Рабочая программа
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
«О рабочих программах учебных предметов»письмо МИНОБРНАУКИ России от 28.10.2015г. № 08-1786
Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МОиН РФ от 17.12.2010г. № 1897»
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год
Предмет: окружающий мир. 2 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: окружающий мир. Перспектива. А. А. Плешакова. Традиционная система. Программа по окружающему миру для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 68
1 четверть - 18 3 четверть - 20
2 четверть - 14 4 четверть - 16
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольный урок | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тест | - | 1 | 1 | 1 | 3 |
Экскурсия | 1 | 3 | 2 | 2 | 8 |
Практическая работа | 1 | 1 | - | 2 | 4 |
| | | | | |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу 2 класса обучающиеся научатся:
– неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
– строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
– основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
– названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Обучающиеся получат возможность научиться:
– различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
– различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
– приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Содержание учебного предмета
Программа включает разделы «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
3. Тематическое планирование
Время и календарь
(13ч + 1ч экскурсия в музей + 1ч практическая работа с термометром)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
(16 ч +2 ч экскурсии-прогулки + 1 ч подвижные старинные осенние игры)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях
и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
(13 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
(15ч +2 ч экскурсии + 2ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Календарно — тематическое планирование уроков
окружающего мира
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Раздел «Осень» (16 ч +2 ч экскурсия-прогулка + 1ч подвижные игры на свежем воздухе) |
1 | 1 | | | Осенние месяцы | 1 | |
2 | 2 | | | Осень в неживой природе | 1 | |
3 | 3 | | | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | |
4 | 4 | | | Звездное небо осенью | 1 | |
5 | 5 | | | Экскурсия на луг | 1 | |
6 | 6 | | | Трава у нашего дома | 1 | |
7 | 7 | | | Старинная женская работа | 1 | |
8 | 8 | | | Деревья и кустарники осенью. | 1 | |
9 | 9 | | | Чудесные цветники осенью | 1 | |
10 | 10 | | | Осенняя прогулка (экскурсия в лес). | 1 | |
11 | 11 | | | Грибы | 1 | |
12 | 12 | | | Шестиногие и восьминогие | 1 | |
13 | 13 | | | Птичьи секреты | 1 | |
14 | 14 | | | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | |
15 | 15 | | | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | |
16 | 16 | | | Осенний труд | 1 | |
17 | 17 | | | Будь здоров! | 1 | |
18 | 18 | | | Будь здоров! (игры на свежем воздухе) | 1 | |
19 | 19 | | | Охрана природы осенью | 1 | |
Вселенная, время, календарь (13 ч + 1экскурсия в музей + 1 ч практическая работа с термометром) |
20 | 1 | | | Мы — союз народов России | 1 | |
21 | 2 | | | Мы — жители Вселенной | 1 | |
22 | 3 | | | Наш «космический корабль» — Земля практическая работа с компасом | 1 | |
23 | 4 | | | Наш «космический корабль» — Земля | 1 | |
24 | 5 | | | Время | 1 | |
25 | 6 | | | Экскурсия в музей | 1 | |
26 | 7 | | | Сутки и неделя | 1 | |
27 | 8 | | | Месяц и год | 1 | |
28 | 9 | | | Времена года | 1 | |
29 | 10 | | | Погода (практическая работа с термометром) | 1 | |
30 | 11 | | | Погода | 1 | |
31 | 12 | | | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | |
32 | 13 | | | Красные дни календаря | 1 | |
33 | 14 | | | Народный календарь | 1 | |
34 | 15 | | | Экологический календарь | 1 | |
Раздел «Зима» (13 ч +3 ч экскурсия-прогулка) |
35 | 1 | | | Зимние месяцы | 1 | |
36 | 2 | | | Зима — время науки и сказок | 1 | |
37 | 3 | | | Зима в неживой природе | 1 | |
38 | 4 | | | Звездное небо зимой | 1 | |
39 | 5 | | | Зимняя прогулка (экскурсия) | 1 | |
40 | 6 | | | Зима в мире растений | 1 | |
41 | 7 | | | Зимние праздники | 1 | |
42 | 8 | | | Зимние праздники. Коляда. | 1 | |
43 | 9 | | | Растения в домашней аптечке | 1 | |
44 | 10 | | | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | |
45 | 11 | | | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | |
46 | 12 | | | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | |
47 | 13 | | | Зимний (труд экскурсия) | 1 | |
48 | 14 | | | Будь здоров! | 1 | |
49 | 15 | | | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | 1 | |
50 | 16 | | | Охрана природы зимой | 1 | |
Раздел «Весна и лето» (15 ч + 2ч экскурсии + 1 ч подвижные игры на свежем воздухе) |
51 | 1 | | | Весенние месяцы | 1 | |
52 | 2 | | | Весна в неживой природе | 1 | |
53 | 3 | | | Весна — утро года | 1 | |
54 | 4 | | | Звездное небо весной. | 1 | |
55 | 5 | | | Весенняя прогулка (экскурсия) | 1 | |
56 | 6 | | | Весеннее пробуждение растений | 1 | |
57 | 7 | | | Чудесные цветники весной | 1 | |
58 | 8 | | | Весна в мире насекомых | 1 | |
59 | 9 | | | Весна в мире птиц и зверей | 1 | |
60 | 10 | | | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | |
61 | 11 | | | Весенний труд | 1 | |
62 | 12 | | | Старинные весенние праздники | 1 | |
63 | 13 | | | Будь здоров! | 1 | |
64 | 14 | | | Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе) | 1 | |
65 | 15 | | | Охрана природы весной | 1 | |
66 | 16 | | | Лето красное | 1 | |
67 | 17 | | | Летние праздники и труд | 1 | |
68 | 18 | | | Экскурсия в лес | 1 | |