СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЦНЕЛЬСОН Л. И. Статья "Анализ лирического произведения" РЯиЛ 2019-12

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КАЦНЕЛЬСОН Л. И. Статья "Анализ лирического произведения" РЯиЛ 2019-12»


Л. И. Кацнельсон, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 34 г. Витебска»

Анализ лирического произведения

Стихи живые сами говорят,

И не о чём-то говорят, а что-то.

С. Я. Маршак


Каждый человек становится немного художником, соприкасаясь с поэтическим словом. «Поэзия — это не просто искусство в ряду других искусств, это нечто большее» (И. Бродский). Поэтический текст подразумевает интеллектуальное и эстетическое общение автора и читателя, которое ведёт к открытиям и откровениям, то есть к очищению и просветлению души.

Как музыкант, читая ноты, извлекает соответствующие им звуки музыки, мы, воспринимая лирическое произведение, с помощью воображения воссоздаём в звуках, красках, движении, ритмах и смыслах художественный мир литературы. Чем совершеннее наше воображение и умение мыслить, тем ярче, глубже мы сможем понять содержащийся в произведении человеческий опыт. Так мы поднимаемся на ступеньку выше, становимся духовно богаче.

Входя в художественный мир с помощью взволнованного воображения, начинаем открывать в нём нечто очень важное, значительное для себя. Такие открытия — результат наших' размышлений над поэтическим текстом, итог интеллектуального напряжения, целеустремлённости воображения.

Чтение лирического произведения и проникновение в его суть, смыслы даёт толчок для личностного развития, эстетической образованности. Восприятие поэтического текста требует его правильного понимания. Это возможно только при условии, что мы умеем читать. «Добрые люди и не подозревают, каких трудов, времени стоит научиться читать» (И. Гёте). Итак, постижение глубин художественного текста требует от нас, читателей, определённых навыков медленного, осмысленного чтения.

Поэтический взгляд на мир — это всегда загадка. Стоит ли учить сегодняшнего школьника разгадывать тайны, заключённые в поэтическом слове? Несомненно, хотя путь этот очень труден. Учащимся непросто поднять многосложные пласты поэтического произведения: недостаточно жизненного опыта, литературоведческих знаний, не сформирован вкус, т. е. не дозрел ум, не готова душа.

Но всё равно следует шаг за шагом вести ученика в поэтический мир, мир красоты, гармонии, духовных открытий.

Возможны разные пути анализа лирического произведения. Предлагаем свой вариант интерпретации двух стихотворений.

А. С. Пушкин. «Ты и вы»

Пушкинская любовная лирика отличается тонкостью переживаний, подчас драматизмом. Стихи поэта о любви возвышенной. Эта тема проходит через ряд произведений: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновение», «На холмах Грузии», «Сожжённое письмо» и др. Основной лейтмотив пушкинских творений: нет любви — нет самой жизни.

Поэтическая миниатюра «Ты и вы» адресована А. А. Олениной, в которую поэт был безнадёжно влюблён. Ей посвящены такие шедевры: «Её глаза», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный...».

Стихотворение «Ты и вы» отличается лаконизмом: всего две строфы, но какое страстное, трепетное чувство исходит от этих строк. Предельная скупость выразительных средств лишь подчёркивает силу переживаний лирического героя.

Поэт напоминает вновь и вновь, что любовь есть тайна, она животворящая сила, пробуждающая в душе человека свет.

Композиционное построение стихотворения несложное: первые две строки — нечаянно оброненное слово возлюбленной, а шесть последующих строк — буря чувств, которые испытывает лирический герой. А. С. Пушкин в поэтической форме запечатлел естественные движения души влюблённого.

Поэт в первых двух строках стихотворения использует антитезу. Ты как отзвук сердечности, а вы как олицетворение вежливого безразличия. Эпитеты пустоесердечным также являются антитезой.

Одно коротенькое слово ты из уст возлюбленной рождает и восторг, и окрылённость, и замирание сердца. Любовь для лирического героя — магическое чувство, чудодейственная сила- «... задумчиво стою, // Свести очей с неё нет силы».

Инверсия «в душе влюблённой» расставляет смысловые акценты. Чувство любви хрупко, но прекрасно, потому что соткано из нашей фантазии. Влюблённый легко сбрасывает серый плащ будничности и открывает прелесть жизни, что недоступно привычному взгляду. Влюблённое сердце очень чутко, оно живёт ожиданием, верой.

Любовь духовно значима для человека. Анафора в седьмой и восьмой строках «И говорю..., // И мыслю...» передаёт безмерное волнение героя, всепоглощающую радость, усиливает романтический пафос произведения.

Лирический герой во власти возвышенных чувств. Складывается идеальная картина: любовь рождает гармонию, и отсюда ощущение полноты бытия. Приходит мысль о невозможности жизни без любви.

Поэтический монолог «Ты и вы» с неподдельной простотой и искренностью передаёт живое чувство, сокровенные переживания лирического героя.

Обратимся к поэтической строке «Она, обмолвясъ, заменила», смысловой центр которой — деепричастие обмолвясь. Его лексическое значение — ‘сказанное что-то вскользь, невзначай’. Этот миг — ступенька к счастью, так как любящее сердце всегда ждёт и надеется на взаимность.

Ощутить всплеск чувств, безграничную нежность помогают встречающиеся в поэтическом тексте личные местоимения (она, ты, вы и т. д.), отчего миниатюра приобретает особую интимную интонацию. Кроме того, местоимения несут семантическую нагрузку. Она — это тайна влюблённого сердца, её боготворит лирический герой. Обронённое случайно слово возлюблённой рождает в душе растроганность: «И говорю ей: как вы милы!» В двух последних строках ты и вы имеют иной смысловой оттенок: вы звучит возвышенно-романтически, а ты, тебя воспринимается как вершина счастья и духовной близости. Состояние счастья, которое испытывает герой, не имеет ни пространственных, ни временных границ.

Высокая лексика (обмолвясь, очей) передаёт особое душевное состояние влюблённого и подчёркивает его благоговейное чувство к адресату своей любви.

Совершенство миниатюры складывается из многих составляющих, в том числе из ритма и рифмы. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифма перекрёстная, точная: тымечты; заменилавозбудила.

Лексика, ритм, рифма, синтаксис — всё создаёт гармоничный стих.

Простые синтаксические конструкции, используемые поэтом, предельно точно передают чувства, мысли лирического героя.

Синтаксический параллелизм «И говорю ей: как вы милы! // И мыслю: как тебя люблю!» подчёркивает осознание единственного и всепоглощающего чувства взаимной любви. Две последние строки интонационно являются восклицательными предложениями и звучат как торжество любви и жизни.

Лирический герой счастлив. Ключевая фраза «как тебя люблю» вобрала в себя всё пережитое, передуманное. Поэт в этих словах через опыт собственной жизни утверждает мысль: любовь — формула счастья, закон человеческого бытия.

В стихотворении «Ты и вы» отражены глубокие чувства великого поэта, волнующие • мгновения его жизни. Движение поэтической мысли А. С. Пушкин превращает в общезначимое. Вникая в пушкинское поэтическое слово, вдумчивый читатель глубже постигает мир человеческой души.

А. А. Блок. «Снежная Дева»

Александр Блок — одно из притягательных имён в русской поэзии XX века, одно из тех, что является синонимом слова Поэт.

А. А. Блок начинал свой путь как символист. Поэт создал свою систему намёков, ассоциаций. Постепенно он отдалился от символизма. У него сложился своеобразный поэтический почерк — изысканный, сложный, блоковский. Всё в стихах Блока пронизано чувством, его поэтические откровения завораживают, пробуждают мысль.

Стихотворение «Снежная Дева» входит в цикл «Снежная маска». Произведение написано в 1907 году. Это любовная лирика с философским подтекстом. Основную мысль можно определить как противостояние возвышенного и земного. Произведение имеет конкретного адресата — Н. Н. Волохову, актрису театра им. В. Комиссаржевской.

Композиционно стихотворение состоит из трёх смысловых частей: описание Снежной Девы; отношения лирического героя и возлюбленной; ощущение безысходности их отношений в будущем и верность ремеслу.

Ключевые слова: мгла, непостижимость, крест.

Произведение написано четырёхстопным ямбом, что делает стихотворение гармоничным, изящным. Рифма точная: даливстречали, времённебосклон, мужская чередуется с женской. Рифмующиеся пары, как правило, перекликаются с темой стихотворения: стантуман, мглаприняла, мечрассечь.

Стихотворение «Снежная Дева» о неразделённой любви, о духовном одиночестве. Обретение любви для человека — это всегда стремление к гармонии. Любовь есть духовная субстанция, но она же и неуправляемая стихия.

Любовная игра захватывает лирического героя. Он слепо отдаётся стихии, он весь под могущественным влиянием возлюбленной, её красоты, очарования. Снежная Дева не похожа на обычную, земную женщину: «Она пришла из дикой дали — // Ночная дочь иных времён».

Действительность сера и однообразна: нет ярких впечатлений, нет источника вдохновения. Образ Снежной Девы будит воображение героя. Возлюбленная рождает в его мечтах новые смыслы. Она как начало преображения и очищения души. Не случайно в поэтическом тексте часто встречается местоимение она и его формы: «она пришла», «она встречала».

Обратимся к третьей строфе стихотворения: «Сквозь тусклый северный туман», где туман выступает как символ чего-то зыбкого, непознанного, а эпитеты тусклый северный как предвестники холода и разлуки.

Устами лирического героя говорит влюблённый поэт. Объект его любви особенный. Отсюда и высокая лексика: небосклон, лик, Дева, трепет, что придаёт поэтическому слову особую торжественность. Возлюбленная — гордая, красивая и свободная — достойна восхищения и поклонения. Хиазм «Весь город мой непостижимый // Непостижимая сама» передаёт эмоциональное состояние героя, его восторженность и вместе с тем подчёркивает необычность героини.

Метафорические эпитеты дикой дали, ночная дочь указывают на сильную индивидуальность Снежной Девы. Неожиданные метафоры перстень вьюги, плащ полон звёзд, вождь враждебной рати передают душевную напряжённость лирического героя.

Возлюбленная остаётся неразгаданной тайной. Она холодно воспринимает высокое обожествление со стороны лирического героя. Ей близка по духу незнакомая действительность: «И город мой железно-серый... // Она, как царство, приняла». Обыденное, земное ей понятно, это её стихия: «... огни, и мраки, и дома».

Лирический герой другой. Он одинок в неприглядной действительности: «И город мой железно-серый...» Эпитет железно-серый вмещает в себя такую бесприютность, такую безысходность, что становится понятным его стремление встретить яркую личность, которая поймёт его чаяния и тревоги.

Герой говорит о себе: «... плащ мой полон звёзд». Мы понимаем: он личность творческая, живущая мечтой и вдохновением, а в его сердце — жажда любви неземной, возвышенной.

Свет звёзд озаряет душу влюблённого, душу Снежной Девы — свет лампады. Им не понять друг друга, им невозможно идти одной дорогой. Отношения их сложны и мучительны. Они сродни сражению: «Она глядит мне прямо в очи, // Хваля неробкого врага».

В аллитерации на [hi] «Уснувшие в ночной глуши, // И в окнах тихие лампады // Слились с мечтой её души» слышится что-то гнетущее, усиливающее драматизм.

Надежда на возрождение у лирического героя рушится. Любовь оказалась неразделённой. Снежная Дева не могла стать для него внутренне близким человеком: «С полей её холодной ночи II В мой дух врываются снега». Отчуждённостью веет от этих строк. Ощущение безнадёжности привносит цветовая гамма стихотворения: жёлтый в сочетании с тёмным.

Художественное пространство — Петербург. Он несёт в себе трагическое противоречие. С одной стороны, город прекрасен и загадочен, а с другой — полон мрака и печали.

Художественное время — зима, ночь, символизирующие разлуку.

К высокому «сердце Снежной Девы немо». Она принимает будничное, земное. Ей не постичь сложный внутренний мир лирического героя.

Из двух стихий — любви и поэзии — герой предпочитает стихию высокого вдохновения, одиночество: «... я в стальной кольчуге, // И на кольчугестрогий крест». Поэзия для него как судьба, как миссия. Для лирического героя, как и для классика серебряного века, искусство оказывается выше радостей жизни.

В седьмой и девятой строфах, где автор использует сложные синтаксические конструкции, звучит мотив исцеляющего прозрения: «Но сердце Снежной Девы немо и никогда не примет меч...»

В заключительной строфе провозглашается мысль о верности ремеслу: «Всегда закованный в броню...» Броня как приверженность своему предназначению, как защита от пошлости окружающего мира. Это то, что не даст сойти с пути, определённого Судьбой. Увлечённость творчеством и мечта о высокой любви звучат в последних строках стихотворения: «Мечту торжественных объятий // В священном трепете храню», так как жизнь — это поиск своей половинки, душа обречена на вечный поиск друг друга.

Читая поэтические строки Александра Блока, мы понимаем: жизнь сложна, противоречива, но в то же время прекрасна. Стихотворение «Снежная Дева» помогает читателю осознать своеобразие и сложность авторского мироощущения и миропонимания.