СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование по биологии для 6-9 классов.
Биология
6 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
Учебник биология 6 класс. Р.Алимкулов, А.Ахметов, Ж.Кожантаева, К.Кайым, К.Жумагулова, изд. «Атамұра» 2015
№ | Наименование темы | часы | сроки | д/з |
| Введение (1 час). |
|
|
|
1. | Наука о растениях – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные применения ботанических знаний. Значение растений в природе и жизни человека. Распространённые растения в Казахстане. | 1 |
|
|
| Раздел I. Общее знакомство с растениями (3 часа). |
|
|
|
2. | Культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. | 1 |
|
|
3. | Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов. | 1 |
|
|
4. | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни растений. Многообразие растений. Изменения у растений в природных условиях. Их значение в жизни растений. Роль растений в природе и жизни человека. Экскурсии: 1. «Мир растений вокруг нас». 2. «Осенние явления в жизни растений». Практическая работа. Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке, огороде и на школьном участке. | 1 |
|
|
| Раздел II. Клеточное строение растений (5 часов). |
|
|
|
5. | Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности. Лабораторная работы № 2. Знакомство с увеличительными приборами и лабораторными инструментами. | 1 |
|
|
6. | Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие клеток по форме и размерам. Лабораторная работа № 3. Приготовление микропрепарата кожицы лука, эпидермиса листа. | 1 |
|
|
7. | Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды. Лабораторная работа № 4. Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа. | 1 |
|
|
8. | Органические вещества клетки: углеводы, белки, жиры и неорганические: вода, растворы солей. Запасание питательных веществ. | 1 |
|
|
9. | Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, покровные, основные (ассимиляционные и запасающие), проводящие, механические. Клеточное строение органов растений. Растение – многоклеточный организм. | 1 |
|
|
| Раздел III. Органы цветковых растений, плоды и семена (14 часов). |
|
|
|
| Глава I. Семя (2 часа). |
|
|
|
10. | Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных цветковых растений. Лабораторная работа № 5. Строение семян однодольных и двудольных растений. Знакомство с разнообразием семян овощных культур. | 1 |
|
|
11. | Органические и неорганические вещества семени. Зародыш растений в семени. Разнообразие семян. Прорастание, глубина заделки семян в почву. Распространение семян. Хозяйственное значение семян. | 1 |
|
|
| Глава II. Корень (3 часа). |
|
|
|
12. | Внешнее и внутреннее строение корня как вегетативного органа растения. Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего строения корней у проростков (гороха, тыквы, фасоли и пшеницы). | 1 |
|
|
13. | Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня – корневой чехлик. Рост корня. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Лабораторная работа № 7. Определение зоны роста (растяжения) у корня. | 1 |
|
|
14. | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневые и мочковатые. Значение корней в связи с выполняемыми функциями: питание, закрепление в почве, размножение растений, отложение в запас питательных веществ. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями. Лабораторная работа № 8. Видоизменение корней. | 1 |
|
|
| Глава III. Побег (5 часов). |
|
|
|
15. | Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления. Лабораторная работа № 9. Строение вегетативных и цветочных почек. | 1 |
|
|
16. | Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. Мякоть листа и покровная ткань. Устьица. Разнообразие листьев, их значение у растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарение и газообмен. Видоизменения листа. Лабораторная работа № 10. Внешнее строение листа. Нахождение устьиц на листе. Лабораторная работа № 11. Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. | 1 |
|
|
17. | Стебель как основная часть побега и как орган проведения питательных веществ. Узлы и междоузлия. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Лабораторная работа № 12. Рассмотрение годичных колец на поперечном срезе (спиле) дерева. | 1 |
|
|
18. | Многообразие побегов: вегетативные и генеративные, наземные и подземные, укороченные и удлинённые. Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 13. Рассмотрение строения корневища, клубня, луковицы. | 1 |
|
|
19. | Побеги растений в зимнее время. Знакомство с деревьями и кустарниками в безлистном состоянии, с почками возобновления у деревьев и трав в зимнее время. Экскурсия: 1. Жизнь растений зимой. Деревья и кустарники в безлистном состоянии. | 1 |
|
|
| Глава IV. Цветок, плод (4 часа). |
|
|
|
20. | Цветок, его значение и строение. Околоцветник. Чашечка. Венчик. Мужские и женские части цветка: тычинки, пестик. Особенности цветков у однодольных и двудольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Лабораторная работа № 14. Рассмотрение строения цветка. | 1 |
|
|
21. | Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Лабораторная работа № 15. Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. | 1 |
|
|
22. | Образование плодов; размножение и расселение растений с помощью семян. Разнообразие плодов: сухие и сочные, раскрывающиеся и нераскрывающиеся, односемянные и многосемянные. | 1 |
|
|
23. | Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растения и окружающая среда. Экскурсия: 1. Мир растений на подоконнике. | 1 |
|
|
| Раздел IV. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов). |
|
|
|
24. | Поглощение воды и минеральных веществ из почвы. Удобрения: органические и минеральные. Фотосинтез, роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Роль зелёных растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. | 1 |
|
|
25. | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. | 1 |
|
|
26. | Космическая роль зелёных растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. | 1 |
|
|
27. | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде. | 1 |
|
|
28. | Половое и бесполое размножение растений, их биологическое значение. Понятие об оплодотворении у растений и образование зиготы. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе, использование в растениеводстве. Лабораторная работа № 16. Черенкование комнатных растений. | 1 |
|
|
29. | Рост и развитие растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. Направленность роста побега и корней. Этапы развития растения (зародышевый, молодости, зрелости и старости). Продолжительность жизни растений. | 1 |
|
|
| Раздел V. Основные отделы царства растений (21 часов). |
|
|
|
30. | Понятия о систематике растений. Растительное царство. Деление его на Подцарства, Отделы, Классы, Семейства, Роды, Виды. Вид – основная единица систематики растений. | 1 |
|
|
| Глава V. Отдел Водоросли (2 часа). |
|
|
|
31. | Отделы водорослей. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Лабораторная работа № 17. Микроскопическое и внешнее строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. | 1 |
|
|
32. | Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. | 1 |
|
|
| Глава VI. Отдел Мохообразные (2 часа). |
|
|
|
33. | Разнообразие мхов. Общая характеристика зелёных мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Лабораторная работа №18. Внешнее строение мхов. Оформление результатов лабораторной работы. | 1 |
|
|
34. | Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений. | 1 |
|
|
| Глава VII. Отдел Папоротникообразные (3 часа). |
|
|
|
35. | Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений, их размножение и развитие. Былой расцвет папоротникообразных. Значение современных папоротникообразных растений в природе и жизни человека. Лабораторная работа № 19. Внешнее строение папоротникообразных. | 1 |
|
|
36. | Строение, размножение и развитие хвощей. Значение хвощей в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
37. | Строение, размножение и развитие плаунов. Значение плаунов в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
| Глава VIII. Отдел Голосемянные растения (4 часа). |
|
|
|
38. | Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы. Лабораторная работа № 20. Внешнее строение голосеменных. | 1 |
|
|
39. | Семенное размножение хвойных растений на примере сосны обыкновенной. Лабораторная работа № 21. Изучение строения шишек и семян хвойных растений. | 1 |
|
|
40. | Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. | 1 |
|
|
41. | Охрана леса и хвойных лесов. | 1 |
|
|
| Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (9 часов). |
|
|
|
42. | Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений. | 1 |
|
|
43. | Семейство Крестоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 22. Строение цветка и плода растений семейства Крестоцветных. | 1 |
|
|
44. | Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 23. Строение цветка и плода растений семейства Розоцветных. | 1 |
|
|
45. | Семейство Пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 24. Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых. | 1 |
|
|
46. | Семейство Бобовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 25. Строение цветка и плода растений семейства Бобовых. | 1 |
|
|
47. | Семейство Сложноцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 26. Строение цветка и плода растений семейства Сложноцветных. | 1 |
|
|
48. | Семейство Лилейные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 27. Строение цветка и плода растений семейства Лилейных. | 1 |
|
|
49. | Семейства Луковые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 28. Строение цветка и плода растений семейства Луковых. | 1 |
|
|
50. | Семейства Злаки. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры. Лабораторная работа № 29. Строение цветка и плода растений семейства Злаки. Экскурсии: 1. Встреча с представителями царства растений в городском парке и территории школы. 2. Весеннее пробуждение представителей Царства растений. | 1 |
|
|
| Раздел VI. Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа). |
|
|
|
51. | Развитие растительного мира. Понятие об эволюции как процессе усложнения растений. Многообразие растительных групп как результат эволюции. | 1 |
|
|
52. | Происхождение и многообразие культурных растений. Практическая работа №1. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. | 1 |
|
|
53. | История появления главных народнохозяйственных культур картофеля и пшеницы. Практическая работа № 2. Подбор семян и выращивание рассады для школьного опытного участка. | 1 |
|
|
| Раздел VII. Царство Вирусы (2 часа). |
|
|
|
54. | Особенности строения вирусов как примитивных форм организации. | 1 |
|
|
55. | Распространение и заражение вирусными инфекциями. Меры профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. | 1 |
|
|
| Раздел VIII. Царство Бактерии (3 часа). |
|
|
|
56. | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличия клетки бактерий от клетки растений. Понятия о прокариотах и эукариотах. Лабораторная работа № 30. Рассмотрение внешнего вида бактерии сенной палочки. | 1 |
|
|
57. | Разнообразие бактерий по форме, питанию, дыханию. Лабораторная работа № 31. Рассмотрение клубеньков на корнях бобовых растений. | 1 |
|
|
58. | Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое). | 1 |
|
|
| Раздел IX. Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа). |
|
|
|
59. | Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека. Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов. | 1 |
|
|
60. | Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Лабораторная работа № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора. | 1 |
|
|
61. | Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика. | 1 |
|
|
62. | Лишайники, особенности их строения, питания, размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Лабораторная работа № 35. Строение слоевища двух-трёх представителей лишайников. | 1 |
|
|
| Раздел Х. Природные сообщества (6 часов). |
|
|
|
63. | Понятие о природном сообществе растений (биоценозе - фитоценозе) как биологической системе. Жизнь растений в природе. Практическая работа 1. Весенние работы на пришкольном учебно-опытном участке и по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. | 1 |
|
|
64. | Характеристики природного сообщества растений как биосистемы: местообитание, видовой состав, количество видов в сообществе ярусность, взаимосвязи между растениями. Практическая работа 2. Весенние работы по уходу за комнатными растениями. | 1 |
|
|
65. | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Практическая работа 3. Работа на пришкольном опытном участке. | 1 |
|
|
66. | Понятие о биогеоценозе как совокупности растений, животных, грибов, бактерий и условий среды обитания. Практическая работа 4. Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы. | 1 |
|
|
67. | Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества. Экскурсия. 1. Жизнь растений в сообществе. 2. Лес (парк) как природное сообщество. | 1 |
|
|
68. | Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, растительные ресурсы, охрана природы, экология. Красная книга. Экскурсия. 3. Весна в жизни природного сообщества. 4. Жизнь растений в весенний период года. | 1 |
|
|
Задания на лето:
1. Подготовить гербарии растений изученных семейств (крестоцветных, розоцветных, пасленовых, бобовых, сложноцветных, лилейных, луковых, злаков).
2. Собрать семена представителей изученных семейств и составить коллекции.
3. Вести фенологические наблюдения и отмечать изменения в жизни растений в дневниках наблюдений.
4. Подготовить гербарии сорных растений.
5. Собрать семена овощных, плодовых, бахчевых, злаковых культур. (На усмотрение учителя).
6. Вести наблюдения за цветением растений и образованием плодов, изменением листьев в летний период.
7. Вести наблюдения и производить уход за комнатными и декоративными растениями дома и на приусадебном участке. (Все изменения отмечать в дневнике наблюдений).
Биология
7 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
№ | Наименование темы | часы | сроки | Д/З |
| Введение (1 час). |
|
|
|
1. | Зоология - наука о Царстве Животные. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Место и роль животных в природных сообществах. Охрана животного мира. | 1 |
|
|
| Раздел I. Классификация животных (2 часа). |
|
|
|
2. | Основные систематические группы животных: Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция. Значение классификации животных. | 1 |
|
|
3. | Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан. | 1 |
|
|
| Раздел II. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 часа). Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоёмах, почве и в организме человека и растений. |
|
|
|
| Глава I. Корненожки (Саркодовые) (1 час). |
|
|
|
4. | Обыкновенная амёба как организм. Внешнее и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, осморегуляция, размножение, инцистирование. | 1 |
|
|
| Глава II. Жгутиконосцы (1 час). |
|
|
|
5. | Эвглена зелёная как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые. | 1 |
|
|
| Глава III. Инфузории (2 часа). |
|
|
|
6. | Инфузория – туфелька как более сложное простейшее животное. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупнорогатого скота. Лабораторная работа № 1. Рассмотрение простейших организмов в капельки воды из открытого водоёма или аквариума. | 1 |
|
|
7. | Болезнетворные простейшие: дизентерийная амёба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амёбой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Значение простейших в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
| Раздел III. Подцарство многоклеточные животные (4 часа). |
|
|
|
| Глава IV. Тип Кишечнополостные (3 часа). |
|
|
|
8. | Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. | 1 |
|
|
9. | Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. | 1 |
|
|
10. | Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. | 1 |
|
|
| Глава V. Морские кишечнополостные (1 час). |
|
|
|
11. | Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
| Раздел IV. Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви (9 часов). Общая характеристика червей. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания. |
|
|
|
| Глава VI. Плоские черви (3 часа). |
|
|
|
12. | Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешнее строение. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. | 1 |
|
|
13. | Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев. | 1 |
|
|
14. | Сосальщики. Цикл развития и смена хозяев. | 1 |
|
|
| Глава VII. Круглые черви (3 часа). |
|
|
|
15. | Общая характеристика круглых червей. Аскариды и острицы , их строение, жизнедеятельность, значение для человека и животных. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. | 1 |
|
|
16. | Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных. | 1 |
|
|
17. | Значение паразитических червей в природе и в жизни человека. | 1 |
|
|
| Глава VIII. Кольчатые черви (3 часа). |
|
|
|
18. | Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Лабораторная работа № 2. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах червя. | 1 |
|
|
19. | Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие дождевых червей. | 1 |
|
|
20. | Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира. | 1 |
|
|
| Раздел V. Тип моллюски (3 часа). |
|
|
|
| Глава IX. Класс Брюхоногие моллюски (1 час). |
|
|
|
21. | Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Большой прудовик и голый слизень, их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в биоценозах и практическое значение. Лабораторная работа № 3. Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков. Наблюдение за поведением прудовика (или виноградной улитки) его передвижением, ответными реакциями на различные раздражения. Изучение строения раковины, наружного и внутреннего слоев раковины. Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков. | 1 |
|
|
| Глава X. Класс Двустворчатые (1 час). |
|
|
|
22. | Беззубка (или перловица) и мидия. Места их обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение. | 1 |
|
|
| Глава XI. Класс Головоногие моллюски (1 час). |
|
|
|
23. | Осьминоги, кальмар, каракатица. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение. | 1 |
|
|
| Раздел VI. Тип Членистоногие (14 часов). |
|
|
|
| Глава XII. Класс Ракообразные (4 часа). |
|
|
|
24. | Общая характеристика Типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Общая характеристика класса. | 1 |
|
|
25. | Речной рак. Место обитания и образ жизни. | 1 |
|
|
26. | Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. | 1 |
|
|
27. | Другие ракообразные. Значение ракообразных в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
| Глава XIII. Класс Паукообразные (4 часа). |
|
|
|
28. | Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук – крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Место обитания, образ жизни и поведение. | 1 |
|
|
29. | Строение паутины и её роль. Значение пауков в биогеоценозах. | 1 |
|
|
30. | Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. | 1 |
|
|
31. | Меры защиты от клещей. Роль клещей в природе и жизни человека. | 1 |
|
|
| Глава XIV. Класс Насекомые (6 часов). |
|
|
|
32. | Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого. Передвижение. Питание. Дыхание. Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопряда. Лабораторная работа № 4. Внешнее строение комнатной мухи. Рассмотрение личинок и взрослых насекомых мухи дрозофилы. | 1 |
|
|
33. | Размножение и развитие насекомых. Типы развития. | 1 |
|
|
34. | Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. | 1 |
|
|
35. | Вредители лесных и сельскохозяйственных растений среди представителей этих отрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Лабораторная работа № 5. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. Изучение насекомых – вредителей. | 1 |
|
|
36. | Пчёлы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организация семьи. Поведение. Инстинкты. Значение пчёл и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека. | 1 |
|
|
37. | Растительноядные, хищные, паразиты и сверх паразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с вредителями насекомыми. Охрана насекомых. | 1 |
|
|
| Раздел VII. Тип хордовые (28 часов). |
|
|
|
| Подтип Бесчерепные (1 час). |
|
|
|
38. | Краткая характеристика типа хордовых. Ланцетник – представитель бесчерепных. Место обитания и особенности строения ланцетника. Роль в природе и практическое значение. | 1 |
|
|
| Глава XV. Надкласс Рыбы (5 часов). |
|
|
|
39. | Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые. Класс Костные рыбы. Особенности внешнего строения костистой рыбы. Органы чувств. Внутреннее строение костистой рыбы. Плавательный пузырь и его значение. Лабораторная работа № 6. Наблюдение за живыми рыбами. Изучение их внешнего строения. Определение возраста рыб по чешуе. Изучение скелета рыбы. Изучение внутреннего строения рыб. | 1 |
|
|
40. | Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и забота о потомстве. Инстинкты и их проявление у рыб, понятие о популяции. | 1 |
|
|
41. | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Осетровые рыбы, их значение и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистепёрые рыбы, значение их в происхождении наземных позвоночных животных. | 1 |
|
|
42. | Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. | 1 |
|
|
43. | Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп и другие виды. Акклиматизация рыб, её биологическое и хозяйственное обоснование. Аквариумное рыбоводство. | 1 |
|
|
| Глава XVI. Класс Земноводные (3 часа). |
|
|
|
44. | Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки, её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами. Лабораторная работа № 7. Наблюдения за живыми лягушками. Изучение внешнего строения лягушки. Изучение скелета лягушки. Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах. | 1 |
|
|
45. | Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. | 1 |
|
|
46 | Вымершие земноводные и их происхождение от древних кистепёрых рыб. | 1 |
|
|
| Глава XVII. Класс Пресмыкающихся (4 часа). |
|
|
|
47. | Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Лабораторная работа № 8. Наблюдение за живыми ящерицами (неядовитыми змеями и черепахами). Изучение их внешнего строения. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Экскурсия: 1. В краеведческий музей или зоопарк: «Разнообразие животных родного края». | 1 |
|
|
48. | Змеи, ужи, гадюки. Сходство и отличие змей и ящериц. Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змей и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека. | 1 |
|
|
49. | Другие отряды пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. | 1 |
|
|
50. | Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. | 1 |
|
|
| Глава XVIII. Класс Птицы (6 часов). |
|
|
|
51. | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полёту. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Лабораторная работа № 9. Внешнее строение птиц. Перьевой покров и различные типы перьев. Строение скелета птицы, внутреннего строения птицы (по готовым влажным препаратам). | 1 |
|
|
52. | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелёты птиц. Лабораторная работа № 10. Изучение строения куриного яйца. | 1 |
|
|
53. | Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. | 1 |
|
|
54. | Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания и образу жизни. Экологические группы птиц. Экскурсия: 2. «Знакомство с птицами леса (парка, сквера, школьного сада)». Наблюдения за живыми птицами. | 1 |
|
|
55. | Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных и хищных птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. | 1 |
|
|
56. | Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы птиц, их использование человеком. | 1 |
|
|
| Глава XIX. Класс Млекопитающие, или Звери (9 часов). |
|
|
|
57. | Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной, нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Лабораторная работа № 11. Наблюдения за живыми зверьками. Внешнее строение. Изучение строения скелета млекопитающего. Изучение внутреннего строения по готовым влажным препаратам. Примечание: (Лабораторные работы для выполнения, которых может не оказаться оборудования можно заменить демонстрационной или использовать электронную версию). | 1 |
|
|
58. | Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. | 1 |
|
|
59. | Происхождение млекопитающих от древних пресмыкающихся. Многообразие млекопитающих. | 1 |
|
|
60. | Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Биологические особенности. Районы распространения и разнообразие. | 1 |
|
|
61. | Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. | 1 |
|
|
62. | Хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы. | 1 |
|
|
63. | Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоёмов, и их побережий. Живущие в почве. | 1 |
|
|
64. | Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Происхождение от диких предков. | 1 |
|
|
65. | Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Рациональное использование и охрана млекопитающих. Экскурсия: 3. В краеведческий музей или зоопарк: «Домашние и дикие звери». | 1 |
|
|
| Раздел VIII. Развитие животного мира на Земле (1 час). |
|
|
|
66. | Историческое развитие животного мира на Земле и его доказательства. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. | 1 |
|
|
| Раздел IX. Природные сообщества (1 час). |
|
|
|
67. | Биогеоценозы, агроценозы и экосистема. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах. Цепи питания. Экскурсии: 4. «Жизнь природного сообщества весной». 5. «Весенние явления в водном природном сообществе». | 1 |
|
|
| Заключение (1 час). |
|
|
|
68. | Животный мир как многообразие организмов, популяций, видов и сообществ. Уровни организации живой природы. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. | 1 |
|
|
Биология
8 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
| Введение (1час) | часы | сроки | Д/З |
1. | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Вклад учёных в становление наук о знании строения и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих людей. Понятия о здоровом образе жизни. Биосоциальная природа человека. | 1 |
|
|
| Раздел I. Человек как биологический вид. Общий обзор организма человека (8 часов). |
|
|
|
2. | Топография внутренних органов. | 1 |
|
|
3. | Клетка и её строение: ядро и цитоплазма, хромосомы и гены. Лабораторная работа № 1. Просмотр под микроскопом строение клетки и эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных тканей. Либо электронной версии «Строение тканей». | 1 |
|
|
4. | Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр. | 1 |
|
|
5. | Химический состав клетки: вода, минеральные соли. | 1 |
|
|
6. | Химический состав клетки. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. | 1 |
|
|
7. | Жизнедеятельность клеток. Процессы биосинтеза в рибосомах, процессы биологического окисления органических веществ с выделением энергии, завершающиеся в митохондриях. | 1 |
|
|
8. | Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости. | 1 |
|
|
9. | Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. | 1 |
|
|
| Раздел II. Согласованность функций систем органов в организме человека. Гуморальная регуляция систем (3 часа) |
|
|
|
10. | Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение в регуляции работы органов. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин, их функции. Гипофиз. Гормон роста. Гипофизарные карлики и великаны. Демонстрации. Женские портреты Рубенса с увеличенной щитовидной железой у их героинь вследствие недостатка йода в местности, где они жили. | 1 |
|
|
11. | Щитовидная железа и функции её гормонов. Болезни, при нарушении функции щитовидной железы: кретинизм, слизистый отёк, базедова болезнь и др. Меры профилактики заболеваний щитовидной железы в Республике Казахстане. | 1 |
|
|
12. | Роль гормонов поджелудочной железы инсулина в регуляции глюкозы в крови. Сахарный диабет. Роль гормонов надпочечников, гипофиза, щитовидной железы и половых желез в регуляции полового развития. | 1 |
|
|
| Раздел III. Нервная система (5 часов). |
|
|
|
13. | Значение нервной системы, её строение и функции. Строение нейрона: тело нейрона, дендриты, аксон, рецептор, синапс. Возбуждение и торможение. Рефлекс и рефлекторная дуга. Центральная и периферическая части нервной системы. Лабораторная работа № 2. Изучение коленного рефлекса. | 1 |
|
|
14. | Спинной мозг. Серое и белое вещество спинного мозга, центральный канал. Отходящие от спинного мозга нервы. Значение спинного мозга, его рефлекторная и проводящая функции. | 1 |
|
|
15. | Головной мозг. Серое и белое вещество головного мозга, кора и ядра головного мозга. 12 пар отходящих нервов. Отделы головного мозга их строение и функции: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария головного мозга. Демонстрации. Рефлексы продолговатого мозга: мигательный, глотательный. Функции мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), противодействие силам, вызывающим помехи (инерция). | 1 |
|
|
16. | Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Лабораторная работа № 3. Получение мигательного рефлекса и его торможение. | 1 |
|
|
17. | Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их строение и функции. Лабораторная работа № 4. Штриховое раздражение кожи (наблюдается сужение сосудов под действием симпатического подотдела: появление белой полосы) и последующее расширение кожных сосудов под воздействием парасимпатического подотдела вегетативной нервной системы (появление красной полосы). | 1 |
|
|
| Раздел IV. Органы чувств - анализаторы (4 часа). |
|
|
|
18. | Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. | 1 |
|
|
19. | Орган зрения. Строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Зрительный центр. Близорукость и дальнозоркость их предупреждение. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Лабораторная работа № 5. Определение остроты зрения. Выявление функций радужки и хрусталика, нахождение слепого пятна. | 1 |
|
|
20. | Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Части слухового анализатора. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение. Лабораторная работа № 6. Определение остроты слуха. | 1 |
|
|
21. | Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов. Демонстрации. Приёмы определения запаха неизвестных веществ. | 1 |
|
|
| Раздел V. Опорно-двигательная система (6 часов). |
|
|
|
22. | Кости, мышцы, сухожилья – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Соединение костей в скелете. Строение суставов. Демонстрации: Самонаблюдения, выявляющие роль костей плечевого пояса в движении руки вверх и вращении лучевой кости вокруг локтевой при поворотах кисти ладонью вниз. Утомление при статической и динамической работе. Приёмы определения правильности осанки и наличия плоскостопия. | 1 |
|
|
23. | Состав и строение костей, их форма и функции. Рост трубчатых костей. Внутреннее строение кости. Красный и жёлтый костный мозг. Роль красного костного мозга в кроветворении. Лабораторная работа № 7. Изучение свойств прокаленной и декальцинированной кости. | 1 |
|
|
24. | Основные отделы скелета: череп, скелет туловища, скелеты поясов конечностей, скелет конечностей. Отделы позвоночника. Особенности скелета человека. Лабораторная работа № 8. Определение гибкости позвоночника, место положения мышц и костей. | 1 |
|
|
25. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Демонстрации: Наложение шины на предплечье и фиксация его подручными средствами. Модельный опыт: сравнение прочности двух одинаковых бумажных листов, один из которых свёрнут в трубку. | 1 |
|
|
26. | Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Основные группы мышц человеческого организма. Работа мышц. Регуляция мышечных движений. | 1 |
|
|
27. | Предупреждение нарушения осанки и плоскостопия. Последствия гиподинамии. Влияние тренировки мышц на формирование скелета и мускулатуры. Лабораторная работа № 9. Антропометрический метод определения уровня роста и развития организма. | 1 |
|
|
| Раздел VI. Внутренняя среда организма (7 часов). |
|
|
|
28. | Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь. Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты. Лабораторная работа № 10. Микроскопическое строение крови человека. | 1 |
|
|
29. | Роль тромбоцитов в свёртывании крови. | 1 |
|
|
30. | Транспортировка кислорода и углекислого газа эритроцитами. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. | 1 |
|
|
31. | Лейкоциты, их строение и функция. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза. Процессы воспаления. | 1 |
|
|
32. | Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела. | 1 |
|
|
33. | Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных болезней. Изобретение вакцин и лечебных сывороток. Иммунитет пассивный и активный, естественный и искусственный. Профилактика СПИДа. | 1 |
|
|
34. | Группы крови и переливание крови. | 1 |
|
|
| Раздел VII. Сердечно – сосудистая система (5 часов). |
|
|
|
35. | Строение сердца. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца. Фазы сердечной деятельности. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Венозные клапаны. Лабораторная работа № 11. Последствия перетяжки указательного пальца; застой крови в венах опущенной руки из-за закрытия венозных клапанов. | 1 |
|
|
36. | Большой и малый круги кровообращения. Лимфоотток. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Инфаркт миокарда. Пульс. Перераспределение крови в организме. Демонстрация. Измерение артериального давления с помощью сфигмоманометра и фонендоскопа; приёмы наложения закрутки. Лабораторная работа № 12. Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированной нагрузки (20 приседаний). | 1 |
|
|
37. | Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы. | 1 |
|
|
38. | Гуморальная регуляция. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно - сосудистые пробы как средство личного самоконтроля. | 1 |
|
|
39. | Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях. Наложения жгута при травмах сосудов конечностей. Первая помощь при носовых кровотечениях. | 1 |
|
|
| Раздел VIII. Дыхание (3 часа). |
|
|
|
40. | Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях. Демонстрации. Определение окружности грудной клетки при вдохе и выдохе. | 1 |
|
|
41. | Дыхательные движения и их регуляция. Дыхательный центр. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание. Практическая работа по оказанию первой помощи при остановке дыхания. | 1 |
|
|
42. | Болезни органов дыхания: грипп, туберкулёз лёгких – болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха – возбудитель туберкулёза. Рак лёгких. Гигиена дыхания. | 1 |
|
|
| Раздел IX. Пищеварение (6 часов). |
|
|
|
43. | Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Пища как важный экологический фактор здоровья. Экологическая чистота пищевых продуктов. | 1 |
|
|
44. | Значение пищеварения. Пищеварительная система: пищеварительный тракт, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник; пищеварительные железы (слюнные, желудочные, поджелудочная железа, печень, кишечные железы). | 1 |
|
|
45. | Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. Глотание. Глоточные миндалины, их функция. Демонстрация. Челюстной аппарат на черепе. Лабораторная работа № 13. Действие слюны на вареный крахмал. | 1 |
|
|
46. | Пищеварение в желудке. Действие ферментов желудочного сока на белки. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке под действием сока поджелудочной железы и желчи печени. Демонстрация. Опыт действия желудочного сока на белки. | 1 |
|
|
47. | Действие кишечного сока на пищу. Переваривание и всасывание пищи. Строение и функции ворсинки тонкой кишки. Роль толстого кишечника в пищеварении. Регуляция пищеварения. Питание и здоровье. | 1 |
|
|
48. | Инфекционные заболевания органов пищеварения: холера, дизентерия и другие, меры их профилактики. Профилактика глистных заболеваний. Пищевые отравления, меры первой помощи. | 1 |
|
|
| Раздел X. Обмен веществ и превращение энергии (3 часа). |
|
|
|
49. | Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Лабораторная работа № 14. Примерное определение энерготрат по числу пульсовых ударов. Определение норм питания, составление пищевых рационов. | 1 |
|
|
50. | Нормы питания и их связь с энерготратами организма. Основной и общий обмен. Энергоёмкость питательных веществ. | 1 |
|
|
51. | Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы: куриная слепота, бери-бери, цинга, рахит и др. гиповитаминозы и гипервитаминозы. Сохранение витаминов в пище. Демонстрации. Витаминные препараты. | 1 |
|
|
| Раздел XI. Выделение (2 часа). |
|
|
|
52. | Значение выделения. Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Строение почки. Нефроны. Образование мочи. Роль почек в поддержании гомеостаза внутренней среды. Регуляция работы почек. Демонстрации. Строение почки млекопитающего (влажный препарат). Выявление органических веществ в природных источниках воды (путём обесцвечивания йода). | 1 |
|
|
53. | Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекция. Причины заболевания почек. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Лабораторная работа № 15. Оценка загрязнённости воды из талого снега путём определения её прозрачности. | 1 |
|
|
| Раздел XII. Кожа и теплорегуляция (2 часа). |
|
|
|
54. | Барьерная роль кожи. Строение кожи: эпидермис, дерма, гиподерма. Придатки кожи: волосы и ногти. Типы кожи. Уход за кожей. Демонстрация. Теплорегуляция на примере электрического утюга, снабжённого теплорегулятором с датчиком и контрольной лампочкой. Лабораторная работа № 16. Изучение тыльной и ладонной поверхности кисти с помощью лупы. Выявление тактильных и холодовых рецепторов кожи. Определение жирности кожи на различных участках лица с помощью бумажной салфетки. | 1 |
|
|
55. | Заболевания кожи. Грибковые заболевания. Чесоточный зудень – возбудитель чесотки. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание кожи. Первая помощь при тепловом, солнечном ударах и ожогах, обморожениях Гигиена кожи и одежды. | 1 |
|
|
| Раздел XIII. Индивидуальное развитие организма (4 часа). |
|
|
|
56. | Значение размножения. Строение и функции половых органов. Половые хромосомы. Женская половая система. Развитие яйцеклетки. Мужская половая система. Сперматогенез. | 1 |
|
|
57. | Половое созревание юношей и девушек. Биологическая и социальная зрелость. Планирование семьи. Охрана материнства и детства. | 1 |
|
|
58. | Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие плода. Роды. Развитие после рождения. Динамика роста и развития. Периоды жизни человека. Биологический и календарный возраст. | 1 |
|
|
59. | Наследственные и врожденные болезни. Болезни, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис, гонорея. Вредное влияние на организм курения, наркотиков, алкоголя. Здоровье и трудоспособность человека в разные периоды его жизни. | 1 |
|
|
| Раздел XIV. Поведение и психика (7 часов). |
|
|
|
60. | Врождённые(безусловные рефлексы, инстинкты) и приобретенные формы поведения (условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность). Закономерности работы головного мозга. Безусловное и условное торможение. Сон и его значение. Сновидения. Демонстрации. Безусловные рефлексы человека, выработка условного рефлекса у человека на базе речевого подкрепления. Тест на проверку наблюдательности, внимания, памяти и консерватизма мышления. | 1 |
|
|
61. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание, трудовая деятельность. Преодоление зависимости человека от окружающей среды, её относительность. | 1 |
|
|
62. | Деятельность человека - глобальный экологический фактор. Результаты её давления на природную среду. Охрана окружающей среды как важное условие сохранения жизни на Земле. | 1 |
|
|
63. | Труд и культура - основные завоевания человечества. Познавательные процессы человека: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. | 1 |
|
|
64. | Волевые процессы. Качества воли. Эмоции: эмоциональные реакции (смех, плач), эмоциональные состояния (настроение, стресс, депрессия), эмоциональные отношения (чувства), их зарождение, развитие, угасание, переключение. | 1 |
|
|
65. | Внимание: непроизвольное и произвольное. Колебание внимания. Рассеянность и сосредоточенность. Переключение внимания. Работоспособность: врабатываемость, стадия оптимальной работоспособности, стадия истощения. Режим дня. | 1 |
|
|
66. | Личность и её способности: становление личности, темперамент, характер, интересы, склонности. Выбор профессии. Человек и его место в биосфере. Социоприродная экосистема, агросфера. | 1 |
|
|
67. 68. | Тестирование. Обобщающий урок. | 1 1 |
|
|
Биология
9 класс
(Всего 68 ч, в неделю 2 ч.)
| Введение в биологию (1 час). | Часы | сроки | д/з |
1. | «Общая биология» в системе естественно - научных дисциплин, её цель и задачи. Общая биология – дисциплина, изучающая биологические закономерности, многообразие живого мира, уровни организации живой материи. Значение предмета для понимания всего живого. 1. Экскурсия на природу для ознакомления с многообразием живого мира. | 1 |
|
|
| Раздел I. Клетка – единица живого (14 часов). |
|
|
|
| Глава I. Химический состав клетки (5 часов). |
|
|
|
2. | Предмет и задачи цитологии. Методы исследования и их значение для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства. | 1 |
|
|
3. | История открытия клетки. | 1 |
|
|
4. | Клеточная теория – величайшее открытие ХIХ века. Основные положения клеточной теории. Клетка – основная единица строения и развития, функциональная единица живого. | 1 |
|
|
5. | Единство химического состава живой материи. Химический состав клеток растений, животных, грибов и бактерий. Химические элементы, вода и другие неорганические соединения, их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 |
|
|
6. | Органические вещества: углеводы, белки нуклеиновые кислоты, АТФ, липиды, их элементарное строение, роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Лабораторная работа № 1. Каталитическая активность ферментов в живых тканях. | 1 |
|
|
| Глава II. Структура и функции клетки (3 часа). |
|
|
|
7. | Клеточные структуры: плазматическая мембрана, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи и лизосомы, митохондрии, пластиды, органоиды движения, их строение и выполняемая функция; клеточные включения. Лабораторная работа № 2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожице лука. | 1 |
|
|
8. | Ядро, его строение и функция. Ведущая роль ядра. | 1 |
|
|
9. | Клетки прокариоты и эукариоты, особенности их строения. Лабораторная работа № 3. Строение растительной, животной и бактериальной клеток. Найти различия в строении. | 1 |
|
|
| Глава III. Обеспечение клеток энергией (2 часа). |
|
|
|
10. | Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Фотосинтез преобразование солнечной энергии в энергию органического вещества. Запасание энергии света в биологических «аккумуляторах». Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды. | 1 |
|
|
11. | Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ. Биологическое окисление и горение. Анаэробный и аэробный гликолиз. Митохондрии – энергетические станции клетки. | 1 |
|
|
| Глава IV. Наследственная информация и реализация её в клетке (4 часа). |
|
|
|
12. | Генетическая информация. Н.К. Кольцов. ДНК – матрица для синтеза белка. Удвоение (редупликация ДНК). Образование информационной РНК на матрице ДНК. | 1 |
|
|
13. | Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции. | 1 |
|
|
14. | Генная и клеточная инженерия. | 1 |
|
|
15. | Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция у высших организмов | 1 |
|
|
| Раздел II. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 часов). |
|
|
|
| Глава V. Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого (4 часа). |
|
|
|
16. | Митоз как основа бесполого размножения, его фазы. Биологическая сущность митоза. | 1 |
|
|
17. | Формы размножения организмов. Типы бесполого размножения. Половое размножение. | 1 |
|
|
18. | Мейоз и его биологическая сущность. Фазы мейоза. Сперматогенез. Овогенез. | 1 |
|
|
19. | Оплодотворение у животных и цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения. | 1 |
|
|
| Глава VI. Индивидуальное развитие организмов (2 часа). |
|
|
|
20. | Элементарное понятие индивидуального развития организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Сходство зародышей. | 1 |
|
|
21. | Организм как единое целое. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на раннее развитие организмов. Биологические часы. Анабиоз. | 1 |
|
|
| Раздел III. Основы генетики и селекции (13 часов). |
|
|
|
| Глава VII. Основные закономерности наследственности (5 часов) |
|
|
|
22. | Краткая история развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.И.Менделем. Гибридологический метод исследования наследственности. Моногибридное скрещивание. Единообразие первого поколения. Практическая работа № 1. Решение простейших генетических задач. | 1 |
|
|
23. | Закон доминирования. Расщепление признаков у второго поколения. Закон расщепления. Гомозиготные и гетерозиготные особи. | 1 |
|
|
24. | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Анализирующее скрещивание. Полное и неполное доминирование. Независимое наследование. Сцепленное наследование генов. Практическая работа № 2. Составление своей родословной. | 1 |
|
|
25. | Влияние условий среды на качественные и количественные признаки. Норма реакции. | 1 |
|
|
26. | Генетическое определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое разнообразие человека. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни человека. | 1 |
|
|
| Глава VIII. Закономерности изменчивости (4 часа). |
|
|
|
27. | Модификационная и наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости. Генные, хромосомные, геномные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Лабораторная работа № 4. «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой модификационной изменчивости». Лабораторная работа № 5. Изменчивость организмов. | 1 |
|
|
28. | Экспериментальное получение мутаций. Наследственная изменчивость человека. | 1 |
|
|
29. | Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Резус-фактор. | 1 |
|
|
30. | Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование. | 1 |
|
|
| Глава IX. Генетика и селекция (4 часа). |
|
|
|
31. | Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных. Происхождение домашних животных. | 1 |
|
|
32. | Методы современной селекции. Значение изменчивости для отбора. Отбор и его творческая роль. Оценка наследственных качеств. | 1 |
|
|
33. | Родственные скрещивания и их значение в селекции. Гетерозис, его использование в сельском хозяйстве. | 1 |
|
|
34. | Полиплоидия. Отдалённая гибридизация. Искусственный мутагенез. Значение их в селекции. Успехи селекции. Лабораторная работа № 6. Фенотипы местных сортов растений. | 1 |
|
|
| Раздел IV. Эволюция (23 часа). |
|
|
|
| Глава X. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции (4 часа). |
|
|
|
35. | Возникновение и развитие эволюционных представлений. Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка. | 1 |
|
|
36. | Ч.Дарвин и его теория происхождения видов. Основные принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции. Доказательства эволюции. | 1 |
|
|
37. | Эмбриологические доказательства. Морфологические доказательства. Палеонтологические доказательства. Биогеографические доказательства эволюции. | 1 |
|
|
38. | Вид. Критерии вида. Популяция. Лабораторная работа № 7. Морфологические особенности растений различных видов. | 1 |
|
|
| Глава XI. Механизмы эволюционного процесса (7 часов). |
|
|
|
39. | Роль изменчивости в эволюционном процессе. Мутационная изменчивость комбинативная изменчивость. | 1 |
|
|
40. | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | 1 |
|
|
41. | Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Эффективность отбора. | 1 |
|
|
42. | Формы естественного отбора в популяциях. Движущая форма отбора. | 1 |
|
|
43. | Стабилизирующая форма отбора. Дрейф генов. Популяционные волны. Изоляция. | 1 |
|
|
44. | Приспособленность покровительственная окраска. Маскировка. Мимикрия. Предупреждающая окраска. Совершенство приспособлений их относительный характер. Лабораторная работа № 8. Приспособленность организмов. | 1 |
|
|
45. | Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Соотношения направлений эволюции. Лабораторная работа № 9. Ароморфозы у растений и идиоадаптации у насекомых. | 1 |
|
|
| Глава XII. Возникновение жизни на Земле (2 часа). |
|
|
|
46. | Развитие представлений о возникновении жизни. Теория возникновения жизни на Земле. Эксперимент Л.Пастера. | 1 |
|
|
47. | Абиогенный синтез органических молекул. Современные взгляды на возникновение жизни. Возможно ли возникновение жизни на Земле в настоящее время? | 1 |
|
|
| Глава XIII. Развитие жизни на Земле (6 часов). |
|
|
|
48. | Развитие жизни в криптозое. Протерозой. Вспышка разнообразия животных. Развитие жизни в палеозое: Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь. | 1 |
|
|
49. | Развитие жизни в мезозое. Триас. Юра. Мел. Развитие жизни в кайнозое. Палеоген. Неоген. Антропоген. | 1 |
|
|
50. | Многообразие органического мира. | 1 |
|
|
51. | Принципы систематики. Возникновение систематики. Искусственная и естественная системы. Классификация организмов. | 1 |
|
|
52. | Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги. | 1 |
|
|
53. | Клеточные формы жизни, их разделение на безъядерные и ядерные. Прокариоты. Эукариоты. | 1 |
|
|
| Глава XIV. Происхождение человека (4 часа). |
|
|
|
54. | Доказательства происхождения человека. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. | 1 |
|
|
55. | Труд и происхождение человека. Предпосылки антропогенеза. | 1 |
|
|
56. | Первые люди. Древнейшие люди. Древние люди. Ископаемые люди современного типа. | 1 |
|
|
57. | Человеческие расы. Несостоятельность расизма. Реакционная сущность расизма. | 1 |
|
|
| Раздел V. Основы экологии (11 часов). |
|
|
|
| Глава XV. Экосистемы (7 часов). |
|
|
|
58. | Предмет экологии. Экологические факторы среды. | 1 |
|
|
59. | Биотический оптимум. Приспособленность организмов к среде обитания. | 1 |
|
|
60. | Взаимодействие популяций разных видов. экосистем. | 1 |
|
|
61. | Сообщества. Экосистемы. Функциональные группы организмов в сообществах. Примеры экосистем. | 1 |
|
|
62. | Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Продукция экосистем. Свойства экосистем. Саморегуляция. | 1 |
|
|
63. | Смена экосистем. Смена экосистем под влиянием человека. Агроценозы. | 1 |
|
|
64. | Применение экологических знаний в практической деятельности человека. | 1 |
|
|
| Глава XVI. Биосфера. Влияние деятельности человека на биосферу. Охрана биосферы (4 часа). |
|
|
|
65. | Учение В.И.Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав. Круговорот углерода и азота в природе. Роль живых организмов в создании осадочных пород и почвы. | 1 |
|
|
66. | Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы. | 1 |
|
|
67. | Общество и окружающая среда. Рост численности населения. Индустриально-потребительское общество. Международное сотрудничество и борьба с бедностью. Концепция экологической безопасности. | 1 |
|
|
68. | Экологические проблемы Республики Казахстан. Устойчивое развитие. | 1 |
|
|