СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр для дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр для дошкольников»

Возраст

Цель

Название и описание

1

3-4

систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память

Разложи картинки по порядку

воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

2

3-4

закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде

Оденем куклу на прогулку

воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор

3

3-4

Упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах)

Лото

— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумы- -ваем вместе с детьми

4

3-4

Правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед)

ПРЯТКИ

В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.


Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.


5

4-5

учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание

Закончи предложение

Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

  1. Сахар сладкий. а перец - …. (горький).

  2. Летом листья зеленые, а осенью ….(желтые).

  3. Дорога широкая, а тропинка .... (узкая)

6

4-5

учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание

Кто больше назовет действий?

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

  1. Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

  2. Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

7

4-5

учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание

Какое что бывает?

Расскажите, что бывает:

  1. зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

  2. широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов

8

4-5

закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память

Когда это бывает?

Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку

9

5-6

Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них

Найди себе пару

Воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого один из детей говорит слово, а другой отзывается похожим словом, например:петрушка – пеструшка. Дети, составившие пару, отходят в сторону и придумывают слова, близкие по звучанию (машина – шина, носок – песок), но отвечать должен тот ребёнок, который подбирал рифму

10

5-6

Обучать детей правильному составлению предложений с заданным количеством слов

Придумай сам

Даны опорные слова: осень, листопад, снег, снежинки. Нужно составить предложение из 3, 4, 5 слов. Ребёнок, первым составивший предложение, получает фишку

11

5-6

Учить детей понимать смысл предложения

Исправь ошибку

Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки, которые ребята должны исправить.

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Гена разбил стеклом мяч

12

5-6

Расширять словарный запас детей

Придумай другое слово

Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из-под молока – молочная бутылка.

Кисель из клюквы — …(клюквенный кисель).

Суп из овощей — …(овощной суп).

Пюре из картофеля — …(картофельное пюре)

13

6-7

Упражнять в классификации предметов

Назови три предмета

Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит: «Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак»

14

6-7

Уточнить и углубить знания детей о временах года

Когда это бывает?

Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т.д.

15


Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях

Так бывает или нет?

Воспитатель говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В моём рассказе вы должны заметить то. Чего не бывает. Кто заметит, тот пусть хлопнет в ладоши.

  1. Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела ребёнка в школу.

  2. Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.

  3. На берёзе поспели яблоки».

  4. Дети находят противоречия в предложениях



ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

1

Со скакалкой

обучение прыжкам через короткую скакалку на двух ногах

Кто больше?..

Дети по очереди прыгают через короткую скакалку на двух ногах, а воспитатель считает прыжки до первой ошибки. При хорошей подготовке детей воспитатель считает число прыжков за единицу времени (1 – 1,5 минуты).

2

Со скакалкой

Эта игра способствует развитию внимания и выносливости

Часы

Нужно заранее выбрать двоих игроков, которые натягивают скакалку и вертят ее. Все участники выстраиваются в очередь и произносят хором: «Тик-так, тик-так». А скакалка вертится под этот ритм. Суть игры заключается в том, что к скакалке подходит первый игрок и прыгает через нее один раз. Далее встает в конец очереди. Подходит второй игрок и прыгает два раза и так далее

3

Со скакалкой


Кто дальше

На игровой площадке нужно нарисовать линию. Несколько участников (их может быть 2-4) стают со скакалками вдоль линии. По сигналу они начинают прыгать через скакалку, продвигаясь вперед. Победителем считается тот игрок, который продвинулся дальше всех и оказался впереди.

4

Со скакалкой

Это хорошая игра на координацию и выносливость

Удочка

Сначала нужно выбрать водящего, который становится в круг. А все дети вокруг него. Водящий берет скакалку и начинает ее вращать так, чтобы она легко скользила по полу, делая круг за кругом. В то время, когда скакалка проскальзывает под ногами игроков, они должны подпрыгивать, чтобы она не задела никого.

Если скакалка коснулась игрока, он считается пойманным. Приближаться к водящему (рыбаку) в процессе игры нельзя.

Участник, которого поймал рыбак, становится на его место, а тот выходит на игровое поле

5

Со скакалкой

Упражнять детей в прыжках через скакалку предложенным способом;- упражнять в подлезании под шнур предложенным способом; - создание хорошего позитивного настроения

Волк и семеро козлят

На одной стороне площадки шнуром отгораживается «загон для козлят». На другой обозначается (например, обручем) домик волка. По бокам площадки раскладываются скакалки так, чтобы их было удобно быстро взять.

Ребёнок – волк выходит на середину «лужайки» и говорит:

Я, голодный серый волк Я, в козлятах знаю толк,

Выходите погулять, С серым волком поиграть!

Козлята из «загона» отвечают: Уходи ты, волк, домой,

Не хотим играть с тобой! Волк уходит в свой домик.

Двое взрослых поднимают шнур, дети – козлята подлезают под шнур, выбегают на «лужайку», берут скакалки и прыгают либо любым способом, либо тем способом, который им предложит воспитатель.

Через некоторое время воспитатель говорит:

Хватит козы вам скакать Пора травку пощипать.

Дети – козлята кладут скакалки на место, и начинают «гулять» по «лужку»

6

С мячом

Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал

Кого назвали, тот и ловит мяч

Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют

7

С мячом

Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза

У кого меньше мячей

Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей, та команда победила

8

С мячом

Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер

Ловишка с мячом

Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три — мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей

9

С мячом

обучение техники прокатывания мяча в движении, воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений

Ручеек

участники игры выстраиваются в колонну и широко расставляют ноги, соединяя в одну линию «носок-пятка» с впереди стоящим игроком. По сигналу один игрок, стоящий впереди, оббегает колонну и прокатывает мяч под широко расставленными ногами до конца колонны, и встает вконец. Новый первый игрок повторяет тоже самое и встает в конец и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок снова не станет первым и не поднимет руки с мячом вверх

10

С мячом

развивать ловкость, внимательность, зрительно – моторную координацию

Попади в ворота

дети делятся на две команды. По одному ребёнку от каждой команды встают на исходную линию. Перед ними на расстоянии 5 м выкладываются ворота из набивных мячей. От исходной линии нужно попасть в ворота, ударяя ногой по мячу (внутренней стороной стопы). Выигрывает та команда, в которой больше игроков, попавших в ворота

11

С обручем


Раз, два, три, из обруча беги

Обручи раскладываются по кругу. Под музыку дети идут, перешагивая из обруча в обруч. По сигналу: «Раз, два, три, из обруча беги!» ребята разбегаются по всему залу. После слов «Раз, два, три, в обруч беги!» бегут к обручам. В каждом обруче должен быть один ребенок. При повторении игры количество обручей можно уменьшить, но в конце — положить обручи по количеству детей

12

С обручем


Кошки-мышки

На одной стороне зала в линию раскладывают обручи на небольшом расстоянии друг от друга — это «норки» для «мышек». На расстоянии 2—3 м от «норок» — линия, за ней живут «кошки». По сигналу: «мышки», «мышки» выбегают из норок, бегают по залу. «Кошки» в это время «спят». По сигналу: «кошки-мышки», «кошки» выбегают из-за линии и стараются поймать «мышек» (осалить рукой). А «мышки» бегут к норкам и запрыгивают в них. Затем дети меняются ролями

13

С обручем


Перебрось мяч сквозь обруч

По три человека из каждой команды становятся у линии старта. По сигналу один из играющих катит обруч, двое других игроков бегут рядом друг напротив друга. Один бросает мяч через обруч, а второй игрок ловит его и бросает обратно. Тройка добегает до стойки, игроки берут мяч и обруч в руки и бегом возвращаются назад. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит эстафету

14

С обручем


С кочки на кочку

Дети стоят в одной стороне зала или спортивной площадки. Воспитатель раскладывает на полу (земле) обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу педагога дети переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч

15

С обручем


Перевези друзей

Дети выстраиваются у старта в две колонны. У первых игроков в руках обручи. По сигналу первый игрок с обручем в руке бежит до стойки, обегает ее, возвращается к старту и забирает игрока под вторым номером. И уже два участника соревнования бегут до стойки, обегают ее и возвращаются на старт и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее всех перевезла своих друзей

Источники :

  1. Т.А. Щербакова. Картотека подвижных игр с мячом в детском саду [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2017/05/19/kartoteka-podvizhnyh-igr-s-myachom-v-detskom-sadu (дата обращения 11.03.2023)

  2. Волкова Ольга. Картотека игр с мячом для детей 5–6 лет

[Электронный ресурс] // URL: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-s-mjachom-dlja-detei-5-6-let.html (дата обращения 11.03.2023)

  1. В.В. Наумова. Игры с обручем для дошкольников [Электронный ресурс] // URL: https://multiurok.ru/files/ighry-s-obruchiem-dlia-doshkol-nikov.html (дата обращения 11.03.2023)