СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планирование составлено в соответствии с ФГОС
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ И.П. Лизунова 31 августа 2016 года |
|
муниципальное образование Щербиновский район
станица Старощербиновская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского
муниципального образования Щербиновский район
станица Старощербиновская
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Класс 5_
Учитель Лизунова Ирина Петровна
Количество часов: всего 102 часов; в неделю 3 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы учителей Лизуновой И.П., Кутилиной Т.В., утвержденной решением педагогического совета от 31 августа 2016 года протокол № 1
Планирование составлено на основе:
Авторской программы программы для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев.
5-е издание, исправленное и дополненное. – М. : Русское слово, 2012
В соответствии с ФГОС основного общего образования
Учебник: литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч/ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник» 2014
№ урока | Содержание | кол-во часов | Даты проведения | материально-техническое оснащение | универсальные учебные действия (УУД) | |
план | факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | ||||||
| Книга – твой друг | 1 |
|
| Учебник | Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего; Метапредметные: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа. Предметные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог. |
ИЗ МИФОЛОГИИ (5 часов) | ||||||
| Жанровые загадки. Миф, сказка, реальность? | 1 |
|
| Компьютер, мультимедийная презентация | Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
| Античный миф. «Олимп» | 1 |
|
| Учебник, компьютер | Общеучебные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
| Гомер «Одиссея» | 1 |
|
|
| Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия Познавательные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
| Одиссей на острове циклопов. Полифем | 1 |
|
|
| Логические: -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли -владение монологической и диалогической формами речи |
| Представление проектов «Мифологический зоопарк» | 1 |
|
| Таблица, мультимедийная установка | Логические: -выбор оснований и критериев для сравнения, -классификации объектов Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (7 часов) | ||||||
| Устное народное творчество, его основные виды. Загадки. Пословицы и поговорки | 1 |
|
| Слайдовая презентация | Познавательные:- осознанное построение речевого высказывания -извлечение необходимой информации из текста Логические:- установление причинно-следственных связей -построение логической цепи рассуждений |
| Литературная игра. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; Метапредметные: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; Предметные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог. |
| Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». | 1 |
|
|
| Личностные: формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, о торжестве справедливости; Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «композиция волшебной сказки». |
| Сказки народов России. «Падчерица» | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока | Личностные: формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; о трудолюбии, терпении как духовном богатстве человека; о зависти, злобе, нерадивости, стремлении к материальному как причинах духовной смерти; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; Предметные:понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора; владение литературоведческими терминами «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. |
| Отличие бытовой сказки от волшебной. «Чего на свете не бывает». | 1 |
|
| Видео-фрагмент мультфильма, иллюстрации по теме урока | Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; Метапредметные: умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; Предметные: умение выявлять характерные для сказок художественные приемы. |
| Р/р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 |
|
| Иллюстрации по теме урока Рабочие тетради | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формировать умение отстаивать свою точку зрения, умение создавать устные монологические и диалогические высказывания; Предметные: умение выявлять характерные для сказок художественные приемы; формировать умение высказывать мнение о проблематике фольклорных текстов. |
|
|
| ||||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа) | ||||||
| Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | 1 |
|
| мультиплика-ционный фильм «Создание русской азбуки» | Личностные- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; Метапредметные:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; Предметные: умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский язык и современный русский язык |
| «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племён; Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Предметные: понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владение литературоведческим термином «летопись»; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание русского слова в его эстетической функции. |
БАСНИ НАРОДОВ МИРА ( 1 час) | ||||||
| Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий «мудрость истинная и ложная»; Метапредметные: осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой литературы; Предметные: владение литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; формирование эстетического вкуса. |
РУССКАЯ БАСНЯ (4 часов) | ||||||
| Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений о познании как гуманистической ценности; Метапредметные: умение работать в группах, задавать вопросы классу и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Предметные: умение анализировать басню, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах. |
| Басни И.А. Крылова. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные: формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение; Предметные: владение литературоведческими терминами «гипербола», «аллегория»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; понимание русского слова и его эстетической функции. |
| Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока | Личностные: умение выступать перед аудиторией сверстников; Метапредметные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Предметные: умение выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять актуальность басен для читателей. |
| Русская басня в XX веке. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные: формирование представлений об антиценностях в процессе выявления смысла противопоставления скромности бахвальству и самоуверенности; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; Предметные: владение литературоведческим термином «аллегория»; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; восприятие на слух литературных произведений; осмысленное чтение и адекватное восприятие; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (39 часов) | ||||||
| Краткие сведения об А.С.Пушкине. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; умение создавать устные монологические высказывания разного типа |
| А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация, видеоролик | Личностные: формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; образное представление состояния няни как отражение глубины души самого поэта, его человечности; Метапредметные:-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; Предметные:-умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; владение литературоведческим термином «риторическое обращение»; понимание авторской позиции и умение сформулировать своё отношение к ней; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы. |
| А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация, видеофрагмент мультфильма | Личностные:- формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; внутренняя несостоятельность и обреченность зла; беззащитность и доверчивость доброты перед жестоким и коварным злом; противопоставление мягкости и надменности, любви и эгоизма; нравственная красота, взаимное уважение и целомудрие – моральный идеал народа; истинная красота человека – красота души; Метапредметные:- формирование умения отбирать нужный материал; умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; Предметные:-владение литературоведческим термином «фольклорные элементы»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. |
| Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:-формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность; Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; Предметные:-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»; умение вести диалог; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. |
| А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 |
|
| Видеоролик | Личностные:- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; утверждение единства русского духа, воплощенного в сказках; Метапредметные:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; Предметные:-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных ценностей и их современного звучания; владение литературоведческим термином «рифма»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. |
| А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока, аудиозапись романса А.А.Алябьева на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога» | Личностные:- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма; образ дороги как изображение жизненного пути человека (жизненные невзгоды, скитания, поиски счастья, перемены); Метапредметные:- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; Предметные:-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика». |
| Поэзия XIX века о родной природе. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация,аудиозапись романса С.Рахманинова «Весенние воды»
| Личностные:- совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; формирование представлений об участии как гуманистической ценности; Метапредметные:- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; владение литературоведческим термином «пейзажная лирика»; определение в произведении элементов композиции, изобразительно-выразительных средств языка. |
| М.Ю.Лермонтов. Детство поэта | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств; Метапредметные:- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное; Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями. |
| Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; гордость за великое прошлое, полное славы и великих дел; Метапредметные:- формирование умения критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературе, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; Предметные:-владение литературоведческими терминами «эпитет», «сравнение», «прототип»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров. |
| Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа; Метапредметные:- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; Предметные:- владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов. |
| Русский воин войны 1812года | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа; Метапредметные:- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; Предметные:- владение литературоведческими терминами «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов. |
| Р/р Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М.Ю.Лермонтова» | 2
|
|
| Панорама «Бородинская битва» | Личностные - формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; осмысление значения Бородинской битвы как одной из величайших в истории своего народа, в истории европейских войн; Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в письменных высказываниях разных жанров; Предметные:-владение литературоведческим термином «повествование»; написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; понимание русского слова в его эстетической функции. |
|
|
| ||||
| Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества; Метапредметные: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; Предметные:-понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX века; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. |
| Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. | 1 |
|
| Видео-фрагмент мультфильма, иллюстрации по теме урока | Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом; Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Предметные:-владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. |
| Оксана и Вакула. Фольклорные источники | 1 |
|
| Презентация | Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; искусство как самое сильное средство борьбы со злом; Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Предметные:-владение литературоведческими терминами «мифологические и литературные мотивы»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. |
| Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; открытый финал повести как перспектива реального мира; Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как способа познания жизни; Предметные:- умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; владение литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; умение пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. |
| Детские впечатления И.С.Тургенева. Начало литературной деятельности | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; выявление причин чувства одиночества, ощущение несправедливости окружающего мира; личные обиды как отголосок всенародной беды – крепостного права; Метапредметные:- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение литературоведческим термином «прототип»; приобщение к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. |
| И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: чувство собственного достоинства, трудолюбие, искренность; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «тема художественного произведения» |
| Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима над окружающими; внутренний протест, стремление к независимости героя; Метапредметные:- формирование умения правильно отбирать материал, умения работать в группах;формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; Предметные:- умение делать сравнительную характеристику персонажей, художественно пересказывать эпизоды. |
| Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | 1 |
|
| Видео-фрагмент мультфильма | Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; Герасим – символ русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости; великое чувство любви к родной земле, родному дому – причина изменений в душе Герасима: от покорности барской воли к утверждению себя как личности, к осознанию своего права на решение собственной судьбы; Метапредметные:- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Предметные:- владение литературоведческим термином «эпизод»; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. |
| Р/р. сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». | 2 |
|
| Рабочие тетради | Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; черты характера русского человека: доброта, отзывчивость, человеколюбие главного героя, «самого замечательного лица» из всей дворни; Метапредметные: воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; Предметные: умение грамотно строить письменную монологическую речь. |
| Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству, формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; Метапредметные- овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Предметные:- владение литературоведческими терминами «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение»; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. |
| Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта.. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; Метапредметные: понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; Предметные: умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. |
| Н.А.Некрасов. Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; нелегкая крестьянская доля; богатые духовные возможности, таящиеся в народной среде; Метапредметные:- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств; Предметные: -понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с эпохой их написания; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «композиция»; эстетическое восприятие произведений литературы. |
| Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 2 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; серьезное и строгое отношение к труду русского крестьянства; сознание своего долга перед семьей; чувство любви к России, соединенное с чувством боли за неё; Метапредметные:- формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; Предметные:-умение понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владение литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»; понимание авторской позиции и своего отношения к ней; умение вести диалог. |
| Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация Аудиозапись романса | Личностные:-формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; тройка как символ свободы, движения, мечты о счастье; авторская вера в то, что слова, полные иронии и гнева, дойдут до сознания тех, от кого зависит счастье простых людей; Метапредметные:- формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; владение устной монологической речью; Предметные:-понимание ключевой проблемы произведения, связи литературных произведений с жизнью; умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «фольклорные элементы в художественном произведении» |
| Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни; Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Предметные: умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания. |
| Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений об агрессивности как антиценности; смелость и решительность, пренебрежение к смерти, готовность стоять на своем, противостояние агрессии (Жилин); отсутствие нравственной опоры – любви к людям как причина агрессивности (Костылин); противопоставление ненависти к иноверцам, кровной мести за измену вере законам гуманизма, человечности; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «рассказ», «портрет»; умение пересказывать прозаическое произведение или отрывок из него. |
| Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого; противопоставление активной жизненной позиции пассивности и нерешительности; Метапредметные: развитие способности понимать литературное художественное произведение, отражающее разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; Предметные: -владение литературоведческими терминами «завязка», «кульминация», «развязка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. |
| Р/р. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» | 2 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование представлений о мире и международном сотрудничестве, толерантности как гуманистических ценностях, необходимости построения отношений в современном мире на основе доброты и взаимопонимания; Метапредметные: развитие способности понимать литературное художественное произведение; умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Предметные: - умение грамотно строить письменную монологическую речь. |
|
|
| ||||
| Детские и юношеские годы А.П.Чехова. Семья. Книга в жизни А.П. Чехова. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству; Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осознание значимости литературы для своего дальнейшего развития; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы. |
| Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; народ и государство; противопоставление рациональной логики, основанной на законе, «праву по совести»; Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмор», «комическая ситуация», «ирония», «антитеза», «метафора», «градация». |
| Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». Отношение писателя к персонажам. | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока | Личностные:- формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; осуждение трусости, обмана, легковерности; Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; Предметные:- умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия». |
| Р/р. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. | 2 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания; Метапредметные:- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; владение устной и письменной монологической речью; Предметные:- осмысление роли детали в создании художественного образа; написание классных творческих работ. |
|
|
| ||||
| ИТОГОВЫЙ урок по разделу | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми; Метапредметные:- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; Предметные:- осмысление роли детали в создании художественного образа. |
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Контрольная работа | |
|
|
| Личностные:- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, гражданской позиции; готовность и способность вести диалог с другими людьми; Метапредметные:- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; Предметные:- осмысление роли детали в создании художественного образа. |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 часов) | ||||||
| Краткие сведения об И.А.Бунине. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- совершенствование духовно-нравственных качествх личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; Метапредметные:- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. |
| Тема природы и приёмы её реализации в произведениях И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма; красота как все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение; образ оленя как символ жизненной энергии, солнечного света, божественного дара, стремительности, грации; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; Предметные:- умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческим термином «стихотворение-размышление» |
| И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». «Подснежник». | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока, рабочие тетради | Личностные: трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости»; стремление к постижению «вечных вопросов жизни»; Метапредметные: владение устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; Предметные: -формирование умения выразительно читать текст; умения давать характеристику персонажу, определять его нравственно-эмоциональное состояние; владение литературоведческим термином «образ-пейзаж»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту. |
| Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; многогранность творческой личности; Метапредметные: - понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни; Предметные: - умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; умение вести диалог; формирование эстетического вкуса. |
| Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; жестокость, грубость, грязь, равнодушие окружающей действительности (мира города) – причина отсутствия интереса к жизни, непосредственности, искренности чувств, присущих детям; Метапредметные: - смысловой и эстетический анализ текста; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные: - умение характеризовать героев русской литературы 19 века; характеризовать сюжет произведения, его тематику, идейно-эмоциональное содержание; владение литературоведческими терминами «тема», «эпизод», |
| Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; противопоставление одухотворяющей силы природы губительной и равнодушной силе города; жестокая действительность, разрушающая мечты о счастье, - причина апатии и духовной смерти; Метапредметные: - формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; Предметные: -владение литературоведческим термином «финал»; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней. |
| А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; уважение к человеку, к его неисчерпаемым творческим возможностям, ненависть к грубости, насилию, пошлости, лжи и жадности; Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах; умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание произведений русских писателей 19-20 вв. |
| Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные: формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни; Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные:-умение пересказывать прозаические произведения или их фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владение литературоведческими терминами «рассказ», «характеристика персонажа», «портрет». |
| Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного А.А.Блока. Блоковские места. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта; Метапредметные:- умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Предметные:- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. |
| А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к неуспокоенности, к борьбе; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении; Предметные:- умение выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэтов, художников к природе, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературными терминами «антитеза», «художественное пространство». |
| С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений об отношениях человека и природы как особой сфере участия, как гуманистической ценности; красота родного края – источник вдохновения и творческих сил поэта; Метапредметные:- умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. |
| С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока | Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; неразрывная связь родной природы и человека; любовь к родине; Метапредметные:- умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения Предметные:- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства |
| С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 |
|
| Иллюстрации по теме урока | Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; восприятие человека как части природы; природа не символ человеческих чувств и не аналогия человеческого мира, а одушевленное существо, живущее самостоятельной жизнью; Метапредметные:- умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; Предметные:- формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения; владение литературоведческим термином «олицетворение». |
| А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- совершенствование духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; стремление помочь изможденному судьбой человеку, понять и оправдать смысл и цель его существования; Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. |
| А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа человека творческого над темными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым; Метапредметные:- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; Предметные:- формировать умение художественно пересказывать фрагмент; умение составлять словарь для характеристики предметов и явлений; умение давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «мифологическое сознание». |
| А.П.Платонов. «Цветок на земле». | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем, формирование нравственных ценностей; Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Предметные:-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. |
| П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; служение народу – высшая цель творчества; Метапредметные:- понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы. |
| П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; талант, способность восхищаться красотой окружающего мира, терпение, трудолюбие – качества характера творческого человека; Метапредметные:- умение соотносить свои действия с планируемым результатом; формирование навыка смыслового чтения; Предметные:- формирование умения давать характеристику герою; умения пересказывать от другого лица. |
| П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | 1 |
|
|
| Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; стремление к гармонии искусства и природы, к идеалу; постоянный творческий поиск страдания и разочарования на пути к недостижимому идеалу – удел творческой личности; Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; Предметные:- формировать умение отличать сказ от сказки, знать основные особенности сказа и сказки; владение литературоведческими терминами «сказ и сказка», «герой повествования», «афоризм». |
| Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о деликатности, ранимости, доброжелательности, точности в оценке явлений и событий; Метапредметные:- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. |
| Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | 1 |
|
| Мультиплика-ционный фильм | Личностные:- формирование представлений о бодром и жизнерадостном мироощущении, вере в будущее, в успех, в то, что в мире существует положительное начало, добро; умение любить все живое, не унывать ни при каких жизненных обстоятельствах; Метапредметные:- формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; формирование умения аргументировано высказывать собственное мнение и координировать его с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Предметные:- понимание авторской позиции и своего отношения к ней; владение литературоведческим термином «юмор»; восприятие на слух литературных произведений жанров. |
| В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. | 1 |
|
| Мультиплика-ционный фильм | Личностные:- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувство любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей 20 века. |
| В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».Черты характера героя. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; становление личности человека, чувства единства природы и человека;; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения; Предметные:- владение литературоведческим термином «художественная идея»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. |
| Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Человек и природа. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование представлений об участии как гуманистической ценности; становление личности человека, чувства единства природы и человека;; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умения самостоятельно определять цели своего обучения; Предметные:- владение литературоведческим термином «художественная идея»; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания. |
| Р/р. Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»(дом. соч.) | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; Метапредметные:- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; Предметные: умение создавать устные и письменные монологические высказывания разных типов; |
| Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о милосердии, готовности помочь, сострадании, человеколюбии; Метапредметные: - умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; Предметные: -умение различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа. |
| Родная природа в произведениях писателей XX века. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; «чистота души», чувство любви к родине, родной природе, ощущение глубинной связи с ней; Родина – духовная опора человека; Метапредметные: - умениеоформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; умение создавать обобщения, устанавливать аналогии; Предметные: -формирование умения анализировать лирические произведения, отбирать изобразительные средства; умения правильно, выразительно читать стихотворения. |
| В.И.Белов. «Весенняя ночь». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; утверждение бесконечности бытия природы и жизни человека; Метапредметные: -формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; Предметные: -умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «лирическая проза». |
| В.Г.Распутин. «Век живи – век люби». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные: - формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; осознание самого себя как личности, переживание момента своего самоопределения; ощущение кровной связи с огромным миром, наполненным жизнью; - формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учебе; Предметные: -умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы. |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10 часов) | ||||||
| Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание; Метапредметные:- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; Предметные:- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; сопоставление духовно-нравственных ценностей русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов; владение литературоведческим термином «приключенческий роман». |
| Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- умение формулировать собственное отношения к произведениям зарубежной литературы, их оценку; Метапредметные:- формировать уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, уметь корректировать свою точку зрения; Предметные:-умение применять разные типы пересказа, давать характеристику герою. |
| Х.К.Андерсен. Заочная экскурсия на родину сказочника. | 1 |
|
| Мультимедийная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; творчество как урок человечности, доброты, любви к людям; Метапредметные:- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических воздействий родного языка на основе изучения произведений мировой литературы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; Предметные:- понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; владение литературоведческим термином «волшебная сказка». |
| Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | 1 |
|
| Мультиплика-ционный фильм | Личностные:- противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Предметные:- умение характеризовать литературных героев; владение литературоведческими терминами: авторский замысел и способы его характеристики». |
| Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о творчестве как гуманистической ценности и свободе как условии творчества; Метапредметные:- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; Предметные: умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы. |
| М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление сурового, деспотически нетерпимого мира взрослых красоте и поэзии «свободного», чистого, неразвращенного сознания, воспринимающего мир во всей полноте его объективного бытия; Метапредметные:- развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи; Предметные: -формирование умения давать характеристику герою; владение литературоведческим термином «юмор». |
| Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о свободе как гуманистической ценности; противопоставление унылой «добродетели» высокому живому понятию «человечности»; ежедневные побуждения неиспорченного и неразвращенного человеческого сердца - источника гуманных чувств; Метапредметные:- формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств; Предметные:- понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней; владение литературоведческими терминами «юмор», «ирония», «сатира». |
| Ж .Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство собственного достоинства и скромность, умение терпеть страдания, не поступаясь национальной гордостью, готовность бороться за свое достоинство, отстаивая неотъемлемое право человека жить свободно; Метапредметные:- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; Предметные:- умение давать характеристику герою, определять тему произведения; владение литературоведческим термином «рассказ». |
| Краткие сведения о Дж.Лондоне. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | 1 |
|
| Мультимедий-ная презентация | Личностные:- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе Метапредметные:- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные:- умение подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения. |
| Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные:- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группе и сообществе Метапредметные:- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; владение основами самоконтроля, самооценки Предметные:- выявление в произведении заложенных в нем вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение вести диалог. |
| Повторение изученного за год | |
|
| Рабочие тетради | Личностные: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению; Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других; Предметные: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. |
| Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоговая контрольная работа | |
|
|
| формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению; Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других; Предметные: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. |
| Подведение итогов года. Литературная игра. Рекомендации по самостоятельному чтению летом. | 1 |
|
| Рабочие тетради | Личностные: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве; формирование ответственного отношения к учению; Метапредметные: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других; Предметные: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры и литературы через сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка. |
| ИТОГО: | 102 час. |
|
|
| Сочинений: 6 Контрольных уроков- 2 |