Карточка 1
Основные строевые термины
Строй – размещение занимающихся для совместных действий.
Фланг – правая и левая оконечности строя.
Фронт – сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
Интервал – расстояние по фронту между занимающимися.
Дистанция – расстояние между занимающимися в глубину строя в колонне.
Направляющий – занимающийся, двигающийся в колонне первым в указанном направлении.
Замыкающий – занимающийся, двигающийся в колонне последним.
Шеренга – строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.
Колонна – строй, в котором занимающиеся размещены в затылок друг другу.
Карточка 2
Строевые приемы
«Становись!» - команда, по которой учащиеся становятся в указанный учителем строй и принимают строевую (основную) стойку.
«Равняйсь!» - по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.
«Смирно!» - команда, при которой учащиеся быстро принимают строевую стойку.
«Вольно!» - стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.
«Отставить!» - команда, при которой учащиеся принимают положение предшествующее этой команде.
«Разойдись!» - команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.
Расчет группы учащихся производится: по команде «По порядку рассчитайсь!», при завершении расчета левофланговый делает шаг вперед и произносит «Расчет окончен!»;«На первый-второй рассчитайсь!»; «По три (четыре) – рассчитайсь!».
Повороты на месте и в движении выполняются по командам: «Напра-во!», «Нале-во!», «Полповорота напра-во (нале-во)!», «Кругом!».
Карточка 3
Построения и перестроения
Построения - действия учащихся по команде или распоряжению преподавателя для принятия определенного строя.
Построение в шеренгу осуществляется по команде «Класс, в одну (две и т.д.) шеренгу – становись!»
Построение в колону осуществляется по команде: «В колонну по одному (два и т.д.) – становись!»
Перестроение – действия учащихся по команде или распоряжению учителя, связанные с переменной вида строя.
Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: «В две шеренги – стройся!», по этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»).Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу – стройся!».
Перестроение из одной шеренги втри выполняется после предварительного расчета на три. Для этого подается команда: «В три шеренги – стройся!».Перестроения из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три) производится по команде: «В колонну по два (по три) стройся!»
Карточка 4
Передвижение (строевой шаг, разновидности ходьбы)
Строевой шаг — шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15—20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню). При движении рук вперед сгибать их в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и назад, пальцы сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом — МАРШ!»
Походный (обычный) шаг – отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.
Разновидности ходьбы:
на носках;
на пятках;
приставные шаги;
в полуприседе и приседе;
выпады
упражнения типа задания.
Карточка 5
Размыкание и смыкание
Размыкание –действие учащихся, связанные с увеличением интервала и дистанции.
Смыкание – уплотнение разомкнутого строя.
Размыкание приставными шагами по фронту из колонны по три выполняется по команде: «Класс, от середины на два (три) шага приставными шагами разом-кнись!» После исполнительной команды «-кнись!» учитель начинает подсчет до четырех при размыкании на 2 шага, до шести — при размыкании на 3 шага.
Размыкание из колонны по четыре осуществляется по команде: «От середины на два (три) шага приставными шагами разомкнись!» Движение начинают крайние колонны, затем через два шага вступают остальные и размыкаются так, чтобы между колоннами был указанный в предварительной команде интервал в шагах.
Смыкание приставными шагами выполняется по команде: «К середине (влево, вправо) приставными шагами сом-кнись!»Действия выполняются одновременно всеми занимающимися.
Размыкание из колонны по три (четыре) от середины или в одну сторону с поворотами выполняется по команде: «От середины (или влево, вправо) с поворотами на два (три) шага разом-кнись!»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Картотека
«Строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения»
Подготовила:
студентка Ш-31гр.
Мудрая Дарья
Преподаватель:
Антропова Н.И.
Ейск, 2018