Цикл наблюдений за золотой рыбкой
Наблюдение №1. “Что живет в аквариуме?”
Цель: Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить её название. Вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.
Наблюдение №2. “В каких условиях живет рыбка?”
Цель: Познакомить с условиями, необходимыми для жизни золотой рыбки: большой аквариум и много воды (большое водное пространство). Вода комнатной температуры (не холодная и не горячая), чистая (прозрачная), в такой воде есть воздух – рыбке легко дышать. На дне аквариума песок и камни, растения. Золотая рыбка живет в благоприятных условиях, поэтому она хорошо себя чувствует, не болеет.
Наблюдение №3. “Что и как ест рыбка?”
Цель: Показать сухой рыбий корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения. Продемонстрировать норму и способ кормления рыбки, плавающую в аквариуме кормушку. Учить наблюдать за поведением рыбки во время кормления: как реагирует на действия людей, на появление корма, как подплывает, как открывает рот и хватает корм. Сообщить, что рыбку в аквариуме надо кормить каждый день, так как она живая и без пищи может умереть.
Наблюдение №4. “Что есть у рыбки?”
Цель: Познакомить детей с частями тела рыбки: вытянутое, овальное туловище, с одного конца - голова, с другого - хвост, сверху туловища спина, снизу - брюшко; есть плавники на спине, брюшке и хвосте; на голове глаза, рот, жаберные крышки; тело покрыто чешуей. Золотая рыбка ярко-оранжевого цвета с золотистым отливом.
Наблюдение №5. “Рыбка живая - о ней надо заботиться”
Цель: Показать, что живая рыбка не может жить в плохих условиях (грязная вода, малое количество воды, грязный аквариум), она начнет задыхаться, болеть, может умереть. В грязной воде рыбке нечем дышать, она часто подплывает к поверхности, высовывается из воды и хватает воздух. О рыбке надо заботиться: убирать грязь с песка, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума, прикрывать его сверху.
Наблюдение №6. “Как рыбка плавает?”
Цель: Учить наблюдать за поведением рыбки - способом передвижения в воде. Рыбка плавает в толще по всему водному пространству - вперед, назад, вверх и вниз. Она плавает легко (плотная вода не является препятствием), быстро, поворачивает всем телом в любую сторону. Рыбке помогают плавать гладкое вытянутое и обтекаемое тело, плавники, хвост. У нее всегда спинка бывает сверху, а брюшко снизу. Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок, она плохо себя чувствует, заболела ее надо лечить, ей надо сочувствовать.
Наблюдение №7. “Как рыбка отдыхает?”
Цель: Знакомить с разными особенностями поведения аквариумной рыбы, учить наблюдать за ее проявлениями. Рыбка живая, нуждается в отдыхе. Она отдыхает и спит вечером и ночью (когда нет яркого света), стоя на месте в толще воды - возле дна, под кустом травы. Рыбка спит с открытыми глазами, у нее нет век. В это время ее не надо беспокоить: включать свет, шуметь.
Цикл наблюдений за птицей в УП
Наблюдение №1. “ Знакомство с птицей”
Цель: Познакомить детей с птицей, которая будет жить в уголке природы. Определить, чем она отличается от той, которую дети наблюдали в прошлом году (размер, окраска и пр.). Установить черты сходства во внешности птиц (голова, туловище, хвост, крылья, ноги, на голове глаза и клюв).
Наблюдение №2. “Какие условия нужны для птицы?”
Цель: Познакомить детей с условиями содержания птицы. Объяснить необходимость таких условий: в большой клетке птица может летать, порхать; она садится на жердочки, скачет по ним; клюет песок, питается кормом; пьет воду, купается в ней.
Наблюдение №3. “Какие части тела есть у птицы? Сколько их?”
Цель: Уточнить представления о ее внешнем виде (одна голова, один хвост и клюв, два крыла, две ноги, два глаза, много перьев, покрывающих все тело, кроме клюва и ног; перья разного цвета, мягкие, легкие).
Наблюдение №4. “Зачем птице ноги и крылья?”
Цель: Уточнить функции органов передвижения птицы. При помощи ног она прыгает по клетке, сидит на жердочке, почесывает тело; при помощи крыльев летает по клетке, перепархивает с места на место, купается в воде.
Наблюдение №5. “Кто и как ухаживает за птицей?”
Цель: Показать, что жизнь птицы зависит от человека (воспитателя и детей). Чтобы она хорошо себя чувствовала, была здоровой и веселой, за ней надо ухаживать: чистить клетку, просеивать песок, мыть кормушки, давать корм и воду. Все следует делать осторожно, чтобы не пугать ее, — все птицы пугливы.
Наблюдение №6. “Как птица ведет себя после уборки клетки ?”
(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: приучать проявлять инициативу в наблюдениях, учить замечать особенности поведения птицы, связывать их с хорошими условиями, которые создаются трудом людей, ухаживающих за ней. Поощрять высказывания детей об увиденном.
Наблюдение №7. “Как птица купается?”
(Задание детям для самостоятельного наблюдения.)
Цель: Поощрять самостоятельные наблюдения и высказывания об увиденном. Учить замечать действия птицы во время купания и потом, когда, сидя на жердочке, она укладывает клювом перышки, сушит их, прихорашивается.
Наблюдение №8. “Какие звуки издает птица?”
(Задание детям для самостоятельного наблюдения.) Цель: Учить самостоятельно прислушиваться к звукам, издаваемым птицей, слушать пение, чувствовать его красоту. Объяснить: пение птицы — это ее радостное состояние, которое бывает при хорошем уходе.
Цикл наблюдений за божьей коровкой
Наблюдение №1. “Где найти божью коровку?”
Цель: Учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям, умножить их представление о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, ярко – красная спинка, украшенная черными точками).
Наблюдение №2. “Рассматриваем божью коровку”
Цель: Рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела и особенности (туловище, головку, усы, глаза, короткие ножки).
Наблюдение №3. «Чем питаются божьи коровки?»
Цель: Рассказать детям о том, что жучек – хищник поедает очень маленьких букашек – тлей.
Наблюдение №4. «Точки – что они означают»
Цель: Расширение знаний и представлений детей об особенностях внешнего вида божьей коровки; воспитание внимательного и бережного отношения ко всему живому.
Наблюдение №5. «Как божья коровка передвигается»
Цель: Уточнить представления детей о том, что жучек передвигается двумя способами – летает и ползает, имея для этого специальные части тела – крылья и 3 пары ножек. Передвижение происходит в разной среде: по воздуху и по твердой основе (цветки, ствол, деревья) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей.
Наблюдение №6. «Как божья коровка защищается от врагов?»
Цель: Показать дошкольникам, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать.
Цикл наблюдений за берёзой
Наблюдение №1. «Берёза – наше дерево»
Цель: Способствовать развитию умения узнавать берёзу, отличать её от других деревьев, формированию представлений о том, что берёза - это дерево, оно растёт на нашем участке, поощрять желание детей пройти по участку и найти это дерево, рассмотреть берёзу, обратить внимание на её красоту, полюбоваться красотой русской берёзы.
Наблюдение №2. «Что есть у берёзы?»
Цель: Создать условия для получения информации о строении берёзы, развития умения находить ствол, ветки, листья.
Наблюдение №3. «Ствол берёзы»
Цель: Способствовать формированию представления о том, что у берёзы есть ствол, у ствола есть корни, за счёт которых дерево держится и не падает.
Наблюдение № 4. «Ветки берёзы»
Цель: Уточнить представления детей о частях дерева,
Обеспечить ознакомление детей с веточками берёзы, способствовать формированию умения наблюдать, сравнивать замечать изменения; воспитанию любви к природе.
Наблюдение №5. «Берёза осенью»
Цель: Способствовать воспитанию интереса детей к объектам природы, обеспечить развитие умения сравнивать берёзу в разное время года, показать малышам красоту берёзы осенью, способствовать развитию предпосылок наблюдательности, интереса к осенней красоте природы.
Наблюдение №6. «Берёза зимой»
Цель: Способствовать формированию умения различать и называть по внешнему виду берёзу зимой, о приспособлении особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов природы, вызвать чувство восхищения живым деревом, содействовать воспитанию желания защищать и оберегать природу.
Наблюдение №7. «Берёза – живая, её надо оберегать»
Цель: Способствовать воспитанию бережного отношения к живому дереву (берёзе), желание помогать (поливать), оберегать (не ломать ветки, не царапать кору).
Цикл наблюдений за сезонными явлениями «Снег, снег, снежок»
Наблюдение №1. «Рассматривание снежинок»
Цель: Развитие наблюдательности и внимания, способность делать выводы и умозаключения при рассматривании снежинки, развитие интереса к русской природе.
Наблюдение №2. «Снегопад»
Цель: Умение выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает снежинками, в теплую - снежными хлопьями, в мороз - «иголочками», желание любоваться снегом.
Наблюдение №3. «Снег при разной температуре воздуха»
Цель: Самостоятельное установление зависимости между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра, развитие любознательности, активности, развитие словарного запаса речи.
Наблюдение №4. «Наблюдение за снегом при постройке снежных фигур»
Цель: Развитие представлений о том, что пластичность, вязкость снега зависит от влажности, развитие наблюдательности, интереса к экспериментированию, умение самостоятельно делать выводы.
Наблюдение №5. «Следы на снегу»
Цель : Умение сравнивать следы птиц на рыхлом и утоптанном снегу. Развитие интереса, желание экспериментировать, отражать свои наблюдения в речи, в творческой деятельности, желание фантазировать, дружеские отношения к партнерам в игровых ситуациях.
Наблюдение – опыт №6. «Защитные свойства снега»
Цель: Уточнить свойства снега, формирования понимания значение снежного покрова для жизни растений, представлений, что в природе все взаимосвязано, воспитание желание проявлять заботу к объектам живой природы, любовь и бережное отношение к природе.
Цикл наблюдений за цветущими растениями
Наблюдение №1. «Что цветет на нашем участке?»
Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях участка (однолетних, многолетних, дикорастущих, помочь запомнить их названия. Показать красоту цветущих растений, учит детей любоваться красотой цветущих растений, бережно к ним относится.
Наблюдение №2. «Какие они цветущие растения. Их строение»
Цель: Закрепить знания детей о цветущих растениях цветника. Выделить части растения и объяснить их назначение, роль в жизни растения. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Наблюдение №3. «Что было до цветка. Что будет потом»
Цель: Систематизировать знания детей о росте и развитии растения от семени до семени. Воспитывать желание у детей сажать цветы, создавать красоту вокруг себя.
Наблюдение №4. «Соберем семена цветущих садовых растений»
Цель: Учить детей правильно собирать семена
Наблюдение №5. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Цель: Показать детям приспособленность дикорастущих растений к распространению семян – как они сами заселяют землю. Учить детей не губить растения, если они не мешают человеку.
Наблюдение №6. «Лекарственные растения вокруг нас»
Цель: Познакомить детей с лекарственными травами, растущими на территории детского сада, рассказать. Воспитывать бережное отношение к травам.
Наблюдение №7. «Украсим группу цветами»
Цель: Показать детям эстетическую ценность растений. Воспитывать бережное отношение к цветущим растениям, желание любоваться ими.
Цикл наблюдений за елочкой
Наблюдение №1. «Рассмотрим нашу елочку»
Цель: Познакомить детей с елочкой, которая растет на территории детского сада. Уточнить знания детей об особенностях внешнего вида елочки. Учить любоваться живой елочкой.
Наблюдение №2. «Условия, необходимые для роста елочки»
Цель: Познакомить детей с условиями, которые необходимы для роста ели. Учить бережно относится к зеленому другу.
Наблюдение №3. «Чем пахнет ёлочка?»
Цель: Познакомить детей с специфическим запахом ели- запахом смолы. Объяснить, в чем польза хвойных лесов для здоровья человека.
Наблюдение №4. «Наблюдение за иголочками»
Цель: Уточнить знания детей об иголках у елки – это видоизмененные листья. Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям.
Наблюдение №5. «Чем ель отличается от лиственных деревьев?»
Цель: Показать детям разницу между хвойными и лиственными деревьями.
Наблюдение №6. «Сравнение елки с сосной»
Цель: Расширить представление детей о хвойных деревьях, продолжать знакомит детей с их пользой для здоровья людей.
Наблюдение №7. «Сравнение игрушечной елки и живой»
Цель: Учить сравнивать живое и искусственное, учить ценить и беречь живое.
Наблюдение №8. «Красива ли наша елочка?»
Цель: Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее.
Наблюдение №9. «Сломанная елка – не красиво»
Цель: Показать детям, что сломанное дерево – не красиво; учить беречь все живое.
Цикл наблюдений за экосистемой – пруд
Наблюдение №1. «Знакомство с прудом»
Цель: Дать детям общее представление об экосистеме: пруд, его место расположение, дорога на пруд.
Наблюдение №2. «Чем пруд отличается от аквариума?»
Цель: Учить детей сравнивать естественные и искусственно созданные водоемы. Находить отличие и сходство
Наблюдение №3. «Какая вода в пруду?»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды в пруду, ее отличиями от водопроводной. Показать значимость воды в жизни животных и человека.
Наблюдение №4. «Кто живет на берегу?»
Цель: Познакомить детей с обитателями пруда, живущими на земле, растениями. Показать их взаимосвязь с водной средой.
Наблюдение №5. «Кто живет в пруду?»
Цель: Познакомить детей с обитателями пруда. Показать зависимость жизнедеятельности людей от пруда. Воспитывать интерес и желание больше узнавать об обитателях пруда.
Наблюдение №6. «Наблюдение за утками»
Цель: Понаблюдать за обитателями пруда: что они ищут в воде, где утки плавают, выходят ли они на берег.
Наблюдение №7. «Что делают люди возле пруда?»
Цель: Показать детям положительные и отрицательные действия людей у пруда и их влияние на состояние экосистемы пруда.
Цикл наблюдений за черепахой
Наблюдение №1. «Какая она наша черепаха?»
Цель: Обратить внимание детей на особенность внешнего строения черепахи. Учить ее правильно кормить. Вызвать интерес к черепахам.
Наблюдение №2. «В каких условиях живет черепаха?»
Цель: Обратить внимание детей, что для черепахи созданы условия, которые соответствующее потребностям: просторный аквариум, где она может ползать; песчаный грунт, который она может копать; грот, в котором горит лампа и греется черепаха; ей необходим корм и хорошее отношение детей.
Наблюдение №3. «Как черепаха ходит?»
Цель: Обратить внимание детей на то, как своеобразно передвигается черепаха и почему. Объяснить особенности строения ее ног.
Наблюдение №4. «Как черепаха копает грунт?»
Цель: Показать детям, что черепаха может раскапывать грунт. Объяснить зачем она это делает.
Наблюдение №5. «Как маскируется черепаха?»
Цель: Уточнить с детьми окраску и форму тела черепахи. Показать, что они делают ее незаметной на буро-желтом, песчано-пестром фоне среди камней, особенно, когда она неподвижна. Окраска и форма тела - маскировочные.
Наблюдение №6. «Долго ли живет черепаха?»
Цель: Научить детей определять возраст черепахи по рубцам на щитках панциря; правильно ухаживать за ней.
Цикл наблюдений за ёжиком
Наблюдение №1. «Это что за зверек такой?»
Цель: Познакомить детей с животным – ежиком, вызвать интерес к нему
Наблюдение №2. «Что есть у ежика?»
Цель: Дать представление о внешнем виде ежа. Формировать интерес к жизни животного.
Наблюдение №3. «Чем питается ёжик?»
Цель: Познакомить детей, чем питается ежик в лесу. Показать корм, его особенности (цвет, запах, сыпучесть), емкость для его хранения.
Наблюдение №4. «Чем и как защищается ёжик?»
Цель: Расширять представления детей, как защищается ёжик от врагов. Развивать интерес к окружающей среде.
Наблюдение №5. «Как ёж зимует?»
Цель: Дать первоначальное представление как зимуют ёж. Воспитывать заботливое отношение к животным.