Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Зарубежной музыкальной литературе "Камерная вокальная музыка"»
Камерная вокальная музыка.
Камерная музыка начала развиваться с XVI века и достигла своего расцвета в XIX веке в эпоху романтизма. Ярчайшим представителем музыкального романтизма является австрийский композитор Франц Шуберт.
Он сочинил более 600 песен для голоса в сопровождении фортепиано. Через мир лирических чувств, отражённых в песне, он выразил свое отношение к жизни, людям. Поэзия и музыка в вокальных произведениях Ф. Шуберта тесно сливаются друг с другом, про его песни можно сказать, что слово в них «поёт», а мелодия «говорит».
В европейских странах в прошлые столетия наиболее значительные музыкальные произведения звучали в церкви. Это была духовная музыка, обращённая к Богу. Предназначалась она для сосредоточенной и строгой молитвы.
Совсем другая музыка звучала во дворцах вельмож, аристократических домах. Лёгкая, приятная на слух, она наполняла нарядные комнаты мелодичным звучанием, украшала жизнь благородных господ. От латинского слова «camera» – комната – и произошло это название – камерная музыка.
Относительно небольшой размер помещений повлиял и на состав исполнителей, и на образный строй музыкальных произведений. Ансамбль из нескольких музыкантов звучал негромко, деликатно, и потому мог передать самые тонкие нюансы настроений, эмоций и чувств. Исполнение небольших камерных вокальных или инструментальных сочинений изначально предполагало довольно узкий круг слушателей. Но практика светского музицирования со временем менялась.
С XIX века камерные произведения стали исполнять в концертных залах. Количество слушателей увеличилось, но особая душевная чуткость, доверительный тон музыкального высказывания сохранился.
Именно с камерными музыкальными жанрами связано, в первую очередь, творчество австрийского композитора Франца Шуберта.
Фортепианные миниатюры, песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано составляют значительную часть его творческого наследия. Шуберт сочинил более 600 песен!
Они звучат проникновенно, искренне, словно мы слышим музыкальное повествование от первого лица. Через мысли и чувства воображаемых героев этих небольших лирических миниатюр композитор выразил своё отношение к жизни, людям, окружающей действительности. Интерес к внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям – самая важная черта романтизма. И, конечно, главной для романтического искусства стала тема любви со всем богатством её оттенков – то радостных, то печальных; тревожных, взволнованных или трогательно нежных…
Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»
«Прекрасная мельничиха» является первым в истории музыки романтическим вокальным циклом.
В него вошли 20 песен, объединённых общим сюжетом и логикой музыкального развития.
1. В путь
2. Куда?
3. Стой!
4. Благодарность ручью
5. Праздничный вечер
6. Желание знать
7. Нетерпение
8. Утренний привет
9. Цветы мельника
10. Дождь слёз
11. Моя!
12. Пауза
13. С зелёной лентой лютни
14. Охотник
15. Ревность и гордость
16. Любимый цвет
17. Злой цвет
18. Засохшие цветы
19. Мельник и ручей
20. Колыбельная ручья
Молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках своей судьбы. Устроившись на мельницу, он находит не только работу, но и первую любовь. Дочь хозяина – прекрасная мельничиха. Ей он готов отдать весь пыл своего нежного сердца. Но первое и искреннее чувство юноши безответно. Красавице милее смелый и отважный охотник. Ревность и горе переполняют сердце влюблённого, а единственным верным другом остаётся лесной ручей. Его светлые воды станут утешением для романтического героя.