Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.
Занятия ручным трудом необходимы для подготовки учащихся к профессионально-трудовому обучению и дальнейшей социальной адаптации и реабилитации в социуме. Эта подготовка складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда, четкой организацией рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам и рабочим инструментам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, из обучения элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами и ознакомления с некоторыми свойствами и качествами материалов, из обучения умениям пользования простейшими
измерительными инструментами.
Следовательно, обучение ручному труду направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности;
- воспитание трудолюбия и настойчивости;
- умение работать в коллективе;
- сообщение элементарных знаний по видам труда;
- формирование организационных умений.
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании;
- планировать ход работы над изделием;
- контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Программа составлена в соответствии с программными требованиями, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации под редакцией В.В.Воронковой от 2013 года.
Учебные часы по учебному плану- 35 ч. (1 час в неделю)
Работа на уроках способствует развитию самостоятельности, подготовке к труду в школьных мастерских. Уроки труда связаны с уроками чтения, развитием речи, рисованием, математикой.
Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя (учащегося) в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать образец, указывать количество и форму деталей,
особенности их соединения;
-планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные
детали и предметную инструкционную карту;
-самостоятельно ориентироваться в задании;
-составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.
-давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы;
- выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
-сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании.
Учащиеся должны знать:
-названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
-название и назначение инструментов, указанных в программе;
- правила техники безопасности при работе с теми или иными материалами и инструментами;
Содержание программы
Вводное занятие
Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы.
Работа с природными материалами
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сортировка и закладка материалов. Составление композиции из природного материала (засушенные листья, шишки, семена и т.п.)
Технические сведения
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений, особенности сушки листовых и объёмных природных материалов. Композиция. Эскиз. Способы соединения материала с основой. Клеящие составы: БФ, ПВА. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приёмы работы
Способы заготовки природных материалов для использования их в работе. Закрепление засушенных листьев. Использование эскиза при работе над композицией.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Изготовление закладок, пакетика для семян, альбома. Украшение аппликацией.
Разработка вариантов оформления открыток к праздникам.
Изготовление раскладного конверта. Заготовка бумажных трубочек. Подготовка ёлочных украшений. Сборка сложных конструкций из трубочек на нитку, сборка объёмной подвески из конусов, изготовление гирлянд, ажурных фонариков. Свойства бумаги» складывание развёрток.
Технические сведения
Свойства и различия свойств бумаги и картона. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материала. Основные цвета бумаги. Правила безопасной работы. Понятия «шаблон», «линия разметки». Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение.
Приёмы работы
Разметка развёрток по шаблонам и линейке, с помощью циркуля. Приёмы складывания изделий по схемам, способ отгибания элемента детали, приёмы вырезания внутренних углов. Правила подгонки парных деталей при склеивании. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Приёмы экономии материала при разметке.
Работа с тканью
Практические работы
Соединение лоскутов ткани различными видами стежков. Изготовление пальчиковой куколки, «вышитой» салфетки. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц, заплатка, штопка. Изготовление вешалки для пальто. Раскрой и пошив подушечки в форме сердца. Изготовление панно из ткани, однослойной прихватки. Изготовление мягкой игрушки.
Лабораторная работа
Обобщение знаний о свойствах ткани. Получение ткани.
Технические сведения
Нитки, ткани, их свойства и назначение. Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки. Петельный, стебельчатый, шов через край. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Работа с инструкционной картой. Шов «ручная строчка». Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок, выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Мягкая игрушка.
Приёмы работы
Вышивание по линиям рисунка. Правила выполнения штопки, наложения заплат. Пришивание вешалки. Приклеивание деталей и их сушка. Приёмы склеивания лоскутов полиэтиленом. Разметка деталей для прихватки на ткани по выкройке. Способы соединения деталей между собой. Приёмы сшивания круглых деталей.
Работа с пластилином.
Знакомство со свойствами пластилина. Лепка геометрических тел,
посуды, моделей овощей и фруктов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие приемы работы с пластилином;
- вылепить из пластилина геометрические тела, модели овощей и фруктов, посуду;
-самостоятельно ориентироваться в задании;
- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
- составлять план работы по вопросам учителя;
- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью
учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.
- проводить анализ своего изделия;
Учащиеся должны знать:
- свойства пластилина;
- правила техники безопасности;
- название инструментов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу обучения в 4-м классе обучающиеся должны усвоить следующие знания и умения:
I уровень (базовый)
Знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
- название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы
с ними.
Уметь:
- анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
- планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец - эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
- давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
II уровень (сниженный)
Знать:
- названия и основные свойства материалов, название и назначение инструментов, указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Уметь:
- организовать свою работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составлять простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
- давать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия)
Результаты изучения предмета (УУД):
-личностные: чувство гордости за свою Родину,
уважительное отношение к истории и культуре других народов
, адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении,
владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
владение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни,
принятие и освоение социальной роли обучающегося,
социально значимая мотивация к учебной деятельности,
навыки сотрудничества с взрослым,
доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
установка на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-предметные :
умение составлять план и определять последовательность действий,
выделять существенные, несущественные признаки,
сравнивать, распознавать объекты, создавать способы решения проблем поискового характера,
контролировать -сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, осознание качества и уровня усвоения, умение работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.),
выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств,
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов,
организационные трудовые умения (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.),
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач.
Календарно-тематическое планирование по труду в 4 классе (8 вид)
№ | Количество часов | Тема | ЗУН | Домашнее обучение | Самостоятельное обучение |
Дата | Дата |
план | факт | план | факт |
| | | 1 четверть (8 ч.) | | | | |
1 | 1 | Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и цвет | Сравнивать, распознавать объекты, создавать способы решения проблем поискового характера. Учить анализировать предметы из окружающего мира. Формировать умения работать с линейкой и угольником. Закреплять умения работать с ножницами. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе. | | | | |
2 | 1 | Обрывная аппликация "Бабочка". | Закреплять знания и умения уч-ся при работе с бумагой способом "обрывания". Развивать умение логично выстраивать свои действия. Способствовать развитию усидчивости. Воспитывать интерес к работе. | | | | |
3 | 1 | Предметная аппликация: дом | Формировать организационные умения в труде, ориентировки в задании. Учить определять приёмы работы. Развивать воображение, память, наблюдательность. | | | | |
4 | 1 | Предметная аппликация из бумаги" Розовый слон". | Закрепить знания об аппликации. Развивать умения планировать ход работы. Совершенствовать технику работы с бумагой, клеем. Коррекция мелкой моторики руки. Воспитывать трудолюбие. | | | | |
5 | 1 | Аппликация – орнамент (коврик). | Учить составлять орнамент из предметов растительного мира. Закрепить знание цветов. Отрабатывать умения вырезать по шаблону. Развивать эстетический вкус, трудолюбие. | | | | |
6 | 1 | Обрывная аппликация "Чудо-дерево". | Продолжать учить работать в технике" обрывание".Развивать творческие способности, эстетический вкус. Способствовать развитию мотивации к выполнению задания. Воспитывать аккуратность , трудолюбие. Коррекция мелкой моторики руки. | | | | |
7 | 1 | Сбор природного материала (экскурсия) | Проверить знания, умения, навыки работы с природным материалом. Отрабатывать умения работать с различным материалом. Развивать воображение, внимание, память. | | | | |
8 | 1 | Аппликация из листьев "Птицы". | Продолжать развивать навыки работы с природным материалом. Учить составлять композицию из листьев. Способствовать развитию воображения. Воспитывать аккуратность, терпение. | | | | |
| | | 2 четверть | | | | |
9 | 1 | Композиция «Осенний лес» | Проверить знания, умения, навыки работы с природным материалом. Отрабатывать умения работать с природным материалом. Развивать воображение, внимание. | | | | |
10 | 1 | Поделки из природного материала (птицы). | Закреплять умение уч-ся изготовлять поделки по собственному выбору. Отрабатывать умения работать с различным материалом. Развивать воображение, память. | | | | |
11 | 1 | Виды бумаги для изготовления ёлочных украшений. Складная снежинка (вычерчивание и вырезание квадратов) | Учить вырезать детали квадратной формы, работать с линейкой при черчении квадратов, правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования. Воспитывать мотивацию к работе. | | | | |
12 | 1 | Аппликация по образцу "Снеговик". | Закреплять умение вырезать круги из деталей квадратной формы, работать с линейкой, при черчении квадратов. Совершенствовать умение составлять композиции. Воспитывать мотивацию к работе. | | | | |
13 | 1 | Объёмное ёлочное украшение | Учить вырезать детали, работать с линейкой при черчении квадратов, правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования. Воспитывать мотивацию к работе. | | | | |
14 | 1 | Изготовление новогодней гирлянды из полосок бумаги | Закреплять умение вырезать полоски из деталей квадратной формы, работать с линейкой при черчении квадратов. Совершенствовать умение скреплять элементы гирлянды. Воспитывать мотивацию к работе. | | | | |
15 | 1 | Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани, свойства, цвет. | Закреплять знания уч-ся по технике безопасности при работе с ножницами. Развивать умение работать с тканью; воспитывать адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. | | | | |
16 | 1 | Коллаж из различных материалов «Новогодние фантазии» | Закреплять знания уч-ся о приёмах работы с бумагой и природным материалом. Совершенствовать навыки самооценки работ. Воспитывать усидчивость и трудолюбие. Поощрять выдумку и фантазию. | | | | |
| | | 3 четверть | | | | |
17 | 1 | Цветок из ниток | Познакомить с видами ниток и их использованием. Учить выполнять из ниток простейший рисунок. Способствовать развитию интереса к работе. Отрабатывать внимание, усидчивость, воображение. Коррекция мелкой моторики руки. | | | | |
18 | 1 | Рисуем нитками. | Закрепить знания уч-ся о видах ниток и их использовании. Учить выполнять из ниток простейший рисунок. Способствовать развитию интереса к работе. Отрабатывать усидчивость, воображение. Коррекция мелкой моторики руки. | | | | |
19- 20 | 2 | Изделия из проволоки. Фигурки птиц, зверей. | Познакомить с новым материалом: проволокой. Уточнить знания уч-ся о применении проволоки и её свойствах. Знакомить с инструментами, расширить словарный запас: кусачки, плоскогубцы. Учить по контуру рисунка сгибать проволоку. Развивать внимание. Коррекция мелкой моторики руки. | | | | |
21 | 1 | Работа с бумагой. Поздравительная открытка «Защитнику Отечества» | Закреплять умения обучающегося вырезать детали по шаблону. Учить составлять композицию. Закреплять умения работать самостоятельно. Способствовать воспитанию аккуратности. Коррекция воображения, внимания. | | | | |
22- 23 | 2 | Работа с бумагой. Поздравительная открытка для мам. | Закреплять умения обучающегося вырезать детали по шаблону. Учить составлять композицию. Закреплять умения работать самостоятельно. Способствовать воспитанию аккуратности. Коррекция воображения, внимания. | | | | |
24 | 1 | Лепка. Геометрические тела. | Уточнить знания о свойствах и цвете пластилина, знание уч-ся геометрических тел, учить правильно называть их, правильно лепить предметы из целого куска пластилина. Прививать интерес к работе. | | | | |
25 | 1 | Лепка. Транспорт. | Уточнить знания уч-ся о видах транспорта. Учить выделять общие детали машин, а также особенности каждого вида. Совершенствовать умение работы с пластилином. Коррекция внимания, воображения, памяти. | | | | |
| | | 4 четверть | | | | |
26 | 1 | Лепка. Чайная посуда. | Совершенствовать навыки работы с пластилином. Формировать у обучающегося представления о связи эстетических и функциональных качеств посуды. Развивать творческое воображение обучающегося. Коррекция мелкой моторики руки. | | | | |
27 | 1 | Лепка моделей овощей и фруктов. | Продолжать учить уч-ся лепить из целого куска пластилина предметы, имеющие разные геометрические формы. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. | | | | |
28- 29 | 2 | Рисунки пластилином. | Проверить умение выполнять рисунок пластилином, приёмом налепа. Развивать умение видеть красоту формы предмета. Воспитывать аккуратность, интерес к работе. Коррекция воображения, памяти. | | | | |
30 | 1 | Работа с бумагой. Плоское прямое плетение. "Коврик." | Дать представление о плоском плетении. Учить приёму плетения бумаги. Развивать моторику мелких мышц пальцев. Уметь моделировать. Коррекция памяти. | | | | |
31 | 1 | Аппликация. Узор в полосе (закладка). | Продолжать учить уч-ся делать разметку по шаблону, разрезать по линии. Закрепить знание правила симметрии при составлении узора. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать трудолюбие. | | | | |
32-33 | 2 | Виды швов. Составление коллекции швов на бумаге. | Познакомить обучающегося с видами швов: косой обмёточный стежок, вперёд иголку, вперёд иголку с перевивом. Закрепить навык прокладывания стежков. Развивать умение анализировать технологические карты. Моторику пальцев. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. | | | | |
34 | 1 | Работа с бумагой. Модель "Светофор". | Повторить знание уч-ся правил дорожного движения, о назначении светофора. Учить самостоятельно делать разметки на деталях прямоугольной формы. Отрабатывать умение вырезать детали круглой формы. Развивать глазомер, аккуратность. Коррекция внимания, памяти. | | | | |
35 | 1 | Работа с бумагой. Модель планера. | Уточнить знания уч-ся о планере, расширить словарный запас: руль высоты, фюзеляж. Учить читать графическое изображение изделия, составлять план работы. Развитие внимания, воображения. | | | | |