разбор

Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений

Знать формы всех изученных письменных букв

Текущий контроль

Сочинение загадок

Урок применения знаний и умений

25

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.



Написание строчной буквы р.

Знакомство с начертанием строчной буквы к, основными типами её соединений.

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы

Анализ


Комб.

26

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

контроль


Написание заглавной буквы Р.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Знать формы всех изученных букв.

Уметь писать под диктовку изученные письменные буквы

Наблюдение

Многозначные слова

Комб.

27

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание строчной буквы в. Твёрдые и мягкие парные звуки.

Знакомство с начертанием строчной буквы в, основными типами её соединений

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику. Узнавать изученные буквы

Анализ


Комб.

28

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.



Написание заглавной буквы В.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Наблюдение

Ребусы

Комб.

29

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.



Написание заглавной буквы В. Списывание предложений с печатного текста.

Проверка написанного при помощи сличения с текстом – образцом и послогового орфографического чтения написанных слов

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Индивидуальный опрос


Комб.

30

Сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом; слова, написанные печатным и курсивным шрифтами.

контроль

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание строчной буквы е.

Знакомство с начертанием строчной буквы е, основными типами её соединений

Знать, что в начале слова буква е обозначает два звука, а после согласного обозначает мягкость согласного и звук [э].

Уметь соотносить печатную и письменную буквы

Анализ

Омонимы

Комб.

31

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль


Написание заглавной буквы Е. Признаки предметов.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «ел», «сел»

Текущий контроль


Урок закрепления изученного

32

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.



Написание строчной буквы п.

Знакомство с начертанием строчной буквы п, основными типами её соединений. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «пила», «пела»

Уметь выделять звуки из слов, давать им характеристику, узнавать изученные буквы

Анализ


Комб.

Про-пись 3


3

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание заглавной буквы П.

Слоговой и звукобуквенный анализ слова «повар».

Звуки и буквы: гласные и согласные

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Анализ

Ребусы

Комб.

4

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

контроль


Запись предложений по вопросам. Приёмы правильного списывания с печатного шрифта.

Списывание с печатного шрифта

Уметь списывать с печатного шрифта

Текущий контроль


Комб.

5

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.



Написание строчной буквы м.

Создание единства звука, зрительного образа, обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Анализ


Комб.

6

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание заглавной буквы М.

Написание слогов, слов и предложений с изученными буквами. Деление слов на слоги. Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Текущий контроль

Многозначные слова

Комб.

7

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.


НРК

Письменные ответы на вопросы.

Составление ответов на вопросы.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Взаимо-

проверка


Комб.

8

Списывать с печатного и письменного текста.



Написание строчной буквы з.

Знакомство с начертанием строчной буквы з, основными типами её соединений.

Парные согласные по звонкости и глухости

Анализ

Омонимы

Комб.

9

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание заглавной буквы З.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные


Наблюдение

Ребусы

Комб.

10

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.



Написание слов и предложений с буквами з, З.

Мягкие и твёрдые согласные. Письмо под диктовку отдельных слов (со звуками в сильной позиции)

Уметь дифференцировать парные мягкие и твёрдые согласные

Индивидуальный опрос


Комб.

11

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль


Написание строчной буквы б

Знакомство с начертанием строчной буквы б, основными типами её соединений.

Парные согласные по звонкости и глухости

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Анализ


Комб.

12

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание заглавной буквы Б.

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов.

Дополнение предложений словами

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Наблюдение

Ребусы

Комб.

13

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

- контроль


Наблюдение связей слов в предложении по числу (единственное, множественное).

Слова в единственном и множественном числе.

Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков

Уметь правильно оформлять предложения

Беседа


Комб.

14

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Списывать с печатного и письменного текста.



Наблюдение связей слов в предложении по числу.

Правильное оформление предложений.

Письмо под диктовку предложений. Единственное и множественное число (без терминов)

Беседа


Комб.

15

Списывать с печатного и письменного текста.

контроль


Написание строчной буквы д.

Деление слов на слоги. Словесное ударение

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Анализ

Паронимы

Комб.

16

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание заглавной буквы Д.

Название рек, городов.

Парные согласные по звонкости и глухости.

Дополнение предложения словами, соответствующими схеме

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные.

Уметь употреблять заглавную букву в названии рек, городов

Наблюдение

Ребусы

Комб.

17

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

контроль


Написание слов с буквами Д и Т.

Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает. Постановка ударения, деление слов на слоги.

Единственное и множественное число (без терминов)

Индивидуальный опрос


Комб.

18

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Объяснять принцип деления слов на слоги.



Написание слов с буквами Д и Т.

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги.

Уметь различать форму слова

Текущий контроль


Комб.

19

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание строчной буквы я.

Знакомство с начертанием строчной буквы я, основными типами её соединений.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов «яма», «яблоки»

Знать, что в начале слова буква я обозначает два звука, а после согласного – мягкость согласного

Анализ


Комб.

20

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

Выкладывать слова из разрезной азбуки.


Написание заглавной буквы Я.

Запись предложений с проговариванием. Слоговой и звукобуквенный анализ слов «мал», «мял»

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Наблюдение

Слова с двойными согласными

Комб.

21

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Оформлять начало и конец предложения.


Написание строчной и заглавной буквы я, Я.

Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги.

Уметь правильно оформлять предложения




Текущий контроль


Комб.

22

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль


Написание строчной и заглавной буквы я, Я. Алгоритм списывания с печатного текста.

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста

Наблюдение


Комб.

23

Списывать с печатного и письменного текста.


Написание строчной буквы г.

Знакомство с начертанием строчной буквы г, основными типами её соединений

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные



Анализ


Комб.

24

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

контроль


Написание заглавной буквы Г.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов.

Парные согласные по звонкости и глухости

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные



Наблюдение


Комб.

25

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.


Написание слов с буквами Г и К.

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм

Текущий контроль


Комб.

26

Списывать с печатного и письменного текста.



Написание строчной буквы ч. Алгоритм списывания с письменного шрифта.

Знакомство с начертанием строчной буквы ч, основными типами её соединений.

Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста

Уметь соотносить печатную и письменную буквы.

Уметь списывать с текста, написанного письменным шрифтом

Анализ


Комб.

27

Списывать с печатного и письменного текста.

контроль


Сочетания ча, чу.


Знакомство с написанием ча, чу. Анализ слов «туча», «учу»

Знать правописание ча, чу

Индивидуальный опрос


Урок ознакомления с новым материалом

28

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Написание заглавной буквы Ч.

Слоговой и звукобуквенный анализ слов.

Выработка умения писать большую букву в кличках животных

Уметь правильно оформлять предложения


Индивидуальный опрос


Комб.

29

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

Оформлять начало и конец предложения.


Написание буквы ь. Письмо под диктовку слов и предложений.

ь – показатель мягкости согласных

Знать, что буква Ь - показатель мягкости согласных звуков,

Ь не обозначает звука

Текущий контроль


Комб.

30

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Оформлять начало и конец предложения.


Написание буквы ь в конце слова. )

Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых не совпадает

Анализ


Комб.

31

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).


Написание буквы ь в середине слова.

Наблюдение


Урок закрепления изученного

32

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

контроль


Написание строчной буквы ш.

Знакомство с начертанием строчной буквы ш, основными типами её соединений

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные.

Знать правило написания ши

Анализ


Комб.

Пропись 4


3

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Написание заглавной буквы Ш.

Привлечение внимания к словам, написание которых расходится с произношением. Анализ слов «уши», «мыши»

Индивидуальный опрос

Многозначные слова

Комб.

4

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Написание слов с сочетанием ши.

Беседа


Урок ознакомления с новым материалом

5

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Написание строчной буквы ж. )Кнакомления с новым материалом

Знакомство с начертанием строчной буквы ж, основными типами её соединений

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Анализ


Комб.

6

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. Выписывать из текста слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.

Оформлять начало и конец предложения.


Написание заглавной буквы Ж.

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные

Наблюдение

Ребусы

Комб.

7

Оформлять начало и конец предложения.

контроль


Написание слов с сочетаниями жи, ши.

Знакомство с написанием сочетания жи.

Анализ слов «ужи», «чижи»

Знать правописание

жи-ши

Индивидуальный опрос


Комб.

8

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Сочетания жи, ши.

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов

Текущий контроль


Комб.

9

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. контроль


Написание строчной буквы ё.

Написание буквы ё.

Анализ слов «ёж», «ёрш».

Подбор слова к вопросу

Знать, что буква ё всегда ударная, обозначает два звука в начале слова, перед гласной и после Ь;

после согласного – звук [о]

Анализ


Комб.

10

Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв (количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв).


Написание строчной буквы ё.

Текущий контроль


Комб.

11

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.


Написание заглавной буквы Ё.

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Запись предложений с проговариванием

Наблюдение


Комб.

12

Оформлять начало и конец предложения.



Написание строчной буквы й.

Сравнительный анализ слов «мои», «мой».

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

Уметь дифференцировать и распознавать изучаемый звук, писать букву

Анализ


Комб.

13

Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

контроль


Списывание слов и предложений с буквой й.

Текущий контроль


Комб.

14

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’].



Написание строчной буквы х.

Письмо слов и предложений с изученными буквами, постановка ударения, деление слов на слоги.

Анализ слов «хорь», «хомяк».

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Анализ


Комб.

15

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание заглавной буквы Х.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Наблюдение


Комб.

16

Оформлять начало и конец предложения.

контроль


Написание строчной и заглавной буквы х, Х.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса

Индивидуальный опрос


Комб.

17

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Оформлять начало и конец предложения.


Слова, противоположные по значению.

Уметь вычленять слова из предложения

Текущий контроль


Урок с дидактической игрой

18

Выкладывать слова из разрезной азбуки.



Написание строчной буквы ю.

Знакомство с начертанием строчной буквы ю, основными типами её соединений


Анализ


Комб.

19

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание заглавной буквы Ю.

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Уметь писать слова и предложения с изученными буквами, ставить ударение, делить слова на слоги

Наблюдение


Комб.

20

Выкладывать слова из разрезной азбуки.


Написание строчной и заглавной буквы ю, Ю.

Индивидуальный опрос


Комб.

21

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание строчной буквы ц.

Знакомство с начертанием строчной буквы ц, основными типами её соединений

Уметь вычленять слова из предложения.

Знать непарные твёрдые и непарные мягкие согласные, особенности написания букв и, ы после ц

Анализ

Слова-исключения

Комб.

22

Выкладывать слова из разрезной азбуки.


Написание заглавной буквы Ц.

Письмо слов и предложений с изученными буквами. Слова-исключения

Наблюдение

Ребусы


23

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.


Написание строчной и заглавной буквы ц, Ц.

Текущий контроль


Комб.

24

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание строчной буквы э.

Знакомство с начертанием строчной буквы з, основными типами её соединений

Знать, что э не пишется после ч, ш, ц, ж

Анализ


Комб.

25

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

контроль


Написание заглавной буквы Э.

Слоговой и звуко-буквенный анализ слов. Запись предложений с проговариванием

Уметь вычленять слова из предложения

Наблюдение


Комб.

26

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).


Написание строчной буквы щ.

Знакомство с начертанием строчной буквы щ, основными типами её соединений

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Анализ


Комб.

27

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

контроль


Сочетания ща, щу.

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Знать правописание

ща-щу

Индивидуальный опрос


Урок ознакомления с новым материалом

28

Оформлять начало и конец предложения.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Написание заглавной буквы Щ.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных


Наблюдение



29

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы; подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы; подбирать и записывать имена собственные на заданную букву.

контроль


Написание строчной буквы ф.

Знакомство с начертанием строчной буквы ф, основными типами её соединений

Уметь находить слова со слабой позицией написания парных согласных

Индивидуальный опрос


Комб.

30

Моделировать (создавать, конструировать) буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки, пластилина и других материалов).

контроль


Написание заглавной буквы Ф.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных

Наблюдение

Ребусы

Комб.

31

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.


Письмо букв Ь и Ь.

Знакомство с начертанием строчной букв Ь и Ъ, основными типами её соединений

Знать. В каких случаях пишется Ь, а в каких Ъ

Анализ


Комб.

32

Объяснять функцию букв ь и ъ.



Письмо буквы Ъ и Ь.

Письмо слов и предложений с изученными буквами

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Промежуточный контроль

Ребусы

Урок обобщения и систематизации знаний


Объяснять функцию букв ь и ъ.



Послебукварный

период – 15 ч.

Правописание сочетаний чк, чн, щн.

Знакомство с правилами правописания и их применениями.

Речевая этика. Культура общения. Слова, используемые при приветствии и прощании. Словарь: русский язык


Уметь составлять предложения из слов

Текущий контроль


Урок

ознакомления с новым материалом


Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.



Правописание сочетаний чк, чн, щн.

Закрепление гигиенических навыков письма. Словарь: город.

Уметь находить в тексте слова, обозначающие предмет

Текущий контроль


Комб.


Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.


Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в начале предложения. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Составление предложений о детях по картинке. Словарь: Россия

Уметь находить в тексте слова, обозначающие действие предмета

Творческая работа

Синонимы

Урок ознакомления с новым материалом


Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.


НРК

Заглавная буква в именах собственных.

Закрепление гигиенических навыков письма. Словарь: Москва

Уметь находить в тексте слова, обозначающие признак предмета

Текущий контроль


Комб.


Классифицировать слова в соответствии с их значением (сло­ва, называющие предметы, слова, называющие признаки, слова, на­зывающие действия).


Письмо под диктовку слов и предложений с изученными буквами.

Речь и её значение в жизни человека. Словарь: ребята

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Текущий контроль

Антонимы

Урок применения знаний и умений


Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

контроль


Сопоставление текста и отдельных предложений. Списывание с печатного текста.

Особенности устной речи.

Текст и его значение

Уметь записывать предложение, писать слова без искажения и замены букв

Текущий контроль


Урок применения знаний и умений


Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.


Закрепление изученного. Сильные и слабые позиции гласных звуков.

Составление предложений о школе по картинке. Словарь: учитель, ученик

Уметь подбирать проверочные слова

Творческая работа


Урок закрепления изученного


Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений


Письмо под диктовку с орфографическим проговариванием.

Упражнения в звуко-слоговом и звуко-буквенном анализе слов.

Заглавная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Словарь: народ

Уметь подбирать проверочные слова

Текущий контроль


Урок применения знаний и умений


Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

контроль


Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Составление устных небольших рассказов по сюжетным картинкам. Словарь: мороз.

Уметь проверять написание парных согласных на конце слова

Творческая работа

Паронимы

Комб.


Составлять текст по серии сюжетных картинок.



Правописание сочетаний жи-ши.

Запись текста по вопросам.

Гласные после шипящих в ударных слогах жи-ши. Словарь: пальто

Знать правописание сочетаний жи-ши

Текущий контроль


Комб.


Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Правописание сочетаний ча-ща.

Запись и анализ предложений.

Гласные после шипящих в ударных слогах ча-ща.

Знать правописание сочетаний ча-ща

Текущий контроль


Комб.


Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши.


Правописание сочетаний чу-щу.

Запись и анализ предложений. Гласные после шипящих в ударных слогах чу-щу. Словарь: воробей


Знать правописание сочетаний чу-щу

Текущий контроль


Комб.


Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу,жи-ши. - контроль


Алфавит и его значение.

Составление устных небольших рассказов по личным наблюдениям. Словарь: ворона.

Знать алфавит

Творческая работа


Урок с дидактической игрой


Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Воспроизводить алфавит. Осознавать алфавит как определенную последовательность букв.

НРК

Алфавит. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов.

Упражнения в составлении слов и предложений по слоговой таблице (шифрование, расшифровывание). Словарь: корова.

Уметь писать слова без искажений, замены и пропусков; соотносить печатную и письменную буквы.

Уметь делить слова на слоги

Текущий контроль

Создание рукописной азбуки

Театрализованный урок


Оформлять начало и конец предложения.

Контролировать: находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.


Закрепление изученного. Объединение слов в предложения. Выделение предложения из текста.

Составление устных небольших рассказов по пословице. Словарь: собака.

Уметь составлять предложения из слов

Промежуточный контроль


Проверки и коррекции знаний и умений


Оформлять начало и конец предложения.

контроль

Придумывать предложения с заданным словом с последующим распространением предложений




Тематическое планирование по русскому языку

1 класс (50 ч)

Тематическое

планирование

Характеристика деятельности учащихся

Стр. дата

Наша речь (3 ч)


Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей.

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление)

Русский язык — родной язык русского народа.

*Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык

Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов.

Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

Оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя»



Текст, предложение, диалог (3 ч)


Текст (общее представление).

Смысловая связь предложений в тексте.

Заголовок текста.





Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении.





Диалог.



Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки



Различать текст и предложение.

Подбирать заголовок к тексту.

Составлять текст из деформированных предложений.

Составлять небольшие тексты по рисунку, на заданную тему, по данному началу и концу.

Находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Выделять предложения из речи.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения.

Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение.

Приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.


Различать диалог.


Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога. Выразительно читать текст по ролям.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно.

Наблюдать над постановкой тире (—) в диалогической речи.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику


Слова, слова, слова … (4 ч)


Слово. Роль слов в речи.

Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.



Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Воспитание чувства личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника.

Развитие познавательного интереса к происхождению слов.

*Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.



Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам

Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения.

Различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

Приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу.

Классифицировать и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы.

Использовать в речи «вежливые слова».

Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении.


Работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове.


Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю.

Выполнять тестовые задания электронного приложения к учебнику.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Составлять текст по рисунку и опорным словам



Слово и слог. Ударение (6 ч)



Слово и слог (2 ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

*Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка).










Перенос слов (2 ч)

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.




Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Развитие творческого воображения через создание сравнительных образов.


Ударение (общее представление) (2 ч)

Способы выделения ударения.



Словообразующая роль ударения. Зависимость значения слова от ударения.

Графическое обозначение ударения.

Слогоударные модели слов.



Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Знакомство с орфоэпическим словарём.

*Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака.


Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

Различать слово и слог.

Наблюдать над слоговой структурой различных слов.

Определять количество в слове слогов.

Находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом.

Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

Анализировать слоги относительно количества в них гласных и согласных звуков.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Составлять слова из слогов.

Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк ).

Переносить слова по слогам.


Находить в предложениях сравнения, осознавать, с какой целью они использованы авторами.

Развивать творческое воображение, подбирая свои примеры сравнений.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Наблюдать над ролью словесного ударения в слове, осознавать его значимость в речи.

Определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове.

Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок).

Различать ударные и безударные слоги.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Составлять сказку по её данному началу и заключительной части и рисункам к сказке.


Звуки и буквы (34 ч)


Звуки и буквы (2 ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

Условные звуковые обозначения слов.

*Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело.




Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.


Русский алфавит, или Азбука (2 ч)

Значение алфавита.


Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность.



Использование алфавита при работе со словарями.

*Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.




Гласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сонсын).

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Слова с буквой э.

*Слово с непроверяемым написанием: деревня.





Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.


Ударные и безударные гласные звуки (5 ч)

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова).

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).


Работа с орфографическим словарём.

Проверочный диктант.

*Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.


Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.


Согласные звуки (3 ч)

Буквы, обозначающие согласные звуки.

Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).



Слова с удвоенными согласными.



Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

*Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный.






Твёрдые и мягкие согласные звуки (3 ч)

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

*Слово с непроверяемым написанием: ребята.

Формирование на основе содержания текстов учебника гражданской гуманистической позиции — сохранять мир в своей стране и во всём мире.




Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука (3 ч)

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).




Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности.





Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.




Звонкие и глухие согласные звуки (5 ч)

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.









Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.





Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.


Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).

Проверочный диктант.

*Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.


Развитие речи. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).




Шипящие согласные звуки (5 ч)

Буквы шипящих согласных звуков:

непарных твёрдых ш, ж;

непарных мягких ч, щ.

*Слова с непроверяемым написанием: работа (работать).


Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».



Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.




Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

*Слово с непроверяемым написанием: девочка.


Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.





Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.


*Слово с непроверяемым написанием: машина.


Проверочный диктант.




Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и Журавль».


Заглавная буква в словах (3 ч)

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).






Развитие речи. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку.

Правила вежливого обращения.





Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Различать звуки и буквы.

Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта.

Осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков.

Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с принятыми в русском языке обозначениями звуков.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Наблюдать над образностью русских слов, звучание которых передаёт звуки природы.


Высказываться о значимости изучения алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.


Применять знание алфавита при пользовании словарями.

Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Различать в слове гласные звуки по их признакам.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв», а также с памяткой в учебнике «Гласные звуки и буквы».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

Анализировать слова с целью выделения в них гласных звуков, одинаковых гласных звуков и др..

Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка.

Находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю.


Составление развёрнутого ответа на вопрос по содержанию сказки Г.Х. Андер-сена «Дюймовочка».


Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáва трáвы).

Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание.

Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса.



Работать с орфографическим словарём учебника, находить в нём информацию о правописании слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Составлять устный рассказ по рисунку и опорным словам.



Различать в слове согласные звуки по их признакам.

Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить.

Определять согласный звук в слове и вне слова.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Дифференцировать гласные и согласные звуки.

Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове.


Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).


Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’].

Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка).

Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на).

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

Работать с графической информацией, анализировать таблицу, получать новые сведения о согласных звуках. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки.

Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’].

Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука.

Использовать приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки.

Объяснять причины расхождения звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Обсуждать (на основе текста) состояние внешнего облика ученика.


Осознавать (на основе текста) нравственные нормы (вежливость, жадность, доброта и др.), понимать важность таких качеств человека, как взаимовыручка, взаимопомощь.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений,

определять последовательность повествования с опорой на рисунок, составлять текст из предложений.




Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.

Работать со страничкой для любознательных. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков.

Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв» и с памяткой «Согласные звуки русского языка» в учебнике.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.

Сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией форзаца учебника.

Работа со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением слова тетрадь.


Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова.

Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.


Планировать учебные действия при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

Подбирать проверочное слово путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега).


Писать двусложные слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснять их правописание.





Определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выбирать и записывать предложения, которыми можно подписать рисунки.


Высказываться о бережном отношении к природе и всему живому на земле.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки.

Правильно произносить шипящие согласные звуки.

Работать со страничками для любознательных: знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологией слова карандаш.


Создавать совместно со сверстниками и взрослыми (родными и др.) собственный информационный объект (по аналогии с данным). Участвовать в презентации своих проектов.


Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».


Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово.

Писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.


Наблюдать над образностью слова (олицетворением), когда неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого.


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами.

Находить в словах сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».


Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Вспомнить по рисунку и по памяти содержание сказки и передать её содержание.




Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).


Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку.

Использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. Участвовать в её презентации.