СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности кружка "Театральная капель" для 1 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театральная капель" для 1 класса разработана на основе авторской программы Гальцовой Е.А.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности кружка "Театральная капель" для 1 класса»


Рабочая программа для 1 класса разработана на основе авторской программы Гальцовой Е.А.

В соответствии с учебным планом занятия в 1 классе проводятся 1 раз в неделю (33 учебные недели).

Концепция развития театра как неотъемлемой части художественно­сценического творчества в условиях нового времени (триединство концепций профессионального творчества театра мюзикла).

«Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят в результате к возбуждённому состоянию поиска и нащупывания, к интенсивному брожению, которое требует своего выражения».

В. Виндельбанд

С высказывания этого знаменитого немецкого учёного-философа хочется начать изложение концепции развития театрального творчества в современном ключе времени. От общего постепенно перейдём к частному (триединство концепций), относящемуся непосредственно к театру мюзикла.

Время неумолимо мчится вперёд, а вместе с ним всё течёт и изменяется. Такому движению подвержены в том числе и многие из принципов театрального художественно-сценического творчества. Потребность отображать жизнь на сцене различными путями и способами была в разные времена одинаково огромна. Театральные подмостки помнят крепостные пасторали, театр братьев Волковых, Мейерхольда, Вахтангова, Станиславского, Немировича-Данченко, Товстоногова и ещё многое другое.

Ну а сейчас, на грани столетий. Что же актуально в аспекте театрального художественно-сценического творчества для таких категорий, как дети, подростки? Да совершенно очевидно то, что многое из накопленного ранее опыта не сбрасывается со счетов. «Без старого не бывает и нового» как говорится в старинной народной поговорке. Но, тем не менее, в наш век, век повальной компьютеризации, модернизации и вместе с тем очерствения человеческих душ, просто необходимо сделать театр не только «зеркалом жизни», ярко отражающим совокупности выразительных средств, все жизненные аспекты, но и эдаким «Ноевым ковчегом» для детей и юношества.

В театр должны идти с огромным желанием заниматься данным видом художественно-сценического творчества, а также в театр должны спешить с целью увидеть и почерпнуть что-то очень важное, что сделает мир добрее и чище.

Отсюда абсолютно логично вытекает концепция социализации в области театрального искусства для детей и юношества. Именно в театре ребёнок, подросток может обрести и добрать недостающие аспекты жизни.

Занимаясь театральным искусством, дети и подростки приобретают:

  • необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»);

  • недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;

  • арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области мировой культуры, искусства и культурологи.

Утопией звучат слова о том. Что театр якобы умирает. Подобные домыслы являются нелепой и грубой фантазией безумца. Напротив, в настоящее время у

театра открывается второе дыхание. Театр необходим людям как воздух и особенно важен для детей, так как в нем учитываются их желание и способность к непосредственной природной игре. Ведь человек в течение жизни, так или иначе, исполняет различные роли. Здесь логично вытекает мысль, что театр, в котором играют и живут, может быть хорошей жизненной силой. Это в наше время, время выживаемости, немаловажно. Ведь именно в театре обыгрываются различные жизненные ситуации. Поэтому и хочется вспомнить знаменитого американского писателя Марка Твена с его знаменитой фразой: «Слухи о моей смерти значительно преувеличены...»

Можно согласиться с тем, чтобы сделать область театрального художественно­сценического творчества более зрелищной путём совокупности всех выразительных средств. Здесь наиболее приемлемой формой может стать детско-юношеский музыкальный театр или театр мюзикла, включающий в себя все направления художественно-сценического творчества.

Таким образом, из всего сказанного выше вытекают концепции яркой зрелищности, выразительности. В данный момент театр, сочетающий в себе слово, жест, музыку, танец, вокал, декоративно-художественное оформление (ДХО) и многое, многое другое, является оптимальной формой для категории детей, подростков.

Долгое время в нашей стране жанр мюзикла считался враждебным нашему театральному искусству направлением, хотя, если посмотреть на истоки и вспомнить великих практиков и теоретиков театра - К.С.Станиславского В. И. Немировича- Данченко, можно увидеть, что они не мыслили театра без музыки.

Возникший на рубеже 19 - 20 вв. в США жанр мюзикла отлично подходит для создания нового, более интересного, альтернативного направления музыкальной театрализации в художественно-сценическом творчестве. Это обусловлено возросшей потребностью аудитории к наиболее интересным постановкам и зрелищам, так как в настоящее время люди искушены различного вида представлениями, как камерного, так и массового масштаба.

Ребёнок, подросток являются наиболее яркими, острочувствующими, непосредственными глашатаями, которые могут сказать с театральной кафедры миру много доброго и хорошего, в некотором смысле в такое безумное время сделать наше общество хоть чуть-чуть чище и справедливее.

Давайте вспомним беседу К. С. Станиславского с Н.И. Сац: «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко и талантливо, вызывает подчас недоумение даже у нас - профессиональных артистов. Что - то есть в нашей педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и только потом, став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественное стремление, - представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений».

С огромным удовольствием присоединяюсь к словам Великого Театрала, так как при помощи занятий театральным искусством мы сможем воспитывать не только великого актёра, но и, прежде всего. Человечного Человека! Именно театр способен сделать людей такими, какими они должны быть.

Третьей составляющей концепции нашего театра является концепция создания актёра с детского возраста. Актёр владеет всем, что необходимо для занятий театральным искусством: актёрским мастерством, пластикой, чувством ритма, искусством танца и вокала, имеет прекрасную физическую подготовку, развитое чувство воображения, способность создавать ДХО к зрелищам.

Хочется вывести триединство концепций при занятии театральным художественно-сценическим творчеством:

  1. Социализация ребёнка.

  2. Выразительность, яркая зрелищность театрального творчества.

  3. Воспитание актёра с детского возраста.

Все эти три составляющих дают в целом новую, неординарную, мыслящую личность Человечного Человека.

Подобное триединство концепций основано в театре мюзикла на следующих педагогических принципах:

Принцип 1. «Знаешь сам - поделись с товарищем».

Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение.

Принцип 2. «Обучаемся играя».

Широкое использование игровой природы ребёнка и развитие творческого потенциала.

Принцип 3. «Ребёнок * игра * перевоплощение * творческая природа детей * обучающий игровой процесс * профессиональное театральное художественно­сценическое творчество * ребёнок - универсальный актёр.

Развитие и закрепление знаний и умений при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей. Идти от ребёнка, от его возможностей, способностей.

Принцип 4. «Я сам».

Путём самостоятельных творческих работ вырабатывать у детей умения самостоятельно ориентироваться в области театрального художественно - сценического творчества.

Принцип 5. «Мы в тебя верим».

Психологическая реабилитация закомплексованных детей путём ряда ответственных дел и поручений. Путем огромного доверия в творческие силы участников театра.

Принцип 6. «Самооценка».

Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.

Принцип 7. «Дал слово - держи».

Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива. Принцип 8. «Лучшие из лучших».

Повышение результативности занятий путём адекватных взаимооценок участников коллектива с подведением общего итога занятий театра в целом. Формирование здоровой конкуренции у воспитанников театра и для повышения качества занятий в театре и создания ярких актёрских работ.

Принцип 9. «Всё, что получил в театре, - в жизни пригодится».

Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно - полезному труду, что необходимо в театральном художественно - сценическом творчестве. Использование навыков работы в повседневной жизни, в быту.

Принцип 10. «Идём к единой цели вместе».

Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путём коллективных творческих дел.

Основными целями театра являются:

*Создание единого, постоянно действующего, плодотворного творческого организма.

  • Создание максимально благоприятных условий для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из воспитанников коллектива независимо от особенностей его характера, социального положения и других особенностей методом дифференцированного подхода.

  • Психологическая реабилитация детей, подростков. Дать возможность не только полностью раскрыться ребятам, но и ощутить на себе в полной мере альтруистический и гуманистический подход со стороны педагога, старших товарищей и сверстников.

  • Создание разного рода постановок, зрелищ, театрализации - выразительных, ярких, запоминающихся, несущих добро, радость и катарсис, всем категориям людей, начиная от маленьких детей заканчивая взрослыми людьми.

  • Спектакли, театрализованные и другие представления, созданные театром мюзикла, должны быть доступными для всех, понятными по форме и несущими максимально добрый заряд для зрителей.

Все перечисленные выше цели являются основными для нашего театра. Это то, к чему руководитель всегда должен стремиться не только как педагог и режиссёр, но и, прежде всего, как Человек.

Ребёнок, подросток и молодой человек являются основной ценностью в педагогической деятельности и стоят в центре внимания этой авторской программы. Отсюда вытекает ряд педагогических задач:

*Помощь воспитанникам музыкального театра в самопознании и саморазвитии, в максимальном раскрытии творческих возможностей, гармонизация процессов роста.

  • Активизация познавательных интересов, расширение кругозора, познания.

  • Помощь воспитанникам театра в овладении навыками общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

В творческой и эстетической позиции программы для детей есть принципы, отличающие данную программу от других программ театральных коллективов. Для того чтобы при помощи занятий театральным искусством эффективнее восстановить затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными, возникает ещё круг задач:

Открыть ребёнку многообразие мира:

  • природу и космос;

  • культуру былого и будущего;

  • мировосприятие Востока и Запада;

  • сложный мир человека.

Для ребят, которые хотят связать навсегда свою жизнь в области искусства или культуры, существует ряд целей и задач:

  • Возрождение лучших российских традиций образовательных учреждений на занятиях в театре в рамках творческой деятельности.

  • Способствовать формированию рядов творческой интеллигенции из числа воспитанников.

  • Подготовка нового неординарного поколения.



Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности («Театральная капель») в 1 классе (33часа по 1 часу в неделю)

п/п

Наименования разделов и тем


Характеристика основных видов деятельности


Плановые сроки прохождения

Скорректирован­ные сроки прохождения

1.

Художественное

восприятие

действительности,

формирование

театрального

характера

мышления.

Игровая

программа «Пока занавес закрыт».

-Знакомиться с элементами органического действия; -развивать умение смотреть и видеть окружающий мир;

  • развивать умение слушать и слышать звуки

окружающего мира;

  • развивать умение в сценических условиях на чувственном уровне, по-настоящему вспоминать жизнь в

реальном мире;

  • развивать в этюдах умение не знать того, что сейчас

скажет или сделает партнер;

  • развивать умение во время сценического действия

проверять себя, нет ли излишнего напряжения.

03.09


2.

Многообразие выразительных средств в театре, драматургия. Игра «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»

-Знакомиться с понятием о драматургии; о прохождении данного понятия;

- знакомиться с основами драматургического творчества.

10.09.


3.

Многообразие выразительных средств в театре, декорация ДХО, костюм, грим. Игры на развитие дыхания и свободы речевого аппарата (скороговорки, рифмы)

-Знакомиться с основами декорационной техники спектакля, декоративно-художественным оформлением спектакля и зрелища;

-знакомиться с понятием театральный костюм, с подбором театрального костюма к сценическому действию;

- знакомиться с основами грима в театральном действии; с примерами разнохарактерного грима в театре.

17.09.









4.

Многообразие выразительных средств в театре, свет, музыкальное и шумовое оформление. Упражнение для голоса «Воробьи»

-Знакомиться с основами светового, музыкального, шумового оформления спектакля, зрелища; -знакомиться с понятием о монтажном листе спектакля и свело- шумовой партитуре спектакля, зрелища;

- составлять монтажный лист и свето-музыкально- шумовую партитуру спектакля, зрелища; -знакомиться с примерами использования правильно подобранного свето-музыкально-шумового оформления спектакля, зрелища;

-знакомиться с новинками технического оснащения театрализованных представлений в области света, музыки,звука, шума с целью использования их в настоящий момент в театральных постановках.

24.09.


5.

Исполнительское искусство актёра - стержень театрального искусства. Упражнение на дыхание «Насос»

Знакомиться с понятием об исполнительском искусстве

актера;

-убедиться в неразрывности актера, театрального исполнительского искусства от реальной жизни; -развивать в ходе занятия основополагающие азы исполнительского искусства актера в театральном творчестве.

01.10.


6.

Основное направление актёрского искусства - система К.С.

Станиславского. Упражнение на артикуляцию гласных.

Знакомиться с системой К.С.Станиславского; -провести экскурс по истории театра с целью показа происхождения системы К.С.Станиславского; -понять необходимость работы актера над ролью по системе К.С.Станиславского как основополагающей мирового театрального искусства.

08.10.





7.

Внутренняя и внешняя техника актёра

(психотехника). Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке»

Знакомиться с понятиями «психотехника актера», «внутренняя и внешняя техника актера»; -получить представление о психике актера как об основном материале сценических переживаний; работать над внутренним театром переживаний и пытаться перенести их в сценическую жизнь; -развивать умение пользоваться природой психотехники человека и переносить данные умения в сценическую действительность;

-тренироваться в овладении психотехникой актера на основе системы К.С.Станиславского и собственных наблюдений.

15.10.


8.

Туалет актёра - тренировка психотехники. Игра на внимание «Веселые обезьянки»

Понять неразрывность актерского туалета и исполнителя.

22.10.


9.

Туалет актёра - тренировка психотехники. Игра на

наблюдательность

«Поворята»

Развивать чувство актерского вкуса при выборе актерского туалета.

29.10.


10.

Тренинг творческой психотехники. Развитие навыков рабочего

Знакомиться с понятием о рабочем самочувствии актера.

12.11.






самочувствия. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем»




11.

Тренинг

творческой

психотехники.

Развитие навыков рабочего самочувствия.

Упражнение на дыхание «Цветочный магазин»

Развивать умение вырабатывать у себя навыки рабочего самочувствия актера

19.11.


12.

Тренинг

творческой

психотехники.

Развитие творческого восприятия. Упражнение на артикуляцию согласных.

Знакомиться с понятием о творческом восприятии; -научиться воспринимать окружающий мир с творческой

точки зрения;

-развивать умение к творческому отображению на сцене увиденного в жизни;

-понять важность момента фантазирования в развитии творческого восприятия актера.

26.11.


13.

Тренинг

творческой

психотехники.

Развитие

творческих

навыков

Знакомиться с понятием о физическом самочувствии

актера;

-развивать творческие навыки физического самочувствия

на сцене;

-развивать умение связывать сценическую веру и физическое самочувствие.

03.12.






физического самочувствия. Игра на действие с воображаемыми предметами «День рождения».




14.

Тренинг

творческой

психотехники.

Развитие артистической смелости и артистической характерности. Разыгрывание этюда «Покупка театрального билета».

Знакомиться с понятием об артистической смелости и характерности;

-развивать артистическую смелость, необходимую юным актерам при работе на сцене;

-работать над характерностью на примере мастеров

театра.

10.12.


15.

Система

Станиславского как совокупность элементов, призванных проложить путь к правильному сценическому самочувствию, система подготовки организма к творчеству.

Знакомиться с самыми основными моментами системы К.С.Станиславского;

-освоить и осмыслить элементы данной системы для применения их в сценическом действии.

17.12





Разыгрывание этюда «Утешение».




16.

Комплексные упражнения на овладение элементами системы К. С.

Станиславского.

Закрепить и упрочить знания, полученные на предыдущих занятиях;

-укреплять понимание необходимости в постоянных тренингах для яркого раскрытия индивидуальности юного актера.

24.12.


17.

Упражнение на достижение мышечной свободы (комплекс упражнений на напряжение и освобождение мышц по группам).

Знакомиться с понятием о сценической свободе; -понимать неразрывность внешней (физической) свободы с внутренней (психической) свободой.

14.01.


18.

Упражнение на достижение мышечной свободы (на верное

распределение мускульной энергии, на четкое выполнение нормы сценической

Развивать мускульную (физическую) свободу; -работать над достижением психической свободы как абсолютно внутренней убежденностью.

21.01.






свободы).




19.

Упражнения на внимание. «Звуки и шумы вокруг нас».

Знакомиться с понятием о сценическом внимании; -знакомиться с видами внимания (произвольное и непроизвольное);

-научиться видеть и запоминать.

28.01.


20.

Упражнения на внимание. «Взгляд на себя со стороны».

Видеть взаимосвязь сценического внимания и фантазии; -вырабатывать сценическое внимание.

04.02.


21.

Упражнения на развитие воображения. «Кругосветное путешествие», «Превращение предмета».

Знакомиться с понятием о творческом воображении; -научиться мыслить от обратного для широкого развития

воображения.

18.02.


22.

Упражнения на развитие воображения. «Превращение комнаты», «Превращение детей».

Развивать умение фантазировать; -научиться воспринимать реальный мир с творческой точки зрения;

-развивать переносить увиденное и переосмысленное творчески через призму воображения в мир театра.

25.02.


23.

Упражнения на развитие эмоциональной памяти

(иллюстративный

материал).

Знакомиться с понятием о памяти и эмоциональной в

частности;

-познакомиться с видами памяти;

-понять необходимость развития памяти для актера как основного инструмента для театрального ремесла.

04.03.


24.

Упражнения на развитие

Научиться понимать эмоциональность памяти и палитры человеческих эмоций для дальнейшего плодотворного

11.03.






эмоциональной

памяти

(иллюстративный

материал).

использования приобретенных знаний сценической

практики.



25.

Упражнения на память физических действий.

«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!»

Развивать умение не только проделывать то или другое физическое действие, но и, запоминая их, переносить данную память в сценическую жизнь.

18.03.


26.

Упражнения на память физических действий. «Король», «День рождения».

Научиться работать при развитии данного вида памяти, как с предметами, так и без них;

-понимать необходимость разработки памяти физических действий как одной из основополагающих в театральном искусстве.

01.04


27.

Упражнения на развитие актёрской смелости и непосредственност и.

«Все мы родом из страны детства».

Развивать актерскую смелость и непосредственность для дальнейшей плодотворной работы;

-развивать умение использовать знания при работе над актерской смелостью и непосредственностью в сценическом действии.

08.04.


28.

Упражнения на развитие актёрской смелости и непосредственност и.

Развивать умение использовать приобретенные навыки актерской смелости и непосредственности при работе в коллективе, с непосредственным партнером в сценическом действии.

15.04.





«Все мы родом из страны детства».




29.

Упражнения на сценическое общение. «Учитель и ученик»,

«Сборы в школу», «Поздравление друга (подруги)».

Знакомиться с понятием о сценическом общении; -научится умению общаться в сценических условиях.

22.04.


30.

Упражнения на сценическое общение.

«В зоопарке», «В автобусе», «Магазин игрушек», «Беспокойный сосед»,

«Визит к зубному врачу».

Научиться воспринимать действия другого и ставить себя в зависимость от партнера по сцене;

-научиться видеть, слышать, чувствовать партнера.

29.04.


31.

Упражнения на темпоритм сценического действия. «Темпоритм действия - пульс организма спектакля».

Знакомиться с понятием о темпоритме сценического

действия;

-видеть необходимость четкого и «здорового» темпоритма сценического действия (ассоциация с сердцем человека); развивать умение держать нужный темпоритм сценического действия по формуле «Темпоритм действия-пульс организма спектакля»; -научиться коллективно держать темпоритм сценического действия.

06.05.





32.

Использование

элементов

системы

Станиславского в выполнении простого сценического действия.

Закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях по системе К.С.Станиславского;

-научиться правильному пониманию главных принципов системы К.С.Станиславского;

-научиться пониманию сверхзадачи по системе К.С.Станиславского;

-развивать умение по созданию характерности в искусстве перевоплощения.

13.05.


33

Работа над музыкальной сказкой

«Гуси - лебеди».

Добиться самореализации перед широкой аудиторией

зрителей.

20.05.



Итого


33





Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

1. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации. Гальцова Е.А. Волгоград: Учитель,2009

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М.: Современник ,2010

  2. Бейган Л. Грим для театра, кино и телевидения. М.: Искусство,2010

  3. Детский психологический театр. М.: Речь, 2009 5.ЕршоваА. Искусство в жизни детей. М.: Просвещение,2010 6.Зарецкая Н.В. Музыкальные сказки. М.: Айрис-пресс, 2009 7.Смолина К.А. Сто великих театров мира. М.: Вече, 2010



1