Беседа №1.
Тема: «Гололед»
Цель: Знать правила безопасности в зимнее время - в гололед;
Уметь по картинкам определять опасную ситуацию;
Описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
Материал: Картинки-знаки с изображением гололедицы.
Ход:
1.Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела - Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2.Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».
3.Вопросы к детям:
- Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
- Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
- Почему в гололед люди часто получают травмы?
- Как обезопасить себя в гололед?
- Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед? Беседа №2.
Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»
Цель: Дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть - ангина); учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.
Материал: Сюжетная картина.
Ход:
1.Загадка –
Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним. Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности? Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
Беседа №3.
Тема: « Как песок может стать опасным»
Цель: Показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.
Материал: 2 куклы-Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для игры с песком.
Ход:
Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются друг в друга песком и попадают в глаза (Приходится обращаться к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимая руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть, или задохнуться), запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.
И другие ситуации.
Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек) – как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда. Беседа №4.
Тема: «Кошка и собака - наши соседи»»
Цель: Разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными;
Учить заботиться о своей
безопасности.
Материал: д/упражнение - «Как это случилось?»
Ход:
1.Загадки: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (кошка).
«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается» (Собака).
2.Воспитатель рассказывает: «Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.
- А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?
Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.
Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.
3.Д/упр. «Как это случилось?» Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии картин).
(Дразнили собаку - она укусила. Ребенок попал в больницу.)
Беседа №5.
Тема: «Как был наказан любопытный язычок»
Цель: Дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: Сюжетная картина.
Ход:
Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.
Показать (если это все-таки случилось), как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)
Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.
Беседа №6.
Тема: «Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»
Цель: Дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя» (+).
Ход:
Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом подвое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)
(Знак - «Нельзя»)
2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р.Сайму. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так?
(Знак - «Нельзя»)
Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.
Беседа №7.
Тема: «Ура! Мы едем на экскурсию! (на автобусе)»
Цель: Учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам безопасного поведения.
Ход:
1.С/ролевая игра «Путешествие» - с обсуждением правил поведения в автобусе.
2.Игра «Закончи предложение»
- Чтобы не обидеть папу,
Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья
Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару
Я и моя …(кепка)
- Сильно солнышко печет?-
Спрашиваю маму.
Беседа №8.
Тема: «Дежурство по столовой»
Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.
Материал: д/и: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».
Можно использовать значки - символы: картонный лист - стол, маленькие кружки- блюдца, большие - тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.
Ход:
1.Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков - символов или кукольной посуды и обязательным объяснением правил безопасности.
2.Чтение отрывков стихотворения
- Мы дежурные сегодня.
Будем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
- Мы тарелки всем поставим
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.
- От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит,
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
- Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем, есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Беседа №9.
Тема: «Как вести себя в жару на участке?»
Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.
Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек - одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.
Ход:
1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям:
- Что изображено на картинке?
- Кто из девочек поступил правильно? Почему?
- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?
- Что нужно делать теперь?
- А как мы ведем себя на улице в жару?
- Что нужно делать, чтобы не случился солнечный удар? Солнечный ожог?
2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.
3.Игра «Закончи предложение»
- Чтобы не обидеть папу,
Я одену с лентой…(шляпу).
Неразлучные друзья
Веревка и прищепка.
Не разлучные в жару
Я и моя …(кепка)
- Сильно солнышко печет?-
Спрашиваю маму.
Одеваю я в жару
Белую …(панамку).
Беседа №10.
Тема: «Зимой на горке»
Цель: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
Развивать выдержку и терпение
умение дожидаться своей очереди;
Выработать желание избегать
травмоопасных ситуаций.
Ход:
1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине или
Игра (словесная) «Хорошо - плохо». Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.
3.Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.
Беседа №11.
Тема: «Трудовая деятельность»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности (лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы; стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд; грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).
Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами
Ход:
1.Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.
- Для чего нужен?
- Когда невозможно обойтись без этого предмета?
- Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?
- Как правильно им пользоваться?
2.Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».
3.Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы. Беседа №12
Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;
Знать границы своего участка;
Напомнить об опасностях, которые
подстерегают их на участке.
Материал: Иллюстрации
Ход:
Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:
Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.
Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?
Беседа №13
Тема: «Насекомые - польза и вред»
Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.
Материал: предметные картинки с изображением насекомых; сюжетные картины с изображением среды обитания этих насекомых.
Ход:
Вопросы к детям:
- Каких насекомых вы знаете? Когда появляются насекомые? Где они живут? Чем они отличаются от птиц? Что случится, если не будет насекомых? Чем могут быть опасны насекомые? Как себя вести при встрече с ними?
Стих:
Меня ужалила пчела.
Я закричал: «Как ты могла?!»
Пчела в ответ: «А ты как мог
Сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был ужасно нужен:
Я берегла его на ужин!»
Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.
Беседа №14.
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель: Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить согласовывать свои действия с действиями партнера.
Ход:
Проблемная ситуация: «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).
Вопросы к детям:
- Почему у ребят не получилась игра?
- Что им можно посоветовать?
- Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?
- Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?
- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.
Правила:
- Говорите по-очереди, не перебивая
друг друга!
- Когда скажешь свое мнение, спроси
остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»; - Считайся с мнением друзей!
- Делись игрушками, не жадничай!
- Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!
? Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!
Беседа №15.
Тема: «Осторожно: грибы и растения на участке д/с»
Цель: Познакомить с растениями нашего участка. Научить различать ядовитые растения, дать знания о том, что ядами этих растений человек может отравиться.
Материал: Игра «Распутай путаницу», «Гербарий».
Ход:
1.Игра «Распутай путаницу»
На столе лежат картинки, на которых нарисованы отдельные части растений, детям предлагается их соединить.
2.Можно показать детям на картинке ребенка, который лежит в больнице. Попросить обсудить, что с ним могло произойти. Подвести к мысли, что трогать и брать в рот незнакомые растения и грибы опасно.
3.Спросить у детей, какие растения на участке нашего д/с им знакомы.
Показ растений из «Гербария».
Обсудить с детьми, какие части есть у растений, на что похожи, названия, прочесть стихи или загадать загадки. Обсудить с детьми, чем может быть опасно растение или гриб. Беседа №17
Тема «Мы любим праздники в д/с»
Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.
Материал: картинки или фотографии с изображением праздников в д/с, с участием детей.
Ход:
1.Д/упр. «Назови праздник» (с мячом). Сядет тот, кто назовет какой- нибудь праздник.
2.Рассматривание картин. Беседа по ним. Вопросы к детям:
- Что дети делают? Где они находятся?
- За что мы любим праздники?
- Какие праздники мы проводим в муз.
зале? Физ. зале?
- А какие праздники мы проводим на
улице?
- Как дети себя ведут на празднике?
- А как еще можно и нужно себя вести?
- Какие дети всегда ведут себя так?
(Внимательные, вежливые, доброжелательные и др.)
- А вы хотите быть такими же?
Беседа №18.
Тема: «Как себя вести в группе»
Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сад (в группе, спальне, приемной).
Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Материал: Cюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ - кукла (или медвежонок).
Ход:
1.Приходит кукла - Губка Боб Квадратные Штаны в группу.
Обыграть ситуации:
*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;
*затем спотыкается об брошенную игрушку;
*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;
*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);
*когда, наконец, его усадили на стул, он сидит и раскачивается.
С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб - мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел:03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя.
2.Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д.
3.Воспитатель:
- Поднимите руки те, кто любит зиму. В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей) Беседа №19.
Тема: «Передвигаемся по детскому саду»
Цель: Научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;
Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.
Материал: карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); заходят в физ.зал, и т.д.. Кукла Незнайка (или взрослый).
Ход:
Вопросы к детям:
- Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)
- Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?
Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).
Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное - почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.
Незнайка обещает исправляться.
Воспитатель показывает детям карту- схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.
Беседа № 21.
Тема: «Морозы жестокие в этом году»
Цель: Учить правильно вести себя в морозную погоду.
Ход:
1.Д/у «Какая зима»
2.Рассматривание зимней одежды
3.Беседа о том, как можно уберечься от сильных холодов.
Записать правила:
- В сильные морозы надо одеваться очень тепло
- Нельзя без взрослых выходить на улицу
- Нельзя оставаться на улице долго
- Нельзя открывать дома и в садике окна.
- Лицо смазывать специальным детским кремом от холода - «Морозко»
- Попросить своих родителей обязательно проводить их до самой группы.
Беседа №22
Тема: «Игры на модулях»
Цель: Научить детей безопасному поведению во время игр на модулях.
Ход:
1.Д/у «Кто больше вспомнит». Предложить детям вспомнить и называть, какое оборудование для игр детей есть у нас во дворе д/с.
2.Предложить детям придумать правила поведения во время игр на них, чтобы никто не пострадал, не получил травму. Воспитатель предлагает не торопиться, говорить четко, так как она эти правила будет записывать в альбом.
Правила:
- Не подходить к модулям, если на них уже играют дети других групп.
Терпеливо дожидаться своей очереди, или договориться с ними о времени.
- Не толкать друг друга во время игр
- Не торопиться, не спеша подниматься по лесенкам
- Не ставить подножки
- Подниматься по лесенке и спускаться только по одному.
- Не ссориться, не баловаться
- Быть взаимовежливыми, и уступать друг другу!
3.Прочитать правила детям и попросить повторить.