Тема урока: Связь слов в предложении.
(4 «А» класс, программа «Перспектива»).
44.02.02 «Преподавание в начальных классах».
Методист: Ситникова Т. В. ________________
Классный руководитель: Татаринова А.Г. ________________
Волгоград, 2019 г.
6. Дидактические средства:
№ | Название, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы работы | Планируемые результаты УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности Цели: мотивация учения. | Прозвенел и смолк звонок. Пришла пора начать урок. Теперь садитесь за парты стройно, Работать старайтесь, ребята, достойно. Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Юрьевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Проверьте, готово ли ваше место к работе. На столе должны быть учебник, пенал и дневник. Если всё готово, покажите свою готовность правильной посадкой. | Приветствуют учителя. | Фронатальная | Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: действие смыслообразования; |
2. | Актуализация знаний Цели: применение изученных знаний при решении учебной задачи; | - Сегодня у нас необычный урок. Детективное агентство «Секрет» набирает молодых сотрудников и предлагает вам испытать себя в роли сыщиков и помочь отыскать старейшую артистку театра. Какими качествами должны обладать сыщики? За каждое правильно выполненное задание будете получать фрагмент её фото. В результате составите фоторобот и узнаете имя артистки. - Откройте тетради и запишите дату расследования и место проведения работы. И первым заданием будет списать, раскрывая скобки. (По)дула зима холодом. (Со)рвала листья (с)лесов, дубрав и (раз)метала их (по)дорогам. Стали птицы стайками (со)бираться. (Со)брались, (по)кричали и (по)летели (за)высокие горы, (за)синие моря в тёплые сраны. Выполните разбор по членам предложения третьего предложения Итак, давайте проверим. У всех ли правильно выполнено это задание? Хорошо, ребята! Первая часть фотографии уже открыта! | Ответы детей Записывают число и классная работа Один записывает на доске, остальные в тетраях. Выполняют задание | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса, и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; Коммуникативные: контроль, коррекция, прогнозирование, оценка действий; |
3. | Проблемное объяснение нового знания. Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока. | Составьте предложение из слов. Послышался, печальный, в, крик, журавлиный, небо. Запишите предложение в тетрадь. Назовите грамматическую основу предложения. Хорошо! Что будет являться подлежащим, а что сказуемым? Подчеркните подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Верно! Докажите связь подлежащего и сказуемого, поставьте вопрос от слова к слову. Найдите второстепенные члены, которые поясняют подлежащее. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому; Отлично! Обозначьте связь графически. Найдите второстепенные члены, которые поясняют сказуемое. Поставьте вопрос от главного слова к зависимому. Обозначьте связь графически. Как связаны слова в предложении? Какую роль играют главные члены предложения? Какую роль играют второстепенные члены предложения? Может ли быть предложение без главных членов? А без второстепенных членов? Почему? Скажите, мы можем сделать вывод, что все слова в предложении взаимосвязаны? Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? Отлично! Давайте попробуем сформулировать цель урока. Молодцы, ребята! Мы поставили тему и цель сегодняшнего урока! Нам доступен второй кусочек портрета неизвестной артистки. Есть предположения, кто это? | - В небе послышался печальный журавлиный крик. Выполняют работу в тетрадях. -Послышался крик. -Подлежащее-крик, а сказуемое-послышался. Глаголом и существительным Крик что сделал? Послышался. Послышался что? Крик. Печальный и журавлиный. Крик какой? Печальный. Крик чей? Журавлиный. В небе. Послышался в чём? В небе. Слова связаны между собой по смыслу, грамматически( от главного слова задаётся вопрос зависимому) Главные члены предложения-это основа всего предложения. Они поясняют и дополняют главные члены предложения. Нет -Да, может. -Потому что главные члены предложения-это основа, где находиться главный смысл предложения. -Да -Связь слов в предложении. - Научиться определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: постановка и формирование проблемы; Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения | А тем временем, мы идём далее. Ребята, откройте учебник на стр. 66 №101 Прочитайте задание к тексту. Прочитайте текст - Какие орфографические умения вам надо показать? - Как отличить предлог от приставки? Отлично! А теперь приступаем к работе. (Комментированное письмо.) Кто определит в первом выделенном предложении главные члены предложения? Снег всё время слетает с сосен длинными прядями. Молодец! Кто выделит грамматическую основу в следующем предложении? Слетает он от ветра и оттого, что по соснам прыгают белки. Отлично! Дом стоит у самого моря И последнее предложение. Иногда дикие гуси, прилетевшие в этом году слишком рано, садятся на воду и кричат. Хорошо! Мы смогли справиться с этим заданием и нас за это наградили ещё одной частью портрета неизвестной актрисы! | Читают задание и текст -Правописание предлогов и приставок - Чтобы отличить приставку от предлога, попробуй в том месте, где возник вопрос, вставить другое слово. Можно вставить слово, значит, это предлог, пишется раздельно. Нельзя вставить слово, значит, это приставка, пишется со словом слитно. Пишут в тетради с пояснением правил написания предлога и приставки. Один работает у доски, остальные в тетрадях. -Снег слетает Снег-сущ., слетает-глаг. Слетает-сказуемое, выражено глаголом, он-подлежащее, выраженное местоимением. Вторая грамматическая основа- прыгают белки. Прыгают-сказуемое, выраженное глаг., белки-подлежащее, выраженное существительным. Дом стоит. Дом- это подлежащее, выраженное сущ., стоит –сказуемое, выраженное глаголом. Грамматическая основа- гуси садятся и кричат. Гуси-подлежащее, выраженное существительным, садятся и кричат-это сказуемые, выраженные глаголом. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательное: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками |
5. | Реализация построенного проекта - зафиксировать новое содержание урока | Физминутка. Любому сыщику нужен отдых! Вот и мы с вами немного отдохнём. Отлично! Продолжаем дальше раскрывать наше дело. Ребята, на экране буду появляться предложения. Ваша задача-назвать в них главные и второстепенные члены. 1)В лесу живёт колючий ёж. Верно! 2) Сонная природа не проснулась. Молодцы! | Выполняют движения. Ёж живёт-подлежащее и сказуемое. Живёт где? В чём? Это дополнение. Ёж какой? Колючий. Определение Природа не проснулась-подлежащее и сказуемое. Природа какая? Сонная. Это определение. | Фронтальная | Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | А сейчас самый главный этап нашего расследования. У вас на столах карточки с заданием. Вам нужно составить из данных слов четыре предложения. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Прочитайте получившийся текст. Сдаём листочки. А теперь давайте посмотрим, как вы должны были выполнить это задание. В Москве есть удивительный театр. На сцене выступают медведи, обезьяны, лисицы, слоны. Детям встреча со зверями приносит много радости. Актёров готовит Наталья Юревна Дурова. Итак, ребята, о каком театре идёт речь? И действительно - это необычный театр, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между Человеком и Природой. Здесь живут рядом быль и сказка. Представления проходят с участием самых разнообразных животных. А главной актрисой является ворона. (На экране портрет вороны) | Выполняют задание самостоятельно. Читают получившийся текст Ответы детей. | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные: умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; Личностное: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; |
|
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать новое содержание урока; Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Какая была тема нашего урока? Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы с вами цели? Что нового было сегодня на уроке? Закончите предложения: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Скажите, а чем обычно заканчивается интересный спектакль в театре, если он понравился зрителям? Тогда давайте друг другу поапплодируем за плодотворную работу. | -Связь слов в предложениях. - Научиться определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении, ставить вопрос от главного слова к зависимому. Ответы детей. -Апплодисментами | Фронтальная | Регулятивные: самооценка, взаимооценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли; |