Опыт 1 Вода поднимается вверх.
Ход опыта:
1. Налей в банку воду и подкрась ее несколькими каплями чернил.
2. Опусти в подкрашенную воду ветку сельдерея и поставь банку в теплое место.
Результат: несколько часов спустя и ветка, и листики приобретут цвет чернил.
Это потому…что на срезе ветки сельдерея ты можешь увидеть маленькие дырочки, через которые подкрашенная вода поднялась к листьям. Вода в тонких трубочках поднимается вверх, словно что-то ее притягивает. Это явление называется капиллярностью. Оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям. Таким же способом ты можешь окрасить белые цветы.
Опыт 2 Можно ли увеличить силу воды?
Ход опыта:
1. С помощью гвоздя сделай вертикальный ряд отверстий на одной бутылке и горизонтальный – на другой. Отверстия должны быть одного размера.
2. Заклей отверстия скотчем.
3. Затем наполни бутылки водой и сними скотч.
Результат: Струйки воды, выбрасываемые из бутылки с горизонтальными отверстиями, будут одной длины. В бутылки с вертикальными отверстиями дальше всего выбрасывается вода из нижнего, а ближе всего – из верхнего отверстия.
Это потому…что вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэтому она выдавливается из отверстий с определенной силой. Эта сила будет тем больше, чем больше вес воды над выходным отверстием, то есть там, где больше глубина воды.
Опыт 3 Почему тепло приводит воду в движение?
Ход опыта:
1. Наполни емкость холодной водой.
2. Капни несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой и закрой ее.
3. Опусти баночку на дно большой емкости и сними крышку.
Результат: окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через небольшое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз.
Это потому…что вода состоит из маленьких частиц, называемых молекулами. Тепло увеличивает скорость их движения. Они отталкиваются друг от друга. Вода становится менее плотной и поэтому более легкой. Вот почему окрашенная горячая вода плавает над холодной. Как только вода остынет, она смешается с остальной водой.
Опыт 4 Как получаются мыльные пузыри?
Ход опыта:
1. Смочи рабочую поверхность.
2. Обмакни соломинку в мыльный раствор, выдуй пузырь и осторожно положи на стекло – получится купол.
3. Хорошо смочи соломинку в мыльном растворе, осторожно проткни купол и подуй в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера.
4. Повтори процедуру в третий раз (действуй очень осторожно. Каждый новый купол не должен соприкасаться с предыдущим).
Результат: каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и приводит к его увеличению
Это потому…что внутри мыльного пузыря находится воздух. Появление нового пузыря увеличивает объем предыдущего благодаря упругости, которую придает ему мыло.
Опыт 5 Почему одни тела тонут, а другие нет?
Ход опыта:
1. Наполни тазик водой.
2. Сделай из пластилина лодочку и пусти на воду.
3. Вытащи лодочку, сомни в комок и опусти его в воду.
Результат: лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно.
Это потому…что чем больше воды вытесняется предметов во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх.
Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами и, следовательно, вытесняют больший вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она и держит их на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности. Этот пример поможет тебе понять, что плавучесть предмета часто зависит от его формы.
Опыт 6 Почему тепло сушит мокрые предметы?
Ход опыта:
1. Наполни два стакана водой до одного уровня и отметь уровень фломастером.
2. Один из стаканов накрой блюдцем.
3. Поставь оба стакана в теплое место (к батарее или на солнце)
Результат: на следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не изменится.
Это потому…что часть воды в открытом стакане под воздействием тепла испарилась, превратилась в мельчайшие, невидимые частицы водяного пара. Они смешались с окружающим воздухом и рассеялись. Вот почему вывешенное на солнце мокрое белье высыхает. Помимо тепла, испарению способствует ветер. Он срывает водяной пар с мокрого предмета и насыщает им окружающий воздух.
Опыт 7 Только ли тепло может растопить лёд?
Ход опыта:
1. Наполни отделения ванночки водой.
2. В одно из отделений положи на воду спичку, она не утонет.
3. Поставь ванночку в морозильную камеру и дождись, когда вода замерзнет.
4. Спичка окажется вмороженной в лед. Как вытащить ее, не дожидаясь, когда лед растает?
5. Посыпь соль на кубик, в котором заморожена спичка.
Результат: 30 секунд спустя ты сможешь без труда вытащить спичку.
Это потому…что поверхностный слой льда растаял. Дело в том, что чистая вода замерзает при температуре 0°C, а соленая при -20°C. Поэтому зимой улицы посыпают солью.
Опыт 8 Растворяется… Не растворяется…
Ход опыта:
1. Наполни водой все стопки.
2. Всыпь в каждую стопку свое вещество.
Результат: некоторые вещества (сахар, соль, мед, растворимый кофе) растворяется в воде. Другие вещества (песок, рис, молотый кофе) не растворяются. Пока воду размешивают, они находятся в взвешенном состоянии, а потом оседают на дно или всплывают вверх.
Это потому…что одни вещества полностью растворяются в воде. При этом молекулам воды удается проникнуть между молекулами вещества и разделить их друг от друга. В этом случае мы получаем раствор. Если же молекулы вещества не поддаются разделению, то оно не растворяется в воде и остается видимым.
Опыт 9 Испаряются ли растворённые вещества вместе с водой?
Ход опыта:
1. Налей горячую воду в оба стакана.
2. Насыпай в оба стакан соль до тех пор, пока она не перестанет растворяется.
3. Соедини оба стакана нитью так, чтобы большая ее часть весела между ними. Под нить поставь блюдце.
Результат: через несколько дней на нити на блюдце образуются кристаллы соли.
Это потому…что раствор соленой воды поднимается по нити вверх (помнишь капиллярность?) Вода растворяется (и с блюдца тоже), остается только соль, которая образует кристаллы. Это значит, что ее молекулы приобретают правильную геометрическую структуру.
Опыт 10 Почему вода искажает изображения предметов?
Ход опыта:
1. Наполни стакан водой и добавь немного молока.
2. В темной комнате зажги фонарик и направь луч света сверху вниз. Луч должен падать на поверхность воды под наклоном.
3. Проследи путь луча по воде.
4. Налей в стакан чистую воду и погрузи туда соломинку.
Результат: световые лучи, попадая в воду, меняют наклон. Соломинка покажется сломанной на границе раздела между водой и воздухом.
Это потому… что при переходе луча из воздуха, и вообще из одного прозрачного вещества в другое скорость света меняется. Меняется и направление луча. Это явление называется преломление и приводи к тому, что иногда нам кажется, будто предмет занимает положение иное, чем на самом деле. Погруженная часть соломинки нам кажется смещенной по отношению к наружной, хотя на самом деле это не так.
Опыт 11 Какого цвета свет?
Ход опыта:
1
. Начерти с помощью циркуля круг диаметром 10 см. Раздели его на 7 одинаковых секторов (с помощью транспортира). Каждый сектор должен быть ~51 градус.
2. Раскрась в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
3. В центре кружка поставь карандаш острием вниз.
4. Запусти получившийся волчок.
Результат: во время вращения цвета сливаются, и круг кажется почти белым.
Это потому…что смесь семи цветов, получаемая при вращении диском, дает беловаты оттенок.
Опыт 12 Почему небо меняет свой цвет?
Ход опыта:
1. Наполни банку водой, наполни несколько капель молока.
2. Включи фонарик и направь свет сверху вниз.
3. Теперь направь луч фонарика на стенку банки и посмотри на свет, проходящий через воду.
Результат: вода имеет голубоватый свет, а затем она приобрела розоватый цвет, а та ее часть, через которую проходит свет фонарика – оранжево-желтый.
Это потому…что вода, забеленная молоком, по-разному преломляет лучи, в зависимости от положения солнца в небе.
Опыт 13 Как устроен наш глаз?
Ход опыта:
1. Наполни вазу водой.
2. Прислони к воде черную картонку и маленьким отверстием.
3. С другой стороны вазы установи белый картон.
4. Погаси в комнате свет, закрепи лампочку на краю стола на уровне отверстия картонки и включи ее.
Результат: на белом картоне появится перевернутое изображение лампочки.
Это потому…что свет от лампочки проходит через отверстие в черном картоне и преломляется в вазе с водой, которое действует как линза. Затем лучи света попадают на белую картонку и рисуют на ней перевернутое изображение лампочки.
Опыт 14 Почему предметы падают вниз?
Ход опыта:
1. Согни один из двух листов бумаги.
2. Встань на стул и с одной высоты сбрось одновременно обыкновенный и смятый листы.
Результат: смятый листок падает на пол быстрее: он падает по прямой, а ровный рыская и медленно планируя.
3. Карты, брошенные плашмя, летят медленнее, чем карты, брошенные ребром.
Это потому…что, если бы не было воздуха, все предметы падали на землю вертикально и с одинаковой скоростью под воздействием силы притяжения. Чем больше поверхность падающего предмета, тем большее сопротивление оказывает воздух и тем медленнее и беспорядочнее падает предмет.
Опыт 15 Почему предметы электризуются?
Ход опыта:
1. Надуй шарик и хорошо натри его шерстяной тканью.
2. Поднеси шарик, не каясь, к кусочкам бумаги.
Результат: бумага поднимется и прилипнем к шарику.
3. Снова потри шарик и поднеси его к стене.
Результат: шарик прилипнет к стенке.
4. Еще раз поднеси шарик и поднеси его к струе воды.
Результат: струя воды изгибается в сторону шарика.
Это потому…что при трении шарика о шерстяную ткань, он электризуется и приобретает способность притягивать к себе тела, как магнит. Попробуй поднести шарик к своим волосам – они поднимутся кверху.
Опыт 16 Почему наэлектризованные предметы либо отталкиваются, либо притягиваются? Упрямые воздушные шарики?
Ход опыта:
1. Надуй 2 шарика и привяжи их к 2 концам одной нити.
2. Потри оба шарика шерстяной тканью.
3. Возьмись за середину нити так, чтобы оба шарика повисли на одном уровне.
Результат: шарики отталкиваются друг от друга.
4. Между шариками вставь лист бумаги.
Результат: шарики сближаются.
Это потому…что предметы их одного и того же материала приобретают одинаковый заряд. А так как одноименные разряды отталкиваются, то шарики, отрицательный заряд, удаляются друг от друга. Лист бумаги не наэлектризован, но имеет одинаковое количество + и – зарядов; его положительные заряды притягивают отрицательные заряды шарика.
Опыт 17 Видят ли два глаза лучше, чем один?
Ход опыта:
1. Поставить на листе точку.
2. Встань от листа на расстоянии 75 см.
3. Закрой один глаз и попробуй попасть карандашом в нарисованную точку.
Результат: при первой попытке карандаш коснется листа далеко от точки.
4. Возьми в руки ручку и колпачок от нее. Закрой один глаз и попробуй надеть колпачок на ручку.
Результат: при первой попытке ручка и колпачок не встретятся.
Это потому…что наши глаза передают в мозг два несколько отличных изображений одного изображения, так как видят его, под разными углами. Мозг синтезирует эти два изображения в одно объемное. Именно благодаря стереоскопическому зрению мозг способен определять расстояние для предметов. Когда один глаз закрыт очень трудно скоординировать движения – в частности, попасть в точку или надеть колпачок на ручку.
Опыт 18 Только ли руки чувствуют то, к чему мы прикасаемся?
Ход опыта:
1. Прикоснись ватным тампоном сначала к наружной стороне кисти, а потом к ладони.
2. Коснись тампонам разных частей тела: лица, руки, ноги, живота, спины.
3. Коснись чайной ложкой языка, десен, внутренней части щек.
Результат: все части тела способны ощущать прикосновение того или иного предмета.
Это потому… что осязательные рецепторы расположены по всей коже. Они способны воспринимать прикосновение и передавать этот сигнал в мозг.
Опыт 19 Можно ли помочь уху слышать лучше?
Ход опыта:
1. Сверни ватман воронкой и закрепи края.
2. Включи радио, но очень тихо.
3. Узкую часть воронки прислони к уху, а широкую поднеси к приемнику.
Результат: ты четко слышишь звук радиоприемника.
4. Узкую часть воронки поднеси к губам и произнеси что-нибудь.
Результат: звук твоего голоса становится громче, усиливается, и его может услышать даже человек, стоящий в отдалении.
Это потому…что ты сделал примитивный рупор. Он в состоянии усиливать звук и направлять его к твоему уху (позволяя услышать тихие звуки) или позволяет услышать твой голос.
Опыт 20 Окрашиваем цветок
Ход опыта: свежесрезанный цветок (например, гвоздика или нарцисс), ваза с водой, пищевой краситель или чернила.
1. Обрежь цветок, оставив около 5 см стебля.
2. Добавь в цветочную вазу несколько капель красителя.
3. Поставь цветок в воду на несколько часов. Через некоторое время лепестки начнут окрашиваться под цвет воды в вазе.
Результат: Цветок «всасывает» окрашенную воду через узкие сосуды-трубочки в стебле. Этот опыт наглядно демонстрирует, что капиллярные силы могут преодолеть силу гравитации.
Опыт 21 Извержение вулкана
Цель:
-познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;
-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
- развивать аккуратность, взаимопомощь
Материал:
- картинки с изображением вулканов;
-карта России;
- поддоны;
- картон, клей, сода
- уксус;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость; - листы бумаги;
- цветные карандаши (для фиксации наблюдений)
- чайные ложки;
- пипетка.
Предварительная работа: изготовление макета гор.
Ход занятия:
- я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.
"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."
Воспитатель:
-Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?
- Похож на пирамиду, конус.
- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?
-На большую яму,
- Верно, как называется эта часть вулкана?
- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.
-Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.
- Хотите хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана:
- я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы, у нас тут и кратер в ней имеется?
Воспитатель начинает проведение опыта с детьми.
- Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет
- Ребята, а давайте попробуем "запустить" наш вулкан, Воспитатель готовит раствор и заливает его в "жерло" вулкана. Наблюдаем "извержение " вулкана.
- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно" У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.
- Сейчас давайте нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме "Вулкан". Рисуют, воспитатель отбирает рисунки подходящие для заполнения "Папки исследователя" (Дети работают с ней по разным темам)