№ урока | Разделы, темы | Коли чество часов | Даты проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности |
План | Факт |
Тема 1. История взаимоотношений человека и природы | 7 ч | | | | |
1 | Как взаимосвязаны человек и природа. | 1 | | | Учебник «Экология. Живая планета. 5 класс», практикум на печатной основе | Обобщают и систематизируют знания, полученный в начальной школе, о взаимосвязи человека и природы. Слушают, коллективно обсуждают проблему связи строения и функции, вступают в диалог |
2 | Древние люди. Влияние природных условий на расселение и занятия древних людей. | 1 | | | Учебник «Экология. Живая планета. 5 класс», практикум на печатной основе, Компакт-диск 3.7 | Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного и об эволюции человека и того, что ещё не известно |
3 | Основные занятия древних людей. Присваивающее хозяйство | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе. Мультимедийное устройство | Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного и об эволюции человека и того, что ещё не известно |
4 | Производящее хозяйство. Возникновение земледелия и скотоводства. Практическая работа 1 "Путешествие в прошлое: изобретаем колесо." | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе, Мультимедийное устройство | Объясняют и формируют причины перехода человека к производящему хозяйству |
5 | Стихийное природопользование. Опустынивание. Гибель цивилизаций. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Приобретают начальный опыт экологически грамотного взаимодействия Объясняют и самостоятельно формулируют изменения вызванные воздействием на природу древних земледельцев и скотоводов |
6 | Изменение характера природопользования в процессе развития человеческого общества | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Строят продуктивное взаимодействие в паре и группе, сотрудничество с учителем и коллективом. Приобретают начальный опыт экологически грамотного взаимодействия |
7 | Источники энергии (исчерпаемые и неисчерпаемые). Практическая работа 2 "В поисках источников энергии". | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе, Мультимедийное устройство | Осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Описывают отдельные элементы окружающей среды |
Тема 2. Основные понятия экологии | 11ч | | | | |
8 | Экология – «наука о доме». Направления современной экологии. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Приобретают знания о направлениях современной экологии: общая экология, прикладная экология, экология человека, экология города (урбоэкология). Значение экологических знаний в жизни современных людей. |
9 | Общая характеристика понятия "экосистема". Основные компоненты экосистем. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Осознают, что биосфера Земли — самая крупная природная экосистема. Задаются вопросом о причине биологического разнообразия биосферы |
10 | Экологические связи. Практическая работа 3 "Аквариум как модель экосистемы". | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Овладевают простейшей классификацией: взаимосвязях между живыми, а также живыми и неживыми компонентами экосистемы. |
11 | Биосфера Земли - самая крупная природная экосистема. В.И. Вернадский и его учение о биосфере. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе Презентация: В.И Вернадский. | Ставят вопрос: Каково значение для меня знаний биосфере и умеют находить на него ответ. |
12 | Человек в биосфере. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе. | Выделяют и формулируют положительное и отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на биосферу. Определяют значение охраны биосферы — как условия сохранения жизни на Земле. |
13 | Разнообразие условий жизни на Земле, его причины. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Познают причины разнообразие условий жизни на Земле. Зависимость распространения живых организмов от распределения света и тепла, наличия или отсутствия воды. |
14 | Среда обитания. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Уметь объяснять изменения, происходящие в экосистемах. Определять приспособление организмов к среде обитания. |
15 | Факторы неживой природы. | 1 | | | Компакт-диски 3.5, 3.9, 3.10 | Ставят учебные задачи на основе уже изученного и познанного и того, что ещё не известно: понятия об экологическом факторе как элементе среды, оказывающем воздействие на живой организм. |
16 | Факторы живой природы. | 1 | | | Таблица, Мультимедийное устройство | Углубляют знания об экологических системах и факторах среды |
17 | Антропогенные факторы. | 1 | | | Мультимедийное устройство | Соотносят классификацию факторов экологических систем. Выделяют факторы, связанные с деятельностью человека |
18 | Практическая работа 4 "Изучение и оценка экологического состояния микрорайона школы." | 1 | | | Тетрадь, ручка | Выявляют экологическое состояние в школьном дворе и какое влияние оказывает человек на это состояние. Анализируют и делают выводы. |
Тема 3. Сообщества и экосистемы | 10 ч | | | | |
19 | Сообщество живых организмов - важнейший компонент экосистемы. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Осознают, что сообщество - важнейший компонент экосистемы |
20 | Специфичность видового состава сообществ различных экосистем (на примере экосистем луга и леса). | 1 | | | Мультимедийное устройство, Учебник, практикум на печатной основе | Определяют специфичность видового состава сообществ различных экосистем. Описывают отдельные элементы окружающей среды, экосистемы |
21 | Взаимосвязи и взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Выделяют и формулируют взаимозависимость растений, животных, грибов и бактерий в сообществе. Природные и искусственные сообщества живых организмов |
22 | Группы организмов в природном сообществе | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Углубляют знания о производителях (продуценты) — организмах, обеспечивающих органическими веществами и накопленной в них энергией все другие компоненты сообщества. Потребителях (консументы) — организмах, потребляющих и преобразующих органические вещества, созданные производителями. Разрушителях (редуценты) — организмах, разлагающие сложные органические вещества до более простых. |
23 | Круговорот органических веществ в сообществе живых организмов. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Выделяют и осознают то, что усвоено, и то, что ещё раз надо «проработать». Формируют ответственное отношение к обучению. Слушают, вступают в диалог, используя имеющиеся знания , анализируют. |
24 | Пищевые связи в экосистеме. Пищевые сети. Практическая работа 5 "Изучение пищевых взаимосвязей в аквариуме." | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе, таблица. Мультимедийное устройство | Формируют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение особенностей Пищевых связей в экосистеме. Цепей питания: выедания, разложения, паразитические, их роль в жизни экосистем. Уметь распознавать пищевые связи и сети в экосистеме |
25 | Природные и искусственные экосистемы, их сравнительная характеристика (на примере луга и поля) | 1 | | | Мультимедийное устройство. Учебник, практикум на печатной основе | Составляют сравнительную характеристику (на примере поля и луга). К: Владеют монологической и диалогической речью, выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями. |
26 | Городские экосистемы, общая характеристика. Природные и искусственные компоненты экосистемы города. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе | Дают общая характеристику. Определяют природные и искусственные компоненты экосистемы города. Осознают: население города и его деятельность как главный компонент городской экосистемы. Деление городов по численности жителей: малые, средние, крупные, крупнейшие, миллионеры. |
27 | Влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной среды, загрязнение. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе, Мультимедийное устройство | Самостоятельно выделяют и формулируют влияние деятельности людей на окружающую среду в городе: изменение природной (естественной) среды, загрязнение |
28 | Влияние городской среды на здоровье людей. | 1 | | | Учебник, практикум на печатной основе, Мультимедийное устройство | Определяют влияние города на здоровье человека, вредное воздействие |
Тема 4. Экология нашего края | 5 ч | | | | |
29 | Краснодарский край, территория и границы. Особенности рельефа и природных условий края. | 1 | | | Мультимедийное устройство | Определяют особенности географического положения, территория и границы края. Природа края в прошлом. Изменение природы человеком, его причины. Современный рельеф и погодные условия Кубани. |
30 | Воздух. Загрязнение воздуха и его влияние на здоровье людей.. Роль растений в защите воздуха от загрязнений | 1 | | | Мультимедийное устройство | Формируют ценности здорового и безопасного образа жизни, развивают навыки обучения Вносят необходимые дополнения и корректив в план и способ действия согласно группой задаче Устанавливают взаимосвязь растений и очистке/защите воздушной оболочки. Доказывают, значимость чистого воздуха для здоровья людей.. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы охраны атмосферы, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
31 | Водные ресурсы Кубани. Загрязнение рек. | 1 | | | Мультимедийное устройство | Выявить значение водных ресурсов в истории развития края, мероприятия по охране |
32 | Леса и зелёные насаждения Кубани. Правила поведения в природе. | 1 | | | Мультимедийное устройство, школьный парк | Устанавливают взаимосвязь растений и очистке/защите воздушной оболочки. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы бережного отношения к природе, выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Формируют ценности здорового и безопасного образа жизни, развивают навыки обучения |
33 | Животный мир Кубани. Мероприятия по сохранению и увеличению видового разнообразия животных. | 1 | | | Мультимедийное устройство | Выясняют многообразие животного мира Кубани. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы охраны животных. Красная книга края. |
34 | Заключение. Что зависит от нас с вами? | 1 ч | | | | Обобщают и систематизируют знания, полученные в течении всего года по экологии, о взаимосвязи человека и природы и его влиянии на окружающую среду. |
| Итого: | 34 ч | | | | П/р - 5 |