СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 5-9 класс к учебникам Пасечник а

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков согласно ВГОСа.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 5-9 класс к учебникам Пасечник а»

Календарно -тематическое планирование по биологии. 5 класс. В.В.Пасечник

(34 часа, 1 час в неделю)

в

Содержание

Практические

Дата

Д/з

п/п

теме


и лабораторные работы

По плану

Факт.


Введение (3 часа)




1

1

Биология - наука о живой природе.




§ 1

2

2

Методы изучения биологии




§ 2,3

3

3

Разнообразие живой природы. Среды

Экскурсия №1:



§ 4,5



обитания организмов.

«Многообразие живых







организмов, осенние







явления в жизни растений







и животных»




Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов. (4 часа)

4

1

Устройство увеличительных приборов.

Л.Р. № 1



§ 6




Устройство







увеличительных приборов.







Правила работы с ними.







Рассматривание клеток с







помощью лупы




5

2

Химический состав клетки.




§ 7

6

3

Строение клетки. Ткани.

Л.Р. № 2



§8, 13




Приготовление







микропрепарата кожицы







чешуи лука,







рассматривание его под







микроскопом.




7

4

Жизнедеятельность клетки.




§ 9



Тема.





Многообразие организмов (10 ч)

8

1

Классификация организмов




§ 10

9

2

Строение и многообразие бактерий




§ 11

10

3

Строение и многообразие грибов и

Л.Р. № 3



§12,15



лишайников

Особенности строения







мукора и дрожжей




11

4

Характеристика царства Растения.




§13,14



Строение и многообразие водорослей





12

5

Мхи, папоротники, плауны, хвощи.




§ 16

13

6

Семенные растения.

Л.Р. № 4



§ 17




Внешнее строение







цветкового растения.







Распознавание органов у







растений




14

7

Царство Животные. Подцарство




§ 18,



Одноклеточные.




19

15


Контрольная работа №1





16

8

Подцарство Многоклеточные.




§ 20



Беспозвоночные животные.





17

9

Позвоночные животные.




§ 21

18

10

Многообразие живой природы. Охрана

природы.

Тема




§ 22

Жизнедеятельность организмов(9 ч)

19

1

Обмен веществ - главный признак жизни




§ 23

20

2

Почвенное питание растений. Удобрения.




§ 24, 25

21

3

Фотосинтез.




§ 26

22

4

Гетеротрофное питание. Питание бактерий, грибов.




§ 27, 28

23

5

Дыхание растений и животных




§ 29

24

6

Передвижение веществ у растений




§ 30

25

7

Передвижение веществ у животных




§ 31

26

8

Выделение у растений и животных




§ 32

27

9

Контрольная работа № 2 Тема





Размножение, рост и развитие организмов. 2 ч

28

1

Размножение организмов, его значение.




§ 33, 34

29

2

Рост и развитие - свойства живых организмов.




§ 35

Регуляция жизнедеятельности организмов. 4 ч

30

3

Раздражимость - свойство живых организмов. Гуморальная и нейрогуморальная регуляция.




§ 36, 37, 38

31

4

Поведение.

Л.Р. № 5

Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов



§ 39

32

5

Движение организмов.




§ 40

33

6

Организм - единое целое. Тема




§ 41

34

7

Обобщение и систематизация знаний за курс 5 класса

Экскурсия № 2:

«Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений и животных»




Календарно-тематическое планирование по биологии. 6 класс. В.В.Пасечник

(34 часа, 1 раз в неделю)

п/п

ур. в теме

Содержание


Практические и лабораторные работы


Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение. Общее знакомство с растнениями 2 ч.



1

1

Биология – наука о живой природе.

Экскурсия №1. «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений»

§ 1

(5-6 класс)



2

2

Методы изучения биологии


§ 2,3

(5-6 класс)



Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов 2 ч.




3

1

Устройство увеличительных приборов. Строение растительной клетки и ткани

Л.Р. № 1

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

§ 6

(5-6 класс)



4

2

Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки

§ 7, 8, 9, 13

(5-6 класс)



Многообразие организмов 10 ч.




5

1

Многообразие организмов, их классификация. Среды обитания организмов. Вид – основная единица систематики.


§ 4,5

(5-6 класс)

§ 1, 2



Бактерии, грибы, лишайники



6

2

Бактерии – доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека.


§ 3, 4



7

3

Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека.

Л.Р.№ 2

Изучение строения тел шляпочных грибов

§ 5, 6, 7



8

4

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Тема


§8



Растения



9

5

Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

*Л.Р. № 3

Знакомство со строением и многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

§ 9, 10, 11



10

6

Высшие споровые растения. Моховидные.

Л.Р. № 4

Изучение строения мха

§12, 13



11

7

Папоротниковидные. Плауновидные. Хвощевидные.

Л.Р. № 5

Изучение строения спороносного папоротника

§14, 15



12

8

Голосеменные – отдел семенных растений. Разнообразие хвойных растений.


§16, 17



13

9

Покрытосеменные, или Цветковые.


§18



14

10

Контрольная работа Тема





Строение и жизнедеятельность растений 17 ч.



15

1

Строение семян.

Л.Р. № 6

Изучение строение семян однодольных и двудольных растений.

§19



16

2

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня.Видоизменения корней.

Л.Р. № 7

Виды корней и типы корневых систем.

§20, 21



17

3

Побег и почки. Строение стебля.

*Л.Р. № 8

Передвижение воды и питательных веществ по древесине

§22, 23



18

4

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.


§24, 25



19

5

Видоизменения побегов.

Л.Р. № 9

Изучение видоизмененных побегов (клубень, луковица, корневище)

§26



20

6

Строение и разнообразие цветков.

Л.Р. № 10

Изучение строения цветка.

§27



21

7

Соцветия.


§28



22

8

Плоды.


§29



23

9

Размножение покрытосеменных растений.

П.Р. № 1

Вегетативное размножение комнатных растений

§30



24

10

Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные

П.Р. № 2

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений

§31, 32



25

11

Класс Однодольные.

П.Р. № 3 Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей

§31-33



26

12

Контрольная работа Тема





27

13

Обмен веществ – главный признак жизни

Почвенное питание растений. Удобрения.


§ 23, 24, 25

(5-6 класс)




28

14

Фотосинтез.


§ 26

(5-6 класс)




29

15

Дыхание растений


§ 29

(5-6 класс)




30

16

Передвижение веществ у растений. Выделение у растений.


§ 30, 32

(5-6 класс)




31

17

Размножение, рост и развитие – свойства живых организмов.


§ 33, 34, 35



Эволюция растений. Экосистемы 3 ч.



32

1

Этапы эволюции растительного мира. Освоение суши растениями.


§58, 61



33

2

Экосистемы. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе.

Экскурсия № 2 «Весенние явления в жизни растений»

§61-64



34

3

Растительный мир Донбасса. Охрана растительного мира Тема

Экскурсия № 3

«Природные сообщества и человек».

§60




Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс Пасечник В.В.

(34 часа, 1 раз в неделю)

п/п

урока в теме

Тема урока

Дата

проведения

Примечания

по плану

фактически

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ПОДЦАРСТВО ПРОСТЕИШИЕ (3 часа)

1.

1.

Общие сведения о животном мире



§ 34.

2.

2.

Одноклеточные животные, или Простейшие



§ 35

3.

3

Паразитические простейшие. Значение простейших



§ 36

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (22 часа)

4.

1

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных Л.р. № 1 Изучение многообразия тканей животных на постоянных микропрепаратах



§ 37 Л.р. № 1

5.

2.

Тип Кишечнополостные



§ 38

6.

3.

Многообразие кишечнополостных



§ 39

7.

4.

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви



§ 40

8.

5.

Тип Круглые черви



§ 41

9.

6.

Тип Кольчатые черви



§ 41

10.

7.

Класс Брюхоногие



§ 42

11.

8.

Класс Двустворчатые моллюски



§ 42

12.

9.

Класс Головоногие моллюски



§ 43

13.

10.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Л.р. № 2 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих



§ 44 Л.р. № 2

14.


Класс Паукообразные



§ 45

15.

11.

Класс Насекомые



§ 46

16.

12.

Многообразие насекомых



§ 47

17.


Контрольная работа №1



К.р.№1

18.

13.

Тип Хордовые



§ 48

19.

14.

Надкласс Рыбы. Строение и жизнедеятельность рыб. Л.р. № 3 Выявление особенностей внешнего строения рыб в связи с образом жизни



§ 49 Л.р. № 3

20.

15.

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб



§ 50

21.

16.

Класс Земноводные Л.р. № 4. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни



§ 51 Л.р. № 4

22.

17.

Класс Пресмыкающиеся



§ 52

23.

18

Класс Птицы Л.р. № 5. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с образом жизни



§ 53 Л.р. № 5

24.

19

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство



§ 54

25.

20

Класс Млекопитающие, или Звери Л.р. № 6. Изучение внешнего строения млекопитающего



§ 55 Л.р. № 6

26


Многообразие зверей. П.р.№1. Определение принадлежности животных к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация)



§ 56. П.р.№1

27.

1.

Домашние млекопитающие. П.р.№2. Распознавание домашних животных.



§ 57 П.р.№2

ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИИ И ЖИВОТНЫХ, ИХ ОХРАНА (3 ЧАСА)

28.

1.

Этапы эволюции органического мира П.р. №3. Выявление приспособлений у животных к среде обитания



§ 58 П.р. №3

29.

2.

Освоение суши растениями и животными



§ 59

30.

3.

Охрана растительного и животного мира



§ 60

31.

4.

Контрольная работа №2




ЭКОСИСТЕМЫ (3 ЧАСА).

32.

1.

Экосистема. Среда обитания организмов. Экологические факторы



§ 61, § 62

33.

2.

Биотические и антропогенные факторы



§ 63

34.

3.

Искусственные экосистемы



§ 64.

Календарно-тематическое планирование по биологии. 8 класс. В.В.Пасечник

(68 часов, 2 часа в неделю)


п/п


в теме


Тема урока

по плану

Факт.



Д\З

Введение 3ч

1.

1.

Науки о человеке и их методы



§ 1.

2.

2.

Биологическая природа человека. Расы человека



§ 2.

3.

3

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез



§ 3

Общий обзор организма человека З ч.

4.

1

Строение организма человека.

Л.Р. №1. Изучение микроскопического строения тканей



§ 4.

Л.Р. № 1

5.

2.

Органы и ткани



§5

6.

3.

Регуляция процессов жизнедеятельности



§ 6

Опора и движение 5 ч.

7.

1

Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост костей



§7

8.

2

Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы



§ 8.

9.

3

Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов.


П.Р. № 1.Изучение внешнего вида отдельных костей



§ 9.

П.Р. № 1

10.

4

Строение и функции скелетных мышц



§ 10

11.

5

Работа мышц и её регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм.

П.Р. № 2. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.



§ 11, 12 П.Р. № 2

Внутренняя среда организма 4 ч.

12.

1.

Состав внутренней среды организма и её функции



§ 13

13.

2.

Состав крови. Постоянство внутренней среды. Л.р.№2 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)



§14. Л.р.№2

14.

3.

Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови.



§ 15

15.

4.

Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека Вакцинация.



§ 16

Кровообращение и лимфообращение 4 ч.

16.

1

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

Л.Р. № 3 Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке



§ 17

Л.Р. № 3

17.

2

Сосудистая система.

П.р.№3 Измерение кровяного давления



§ 18 П.р.№3

18.

3

Лимфообращение




19.

4

Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. П.р.№4. Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.



§ 19 П.р.№4

Дыхание 4 ч.

20.

1

Дыхание и его значение. Органы дыхания



§ 20.

21.

2

Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких



§ 21


3

Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

П.Р. № 5Определение частоты дыхания.



§ 22.

П.Р. № 5

22.

4

Заболевания органов дыхания, их профилактика. Реанимация



§ 23.

23.

5

Контрольная работа №1



К.Р.№1

Питание 5 ч.

24.

1.

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции



§ 24

25.

2.

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод.

Л.Р. №4. Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал



§ 25. Л.Р. №4

26.

3.

Пищеварение в желудке и кишечнике



§ 26.

27.

4.

Всасывание питательных веществ в кровь



§ 27.

28.

5.

Регуляция пищеварения. Гигиена питания



§ 28.

Обмен веществ и превращение энергии 4 ч.

29.

1.

Пластический и энергетический обмен.

П.Р. № 6. Измерение массы и роста своего организма



§ 29.

П.Р. № 6

30.

2.

Ферменты и их роль в организме человека



§ 30.

31.

3.

Витамины и их роль в организме человека.



§ 31.

32.

4.

Нормы и режим питания. Нарушения обмен веществ. П.Р. № 7. Определение норм рационального питания.



§ 32

П.Р. № 7

Выделение продуктов обмена. 2 ч.

33.

1

Выделение и его значение. Органы мочевыделения



§ 33.

34.

2

Заболевания органов мочевыделения.



§ 34.

Покровы тела человека 3 ч.

35.

1.

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи .



§ 35.

36.

2.

Болезни и травмы кожи.



§ 36.

37.

3.

Гигиена кожных покровов.



§ 37.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности 7 ч.

38

1

Железы внутренней секреции и их функции.



§ 38.

39

2

Работа эндокринной системы и её нарушения.



§ 39.

40

3

Строение нервной системы и её значение.



§ 40.

41

4

Спинной мозг



§ 41.

42

5

Головной мозг.

Л.Р. № 5 Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)



§ 42.

Л.Р. № 5

43

6

Вегетативная нервная система.



§ 43.

44

7

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.



§ 44.

Органы чувств. Анализаторы. 4 ч.

45

1.

Понятие об анализаторах Зрительный анализатор.

Л.Р. № 6 Изучение изменения размера зрачка



§ 45.

Л.Р. № 6

46

2.

Слуховой анализатор



§ 46.

47

3.

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание



§ 47.

48

4.

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль.



§ 48.

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 6 ч.

49

1

Высшая нервная деятельность. Рефлексы



§ 49.

50

2

Память и обучение



§ 50.

51

3

Врождённое и приобретённое поведение



§ 51.

52

4

Сон и бодрствование



§ 52.

53

5

Особенности высшей нервной деятельности человека



§ 53.

54

6

История и перспективы изучения ВНД человека.




Размножение и развитие человека. 4 ч.

55

1.

Особенности размножения человека.



§ 54.

56

2.

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.



§ 55.

57

3.

Беременность и роды



§ 56.

58

4.

Рост и развитие ребёнка после рождения



§ 57.

Человек и окружающая среда. 3 ч.

59

1.

Социальная и природная среда человека



§ 58

60

2.

Окружающая среда и здоровье человека



§ 59.

61

3.

Л.Р. № 7. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



Л.Р. № 7

62

4.

Контрольная работа №2



К.Р. № 2.

Обобщающее повторение

63

1.

Опора и движение




64

2.

Внутренняя среда организма. Кровообращение и лимфообращение. Дыхание.




65

3.

Питание. Обмен веществ и превращение энергии.




66

4.

Выделение продуктов обмена. Покровы тела человека.




67

5.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Органы чувств. Анализаторы.




68

6.

Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность.




Календарно-тематическое планирование по биологии. 9 класс. В.В.Пасечник

(68 часов, 2 часа в неделю)

п/п

в теме

Содержание

Практические и лабораторные работы

Д/з

Дата проведения

План

факт

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 7 часов

1

1

Железы внутренней секреции и их функции.


§ 38



2

2

Работа эндокринной системы и ее нарушения.


§ 39



3

3

Строение нервной системы и ее значение.


§ 40



4

4

Спинной мозг.


§ 41



5

5

Головной мозг.

Л.Р. № 1

«Строение головного мозга человека»

§ 42



6

6

Вегетативная нервная система.


§ 43



7

7

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.


§ 44



Органы чувств. Анализаторы. 4 часа



8

1

Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.

Л.Р. № 1

«Определение аккомодации глаза, реакции зрачка на свет»

§ 45



9

2

Слуховой анализатор.

Л.Р. № 2

«Измерение порога слуховой

чув ств ительн ости»

§ 46



10

3

Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.


§ 47



11

4

Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. Тема


§ 48



Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 5 часов

12

1

Высшая нервная деятельность человека. Рефлексы.

Л.Р. № 3 «Безусловные и условные рефлексы»

§ 49



13

2

Память и обучение.

Л.Р. № 4

«Исследование различных видов памяти»

§ 50



14

3

Врожденное и приобретенное поведение.


§ 51



15

4

Сон и бодрствование.


§ 52



16

5

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Л.Р. № 5. «Определение типов темперамента»

§ 53



Размножение и развитие человека. 5 часов

17

1

Особенности размножения человека.


§ 54



18

2

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.


§ 55



19

3

Беременность и роды.


§ 56



20

4

Рост и развитие ребенка после рождения.


§ 57



21

5

Контрольная работа № 1





Биология в системе наук. 2 часа

22

1

Биология как наука.


§ 1



23

2

Методы биологических исследований. Значение биологии.


§ 2



Основы цитологии - науки о клетке. 10 часов

24

1

Цитология - наука о клетке.


§ 3



25

2

Клеточная теория.


§ 4



26

3

Химический состав клетки.


§ 5



27

4

Строение клетки.

Л.Р. № 6.

«Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом».

§ 6



28

5

Строение клетки.


§ 6



29

6

Особенности клеточного строения организмов. Вирусы.


§ 7



30

7

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.


§ 8



31

8

Фотосинтез.


§ 8



32

9

Биосинтез белков.


§ 9



33

10

Регуляция процессов жизнедеятельности в клетке. Тема


§ 10



Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. 4 часа

34

1

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Митоз.



§ 11





35

2

Половое размножение. Мейоз.



§ 12





36

3

Индивидуальное развитие организма (онтогенез).



§ 13





37

4

Влияние факторов внешней среды на онтогенез.



§ 14





Основы генетики. 9 часов

38

1

Генетика как отрасль биологической науки.


§ 15



39

2

Методы исследования наследственности. Фенотип и генотип.


§ 16



40

3

Закономерности наследования.


§ 17



41

4

Решение генетических задач.


§ 18



42

5

П.Р. №1 «Составление простейших схем скрещивания»





43

6

Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


§ 19



44

7

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость.


§ 20



45

8

Комбинативная изменчивость.


§ 21



46

9

Фенотипическая изменчивость. Тема

Л.Р. № 7.

«Изменчивость организмов».

§ 22



Генетика человека. 2 часа

47

1

Методы изучения наследственности человека.


§ 23



48

2

Генотип и здоровье человека.


§ 24



Основы селекции и биотехнологии. 3часа

49

1

Основы селекции


§ 25



50

2

Достижения мировой и отечественной селекции.


§ 26



51

3

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Тема


§ 27



Эволюционное учение. 6 часов

52

1

Учение об эволюции органического мира.


§ 28



53

2

Вид. Критерии вида. Популяционная структура вида.

Л.Р. № 8. «Изучение морфологического критерия вида».

§ 29, 30



54

3

Видообразование.


§ 31



55

4

Борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции.


§ 32



56

5

Адаптации как результат естественного отбора.


§ 33



57

6

Современные проблемы теории эволюции


§ 34



Возникновение и развитие жизни на Земле. 3 часа


58

1

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.


§ 35



59

2

Органический мир как результат эволюции.


§ 36­-38



60

3

Контрольная работа № 2 Тема





Взаимосвязи организмов и окружающей среды. 8 часов


61

1

Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Экологическая ниша.


§ 39­-41



62

2

Структура популяций. Типы взаимодействия популяций разных видов.


§ 42-­43



63

3

Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. Структура экосистем.


§ 44-­45



64

4

Поток энергии и пищевые цепи. Искусственные экосистемы.

П.Р. № 1. Составление пищевых цепей (схем передачи вещества и энергии).

§ 46-­47



65

5

П.Р. № 2. Выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме своей местности.





66

6

Искусственные экосистемы





67

7

П.Р. № 3. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.





68

8

Экскурсия «Сезонные изменения в живой

природе»

Тема