Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках сельской общеобразовательной средней школы может быть осуществлено с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения. Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка.
Необходимость построения индивидуальных образовательных маршрутов диктуется следующими соображениями:
1. появились целые педагогические системы, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент: «Одаренные дети», «Хочу быть успешным», «Выбери свой путь к успеху» и др.
2. расширились материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
Цель ИОМ: дать возможность обучающемуся получить среднее образование на выбранном им уровне в соответствии с образовательным стандартом.
Цель работы с одарёнными детьми: создать условия для оптимального развития детей: выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные задачи ИОМ одарённого обучающегося:
- выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
- отбор средств обучения, способствующих физическому развитию, самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
- использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
- организация разнообразной внеурочной деятельности;
7. социальная и психологическая поддержка одаренных детей.
Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.
1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей, от других людей, имеющих контакт с ребенком.
2-й этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком на уроках, в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.
3-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе психологи, педагоги проводят в середине, конце учебного года диагностику успешности развития одаренности ребенка и организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: итоги соревнований и др.
Принципы работы с одарёнными детьми:
- индивидуализация обучения;
- принцип опережающего обучения;
- принцип комфортности в любой деятельности;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся;
- возрастание роли внеурочной деятельности;
- принцип развивающего обучения;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Модель одаренного ребенка:
- личность, здоровая физически, духовно-нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
Формы выявления одаренных детей:
-наблюдение;
-общение с родителями;
-работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
-олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.
Условия сопровождения ИОМ:
Работа с актуальным опытом ребенка. Работа со знакомым, понятным, привычным материалом «втягивает» его в новый материал, новое универсальное учебное действие.
Понятийная, смысловая работа в предмете, когда большое место занимает семиотическая работа, ибо знаково-символическая деятельность в формировании понятий играет важнейшую роль. Изучаемый объект знания рассматривается с различных сторон, в различных условиях. Большая степень взаимодействия происходит в этом процессе с учителем в непосредственной учебной деятельности на уроке.
Групповая работа с равноправными партнёрами создает условия для «проживания» различных позиций в группе: организатора, производителя версий, критика, контролера, докладчика и др.
Авторские действия детей, их творческие действия более всего позволяют им быть причастными к знанию, к культуре. Это то, чем может оперировать педагог, доказывая преимущества ученика в образовательном процессе. Ребенок, попадая в такие условия, может, уже внутри каждого направления, и каждой подпрограммы, двигаться индивидуально, выражать и проявлять свои возможности и особенности, удовлетворять свои образовательные потребности.
Ожидаемый результат в обучении по индивидуальным образовательным маршрутам:
- успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом;
- овладение навыками самостоятельной работы;
- развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Трудность для учителя при работе по индивидуальным образовательным маршрутам: напряжение при проведении занятий, поскольку ученики находятся в разных точках маршрута.
Тип одаренности Власова Кирилла:
Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):
1. высокая успеваемость;
2. устойчивость внимания;
3. хорошая память;
4. высокая скорость мышления;
5. безошибочное воспроизведение материала;
6. активность;
7. усидчивость;
8. целеустремленность;
9. дисциплинированность;
10. организованность;
11. эрудированность;
12. умение поддержать общее дело;
13. легкость в общении.