1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Аудирование (слушание) |
Воспринимает на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова | Воспринимает поэтическое и прозаическое произведения: эмоционально | Воспринимает учебный и научно – популярный текст | Различает на слух произведения разных жанров |
Характеризует героя сказки (положительный и отрицательный) | Характеризует особенности поэтических и прозаических произведений | Даёт характеристику литературному произведению: народное или авторское | Сравнивает учебный, художественный и научно - популярный тексты (воспринимаемые на слух) |
| | Задает вопрос по услышанному художественному и учебному произведению | Задает вопрос к учебному тексту, научно-популярному произведению. |
Чтение |
Читает по слогам и целыми словами вслух и про себя | Читает целыми словами и про себя в удобном темпе | Читает правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя | Читает свободно, бегло, выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного |
Читает наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору | Читает наизусть стихотворения разных авторов | Выразительно читает наизусть стихотворения разных авторов | Выразительно читает наизусть стихотворения разных авторов, вт.ч. стихотворения любимого поэта |
Понимает содержание прочитанного | Находит в тексте отрывки по заданию | Воспроизводит подробно текст | Пересказывает сжато текст, опираясь на составленный план |
Пересказывает содержание прочитанного | Рассказывает содержание нескольких произведений любимого автора | Дает характеристику героев различных произведений | Ведет диалог о художественном произведении |
Определяет персонажей и героев литературного произведения | Находит в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя | Находит в тексте средства изображения и выражения чувств героя | Соотносит поступки героя с нравственными нормами |
Выделяет смысловые части текста | Определяет тему произведения | Делает элементарный анализ различных текстов | Вычленяет систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения |
Строит высказывания по образцу | Сочиняет устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему | Находит способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров | Выделяет главную идею и основные проблемы литературного произведения |
Культура речевого общения |
Понимает вопросы собеседника | Формулирует предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации | Дополняет высказывания других в процессе диалога | Участвует в диалоге, соблюдая правила речевого этикета |
Устно сочиняет продолжения прочитанных произведений, короткий рассказ по сюжетным картинкам | Выделяет главную мысль текста | Отбирает доказательства | Выстраивает монологическую речь |
| | | Презентует сочинение, рассказ |
Культура письменной речи |
| Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) | Определяет тему своего письменного высказывания | Составляет: текст повествования, описания, рассуждения |
| Определяет тип высказывания для своей работы: текст-повествование, описание, рассуждение | Отбирает целесообразные средства языка в соответствии с типом текста | Презентует: текст повествования, описания, рассуждения |
Литературоведческая пропедевтика |
Наблюдает произведения разных жанров | Определяет произведения по жанру: (рассказ, стихотворения, сказка) | Определяет произведения по жанру: (рассказ, стихотворения, сказка, повесть) | Определяет произведения по жанру: (рассказ, стихотворения, сказка, былины, повесть) |
Ориентируется в главах учебника | Пользуется словарём учебника и справочной литературой | Осуществляет в библиотеке поиск книг по предложенной тематике | Составляет краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу |
| Выделяет средства художественной выразительности в тексте с помощью учителя | Распознаёт средства выразительности: олицетворение, сравнение | Ориентируется в литературоведческих терминах |
Круг детского чтения |
Определяет автора и название книги | Ориентируется в книге по оглавлению | Использует разделы словаря, помещенные в учебнике | Осуществляет выбор книги в библиотеке по заданной тематике, собственному желанию |
Ориентируется в книге: автор, название, иллюстрации | Представляет тематическое многообразие литературы разных времен и народов | Готовит сообщения по материалам школьной или публичной библиотеки | Составляет краткую аннотацию на литературное произведение по заданному образцу |
Узнает малые формы народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. | Ориентируется в больших формах устного народного творчества (сказки, былины) | Определяет предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей | Создает презентации книг различной тематики |
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) |
Моделирует живые картинки | Читает по ролям | Разыгрывает роли героев художественных произведений | Участвует в драматизации |
Создаёт рисунки и иллюстрации к произведениям | Определяет фрагмент для устного словесного рисования | Воспроизводит словесные картины графически | Создаёт сценарии диафильмов |
Инсценирует несложные произведения | Сочиняет устно и письменно произведения разных жанров по образцу | Участвует в инсценировках литературных произведений | Пишет сочинения- описания, рассуждения на свободную тему |