Картотека
игр и экспериментов
для детей
подготовительной группы
У детей 6-7 лет значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении на основе развития речи, познавательная деятельность ребенка приобретает все более сложные формы. Восприятие становиться целенаправленным, развивается наблюдательность. Осваиваются сенсорные эталоны, совершенствуются обследовательские действия
Опыт №1
Тема: КРУГОВОРОТ ВОДЫ.
Цель: Познакомиться с круговоротом воды в природе.
Игровой материал: Прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой.
Ход игры: Дети кладут в емкость кусок льда (или снега), закрывают ее целлофаном и
закрепляют герметично вкруговую резинкой, ставят в тепло. Длительное время долго
наблюдают таяние и конденсацию воды.
Опыт №2
Тема: ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ.
Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.
Игровой материал: Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал,
емкости.
Ход игры: Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее.
Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства - фильтры по
алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и
проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная
бумага).
Опыт №3
Тема: РЕАКТИВНЫЙ ШАРИК.
Цель: Выявить, что воздух обладает упругость. Понять, как может использоваться сила
воздуха.
Игровой материал: Воздушные шары.
Ход игры: Дети с помощью взрослого надувают воздушный шар, отпускают его и
обращают внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняют, что для того,
чтобы шарик дольше летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка»,
заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям,
что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Опыт №4
Тема: ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ.
Цель: Понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.
Игровой материал: Шар, мелкие кусочки бумаги.
Ход игры: Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы Земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе с взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару.
Опыт №5
Тема: БОЛЬШИЕ — МАЛЕНЬКИЕ.
Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.
Игровой материал: Пластиковые бутылки с пробками, воздушный шарик, монетка.
Ход игры: Дети выносят на улицу (в морозную погоду) пустую бутылку, закрытую
пробкой. Через некоторое время вносят ее в помещение, определяют температуру
емкости, обращают внимание на форму (как бы помятая). Объясняют изменение формы
(воздух внутри бутылки остыл и стал занимать меньше места, а воздух снаружи давит по-
прежнему, поэтому стенки бутылки вдавлены внутрь). Затем растирают бутылку теплыми
руками, наблюдают за изменением ее формы. Объясняют, почему бутылка приняла
прежнюю форму (воздух внутри нагрелся и стал давить на стенки бутылки, выпрямляя
их). Дети вносят в теплое помещение охлажденную бутылку без крышки, плотно закрыв
отверстие рукой. На отверстие кладут монету (она подпрыгивает). Объясняют, почему это
происходит (воздух в бутылке становится теплым, занимает больше места и выходит из
бутылки, толкая монету). Дети выносят бутылку без крышки на холод; через некоторое время заносят в помещение; быстро надевают воздушный шарик на горлышко; опускают бутылку в горячую воду (или согревают руками). Проверяет, что происходит с шариком.
Опыт №6
Тема: ЗЕМЛЯ — МАГНИТ.
Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.
Игровой материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной
английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.
Ход игры: Взрослый спрашивает у детей, что будет с булкой, если поднести к ней
магнит. Проверяют действие магнита булавку, поднося его разными полюсами, объясни
увиденное. Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по
алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность
воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла
разворачивается концом к магниту. Дети смазывают намагниченную иголку жиром,
аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают
стакан. Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем
рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и
иголки в стакане.
Опыт №7
Тема: КАК УВИДЕТЬ «МОЛНИЮ»?
Цель: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.
Игровой материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Ход игры: Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром
(или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно
разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она
наэлектризовалась, появился треск- проявление электричества).
Опыт №8
Тема: ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
Цель: Понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.
Игровой материал: Предметы: одного размера из разных материалов; разных размеров,
но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.
Ход игры: Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать,
притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия:
привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком,
подвешивают на резинку (тяжелые предметы сильнее растягивают резинку). Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.
Опыт №9
Тема: КАК НЕ ОБЖЕЧЬСЯ
Цель: Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному
(теплопроводность материалов).
Игровой материал: Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, нержавеющий
металл, скрепки, кусочки парафина или пластилина.
Ход игры: Дети помещают в горячую воду ложки из разных материалов так, чтобы в
воде была половина верхней части ложки. У верхней части ложки закрепляют с
помощью парафина скрепки. Дети отмечают, что ложки нагреваются, парафин течет,
скрепки падают. Выясняют, что с верхней части алюминиевой ложки скрепка падает
быстрее (алюминиевая ложка быстрее нагревается, передает тепло скрепке и парафину).
Взрослый предлагает детям поиграть в «веселых человечков»: дети делятся на две
команды, договариваются по секрету от взрослого о материале, которые они будут
представлять. Становятся ложками из разных материалов - «передают тепло» по-
разному, с разной скоростью. Взрослый угадывает материал, наблюдая за скоростью
«передачи тепла» детьми; уточняет, из какого материала посуда не нагревается быстро
(из пластмассы и дерева). На примере опыта с ложками дети отмечают, что у
пластмассовой и деревянной посуды нагреваются только те части, которые опущены в
горячую воду.
Опыт №10
Тема: ЧЕМ БЛИЖЕ, ТЕМ БЫСТРЕЕ.
Цель: Узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
Игровой материал: Пластилин, линейка, рейка метровой длины.
Ход игры: Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год
длится 365 дней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца). Дети под
руководством взрослого выполняют действия: лепят из пластилина два шарика размером с
грецкий орех; помещают один из них на конец линейки, а другой - на конец, более длинной
рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики
оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку. Отмечают, что шарик,
прикрепленный к линейке, упал быстрее. Эти действия напоминают движение планет,
которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий - за 88 земных дней, Плутон -
за 250,6 земных лет).
Дети делают вывод: чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней
год, так как она быстрее вращается вокруг него.