КАРТОТЕКА ИГР
Игры на знакомство
«Воробей»
Возраст:8-10 лет
Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает:
«Скачет, скачет воробей-бей-бей,
Собирает всех друзей-зей-зей,
Много, много разных нас-нас-нас,
Выйдут... (Леночки) сейчас-час-час».
Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку, и игра повторяется пока, не будут названы имена всех детей.
«Имя и фрукт»
Возраст: 10-12лет
Игра на знакомство, но в любом случае забавная. Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.
«Минутка»
Игроки должны в течении одной минуты рассказывать факты о себе: хобби, любимый жанр музыки, любимое время года и тп.
«Змея, змея…»
Правила:
Участники стоят в круге.
Начинает вожатый, подходя к кому-нибудь со словами: " Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу, хочешь быть моим хвостом?".
В ответ ребенок говорит: «отказаться не могу», называет свое имя и проползает под ногами змеи.
Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.
В конце голова ловит и «ест» хвост.
Аудитория: от 12 до 16 лет
Сложности: не подходит, если есть дети, например, в юбках, если напольное покрытие грязное, но в этом случае можно убрать часть с ползаньем по земле, а вместо этого просто вставать за человеком.
"Миксер"
Всем участникам игры раздаются листочки, на которых они указывают свой рост, цвет глаз, имя, знак зодиака, любимое блюдо, имя мамы, любимое животное. Даётся время, чтобы участники пообщались между собой. После этого, ведущий даёт задание. Например, соединиться в группы, где рост будет от 150-160 (или имена в алфавитном порядке).
«Вопросы»
Правила:
Каждый участник получает свой номер, и должен найти человека с таким-же номером, после того как два человека с одинаковым номером находит пару их задачей является ответить на три вопроса друг о друге.
Например, назови 3 своих положительных и 3 отрицательных качества на твой взгляд.
Каким животным ты бы мог себя охарактеризовать?
Какие три желания ты бы загадал(а) золотой рыбке?
Далее каждому нужно представить своего напарника и рассказать о нём.
«Вещи в поход»
Дети быстро запомнят, как кого зовут, так как каждый должен назвать свое имя и вещи, которые начинаются с буквы его имени. Эти вещи ребенок берет с собой в поход. Например, Витя пойдет в поход с валенком, веником, веером и т.д.
«Телеграмма»
Играющие становятся в круг и берутся за руки. Один из них говорит: «Я передаю телеграмму Вите (называет имя того, кому передает)». Телеграмма передается незаметным пожатием руки соседа, который в свою очередь передает ее следующему таким же образом и так далее, пока не дойдет до получателя. Получатель должен сообщить о получении телеграммы. Цель ведущего – заметить процесс передачи. Игрок, на котором замечен процесс передачи, – становиться ведущим. Право пересылки телеграммы переходит к бывшему ведущему.
«Я никогда не»
Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал, например, «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Паспорт»
Правила игры: каждый ребёнок получает листок бумаги. На нём дети должны сделать свой "паспорт", состоящий из своего портрета, имени и интересных фактов (3-5 факта). Затем готовые "паспорта" складываются в одно место и перемешиваются. Каждый ребёнок вытягивает один "паспорт" и по данным, которые описаны в нём, старается узнать чей он. При этом вся информация из "паспорта" зачитывается вслух.
Сложности: при большом количестве детей игра будет затянутой.
Игры на сплочение
«Счёт»
Правила:
Все стоят в кругу. Задача: посчитать до 10 (число зависит от кол-ва участников), так, чтобы в счете поучаствовал каждый. По очереди, не сговариваясь, дети начинают считать, если несколько человек одновременно называют одно и то же число или сбиваются, то игра начинается заново.
Сложности: для маленьких детей может оказаться сложным.
«Водяной»
Возраст:10-12
Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Дети двигаются по кругу со словами: "Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку". Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. "Водяной", не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. "Водяной" может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.
"Орешек"
Две команды садятся за столом с обеих сторон. В каждой команде -капитан. Капитан получает орешек и, пряча руки под столом, передает дальше. Неожиданно капитан другой команды говорит - стоп, руки на стол. Капитан должен понять, у кого находится орешек, а его команда может подсказывать. По его приказу игрок должен поднять руку, на которую он укажет. Если в ней орешек - команда забирает орешек. Если орешек не обнаружили, команда повторно прячет орешек.
«Стульчики»
Правила игры: Все становятся в круг очень плотно, так чтобы носок упирался в пятку впереди стоящему. Когда встали как надо, все начинают в таком положении медленно приседать – получается, что каждый садится на колени предыдущему. Если успешно сели – нужно попробовать так немного продержаться и встать обратно.
Сложности: игра может вызвать затруднение у маленьких детей.
"Льдина"
Для игры нужен коврик или плед, или газетный лист — смотря какого размера отряд. Все игроки должны поместиться на "льдине", чтоб никто не наступал мимо. После того как все успешно уместились, льдина уменьшается на четверть. Главная задача- снова всем поместиться и никого не "уронить".
«Брусок»
Участвовать может хоть два человека хоть весь отряд. Суть мероприятия в том. Что ребята приматываются к двум брускам ногами. Им необходимо пройти определенную дистанцию. Вначале вожатый просит их пройтись и них конечно же ничего не получится так как все шевелят ногами в разнобой. И вожатому необходимо натолкнуть их на мысль о командной работе.
«Фигура»
Участники становятся в круг держась за руки, по команде вожатого должны составить какую-либо геометрическую фигуру и не разрушая её пройтись до определенного места.
«Себе — соседу»
Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую — вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» — правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все. одновременно выполняют движения и произносят: «Себе — соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
«Гусеница»
Команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда – это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Игры на доверие
«Матрёшка»
Все играющие стоят в кругу (плечом к плечу). В центре круга - один игрок - он " Матрёшка ". Игрок - "Матрёшка" стоит с закрытыми глазами. " Матрёшка " падает вперёд, назад, вправо, влево. Все ребята, стоящие в кругу, поддерживают " Матрёшку " руками, не дают ей упасть.
Аудитория: 7 - 16 лет.
«Стена»
Возраст:15-17
Человек с закрытыми глазами идет в сторону либо стены, либо конца сцены. Его напарник должен в последний момент сказать "Стоп", чтобы человек остановился.
Техника безопасности: • Обеспечить физическую безопасность.
• Предупредить группу, что человеку для восприятия информации необходимо определенное время, что следует учитывать при подаче команды.
"Скала"
Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.
Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде
штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.
«Стулья»
Правила:
Все сидят по кругу на стульях, но так, чтобы каждый держался за соседа. Ведущий убирает стулья из-под игроков. Задача детей: удержаться в первоначальном положении, не упасть. В итоге каждый ребенок должен сидеть на коленях человека, стоящего сзади, и держаться за человека спереди.
Сложности: может не подойти младшему возрасту.
Аудитория: 12-16 лет
«Ура, меня любят!»
Возраст:12-17
Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!!!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
«Корабли и скалы»
Половина играющих – «корабли», половина – «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» – не допустить «кораблекрушение». Потом играющие меняются ролями.
«Доверие»
Участники разбиваются по парам, одному завязывают глаза, второй остается "зрячим", его задача прогуляться со своим напарником и обеспечить его прогулку безопасностью и приятным времяпрепровождением, после истечения времени партнеры меняются.
Аудитория: дети 12-16 лет.
Сложности: возможны проблемы, связанные с возрастной категорией, но игры можно адаптировать.
«Бегун»
Правила игры: дети встают в две колонки напротив друг друга и вытягивают руки вперёд. Один ребёнок встаёт в нескольких метрах от колонок, это бегун. Он должен пробежать в быстром темпе, не останавливаясь, между этими колонками. А дети в них должны поднять руки непосредственно перед проходом бегуна.
Сложности: игра довольно таки травмоопасна, поэтому её не стоит проводить на маленьких детях.
«Нота мммм…»
Ребята сидят в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м... на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.
Игры по ознакомлению с окружающим миром
«Верёвочка»
Участники завязывают глаза и берутся руками за веревку, за которую вы будете их вести. Отправляйтесь на прогулку. Старайтесь разнообразить маршрут: проходите между деревьев, построек, по открытой местности. Время от времени останавливайтесь и задавайте вопросы на подобии:
Где мы: на солнце или в тени?
Какие звуки вы слышите?
Где мы: на открытой местности или среди деревьев?
Дует ли ветер?
Как вы себя чувствуете?
Какие запахи вы чувствуете?
Изменилась ли поверхность, по которой мы идем?
Если участников много, то лучше разделить всех на две группы.
«Где спрятался зайчик!»
Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.
Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.
Ход игры:
Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д. Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.
«Где растет?»
Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.
Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинок. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.
После этого объявляется команда–победительница. Игра продолжается с другими командами.
«Наши друзья»
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.
Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма. Ход игры:
Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного
Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.
«Цветочный магазин»
Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду. Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.
Ход игры:
Выбирается ведущий, он продавец (вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке), остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.
«Почтальон принес посылку»
Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.
Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.
Ход игры:
Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.
«Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.
Материал: Мяч.
Ход игры:
Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.
Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным).
«Чудесный мешочек»
Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.
Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.
Ход игры:
Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.
Квест.
Квест — командная игра, и на каждой станции игрокам нужно как можно скорее пройти испытания. Точки сбора участников устанавливаются на небольшом расстоянии, так, чтобы детям было удобно передвигаться на местности.
Спорт – основа здоровья, и в лагере нередко придумывают спортивные развлечения, в которых задействованы все желающие из собранных отрядов. Наш квест представляется собой большую игру с прохождением в несколько станций. На каждой станции в качестве награды нужно заполучить часть картинки, на последнем испытании у участников игры должна получиться общая картинка с изображением чего-либо или кого-либо.
Первая станция. Старт. Ребят встречает ведущий, который предлагает несколько испытаний на выбор: 15 отжиманий (можно сократить), 20 приседаний, прыжки через разложенные обручи, подтягивания, подскоки на одной ноге – 20 раз, вращение обруча в течение минуты, пресс, подъем гантелей. Из списка участники могут выбрать три испытания и исполнить их, распределив между участниками команды.
Вторая станция. Воспитанников лагеря встречает инструктор спортивного ориентирования и предлагает ребятам, как настоящим походным туристам, собрать палатку.
Третья станция. Лыжная. На команду выдается пару лыж, но не простых, а с несколькими креплениями сразу для нескольких пар ног. По задумке, в игре должны принимать участие несколько ребят. Все они одновременно становятся на лыжню и по команде должны дойти до дерева, где спрятан фрагмент картины. Как только команда слаженно доберется до конца станции, она может отправляться к следующему испытанию.
Четвертая станция. Магазинная. Здесь игроков встречает продавец спортивного магазина. Сразу после приветствия он предлагает ребятам взвеситься и подсчитать общий вес команды. Все это нужно будет сделать в уме, сразу после правильного результата будет доступна новая подсказка. Взвешивать можно только тех, кто согласен на процедуру. При этом от команды желательно отобрать 5-8 человек, чтобы каждый отряд мог соревноваться в равном количестве людей на равных условиях.
Пятая станция. Велосипедная. Здесь помимо картинки ребят получат ценные призы. Тот, кто быстрее всех проедет полосу препятствий на велосипеде, получит подарок. Как только прозвучала команда «Старт», участник отправляется в путь на предоставленном велосипеде. Он объезжает препятствия (разложенные фишки или конусы), а после возвращается к команде.
В итоге ребята должны собрать целостную картинку из полученных цветных фрагментов.