История Отечества. IV–XV вв. : 7 кл. (35 часов)
№ п/п | № урока | Тема урока | Основные вопросы (содержательный компонент урока) | Дата урока (план) | Дата урока (факт) | Домашнее задание | Рабочие примечания |
Изм-ние содержательного компонента урока, перенос часов, другое |
1 | 1 | Введение. | Ознакомление с задачами и структурой учебного курса. История Отечества – неотъемлемая составляющая мировой истории. Повторение: Каменный век. Древнейшие стоянки. Родовой строй. Неолитическая революция. Боспорское царство. Скифы. Сарматы. Готы. Падение Западной Римской империи. | | | | |
Тематический модуль 1. Русь и Донецкий регион в IV – VIII вв. (4 часа) |
2 | 1 | Великое переселение народов. | Комбинированный с элементами ТРКМ | Великое переселение народов. Нашествие гуннов. Гунны на территории Донецкого края | | | | |
3 | 2 | Славяне. Комбинированный с элементами ТРКМ | Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Праславяне. Их соседи – балты и финно-угры. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных славян. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Памятники Пеньковской культуры в Подонцовье (анты). Духовная культура восточных славян. | | | | |
4 | 3 | Нашествие аваров и болгар. Комбинированный с элементами ТРКМ | Аварский каганат. Великая Булгария. Нашествие аваров и болгар на территорию Приазовья. Болгарские памятники Приазовья. | | | | |
5 | 4 | Хазарский каганат. ИНМ | Образование Хазарского каганата. Государственный строй, население, экономика, культура Хазарского каганата. Салтово-маяцкая археологическая культура в Подонцовье и Приазовье. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. | | | | |
Тематический модуль 2. Образование и становление Древнерусского государства (IX в.). (4 часа) |
6 | 1 | Образование Древнерусского государства. | Комбинированный с элементами ТРКМ | История происхождения русов. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси. Норманская теория. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Князь и дружина. Дань и полюдье. Образование Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. | | | | |
7 | 2 | Первые князья Древнерусского государства. Комбинированный с элементами ТРКМ | Первые князья Древнерусского государства. Походы против Византии (Аскольд, Олег, Игорь). Формирование территории Древнерусского государства. Княгиня Ольга, ее реформы. Походы Святослава. Разгром Хазарского каганата. Вхождение Приазовья в состав Руси | | | | |
8 | 3 | Практическое занятие | 1. Работа с картами и документами, решение исторических задач. 2. Сочинение-миниатюра «Один день из жизни славян». 3. История в лицах | | | | |
9 | 4 | Модульный контроль 1-2. | УУД | | | | |
| Тематический модуль 3. Древнерусское государство и Донецкий край в X–начале XII вв.( 6 часов) |
10 | 1 | ИНМ | Печенежский союз племен. Хозяйство и управление в печенежском союзе племен. Военная тактика печенегов. Взаимоотношения печенегов с Русью. Племенное объединение черных клобуков: торки и берендеи. Торки на территории Донбасса. Топонимы и гидронимы, связанные с племенами торков | | | | |
11-12 | 2-3 | Комбинированный с элементами ТРКМ | Начало правления князя Владимира I. Территориальный рост Древнерусского государства. Реформы князя Владимира. Крещение Руси. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | | | | |
13 | 4 | Ярослав Мудрый. Комбинированный с элементами ТРКМ | Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Утверждение Ярослава в Киеве. Внутренняя политика Ярослава Мудрого. «Русская правда». Внешняя политика Ярослава Мудрого. Русь при Ярославичах. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. | | | | |
14 | 5 | Половцы. Комбинированный с элементами ТРКМ | Половцы на территории Донецкого края. Половецкие города и курганы. Половецкая каменная скульптура. Походы Владимира Мономаха на Северский Донец. Поход Игоря Святославича 1185 г. против половцев. | | | | | |
15 | 6 | Владимир Мономах. ИНМ | Владимир Мономах. Усиление великокняжеской власти, его внутренняя и внешняя политика. Правление Мстислава Владимировича. | | | | |
Тематический модуль 4. Общественно-политическое устройство. Культурное пространство и церковь в Древнерусском государстве (X–начало XII вв.) (5 часов) |
16 | 1 | Общественно-политическое устройство Древнерусского государства. Комбинированный с элементами ТРКМ | Территория и население государства Русь / Русская земля. Крупнейшие города Руси. Общественный строй Руси: категории населения. Формы землевладения. Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Деньги на Руси. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. | | | | |
17 | 2 | Роль Руси в Европе. Комбинированный с элементами ТРКМ | Международные связи Древней Руси. Отношения с Византией, кочевниками, странами Центральной, Западной и Северной Европы. Экономическая и политическая роль Руси в Европе. | | | | |
18 | 3 | Культура и церковь в Древнерусском государстве. ИНМ | Церковная организация и духовные ценности. Формирование древнерусской народности. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. Искусство книги. Появление древнерусской литературы. и её жанры (слово, житие, поучение): «Повесть временных лет», первые русские жития, «Слово о Законе и Благодати», произведения Владимира Мономаха, «Новгородская псалтирь», «Остромирово Евангелие». Устное народное творчество (былины). Иконопись. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Повседневная жизнь. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь. | | | | |
19 | 4 | Практическое занятие | 1. Работа с картами и документами, решение исторических задач. 2. Мини-проект «Праздники на Руси», «Памятники русской культуры», «Поучение детям» Владимира Мономаха – кодекс установок княжеской семьи» / «Слово о полку Игоревом» как исторический источник». 3. Историческая реконструкция «Крещение Руси», «Суд по Русской правде». 4. Составление сборников сказок, мифов, легенд, кроссвордов, чайнвордов, ребусов и т. п., по теме: «Донбасс в эпоху поздних кочевников». 5. Мини-сочинение «Один день из жизни крестьянина / горожанина / боярина / князя». 6. Лабораторно-практическая работа «Кочевники-торки в письменных источниках». 7. Мини-проект «Мономах – история имени». «История Древнерусского государства в кино и мультипликации». | | | | |
20 | 5 | Модульный контроль 3–4 | | | | | |
Тематический модуль 5. Русские княжества в XII–начале XIII вв. (2 часа) |
21 | 1 | Политическая раздробленность Руси. | Экономические и политические причины раздробленности (изменение системы землевладения и престолонаследования на Руси). Удельные князья. Бояре. Противоречивость процесса раздробленности. Идея единства русских земель в период раздробленности. | | | | |
22 | 2 | Формирование политических и культурных региональных центров. | Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей. Формирование политических и культурных региональных центров. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское княжества. | | | | |
Тематический модуль 6. Земли Руси в XIII-XIV вв. Борьба с завоевателями. Донецкий регион в XIII-XV вв. (6 часов) |
23 | 1 | Борьба Руси с нашествием с Востока и Запада. Комбинированный с элементами ТРКМ | Битва на Калке. Чингисхан и объединение монгольских племен. Завоевания Чингисхана. Битва на реке Калке 1223 г. «Пир на костях». Хан Батый и его походы на Русь. Формирование Монгольской империи. Походы западно-европейских крестоносцев на Русь. Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. | | | | |
24 | 2 | Золотая Орда Комбинированный с элементами ТРКМ | Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (ордынское иго). Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды (улусы Мауция и Коренцы). Расцвет Золотой Орды и период междоусобных войн (Мамай, Тохтамыш). Борьба русского народа против ордынского владычества. | | | | |
25 | 3 | Русско-Литовское государство. ТРКМ | Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Русско-Литовское государство. Гедимин, Ольгерд, Витовт. Оформление трех составляющих древнерусской народности. Кревская уния. Грюнвальдская битва. | | | | |
26 | 4 | Начало объединения русских земель. | Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Иван Калита. Усиление Московского княжества. Начало объединения русских земель. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Куликовская битва. Последствия. и значение Куликовской битвы. Возрождение культуры. Возрождение культуры в русских землях в XIII–XV вв. Литература и устное народное творчество. Жития. Архитектура: дворцовое и церковное строительство. Изобразительное искусство. Феофан Грек. | | | | |
27 | 5 | Практическое занятие ТРКМ | 1. Работа с картами и документами, решение исторических задач. 2. Мини-проект «Путевые записки иноземца /купца», «История в лицах», «Памятники русской культуры», «История городов древней Руси». 3. Историческое эссе «Великие воины Степи», «Честь и слава Отечества», «Русь – спаситель Европы от монголо-татар?!». 4. Виртуальная экскурсия по городам Руси. 5. Рассказ от имени участника битвы (Куликовская, Невская, Ледовое побоище). | | | | |
28 | 6 | Модульный контроль 5-6. | УУД | | | | |
Тематический модуль 7. Формирование Русского централизованного государства (XV–начало XVI вв.). (4 часа) |
29 | 1 | Русские земли к началу XV века. Комбинированный с элементами ТРКМ | Мир в XV веке. Итальянские колонии в Приазовье и Причерноморье. Русские земли к началу XV века. Московское княжество в первой половине XV века (восстановление хозяйства, формы землевладения). Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. | | | | |
30 | 2 | Распад Золотой Орды. Комбинированный с элементами ТРКМ | Поход Тимура Тамерлана 1395 г. и его последствия для Донецкого региона. Разгром Тимуром Золотой Орды. Образование татарских ханств: Казанское ханство, Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская орда, Крымское ханство. Касимовское ханство. Северский Донец – граница двух миров. | | | | |
31 | 3 | Иван III. ИНМ. | Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. | | | | |
32 | 4 | Формирование единого государства. Комбинированный с элементами ТРКМ | Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; Формирование аппарата управления единого государства. Судебник 1497 г. Местничество. Формирование социальной структуры и многонационального состава населения Русского государства. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Установление автокефалии Русской православной церкви. Русская православная церковь в XV в. | | | | |
Тематический модуль 8. Русская культура второй половины XIII-XV вв.(3 часа) |
33 | 1 | Русская культура второй половины XIII-XV вв. | Комбинированный с элементами ТРКМ | Особенности и результаты возрождения культуры в русских землях в XV–XVI вв. Теория «Москва – третий Рим». Летописание. Памятники Куликовского цикла. «Хождение за три моря». Епифаний Премудрый. Архитектура. Московский Кремль. Андрей Рублев. | | | | |
34 | 2 | Практическое занятие | 1. Работа с картами и документами, решение исторических задач. 2. Мини-проект «Загадки герба России», «История в лицах», «Памятники русской культуры», «Герои русской истории». 3. Историческое эссе «Москва – третий Рим», «Честь и слава Отечества», «Государь всея Руси!». 4. Виртуальная экскурсия по монастырям Руси XV в . 5. Рассказ «Один день московского ресмесленника/ крестьянина/ помещика». 6. Рассказ о плавании итальянских купцов | | | | |
35 | 3 | Модульный контроль 7-8. | УУД | | | | |