Введение | 1 ч. | Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты. | 1 | | Упр. 4 | | |
Повторение изученного в V – VI классе | 12ч. + 3ч. Р.р. | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | | п.1 (вопросы), упр.9 | | |
| | РР Стили литературного языка. Публицистический стиль, основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк). | 1 | | п.10-11, упр.65 | | |
| | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 1 | | п. 2, упр.11 | | |
| | Лексика и фразеология. | 1 | | п. 3, упр.13 | | |
| | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слов. | 1 | | п. 4, упр.20 | | |
| | Словообразование и орфография. | 1 | | п. 5, упр.27 | | |
| | Словообразование и орфография. | 1 | | Упр.28 | | |
| | Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | | Тест, карточка | | |
| | РР Обучающее сжатое изложение №1. | 1 | | Карточка (анализ текста) | | |
| | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (глагол). | 1 | | п. 6, упр.37 (морфологический разбор глагола) | | |
| | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (имя существительное, имя прилагательное). | 1 | | Упр.33 (морфологический разбор существительного, прилагательного) | | |
| | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (имя числительное, местоимение). | 1 | | Упр.44 (морфологический разбор числительного, местоимения) | | |
| | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | 1 | | Тест на тему: «Повторение изученного за курс 5-6 классов». | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме «Повторение изученного в 5-6 классах». | 1 | !!!!!!!!! | | | |
| | РР Работа над ошибками, допущенными в обучающем сжатом изложении №1. Языковые нормы и их функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. | 1 | | Упр.70 | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. | 25 ч. + 6 ч. РР | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №1. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие как часть речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства причастия. Различные точки зрения на место причастия в системе частей речи. | 1 | | п.12, упр.175 (морфологический разбор глаголов) | | |
| | Причастие как часть речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства причастия. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. | 1 | | Упр.77 | | |
| | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | 1 | | п.13, упр.80 | | |
| | РР Подготовка к домашнему сочинению по теме: «Люби и охраняй природу» (упражнение 87). | 1 | | Домашнее сочинение №1 по теме: «Люби и охраняй природу» (упр. 87). | | |
| | Причастный оборот; выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | п.14, упр.88 | | |
| | Причастный оборот; выделение причастного оборота запятыми. | 1 | | Упр.90 | | |
| | РР Описание внешности человека: структура текста языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова). | 1 | | п.15, упр.96 | | |
| | РР Устный пересказ исходного текста с описанием внешности знакомого по личным впечатлениям по фотографии. | 1 | | Творческая работа | | |
| | Действительные и страдательные причастия. | 1 | | п.16, упр.99 | | |
| | Полные и краткие страдательные причастия. | 1 | | п.17, упр.104 | | |
| | Действительные причастия настоящего времени. Образование действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | | п.18, упр.106 | | |
| | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | 1 | | Упр.109 | | |
| | Действительные причастия прошедшего времени. Образование действительны причастий прошедшего времени. | 1 | | п.19, упр.111 | | |
| | Образование страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | п.20, упр.117 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в домашнем сочинении №1. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 1 | | Упр.122 | | |
| | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | п.21, упр.125, упр.126 (устно) | | |
| | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. | 1 | | п.22, упр.129 | | |
| | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Контрольный словарный диктант № 1. | 1 | | Карточка | | |
| | РР Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура. | 1 | | Упр.145 | | |
| | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | | п.23, упр.131 | | |
| | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 1 | | Упр.138 | | |
| | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | | п.24, упр.142 | | |
| | РР Описание внешности человека. Подготовка к классному выборочному изложению №2 по отрывку из рассказа М.А. Шолохова. | 1 | | Черновик изложения (упр.151) | | |
| | РР Классное выборочное изложение №2 по отрывку из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | 1 | | Упр.146 | | |
| | Морфологический анализ причастия. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм причастий). | 1 | | п.25, упр.152 | | |
| | Применение знаний по морфологии в практике правописания. Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | | п.26, упр.154 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в выборочном изложении №2. Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | | Упр.155 | | |
| | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 1 | | п.27, упр.162 | | |
| | Обобщающее повторение по теме «Причастие». Омонимия слов разных частей речи. Выдающиеся отечественные лингвисты. Подготовка к контрольному диктанту №2. | 1 | | Стр. 73 (вопросы 1 – 9), упр.176 | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием №2 по теме «Причастие». | 1 | !!!!!!! | | | |
Деепричастие | 10ч. + 4ч. РР | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №2. Повторение пройденного о глаголе в V – VI классах. Деепричастия как часть речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства деепричастия. Различные точки зрения на место деепричастия в системе частей речи. | 1 | | п.28, упр.181 | | |
| | Глагольные и наречные свойства деепричастия. | 1 | | Упр.183 | | |
| | Деепричастный оборот; запятые при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). | 1 | | п.29, упр.187 | | |
| | РР Подготовка к контрольному сочинению-описанию внешности человека. | 1 | | Черновик сочинения-описания внешности человека по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы». | | |
| | РР Контрольное сочинение-описание № 1 внешности человека по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы». | 1 | | | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в контрольном сочинении №1. Деепричастный оборот; запятые при деепричастном обороте. | 1 | | Упр.191 | | |
| | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | 1 | | п.30, упр.193 | | |
| | Деепричастия несовершенного вида и их образование. | 1 | | п.31, упр.199 | | |
| | Деепричастия совершенного вида и их образование. | 1 | | п.32, упр.208 | | |
| | РР Подготовка к классному сочинению с описанием действия по картине С. Григорьева «Вратарь». | 1 | | Черновик сочинения на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины (упр.209) | | |
| | РР Классное сочинение-рассказ №1 на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Морфологический анализ деепричастия. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования деепричастий). Контрольный словарный диктант № 2. | 1 | | п.33, упр.210 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №1. Обобщающее повторение по теме: «Деепричастие». Подготовка к контрольному диктанту по теме: «Деепричастие». | 1 | | Стр.90 (вопросы 1 – 6), упр.215 | | |
| | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием по теме: «Деепричастие». | 1 | !!!!!! | | | |
Наречие | 28ч. + 6 ч. РР | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №3. Наречие как самостоятельная часть речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия. | 1 | | п. 34, упр.219 | | |
| | Наречие как самостоятельная часть речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства наречия. | 1 | | Упр.221 | | |
| | Смысловые группы наречий. | 1 | | п. 35, упр.224 | | |
| | Смысловые группы наречий. | 1 | | Упр.227 | | |
| | РР Описание действий как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий. Подготовка к классному сочинению №2 в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | | п.41, черновик сочинения в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» (упр.233) | | |
| | РР Обучающее сочинение №2 в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий. | 1 | | п. 36, упр.234 | | |
| | Степени сравнения наречий и их образование. | 1 | | Упр.237 | | |
| | Морфологический анализ наречия. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования наречий). | 1 | | п.37, упр.238 | | |
| | Применение знаний по морфологии в практике правописания. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. | 1 | | п.38, упр.242 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №2. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. | 1 | | Упр.244 | | |
| | Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. | 1 | | п.39, упр.252 | | |
| | Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. | 1 | | Упр.254 | | |
| | РР Описание действий как вид текста. Контрольное сжатое изложение №1 повествовательного текста публицистического стиля с описанием действий и процессов труда. | 1 | | | | |
| | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Омонимия слов разных частей речи. | 1 | | п.40, упр.258 | | |
| | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | 1 | | Упр.259 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в контрольном изложении №1. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | 1 | | Тест по теме: «Правописание наречий» | | |
| | РР Подготовка к домашнему сочинению №2 в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 1 | | Домашнее сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям (п. 41, упр.264) | | |
| | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | | п.42, упр.267 | | |
| | Буквы -о и -а на конце наречий. | 1 | | п.43, упр.269 | | |
| | Буквы -о и -а на конце наречий. Выдающиеся отечественные лингвисты. | 1 | | Упр.271 | | |
| | Слитные, дефисные и раздельные написания наречий. | 1 | | Карточка | | |
| | Слитные, дефисные и раздельные написания наречий. | 1 | | Тест по теме: «Наречие» | | |
| | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | п. 44, упр.275 | | |
| | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | Упр.278 | | |
| | Дефис между частями слова в наречиях. | 1 | | Упр.279 | | |
| | Слитные и раздельные написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | п. 45, упр.285 | | |
| | Слитные и раздельные написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 1 | | Упр.286 | | |
| | РР Работа над ошибками, допущенными в домашнем сочинении №2. Учебно-научная речь. Отзыв. | 1 | | п. 47, упр.302 | | |
| | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | | п. 46, упр.289 | | |
| | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Наречие». | 1 | | Стр. 119 (вопросы 1 – 10), упр.293 | | |
| | Подготовка к контрольному диктанту №4. | 1 | | Карточка | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Наречие». | 1 | !!!!!!!! | | | |
| | РР Учебный доклад. | 1 | | п. 48, упр.311 | | |
Категория состояния | 4ч.+3ч. РР | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №4. Категория состояния как самостоятельная часть речи, грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства категории состояния. Её отличие от наречий. | 1 | | п. 49, упр.315 | | |
| | РР Обучающее выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы №3. | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Омонимия слов разных частей речи. | 1 | | Упр.317 | | |
| | Морфологический анализ категории состояния. | 1 | | п. 50, упр.321 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в выборочном изложении №3. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Категория состояния». | 1 | | Стр. 133 (вопросы 1 – 2), упр.324 | | |
| | РР Подготовка к контрольному сжатому изложению №2 с описанием состояния природы по тексту К. Г. Паустовского «Обыкновенная земля». | 1 | | Черновик сжатого изложения с описанием состояния природы по тексту К. Г. Паустовского «Обыкновен-ная земля». | | |
| | РР Контрольное сжатое изложение № 2 с описанием состояния природы по тексту К. Г. Паустовского «Обыкновенная земля». | 1 | | | | |
Служебные части речи | 1 ч. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | | п. 51, упр.325 | | |
Предлог | 11 ч. + 3 ч. РР | Работа над ошибками, допущенными в контрольном изложении №2. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. | 1 | | п. 52, упр.328 | | |
| | Употребление предлогов. | 1 | | п. 53, упр.334 | | |
| | Употребление предлогов. | 1 | | Упр. 335 | | |
| | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | п. 54, упр.337 | | |
| | Непроизводные и производные предлоги. | 1 | | Упр.338 | | |
| | РР Подготовка к классному сочинению №3 на основе увиденного на картине по данному началу. | 1 | | Черновик сочинения рассказа-репортажа на основе увиденного на картине А. В. Сайкина «Детская спортивная школа» (упр.348) | | |
| | РР Рассказ-репортаж №3 на основе увиденного на картине А. В. Сайкина «Детская спортивная школа». ( По данному началу). | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Простые и составные предлоги. | 1 | | п. 55, упр.345 | | |
| | Морфологический анализ предлога. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования предлогов). | 1 | | п. 56, упр.347 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №3. Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) | 1 | | п. 57, упр.350 | | |
| | Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) | 1 | | Упр.351 | | |
| | Слитное и раздельное написание производных предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.) | 1 | | Тест на тему: «Правописание производных предлогов» | | |
| | РР Подготовка к домашнему сочинению №3 на тему: «Рассказ от своего имени на основе прочитанного». | 1 | | Домашнее сочинение на тему: «Рассказ от своего имени на основе прочитанного». | | |
| | Дефис в предлогах из-за, из-под. Обобщение знаний по теме: «Предлог». | 1 | | Карточка | | |
Союз | 16ч. + 3ч. РР | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. | 1 | | п. 58-59, упр.356 | | |
| | РР Работа над ошибками, допущенными в домашнем сочинении №3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности. | 1 | | Подготовить сообщение на дискуссионную тему. | | |
| | Союзы сочинительные и подчинительные. | 1 | | п. 60, упр.362 | | |
| | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Контрольный словарный диктант № 3. | 1 | | п. 61, упр.364 | | |
| | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | | Упр.366 | | |
| | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 1 | | Тест на тему: «Знаки препинания в сложном предложении» | | |
| | Сочинительные союзы: соединительные разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях | 1 | | п. 62, упр.368 | | |
| | РР Подготовка к контрольному сочинению-рассуждению на тему дискуссионного характера в публицистическом стиле. | 1 | | Черновик сочинения на тему: «Книга — наш друг и советчик» (упр.383, 384) | | |
| | РР Контрольное сочинение-рассуждение № 2 на дискуссионную тему: «Книга — наш друг и советчик». | 1 | | | | |
| | Сочинительные союзы: соединительные разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. | 1 | | Упр.373 | | |
| | Подчинительные союзы. | 1 | | п. 63, упр.378 | | |
| | Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. | 1 | | Упр.380 | | |
| | Морфологический анализ союза. | 1 | | п. 64, упр.382 | | |
| | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | | п. 65, упр.385 | | |
| | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 1 | | Упр.387 | | |
| | Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же. Омонимия слов разных частей речи. | 1 | | Упр.391 | | |
| | Обобщение знаний по теме: «Союз». | 1 | | Стр. 162 (вопросы 1 – 10), упр.400 | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 по теме «Союз». | 1 | | | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №5 по теме: «Союз». | 1 | | Упр.396 | | |
Частица | 18ч. + 4ч. РР | Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. | 1 | | п. 66, упр.401 | | |
| | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | | п. 67, упр.407 | | |
| | РР Рассказ по данному сюжету. Классное сочинение №4 по рисунку на тему: «Горе-мечтатель». | 1 | | Упр.408 | | |
| | Разряды частиц. Смысловые частицы. | 1 | | п. 68, упр.411, 412 | | |
| | Смысловые частицы. | 1 | | Упр.414, 415 | | |
| | Закрепление по теме: «Смысловые частицы». | 1 | | Карточка | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №4. Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | п. 69, упр.422 | | |
| | Раздельное и дефисное написание частиц. | 1 | | Упр.425 | | |
| | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету. Подготовка к классному сочинению по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | | Черновик сочинения по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр.426) | | |
| | РР Классное сочинение-рассказ № 5 с использованием сюжета картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Морфологический анализ частицы. Выдающиеся отечественные лингвисты. Контрольный словарный диктант №4. | 1 | | п. 70, упр.427 | | |
| | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | | п. 71, упр.431 | | |
| | Отрицательные частицы не и ни. | 1 | | Упр.434, 435 | | |
| | Различение частицы не и приставки не. | 1 | | п. 72, упр.438 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №5. Различение частицы не и приставки не. | 1 | | Упр.446 | | |
| | РР Классное сочинение-рассказ №6 по данному сюжету по тексту упражнения 446. | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Частица ни, приставка ни, союз ни – ни. | 1 | | п. 73, упр.447 | | |
| | Частица ни, приставка ни, союз ни – ни. Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №6. | 1 | | Упр.449 | | |
| | Частица ни, приставка ни, союз ни – ни. | 1 | | Карточка | | |
| | Правописание не и ни с различными частями речи. | 1 | | Тест по теме: «Правописание не и ни с различными частями речи» | | |
| | Обобщение знаний по теме: «Частица». | 1 | | | | |
| | Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6 по теме «Частица». | 1 | | | | |
Междометия и звукоподража-тельные слова | 4ч. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №6. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. | 1 | | п. 74, упр.460 | | |
| | Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Рассказ на основе жизненного опыта. | 1 | | Карточка | | |
| | Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях. | 1 | | п. 75, упр.463 | | |
| | Обобщение знаний по теме: «Междометия и звукоподражательные слова». | 1 | | | | |
Повторение и систематиза-ция изученного в 5 - 7 классах | 11 ч. + 2 ч. РР | Разделы науки о языке. | 1 | | п. 76, упр.466 | | |
| | РР Текст. Стили речи. Учебно-научная речь. Подготовка к классному сочинению №7 на тему: «Моя малая родина» | 1 | | Черновик сочинения на тему: «Моя малая родина» (упр.467) | | |
| | РР Классное сочинение №7 на тему: «Моя малая родина». | 1 | | Анализ текста (карточка) | | |
| | Фонетика. Графика. | 1 | | п.78, упр.479 | | |
| | Лексика и фразеология. | 1 | | п. 79, упр.484 | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в классном сочинении №7. Морфемика. Словообразование. | 1 | | п. 80, упр.488 | | |
| | Итоговый контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме: «Повторение изученного в 7 классе». | 1 | !!!!!! | | | |
| | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте №7. Морфология (имя существительное, имя прилагательное). | 1 | | п. 81, упр.491 | | |
| | Морфология (глагол, причастие, деепричастие). | 1 | | Упр.494 | | |
| | Морфология (местоимение, имя числительное, наречие). | 1 | | Карточка | | |
| | Морфология (служебные части речи). | 1 | | Упр.496 | | |
| | Орфография. | 1 | | п. 82, упр.502 | | |
| | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | | | | |