СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП по обществознанию разработано на основе:
- Планируемых результатов основного общего образования.
- Примерной основной образовательной программы.
- Методических рекомендаций по проектированию рабочих программ .-Казань.: ИРО РТ, 2015.
- Методических рекомендаций об особенностях преподавания учебных предметов «история», «обществознание» в 2015/2016 учебном году. -Казань.: ИРО РТ, 2015.
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гимназия».
-
Учебники:
1.«Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015.
2.Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2015.
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков - 2ч.
КТП по обществознанию разработано на основе:
Планируемых результатов основного общего образования.
Примерной основной образовательной программы.
- Методических рекомендаций по проектированию рабочих программ .-Казань.: ИРО РТ, 2015.
- Методических рекомендаций об особенностях преподавания учебных предметов «история», «обществознание» в 2015/2016 учебном году. -Казань.: ИРО РТ, 2015.
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «Гимназия».
- На основе рабочих программ по обществознанию для 5 – 9 классов под руководством Л. Н. Боголюбова. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы». Данная линия учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрена РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включена в Федеральный перечень.
Учебники:
1.«Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015.
2.Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М.: Просвещение, 2015.
Дополнительная литература:
1.Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2013
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения курса (за 5 класс)
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога.
5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования.
6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
При изучении обществознания обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме;
• заполнять и дополнять таблицы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций и др.;
5 класс Предметные результаты:
использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
описывать основные социальные роли подростка;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
характеризовать межнациональные отношения в современном мире.
Календарно-тематическое планирование по курсу обществознанию (5 класс)
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Основные виды деятельности учащихся | Виды и формы | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | По плану | По факту | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок | ознакомление с новым материалом | Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника. Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Осмысливают | Работа с учебником, чтение текста с комментарием и беседой. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос, сравнительный анализ, составление схемы. Создание мини-проект | Устный опрос | Изучить § 1; задания рубрики «В классе и дома», Рабочая тетрадь, задание | 1.09 | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Человек (5 ч) | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Загадка человека | ознакомление с новым материалом | Учащиеся научатся: называть отличия человека от животного; характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека, сравнивать свойства человека и животных | ПУУД Учащиеся получат возможность научиться осуществлять поиск необходимой информации; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; анализировать схемы и таблицы. КУУД Учащиеся допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной точкой зрения, ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. РУУД Учащиеся определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | составление схемы. Создание мини- проект | Устный опрос | Изучить §1;стр.114, «Проверим себя»ответить на вопросы. | 8.09 | | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Человек - биологическое существо. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни человека. | ознакомление с новым материалом | Работа с учебником, чтение текста с комментарием и беседой. Нахождение в тексте отрывка, который помог бы ответить на поставленный вопрос, сравнительный анализ, составление схемы. | Устный опрос | Изучить § 2; задания рубрики «В классе и дома», Подготовка - | 15.09 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Отрочество - особая пора жизни. Отношения между поколениями. | комбинированный | Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя. Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | Работа с учебником, чтение текста с комментарием и беседой. Работа с репродукциями картин. Работа со словарем. Нахождение в тексте выводов по проблеме урока | Проверка домашнего задания, мини проекты «Какой я?»,словарный диктант группе детей. | Изучить § 2; задания рубрики «Практикум», Подготовка к выполнению индивидуальных проектов | 22.09 | | |||||||||||||||||||||||||||||
5 | Особенности подросткового возраста. | комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Самостоятельная работа по теме «Человек» | Изучить § 2; задания рубрики «Проверим себя», Подготовка к выполнению индивидуальных проектов | 29.09 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Почему человеком нельзя стать без общения. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Учащиеся научатся: анализировать факты и отрывки текстов, выделять отличительные черты, проблемы подросткового возраста и находить пути их решения | ПУУД Учащиеся получат возможность научиться формулировать проблему урока; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы. КУУД Учащиеся проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Учащиеся осваивают правила делового сотрудничества | выполнение практикума, ответы на вопросы, работа с интернет ресурсами, составление памятки | проверка заданий рубрики «В классе и дома», проверка памятки . | Индивидуальные презентации учащихся | 6.10 | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Семья (5 ч) | | | | |
| | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Семья и семейные отношения. Функции семьи. Основные роли членов семьи. | комбинированный | Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: составлять | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Выполнение практикума, работа с интернет-ресурсами, работа с репродукциями картин. Работа с документом. Работа в парах. Использование справочной литературы | Разноуровневые задания, задания рубрики «В классе и дома», анализ использования справочной литературы | Изучить § 3; задания рубрики «В классе и дома», | 13.10 | | |||||||||||||||||||||||||||||
8 | Семейное хозяйство Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. | комбинированный | Научатся: характеризовать семейно-правовые Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам | проверка заданий рубрики «В классе и дома», проверка памятки | Изучить § 4. рабочая тетрадь, задание № 8,стр.19 | 20.10 | | |||||||||||||||||||||||||||||
9 | Свободное время. Семейные ценности и традиции. | ознакомление с новым материалом | Научатся: организовывать свое свободное Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости Коммуникативные: планируют цели Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Работа со справочной литературой и интернетресурсами; работа с репродукциями картин, работа с документом. Выполнение проекта | Индивидуальный опрос, работа по картинкам, работа с документом «Домострой» | Изучить § 5. Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома» | 27.10 | | |||||||||||||||||||||||||||||
10 | Я и моя семья. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. | Урок ком-плексного применения знаний и умений | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам | Задания рубрики «Проверим себя», устный опрос. | Изучить стр.39,выполнить задания. | 10.11 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Семейный досуг и здоровый образ жизни |
| Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Составление рассказов по картинкам, выполнение тестовых заданий. |
| Изучить § 5,выполнить практикум. | 17.11 | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Школа (6 ч) | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Образование в жизни человека. Школа в жизни человека и общества Образование, его значимость в условиях информационного общества. | ознакомление | Научатся: определять мотивы обучения детей Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока | Проверка проектов «Наш класс» | Изучить § 6. «Школа моей мечты» | 24.11 | | |||||||||||||||||||||||||||||
13 | Ступени школьного образования Уровни общего образования. | комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. Составление рассказов по рисункам | Разно-уровневые задания, задания рубрики «В классе и дома». | Изучить § 6,выполнить задания стр.57 | 1.12 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Образование и самообразование Государственная итоговая аттестация. | комбинированный | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Работа с учебником; чтение текста с комментарием и беседой; сравнительный анализ; анализ схемы; работа с репродукциями картин | Выявление навыков учащихся в области работы с энциклопедиями и СМИ, проверка письменных ответов на вопросы
| Изучить § 7. | 8.12 | | |||||||||||||||||||||||||||||
15 | Итоговое повторение по разделам “Человек”, “Семья”, “Школа”. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других | Выполнение практикума, составление рассказа с использованием интернетресурсов | Итоговая контрольная работа за первое полугодие в форме тестирования. | Изучить Подо- брать | 15.12 | | |||||||||||||||||||||||||||||
16 | Учение вне стен школы. Умение учиться. Система образования в Российской Федерации. | комбинированный | Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности | Составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока | Составление памятки | Изучить § 7,выполнить задания стр.64. | 22.12 | | |||||||||||||||||||||||||||||
17 | Одноклассники, сверстники, друзья Социализация личности. Особенности социализации в подростковом возрасте. | Урок ком-плексного применения знаний и умений | Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия | Работа с репродукциями картин, с документом, со словарем, нахождение в тексте выводов по той или проблеме, постановка вопросов к тексту, обсуждение пословиц, работа с однокоренными словами | Проверка составленных правил совместного общежития, устный опрос, проверка заданий рубрики «В классе и до- | Изучить § 8. рабочая тетрадь, задания № 6, 7, 8, с. 43, 45 | 12.01 | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Труд (6 ч) | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Труд - основа жизни. Игра, труд, учение. | комбинированный | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различныхточек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают | Выполнение практикума, работа с текстом, работа с однокоренными словами, поиск дополнительного материала | Задания рубрики «Проверим себя», устный опрос, проверка рассказов об известных личностях, занимавшихся благотворительностью | Изучить § 9. рабочая тетрадь, задания № 3, 4, 8, с. 47–48, | 19..01 | | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство Роль деятельности в жизни человека и общества. | комбинированный | составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока | Проверка и анализ рассказов | Изучить § 9. Подготовить выступление по теме.
| 26.01 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Труд и творчество. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. | комбинированный | Научатся: определять значение труда в жизни человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль | Выражают адекватное понимание причин | Выполнение практикума, работа с текстом, работа с однокоренными словами, поиск дополнительного материала | Оценка выполнения практикума, оценка коллективной выставки «Труд и красота | Изучить § 10. рабочая тетрадь, задание № 6, | 2.02 | | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | Творческий труд. Творчество в искусстве Понятие деятельности | комбинированный | составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока | групповые задания | Изучить § 10.,подготовить выступления по теме. | 9.02 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Каким бывает труд человека. Многообразие видов деятельности. | обобщение и систематизация знаний | Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им | Тестирование, выполнение практикума, составление рассказов с использованием интернет ресурсов | Групповые задания | Подготовить стихотворения о Родине | 16.02 | | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | Труд и его оценка. Труд и творчество. | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Решение проблемных заданий, моделирование, анализ ситуаций | Практикум по теме.
| Написать сочинение о значимости труда в жизни человека. | 1/03 | | |||||||||||||||||||||||||||||
| Родина (10 ч) | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Наша Родина – Россия. Наше государство – Российская Федерация. Россия – федеративное государство. | комбинированный | Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Анализ пословиц по теме урока, ответы на вопросы по тексту, работа с картой, работа с репродукцией картины, работа с толковым словарем. Дискуссия. Анализ литературных произведений по теме урока | Учащиеся смогут выражать гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Изучить § 11. рабочая тетрадь, задания № 7, 8, | 1/.03 | | |||||||||||||||||||||||||||||
25 | Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Субъекты федерации | комбинированный | составление презентаций и плакатов, работа с репродукциями картин, работа с документом, работа со схемой. Анализ пословиц по теме урока | Проверочная работа. Групповые задания | Изучить § 11. Подготовить выступление по теме. | 15.03 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Государственные символы России. | комбинированный | Научатся: определять государственные символы. Получат возможность научиться: составлять | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Работа с дополнительными источниками информации работа с текстом учебника, работа с интернет ресурсами, создание групповых проектов | Опрос Групповые задания | Изучить § 12; | 15/03 | | |||||||||||||||||||||||||||||
27 | История государственных символов. Москва - столица России | комбинированный | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование, анализ ситуаций | Опрос Групповые задания | Изучить § 12; | 5.04 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Гражданин России. Гражданство Российской Федерации.
| комбинированный | Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем | Анализ работы с Конституцией (извлечения), индивидуальный опрос | Изучить § 13. рабочая тетрадь, задания № 6, 7, | 12.04 | | |||||||||||||||||||||||||||||
29 | Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. | комбинированный | Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем | Анализ работы с Конституцией (извлечения), индивидуальный опрос | Изучить § 13.,выполнить рубрику “Проверим себя” | 19.04 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Мы - многонациональный народ. Отношения между нациями. | комбинированный | Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве | Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность | Создание презентаций и групповых проектов. Работа со словарем | Анализ групповых работ и презентаций | Изучить § 14. рабочая тетрадь, задание № 7, | 26.04 | | |||||||||||||||||||||||||||||
31 | Народы России - одна семья. Россия – многонациональное государство. | комбинированный | Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем | Анализ групповых работ и презентаций | Изучить § 14., выполнить рубрику “Проверим себя” | 3.05 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Наша Родина - Россия. | Практикум | Систематизировать знания учащихся по теме «Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях российских граждан. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование, анализ ситуаций | Практикум по теме. | Повторить весь курс. | 10.05 | | |||||||||||||||||||||||||||||
33 | Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности | комбинированный | Работа с историческим материалом, сравнительный анализ понятий, обсуждение пословиц, работа со СМИ, работа с текстом учебника и толковым словарем | Групповые задания Оценка проектов | Знать словарь стр. 124-125 | 17.05 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Контрольная работа (промежуточная аттестация) | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | проблемных заданий, моделирование, анализ ситуаций | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Выполнение тестовых заданий | Контрольное тестирование | 24.05 | | |||||||||||||||||||||||||||||
35 | Итоговое повторение и обобщение | Защита проектов | Систематизировать знания учащихся по теме | Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: проявляют активность для решения познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Оценка проектов Индивидуальные презентации учащихся | Повторить весь курс | 31.05 | |