МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»
протокол № ____от «___»_______2016 г.
Экскурсия – 1 ч.
Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /в.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология 7 класс. - М.: Вентана-Граф, 2015
Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
план | факт |
Тема 1. Общие сведения о мире животных (3 ч) (01.09.2016 – 13.09.2016) |
01.09 – 09.09 | | 1. Зоология — наука о животных | Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах |
01.09 – 09.09 | | 2. Животные и окружающая среда | Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. |
12.09 – 13.09 | | 3. Классификация животных. Вводный контроль знаний. | Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации. |
Тема 2. Строение тела животных (3 ч) (14.09.2016 – 23..09.2016) |
14.09 – 16.09 | | 4/1. Клетка | Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. |
19.09 – 23.09 | | 5/2. Ткани, органы и системы органов | Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. |
19.09 – 23.09 | | 6/3. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Строение тела животных» | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы темы. Выполнять задания для самоконтроля. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала |
Тема 3. Простейшие, или Одноклеточные (4 ч) (26.09.2016 – 07.10.2016) |
26.09 – 30.09 | | 7/1. Общая характеристика Простейших. Класс Саркодовые | Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы. Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Установить взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах |
26.09 – 30.09 | | 8/2. Класс Жгутиконосцы | Характеризовать среду обитания жгутиконосцев. Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной. Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых. Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах |
03.10 – 07.10 | | 9/3. Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Изучение одноклеточных животных» | Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с жгутиконосцами. Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений Обобщать, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете обращения с лабораторным оборудованием |
03.10 – 07.10 | | 10/4. Обобщение и систематизация знаний по теме «Простейшие». Тестирование № 1. | Объяснять происхождение простейших. Распознавать представителей простейших-паразитов на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. |
Тема 4. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (19 ч.) (10.10.2016 – 23.12.2016) |
10.10 – 14.10 | | 11/1. Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. | Описывать основные признаки Многоклеточных. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на примере гидры наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими |
10.10 – 14.10 | | 12/2. Разнообразие кишечнополостных | Определять представителей типа на рисунках, фотографиях. Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявлять черты сходства и различия жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз. |
17.10 – 21.10 | | 13/3. Тип Плоские черви. Признаки типа. | Описывать основные признаки типа Плоские черви. Называть основных представителей класса Ресничные черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Проводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей. |
17.10 – 21.10 | | 14/4. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | Описывать характерные черты строения круглых червей. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной. Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями |
24.10 – 28.10 | | 15/5. Тип Кольчатые черви. Лабораторная работа № 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение». | Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях. |
24.10 – 28.10 | | 16/6. Обобщение и систематизация знаний по темам «Кишечнополостные», «Плоские, круглые и кольчатые черви». Тестирование № 2 | Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. |
07.11 – 11.11 | | 17/7. Общая характеристика Моллюсков | Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков. Называть основные черты сходств и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей. |
07.11 – 11.11 | | 18/8. Класс Брюхоногие и Двухстворчатые моллюски Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков» | Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков. |
14.11 – 18.11 | | 19/9. Класс Головоногие моллюски | Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков. Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. |
14.11 – 18.11 | | 20/10. Общая характеристика типа Членистоногих. Класс Ракообразные | Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. |
21.11 – 25.11 | | 21/11. Класс Паукообразные. Паук-крестовик | Выявлять характерные признаки класса Паукообразные. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях. |
21.11 – 25.11 | | 22/12. Разнообразие паукообразных | Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных с образом жизни. Аргументировать необходимость соблюдения мер безопасности от заражения клещевым энцефалитом |
28.11 – 02.12 | | 23/13. Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение насекомого» | Выявлять характерные признаки класса Насекомые. Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием |
28.11 – 02.12 | | 24/14. Стрекозы, вши, клопы | Характеризовать типы развития насекомых. Объяснять принципы классификации насекомых. |
05.12 – 09.12 | | 25/15. Бабочки, равнокрылые | Устанавливать систематическую принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением |
05.12 – 09.12 | | 26/16. Отряд двукрылые, блохи. | Устанавливать систематическую принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением |
12.12 – 16.12 | | 27/17. Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Охрана насекомых | Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв. Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий. Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. |
12.12 – 16.12 | | 28/18. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные» | Характеризовать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений. Устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов животных. Обосновывать необходимость охраны животных. Определять систематическую принадлежность животных. Обобщать и систематизировать знания по теме |
19.12 – 23.12 | | 29/19. Тестирование № 3 по теме «Многоклеточные организмы. Беспозвоночные» | |
Тема 5. Многоклеточные животные. Позвоночные. (32 ч.) (10.01.2017 – 12.05.2017) |
10.01 – 13.01 | | 30/1 Анализ тестирования. Хордовые. Ланцетник | Выделять основные признаки хордовых. Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. |
16.01 – 20.01 | | 31/2 Строение рыбы. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы» | Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде. Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила поведения в кабинете |
16.01 – 20.01 | | 32/3. Хрящевые рыбы | Объяснить принципы классификации рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб. Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы. |
23.01 – 27.01 | | 33/4. Костные рыбы. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Рыбы». | Различать на рисунках, фотографиях основные группы промысловых рыб. Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла. Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека. Проектировать меры по охране ценных групп рыб. |
23.01 – 27.01 | | 34/5. Тестирование № 4 по теме «Рыбы». Общая характеристика земоводных. | Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий. |
30.01 – 03.02 | | 35/6. Особенности строения земноводных | Ус танавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. |
30.01 – 03.02 | | 36/7. Разнообразие и значение земноводных Обобщение и систематизация знаний по теме «Земноводные» | Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Характеризовать роль земноводных и природных биоценозах и в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организмов со средой обитания. |
06.02 – 10.02 | | 37/8. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. | Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше |
06.02 – 10.02 | | 38/9. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся | Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания. Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. |
13.02 – 17.02 | | 39/10. Происхождение пресмыкающихся. | Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. |
13.02 – 17.02 | | 40/11. Разнообразие пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые | Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям. Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов. Соблюдать меры предосторожности в природе с целью предупреждения укусов ядовитых змей |
20.02 – 24.02 | | 41/12. Отряды черепахи и крокодилы. Значение пресмыкающихся. Обобщение знаний по теме «Земноводные» | Характеризовать роль рептилий в биоценозах, в жизни человека. Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих видов рептилий. Аргументировать вывод о происхождении пресмыкающихся от земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания. |
20.02 – 24.02 | | 42/13. Тестирование № 5 по темам «Земноводные» и «Пресмыкающиеся» | Уметь отвечать на поставленные вопросы. |
27.02 – 03.03 | | 43/14. Общая характеристика класса Птицы. Внешнее строение птиц Лабораторная работа № 6 «Строение перьев» | Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы. Соблюдать правила работы в кабинете |
27.02 – 03.03 | | 44/15. Внутреннее строение птиц Лабораторная работа № 7 «Строение скелета птицы» | Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц. Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. |
06.03 – 10.03 | | 45/16. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц | Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения. Объяснять строение яйца и назначение его частей. Описывать этапы формирования яйца и развития в нем зародыша. Распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях |
06.03 – 10.03 | | 46/17. Пингвины. Страусообразные | Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. |
13.03 - 17.03 | | 47/18. Хищные птицы | Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа. Называть признаки выделения экологических групп. Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. |
13.03 - 17.03 | | 48/19. Отряды куриные и гусеобразные | Характеризовать роль птиц в природных сообществах. Называть основные породы домашних птиц и цепи их выведения. |
20.03 - 24.03 | | 49/20. Воробьинообразные. Значение птиц. Экскурсия. | Наблюдать, описывать и обобщать результаты экскурсии. Работать в группе при обсуждении результатов наблюдений. Соблюдать правила поведения в природе |
20.03 - 24.03 | | 50/21. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Птицы». Тестирование № 6 по теме «Птицы» | Характеризовать строение представителей классов в связи со средой их обитания. Определять систематическую принадлежность представителей классов на рисунках. Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции |
03.04 – 07.04 | | 51/22. Общая характеристика класса «Млекопитающие» | Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие. Обосновать выводы о более высокой организации млекопитающих. |
03.04 – 07.04 | | 52/23. Внутреннее строение млекопитающих Лабораторная работа № 8 «Строение скелета млекопитающих» | Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в ходе выполнения лабораторной работы. Характеризовать особенности строения систем внутренних органов по сравнению с рептилиями. |
10.04 – 14.04 | | 53/24. Отряды Однопроходные и Сумчатые | Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий. Характеризовать особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми. Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих. |
10.04 – 14.04 | | 54/25. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые | Различать на рисунках, фотографиях современных млекопитающих. Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах млекопитающих и мерах по их охране |
17.04 – 21.04 | | 55/26. Отряды Грызуны и Зайцеобразные. | Объяснять принципы классификации млекопитающих. Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия. Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах. |
17.04 – 21.04 | | 56/27. Отряды Хищные | Объяснять принципы классификации млекопитающих. Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия. Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах. |
24.04 – 28.04 | | 57/28. Отряды Ластоногие и китообразные | Устанавливать отличия между отрядами ластоногих и китообразных. Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания. Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях. Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц |
24.04 – 28.04 | | 58/29. Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные. | Устанавливать отличия между отрядами парнокопытные и непарнокопытные. Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания. Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях. Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц |
02.05 – 05.05 | | 59/30. Отряд хоботные | Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания. Определять представителей отрядов на рисунках, фотографиях. Сравнивать представителей разных отрядов и находить сходство и отличие. Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем и таблиц |
02.05 – 05.05 | | 60/31. Отряд приматы | Характеризовать общие черты строения отряда Приматы. Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека. |
08.05 – 12.05 | | 61/32. Значение млекопитающих для человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Млекопитающие» | Называть характерные особенности строения и образа жизни предков домашних животных. Обосновывать необходимость применения мер по охране диких животных. |
Тема 6. Развитие животного мира на Земле (4 ч) (08.05.2017 – 24.05.2017) |
08.05 – 12.05 | | 62/1. Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина | Приводить примеры разнообразия животных в природе. Объяснять принципы классификации животных. Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Доказывать взаимосвязь животных в природе, наличие черт усложнения их организации. |
15.05 – 19.05 | | 63/2. Современный мир живых организмов. Биосфера | Называть и раскрывать характерные признаки уровней организации жизни на Земле. Характеризовать деятельность живых организмов как преобразователей неживой природы. Приводить примеры средообразующей деятельности живых организмов. |
15.05 – 19.05 | | 64/3. Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса | Выявлять уровень сформированности основных видов учебной деятельности. Систематизировать знания по темам раздела «Животные». |
22.05 – 24.05 | | 65/4. Анализ итогового контроля | Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов. Описывать природные явления. |
| | Р.В. – 5 ч. | |