
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №130
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей Заместитель директора по УВР Директор школы:
Протокол №1 _________ О.Н. Зуева ______Р.П. Киреева от «__» августа 2017г. «__» августа 2017г «___» августа 2017г. Председатель МО:
________ Ю.В. Шальнова
Программа факультатива по русскому языку
«Русское правописание: орфография и пунктуация»
для учащихся 10-11 классов
Срок реализации 2 года
Нижний Новгород
2017г.
Пояснительная записка
Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и умение пользоваться ими, но и способность учитывать речевую ситуацию и как можно точнее передавать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать , чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 10 класс, пунктуация – 11 класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приемами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме не только дает информацию о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой прием, как орфографический анализ структурно - семантических схем слова, или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы: - ….истка, ….иный, ….инный т.п.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственной мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определенной коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Цель программы:
Повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи. Систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, взаимосвязь, существующую между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.д.).
Основные образовательные задачи курса:
- расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету; - повысить уровень логического мышления учащихся; - создать условия для формирования языковой компетенции; - восполнить пробелы по указанным выше разделам лингвистики.
Развивающие задачи курса: - развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи; - способствовать развитию речи учащихся; - совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой); - способствовать эффективной подготовке обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку.
Воспитательные задачи курса: - формировать ключевые компетенции; - повышать интерес к гуманитарному образованию; - воспитывать грамотного гражданина РФ.
По окончании курса учащиеся должны знать: - принципы русской орфографии и пунктуации; - основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность.
По окончании курса учащиеся должны уметь: - использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; - применять теоретические знания по разделам «Орфография», и «Пунктуация» на практике (как ранее известные, так и полученные на занятиях спецкурса); - уметь работать с текстами ЕГЭ по русскому языку; - грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах; - владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).
Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 2 года, должен способствовать подготовке учащихся 10, 11 классов успешной сдаче ЕГЭ. Курс рассчитан на учащихся с разной степенью мотивации и обученности. Контроль, формы и методы работы отражены в содержании программы.
Результатом изучения курса является успешное применение предметных компетенций на практике (умелое использование литературы научного характера в тех случаях, когда возникают трудности орфографического или пунктуационного плана, уверенное применение полученных и отработанных знаний в решении вариантов ЕГЭ, в нестандартной ситуации).
Содержание программы
10 класс (35 часов)
Особенности письменного общения (2ч)
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменная и устная. Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания: от смысла к средствам его выражения – в устной речи, в письменной речи. Особенности письменной речи: использование для передачи мысли средств письма (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. Формы письменных высказываний и их признаки (письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения- разные типы, конспекты, планы, рефераты и т.п.). Возникновение и развитие письма как средства общения. Орфография (32ч) Орфография как система правил правописания (2ч) Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1)правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и раздельные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, со строчной - нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»). Правописание морфем (18ч) Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфемный). Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые ; е и э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных 1) –кас-//-кос-; -лаг-//-лож; -бир-//-бер-; -тир-//-тер-; -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) –раст-//-рос-; -скач-//-скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) –гар-//-гор-; -твар-//-твор-; -клан-//-клон-; -зар-//-зор- (зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла; оро//ра; ере//ре; ело//ле. Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих; непроизносимых; удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки-очечник). Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.). Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з//с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфемный принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -аръ-, -тель-, -ник-, -изн(а), -есть- (-ость-), -ени(е) и др. Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. Суффиксы –ек- и –ик, -ец- и –иц- в именах существительных со значением уменьшительности. Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват-(-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк-(-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов –ив- и –ев-, -к- и –ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ему- и др. Различение на письме глагольных суффиксов –ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-//обес- (обезлесеть - обезлесить); -ться и –тся в глаголах. Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший - посеянный). Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов. Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ъ и ь. Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чк, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, чн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем. Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей (слов…нный, без…ность, …остный и т.п.). Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов. Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого,) и его практическая значимость. Слитные, дефисные и разделительные написания (10ч) Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза). Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий). Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа со словарем «Слитно или раздельно?». Написание строчных и прописных букв (2 ч) Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы. Работа со словарем «Строчная или прописная?».
Тематическое планирование факультативных занятий по русскому языку в 10 классе на 1, 2 полугодие 2017-2018 уч. года
Русское правописание: орфография и пунктуация Учитель – Белова А.А. Программа под редакцией Львовой С.И. Министерство образования и науки РФ. Элективные курсы. Москва, «Мнемозина», 2014г. Количество часов в неделю – 1 Общее количество часов – 35
дата | № урока | Тема | Количество часов |
| | Особенности письменного общения | 4 |
| 1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. | 1 |
| 2 | Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. | 1 |
| 3 | Формы речевого общения: письменные и устные. Речевая ситуация. Знакомство со способами языкового анализа высказывания. | 1 |
| 4 | Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма. | 1 |
| | Орфография | 30 |
| | Орфография как система правил правописания | 2 |
| 5 | История орфографии. Роль орфографии в письменном общении людей. Слитное, дефисное, раздельное написание. (ЕГЭ: повторение фонетики и орфоэпии. А1-А10). | 1 |
| 6 | Употребление прописных и строчных букв. Перенос слова. (ЕГЭ: повторение фонетики и орфоэпии. А11-А20). | 1 |
| | Правописание морфем | 16 |
| 7 | Морфема как минимальная значимая часть слова. Принцип единообразного написания морфем. (ЕГЭ: повторение лексики и фразеологии. А1-А20). | 1 |
| 8 | Правописание безударных проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова, е – э в заимствованных словах. (ЕГЭ: повторение лексики и фразеологии. А21-А40). | 1 |
| 9 | Правописание корней с чередованием. (ЕГЭ: повторение морфемики и словообразования. А1-А15). | 1 |
| 10 | Правописание согласных в корне. (ЕГЭ: повторение морфемики и словообразования. А16-А30). | 1 |
| 11 | Правописание приставок на З – С – фонетический принцип. (ЕГЭ: повторение морфологии. А1-А25). | 1 |
| 12 | Правописание остальных приставок (русских и иноязычных по происхождению) – морфемный принцип написания. (ЕГЭ: повторение морфологии. А25-А53). | 1 |
| 13 | Роль смыслового анализа при различении приставок ПРИ- и ПРЕ- (ЕГЭ: повторение орфографии. А1-А20). | 1 |
| 14 | Правописание суффиксов разных частей речи. (ЕГЭ: повторен е орфографии. А21-А40). | 1 |
| 15 | Роль словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов. (ЕГЭ: повторение орфографии.А41-А60). | 1 |
| 16 | Типичные суффиксы имен существительных и их написание. (ЕГЭ: повторение орфографии. А61-А80). | 1 |
| 17 | Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание. (ЕГЭ: повторение синтаксиса. А1-А25). | 1 |
| 18 | Типичные суффиксы глаголов и их написание. (ЕГЭ: повторение синтаксиса. А26-А45). | 1 |
| 19 | Суффиксы причастий. Буква Н и НН в полных и кратких причастиях, прилагательных, образованных от существительных и глаголов. (ЕГЭ: повторение синтаксиса. А46-А65). | 1 |
| 20 | Правописание окончаний в именах существительных и глаголах. (ЕГЭ: повторение пунктуации. А1-А20). | 1 |
| 21 | Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма: О-Е после шипящих и Ц в корне, суффиксе и окончании; правописание Ы-И после Ц; употребление разделительных Ъ и Ь. (ЕГЭ: повторение пунктуации. А21-А40). | 1 |
| 22 | Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова (обобщение). (ЕГЭ: повторение пунктуации. А41-А60). | 1 |
| | Слитные, дефисные и раздельные написания | 10 |
| 23 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного и раздельного написания. (ЕГЭ: тематические задания с кратким ответом. Часть В). | 1 |
| 24 | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. (ЕГЭ: тематические задания с кратким ответом. Часть В ) | 1 |
| 25 | Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. (ЕГЭ: тематические задания с кратким ответом. Часть В ) | 1 |
| 26 | Различение приставки НИ и слова НИ (частицы, союза). (ЕГЭ: тематические задания с кратким ответом. Часть В ). | 1 |
| 27 | Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. (ЕГЭ: анализ текста. Часть С). | 1 |
| 28 | Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Происхождение наречий. (ЕГЭ: анализ текста. Часть С). | 1 |
| 29 | Особенности написания производных предлогов. (ЕГЭ: анализ текста. Часть С). | 1 |
| 30 | Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов ЧТОБЫ, ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ПОТОМУ, ПОЭТОМУ, ОТТОГО от созвучных сочетаний слов. (ЕГЭ: анализ текста. Часть С). | 1 |
| 31 | Образование и написание сложных слов (имен существительных, прилагательных, наречий). (ЕГЭ: обобщающие тесты). | 1 |
| 32 | Употребление дефиса в словах разных частей речи. (ЕГЭ: обобщающие тесты). | 1 |
| | Написание строчных, прописных букв | 3 |
| 33 | Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной и прописной буквы. (ЕГЭ: обобщающие тесты). | 1 |
| 34 | Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы. (ЕГЭ: обобщающие тесты). | 1 |
| 35 | Работа со специальными словарями, отражающими написания слов со строчной или прописной буквы. (ЕГЭ: обобщающие тесты). | 1 |