СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборник включены опыты, эксперименты, исследования для детей дошкольного возраста, направленные на формирование у них познавательного интереса, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Просмотр содержимого документа
«Картотека опытов по познавательно-исследовательской деятельности»

Опыт 1 Вода поднимается вверх.

Ход опыта:

1. Налей в банку воду и подкрась ее несколькими каплями чернил.

2. Опусти в подкрашенную воду ветку сельдерея и поставь банку в теплое место.

Результат: несколько часов спустя и ветка, и листики приобретут цвет чернил.

Это потому…что на срезе ветки сельдерея ты можешь увидеть маленькие дырочки, через которые подкрашенная вода поднялась к листьям. Вода в тонких трубочках поднимается вверх, словно что-то ее притягивает. Это явление называется капиллярностью. Оно позволяет корням растений всасывать воду из почвы и направлять ее к листьям. Таким же способом ты можешь окрасить белые цветы.

Опыт 2 Можно ли увеличить силу воды?

Ход опыта:

1. С помощью гвоздя сделай вертикальный ряд отверстий на одной бутылке и горизонтальный – на другой. Отверстия должны быть одного размера.

2. Заклей отверстия скотчем.

3. Затем наполни бутылки водой и сними скотч.

Результат: Струйки воды, выбрасываемые из бутылки с горизонтальными отверстиями, будут одной длины. В бутылки с вертикальными отверстиями дальше всего выбрасывается вода из нижнего, а ближе всего – из верхнего отверстия.

Это потому…что вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки. Поэтому она выдавливается из отверстий с определенной силой. Эта сила будет тем больше, чем больше вес воды над выходным отверстием, то есть там, где больше глубина воды.


Опыт 3 Почему тепло приводит воду в движение?

Ход опыта:

1. Наполни емкость холодной водой.

2. Капни несколько капель чернил в маленькую баночку, наполненную горячей водой и закрой ее.

3. Опусти баночку на дно большой емкости и сними крышку.

Результат: окрашенная вода выходит из баночки и поднимается вверх. Через небольшое время окрашенная вода смешивается с холодной и опускается вниз.

Это потому…что вода состоит из маленьких частиц, называемых молекулами. Тепло увеличивает скорость их движения. Они отталкиваются друг от друга. Вода становится менее плотной и поэтому более легкой. Вот почему окрашенная горячая вода плавает над холодной. Как только вода остынет, она смешается с остальной водой.


Опыт 4 Как получаются мыльные пузыри?

Ход опыта:

1. Смочи рабочую поверхность.

2. Обмакни соломинку в мыльный раствор, выдуй пузырь и осторожно положи на стекло – получится купол.

3. Хорошо смочи соломинку в мыльном растворе, осторожно проткни купол и подуй в соломинку – внутри образуется купол меньшего размера.

4. Повтори процедуру в третий раз (действуй очень осторожно. Каждый новый купол не должен соприкасаться с предыдущим).

Результат: каждый последующий пузырь занимает место в центре предыдущего и приводит к его увеличению

Это потому…что внутри мыльного пузыря находится воздух. Появление нового пузыря увеличивает объем предыдущего благодаря упругости, которую придает ему мыло.






Опыт 5 Почему одни тела тонут, а другие нет?

Ход опыта:

1. Наполни тазик водой.

2. Сделай из пластилина лодочку и пусти на воду.

3. Вытащи лодочку, сомни в комок и опусти его в воду.

Результат: лодочка не тонет, а комок пластилина опустился на дно.

Это потому…что чем больше воды вытесняется предметов во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Пластилиновая лодочка и крышка от кастрюли вытесняют воду не только своим телом, но и своими пустотами и, следовательно, вытесняют больший вес воды, чем весят сами. На них действует выталкивающая сила, превышающая их вес. Она и держит их на плаву. Пластилиновый комок и крышка, опущенная вертикально, вытесняют меньше воды. И так как погружаемый объем в этом случае меньше, то выталкивающей силы недостаточно, чтобы они остались на поверхности. Этот пример поможет тебе понять, что плавучесть предмета часто зависит от его формы.

Опыт 6 Почему тепло сушит мокрые предметы?

Ход опыта:

1. Наполни два стакана водой до одного уровня и отметь уровень фломастером.

2. Один из стаканов накрой блюдцем.

3. Поставь оба стакана в теплое место (к батарее или на солнце)

Результат: на следующий день уровень воды в открытом стакане станет значительно ниже, а в закрытом почти не изменится.

Это потому…что часть воды в открытом стакане под воздействием тепла испарилась, превратилась в мельчайшие, невидимые частицы водяного пара. Они смешались с окружающим воздухом и рассеялись. Вот почему вывешенное на солнце мокрое белье высыхает. Помимо тепла, испарению способствует ветер. Он срывает водяной пар с мокрого предмета и насыщает им окружающий воздух.

Опыт 7 Только ли тепло может растопить лёд?

Ход опыта:

1. Наполни отделения ванночки водой.

2. В одно из отделений положи на воду спичку, она не утонет.

3. Поставь ванночку в морозильную камеру и дождись, когда вода замерзнет.

4. Спичка окажется вмороженной в лед. Как вытащить ее, не дожидаясь, когда лед растает?

5. Посыпь соль на кубик, в котором заморожена спичка.

Результат: 30 секунд спустя ты сможешь без труда вытащить спичку.

Это потому…что поверхностный слой льда растаял. Дело в том, что чистая вода замерзает при температуре 0°C, а соленая при -20°C. Поэтому зимой улицы посыпают солью.









Опыт 8 Растворяется… Не растворяется…

Ход опыта:

1. Наполни водой все стопки.

2. Всыпь в каждую стопку свое вещество.

Результат: некоторые вещества (сахар, соль, мед, растворимый кофе) растворяется в воде. Другие вещества (песок, рис, молотый кофе) не растворяются. Пока воду размешивают, они находятся в взвешенном состоянии, а потом оседают на дно или всплывают вверх.

Это потому…что одни вещества полностью растворяются в воде. При этом молекулам воды удается проникнуть между молекулами вещества и разделить их друг от друга. В этом случае мы получаем раствор. Если же молекулы вещества не поддаются разделению, то оно не растворяется в воде и остается видимым.



Опыт 9 Испаряются ли растворённые вещества вместе с водой?

Ход опыта:

1. Налей горячую воду в оба стакана.

2. Насыпай в оба стакан соль до тех пор, пока она не перестанет растворяется.

3. Соедини оба стакана нитью так, чтобы большая ее часть весела между ними. Под нить поставь блюдце.

Результат: через несколько дней на нити на блюдце образуются кристаллы соли.

Это потому…что раствор соленой воды поднимается по нити вверх (помнишь капиллярность?) Вода растворяется (и с блюдца тоже), остается только соль, которая образует кристаллы. Это значит, что ее молекулы приобретают правильную геометрическую структуру.

Опыт 10 Почему вода искажает изображения предметов?

Ход опыта:

1. Наполни стакан водой и добавь немного молока.

2. В темной комнате зажги фонарик и направь луч света сверху вниз. Луч должен падать на поверхность воды под наклоном.

3. Проследи путь луча по воде.

4. Налей в стакан чистую воду и погрузи туда соломинку.

Результат: световые лучи, попадая в воду, меняют наклон. Соломинка покажется сломанной на границе раздела между водой и воздухом.

Это потому… что при переходе луча из воздуха, и вообще из одного прозрачного вещества в другое скорость света меняется. Меняется и направление луча. Это явление называется преломление и приводи к тому, что иногда нам кажется, будто предмет занимает положение иное, чем на самом деле. Погруженная часть соломинки нам кажется смещенной по отношению к наружной, хотя на самом деле это не так.


Опыт 11 Какого цвета свет?

Ход опыта:

1 . Начерти с помощью циркуля круг диаметром 10 см. Раздели его на 7 одинаковых секторов (с помощью транспортира). Каждый сектор должен быть ~51 градус.

2. Раскрась в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. В центре кружка поставь карандаш острием вниз.

4. Запусти получившийся волчок.

Результат: во время вращения цвета сливаются, и круг кажется почти белым.

Это потому…что смесь семи цветов, получаемая при вращении диском, дает беловаты оттенок.


Опыт 12 Почему небо меняет свой цвет?

Ход опыта:

1. Наполни банку водой, наполни несколько капель молока.

2. Включи фонарик и направь свет сверху вниз.

3. Теперь направь луч фонарика на стенку банки и посмотри на свет, проходящий через воду.

Результат: вода имеет голубоватый свет, а затем она приобрела розоватый цвет, а та ее часть, через которую проходит свет фонарика – оранжево-желтый.

Это потому…что вода, забеленная молоком, по-разному преломляет лучи, в зависимости от положения солнца в небе.

Опыт 13 Как устроен наш глаз?

Ход опыта:

1. Наполни вазу водой.

2. Прислони к воде черную картонку и маленьким отверстием.

3. С другой стороны вазы установи белый картон.

4. Погаси в комнате свет, закрепи лампочку на краю стола на уровне отверстия картонки и включи ее.

Результат: на белом картоне появится перевернутое изображение лампочки.

Это потому…что свет от лампочки проходит через отверстие в черном картоне и преломляется в вазе с водой, которое действует как линза. Затем лучи света попадают на белую картонку и рисуют на ней перевернутое изображение лампочки.


Опыт 14 Почему предметы падают вниз?

Ход опыта:

1. Согни один из двух листов бумаги.

2. Встань на стул и с одной высоты сбрось одновременно обыкновенный и смятый листы.

Результат: смятый листок падает на пол быстрее: он падает по прямой, а ровный рыская и медленно планируя.

3. Карты, брошенные плашмя, летят медленнее, чем карты, брошенные ребром.

Это потому…что, если бы не было воздуха, все предметы падали на землю вертикально и с одинаковой скоростью под воздействием силы притяжения. Чем больше поверхность падающего предмета, тем большее сопротивление оказывает воздух и тем медленнее и беспорядочнее падает предмет.


Опыт 15 Почему предметы электризуются?

Ход опыта:

1. Надуй шарик и хорошо натри его шерстяной тканью.

2. Поднеси шарик, не каясь, к кусочкам бумаги.

Результат: бумага поднимется и прилипнем к шарику.

3. Снова потри шарик и поднеси его к стене.

Результат: шарик прилипнет к стенке.

4. Еще раз поднеси шарик и поднеси его к струе воды.

Результат: струя воды изгибается в сторону шарика.

Это потому…что при трении шарика о шерстяную ткань, он электризуется и приобретает способность притягивать к себе тела, как магнит. Попробуй поднести шарик к своим волосам – они поднимутся кверху.

Опыт 16 Почему наэлектризованные предметы либо отталкиваются, либо притягиваются? Упрямые воздушные шарики?

Ход опыта:

1. Надуй 2 шарика и привяжи их к 2 концам одной нити.

2. Потри оба шарика шерстяной тканью.

3. Возьмись за середину нити так, чтобы оба шарика повисли на одном уровне.

Результат: шарики отталкиваются друг от друга.

4. Между шариками вставь лист бумаги.

Результат: шарики сближаются.

Это потому…что предметы их одного и того же материала приобретают одинаковый заряд. А так как одноименные разряды отталкиваются, то шарики, отрицательный заряд, удаляются друг от друга. Лист бумаги не наэлектризован, но имеет одинаковое количество + и – зарядов; его положительные заряды притягивают отрицательные заряды шарика.


Опыт 17 Видят ли два глаза лучше, чем один?

Ход опыта:

1. Поставить на листе точку.

2. Встань от листа на расстоянии 75 см.

3. Закрой один глаз и попробуй попасть карандашом в нарисованную точку.

Результат: при первой попытке карандаш коснется листа далеко от точки.

4. Возьми в руки ручку и колпачок от нее. Закрой один глаз и попробуй надеть колпачок на ручку.

Результат: при первой попытке ручка и колпачок не встретятся.

Это потому…что наши глаза передают в мозг два несколько отличных изображений одного изображения, так как видят его, под разными углами. Мозг синтезирует эти два изображения в одно объемное. Именно благодаря стереоскопическому зрению мозг способен определять расстояние для предметов. Когда один глаз закрыт очень трудно скоординировать движения – в частности, попасть в точку или надеть колпачок на ручку.







Опыт 18 Только ли руки чувствуют то, к чему мы прикасаемся?

Ход опыта:

1. Прикоснись ватным тампоном сначала к наружной стороне кисти, а потом к ладони.

2. Коснись тампонам разных частей тела: лица, руки, ноги, живота, спины.

3. Коснись чайной ложкой языка, десен, внутренней части щек.

Результат: все части тела способны ощущать прикосновение того или иного предмета.

Это потому… что осязательные рецепторы расположены по всей коже. Они способны воспринимать прикосновение и передавать этот сигнал в мозг.


Опыт 19 Можно ли помочь уху слышать лучше?

Ход опыта:

1. Сверни ватман воронкой и закрепи края.

2. Включи радио, но очень тихо.

3. Узкую часть воронки прислони к уху, а широкую поднеси к приемнику.

Результат: ты четко слышишь звук радиоприемника.

4. Узкую часть воронки поднеси к губам и произнеси что-нибудь.

Результат: звук твоего голоса становится громче, усиливается, и его может услышать даже человек, стоящий в отдалении.

Это потому…что ты сделал примитивный рупор. Он в состоянии усиливать звук и направлять его к твоему уху (позволяя услышать тихие звуки) или позволяет услышать твой голос.


Опыт 20 Окрашиваем цветок

Ход опыта: свежесрезанный цветок (например, гвоздика или нарцисс), ваза с водой, пищевой краситель или чернила.

1. Обрежь цветок, оставив около 5 см стебля.

2. Добавь в цветочную вазу несколько капель красителя.

3. Поставь цветок в воду на несколько часов. Через некоторое время лепестки начнут окрашиваться под цвет воды в вазе.

Результат: Цветок «всасывает» окрашенную воду через узкие сосуды-трубочки в стебле. Этот опыт наглядно демонстрирует, что капиллярные силы могут преодолеть силу гравитации.



Опыт 21 Извержение вулкана

Цель:

-познакомить детей с природным явлением - вулканом, причиной его извержения;

-развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме;

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- развивать аккуратность, взаимопомощь

Материал:

- картинки с изображением вулканов;

-карта России;

- поддоны;

- картон, клей, сода

- уксус;

- сухая красная краска;

- моющая жидкость; - листы бумаги;

- цветные карандаши (для фиксации наблюдений)

- чайные ложки;

- пипетка.

Предварительная работа: изготовление макета гор.

Ход занятия:

- я знаю, что такое вулкан и даже могу научить вас несложному опыту с извержением вулкана, но сначала я расскажу вам одну легенду о вулкане.

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами."

Воспитатель:

-Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Посмотрите, это на вид обычная гора называется она спящий вулкан, а это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож?

- Похож на пирамиду, конус.

- Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

-На большую яму,

- Верно, как называется эта часть вулкана?

- Вершина горы, из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

-Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато - оранжевая пасть - это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

- Хотите хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана:

- я вас научу, как сделать вулкан из вашей замечательной горы, у нас тут и кратер в ней имеется?

Воспитатель начинает проведение опыта с детьми.

- Ребята, давайте склеим из картона конус, это будет основание вулкана. Из чего сделаем жерло? Давайте вставим внутрь конуса стаканчик из-под йогурта. Из чего же нам сделать лаву? Я знаю формулу ее приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость на моей формуле обозначена особым знаком. Что он означает? (Дети уже знакомы с этим.) Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость - уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами? Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет

- Ребята, а давайте попробуем "запустить" наш вулкан, Воспитатель готовит раствор и заливает его в "жерло" вулкана. Наблюдаем "извержение " вулкана.

- Ребята, разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно" У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах. Давайте найдем их на карте России.

- Сейчас давайте нарисуем вулкан и заполним нашу папку исследователя по теме "Вулкан". Рисуют, воспитатель отбирает рисунки подходящие для заполнения "Папки исследователя" (Дети работают с ней по разным темам)