СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Католическая церковь в XI-XII вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Католическая церковь в XI-XII вв.»

Католическая церковь в XI – XII вв.

Католическая церковь в XI – XII вв.

1000 год – распространение христианской религии на большей части Европы . 1. Обращение народов в веру не только проповедью, но и огнем и мечом. 2. Стремление Церкви подчинить себе светскую власть . 3. Огромные доходы Церкви от монастырских земель, церковной десятины, платных обрядов и таинств и пожертвований. Возведение церкви Sant-Joan в долине Бои (Испанские Пиренеи

1000 год – распространение христианской религии на большей части Европы .

1. Обращение народов в веру не только проповедью, но и огнем и мечом.

2. Стремление Церкви подчинить себе светскую власть .

3. Огромные доходы Церкви от монастырских земель, церковной десятины, платных обрядов и таинств и пожертвований.

Возведение церкви Sant-Joan в долине Бои

(Испанские Пиренеи

1. Клюнийская реформа Одон - инициатор клюнийской реформы западного монашества Аббатство Клюни, наши дни. Причина реформы – наведение порядка внутри церкви (жажда к обогащению и ведению светского образа жизни разлагала церковь изнутри, что приводило к падению нравов и дисциплины среди священнослужителей. X век – начало борьбы за очищение церкви священнослужителями монастыря Клюни (Франция).

1. Клюнийская реформа

Одон - инициатор клюнийской реформы западного монашества

Аббатство Клюни,

наши дни.

Причина реформы – наведение порядка внутри церкви (жажда к обогащению и ведению светского образа жизни разлагала церковь изнутри, что приводило к падению нравов и дисциплины среди священнослужителей.

X век – начало борьбы за очищение церкви священнослужителями монастыря Клюни (Франция).

Папа Урбан II в Клюни Клюнийский аббат. Капелла Берзе-ла-Виль Деятельность клюнийцев : 1. Восстановление авторитета церкви через запрет на куплю-продажу церковных должностей. 2. Введение жесткого целибата (обета безбрачия) для всех священнослужителей. 3. Освобождение монастырей из-под власти синьоров и местных епископов. 4. Введение « Божьего мира » - попытка добиться прекращения войн и установление порядка.

Папа Урбан II в Клюни

Клюнийский аббат. Капелла Берзе-ла-Виль

Деятельность клюнийцев :

1. Восстановление авторитета церкви через запрет на куплю-продажу церковных должностей.

2. Введение жесткого целибата (обета безбрачия) для всех священнослужителей.

3. Освобождение монастырей из-под власти синьоров и местных епископов.

4. Введение « Божьего мира » - попытка добиться прекращения войн и установление порядка.

2. Папа и император Иисус вручает ключ папе римскому, а меч императору Император Папа Генрих IV Григорий VII Причина противостояния - стремление Папы Григория VII реализовать идею папской теократии – абсолютной власти пап над миром. 1. Издание « Диктата папы » . Папа провозглашался высшим сеньором и мог лишать власти монархов, мог судить их, освобождать подданных от присяги государям.

2. Папа и император

Иисус вручает ключ папе римскому, а меч императору

Император

Папа

Генрих IV

Григорий VII

Причина противостояния - стремление Папы Григория VII реализовать идею папской теократии – абсолютной власти пап над миром.

1. Издание « Диктата папы » .

Папа провозглашался высшим сеньором и мог лишать власти монархов, мог судить их, освобождать подданных от присяги государям.

Император Генрих IV Собор Святого Петра в Вормсе 2. Император, созвав собор в Вормсе , осудил действия папы. « Я, Генрих, милостью Божьей король, со всеми нашими епископами взываю к тебе: «Пади, пади! » Письмо Генриха папе. 3. 1076 год – отлучение императора от церкви Григорием VII .

Император Генрих IV

Собор Святого Петра в Вормсе

2. Император, созвав собор в Вормсе , осудил действия папы.

« Я, Генрих, милостью Божьей король, со всеми нашими епископами взываю к тебе: «Пади, пади! » Письмо Генриха папе.

3. 1076 год – отлучение императора от церкви Григорием VII .

Покаяние Генриха перед Папой 4. 1077 год – покаянное паломничество императора Генриха IV к папе. Который находился в Каноссе (замок в Италии). « Император несколько дней стоял перед вратами замка босой, с головой, посыпанной пеплом. Наконец, папа вышел к нему, экс-император пал ниц и целовал римскому первосвященнику ноги. Папа поднял раскаявшегося императора и снял с него отлучение » . Генрих IV в Каноссе

Покаяние Генриха перед Папой

4. 1077 год – покаянное паломничество императора Генриха IV к папе. Который находился в Каноссе (замок в Италии).

« Император несколько дней стоял перед вратами замка босой, с головой, посыпанной пеплом. Наконец, папа вышел к нему, экс-император пал ниц и целовал римскому первосвященнику ноги. Папа поднял раскаявшегося императора и снял с него отлучение » .

Генрих IV в Каноссе

Гробница Григория VII в Салерно. Антипапа Климент III и Генрих IV «Я любил правду и ненавидел несправедливость, и оттого умираю в изгнании» 5. Генрих , вернувшийся в Германию, начинает борьбу с папой. Вся Западная Европа разделилась на две партии: гвельфов – сторонников папы, и гибеллинов – сторонников императора. 6. Захват Рима императором Генрихом, вынудил папу бежать из города. Свою жизнь Григорий VII завершил отшельником в горах.

Гробница Григория VII в Салерно.

Антипапа Климент III и Генрих IV

«Я любил правду и ненавидел несправедливость, и оттого умираю в изгнании»

5. Генрих , вернувшийся в Германию, начинает борьбу с папой. Вся Западная Европа разделилась на две партии: гвельфов – сторонников папы, и гибеллинов – сторонников императора.

6. Захват Рима императором Генрихом, вынудил папу бежать из города. Свою жизнь Григорий VII завершил отшельником в горах.

3. Разделение церквей Нарастание противоречий между церквями. 1. Запад - Духовенство отделялось от мирян, имело особые привилегии. Священники соблюдали безбрачие. Восток - Существовала самостоятельность национальных церквей. Духовенство сохраняло связь с миром, могло вступать в брак, иметь семью.

3. Разделение церквей

Нарастание противоречий между церквями.

1. Запад - Духовенство отделялось от мирян, имело особые привилегии. Священники соблюдали безбрачие.

Восток - Существовала самостоятельность национальных церквей. Духовенство сохраняло связь с миром, могло вступать в брак, иметь семью.

2. На Западе признавалось Чистилище - промежуточное пространство между Раем и Адом. Там души умерших ожидали последнего суда. 4. Появление индульгенций - особых грамот об отпущении грехов. Их можно было приобрести за деньги. Карта Ада А. Ботичелли

2. На Западе признавалось Чистилище - промежуточное пространство между Раем и Адом.

Там души умерших ожидали последнего суда.

4. Появление индульгенций - особых грамот об отпущении грехов.

Их можно было приобрести за деньги.

Карта Ада

А. Ботичелли

Одеяния западного духовенства Одеяния восточного духовенства 3. Были различия в богослужении и одеждах священников. 4. В западной церкви пользовались латинским языком . В восточной церкви основным языком был греческий , но допускались и национальные языки. На Востоке вызывали неприятие постоянные притязания Папского престола на главенство во всем христианском мире.

Одеяния западного духовенства

Одеяния восточного духовенства

3. Были различия в богослужении и одеждах священников.

4. В западной церкви пользовались латинским языком . В восточной церкви основным языком был греческий , но допускались и национальные языки.

На Востоке вызывали неприятие постоянные притязания Папского престола на главенство во всем христианском мире.

1 2 1054 год – год Великой схизмы . Окончательное разделение церквей (Великая схизма) на восточную – православную (ортодоксальную) и западную – католическую (вселенскую). Папа Римский Лев IX ( 1 )  и Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий ( 2 )  предали друг друга анафеме – церковному проклятью.

1

2

1054 год – год Великой схизмы .

Окончательное разделение церквей (Великая схизма) на восточную – православную (ортодоксальную) и западную – католическую (вселенскую).

Папа Римский Лев IX ( 1 ) и Константинопольский Патриарх Михаил Керуларий ( 2 ) предали друг друга анафеме – церковному проклятью.

4. «Наместник Христа» в XII – XIII вв. Иннокентий III XII – XIII вв. – папская власть достигает своего могущества. 1. Папы были идейными вдохновителями и организаторами Крестоносного движения . 2. Вмешательство церкви во внутренние дела государств и личную жизнь императоров и королей. 3. Установление папской власти при Иннокентии III ( 1198 – 1216 гг. ).

4. «Наместник Христа» в XII – XIII вв.

Иннокентий III

XII – XIII вв. – папская власть достигает своего могущества.

1. Папы были идейными вдохновителями и организаторами Крестоносного движения .

2. Вмешательство церкви во внутренние дела государств и личную жизнь императоров и королей.

3. Установление папской власти при Иннокентии III ( 1198 – 1216 гг. ).

Иннокентий III благословляет Альбигойский крестовый поход против катаров Могущество Иннокентия III : 1. Отлучение от церкви германского императора, французского и английского королей 2. Наложение на их страны интердикта – запрета на совершение богослужений. Итог – признание европейскими монархами власти пап над собой (становились вассалами Папы).

Иннокентий III благословляет Альбигойский крестовый поход против катаров

Могущество Иннокентия III :

1. Отлучение от церкви германского императора, французского и английского королей

2. Наложение на их страны интердикта – запрета на совершение богослужений.

Итог – признание европейскими монархами власти пап над собой (становились вассалами Папы).

5. Борьба с ересями Петр Вальдо. г. Вормс Проповедь вальденсов Ереси – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви. Угроза ересей – подрыв могущества церкви в Европе. 1. Учение Вальденсов (основатель Пьер Вальдо ). Путь к Спасению только следование учению Иисуса Христа . Не стяжательство, т.к. богатство развратило Церковь.

5. Борьба с ересями

Петр Вальдо. г. Вормс

Проповедь вальденсов

Ереси – вероучение, противоречащее догматике официальной церкви.

Угроза ересей – подрыв могущества церкви в Европе.

1. Учение Вальденсов (основатель Пьер Вальдо ).

Путь к Спасению только следование учению Иисуса Христа . Не стяжательство, т.к. богатство развратило Церковь.

Карта Альбигойских войн Осада Альби крестоносцами 2. Учение катаров (с греч. – « чистый » ) – говорили о необходимости создания новой церкви, потому как старая является «порождением дьявола». Центром катаров был город Альби на юге Франции. 1209 год – организация Иннокентием III крестового похода против альбигойцев. 1209 – 1229 гг. – альбигойские войны. Завершились поражением альбигойцев и массовыми сожжениями еретиков на кострах.

Карта Альбигойских войн

Осада Альби крестоносцами

2. Учение катаров (с греч. – « чистый » ) – говорили о необходимости создания новой церкви, потому как старая является «порождением дьявола». Центром катаров был город Альби на юге Франции.

1209 год – организация Иннокентием III крестового похода против альбигойцев.

1209 – 1229 гг. – альбигойские войны. Завершились поражением альбигойцев и массовыми сожжениями еретиков на кострах.

6. Инквизиция Аутодафе Заседание Трибунала Инквизиции Инквизиция (с лат. – «расследование») - учреждения церкви для борьбы с ересью. 1. Организация по всей Западной Европе Трибуналов – специальных судов инквизиции. 2. Главная задача Трибунала – выявление еретиков (использование тайного следствия, доносов и пыток). 3. Передача дел еретиков светским властям после оглашения приговора (высшей мерой было аутодафе – сожжение на костре).

6. Инквизиция

Аутодафе

Заседание Трибунала Инквизиции

Инквизиция (с лат. – «расследование») - учреждения церкви для борьбы с ересью.

1. Организация по всей Западной Европе Трибуналов – специальных судов инквизиции.

2. Главная задача Трибунала – выявление еретиков (использование тайного следствия, доносов и пыток).

3. Передача дел еретиков светским властям после оглашения приговора (высшей мерой было аутодафе – сожжение на костре).

7. Нищенствующие ордены Конец XII века – распространение в народе культа Святой Дамы Бедности . 1. 1208 год – основание Франциском Ассизским монашеского ордена Францисканцев с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. Орден был в большом почете у Пап и очень популярен в народе. Святой Франциск Ассизский. Картина Карло Кривелии. XV век.

7. Нищенствующие ордены

Конец XII века – распространение в народе культа Святой Дамы Бедности .

1. 1208 год – основание Франциском Ассизским монашеского ордена Францисканцев с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

Орден был в большом почете у Пап и очень популярен в народе.

Святой Франциск Ассизский. Картина Карло Кривелии. XV век.

Девиз Ордена «Восхвалять, Благословлять, Проповедовать» 2. 1214 год – основание первой общины Ордена Доминиканцев (Братьев-Проповедников) испанским монахом Домиником де Гусманом . - Общее руководство Инквизицией - Проповеди (к XIII веку достигли Китая ) и изучение теологии (богословия) Святой Доминик

Девиз Ордена «Восхвалять, Благословлять, Проповедовать»

2. 1214 год – основание первой общины Ордена Доминиканцев (Братьев-Проповедников) испанским монахом Домиником де Гусманом .

- Общее руководство Инквизицией

- Проповеди (к XIII веку достигли Китая ) и изучение теологии (богословия)

Святой Доминик

Витраж с изображением «Пса Господня» Домашнее задание: § 15 читать и уметь пересказывать.

Витраж с изображением

«Пса Господня»

Домашнее задание:

§ 15 читать и уметь пересказывать.