СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика познавательного интереса в психолого-педагогической и методической литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика познавательного интереса в психолого-педагогической и методической литературе»

Государственное бюджетное оздоровительное учреждение «Клинический санатория для детей и детей с родителями «Здравница»



СОГЛАСОВАНО

Зав. Учебной частью

Рыбалкина М.В._____________









Доклад на педагогическом совете

«Характеристика познавательного интереса в психолого-педагогической и методической литературе»











Подготовила:

Учитель начальных классов

Марценко Анна Николаевна











г. Евпатория, 2019

В психолого-педагогической литературе понятию «познавательный интерес» посвящено большое количество исследовательских работ. Многие из них направлены на изучение формирования познавательного интереса у младших школьников.

Для того, чтобы лучше вникнуть в понятие «познавательный интерес», проанализируем понятие «интерес» в целом. Психолог С.Л. Рубинштейн под интересом понимал сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающем стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения. То есть, сосредоточение интереса на каком-либо предмете порождает желание ближе познакомиться с ним.

Схожее определение дал А.Н.Леонтьев: «интересом является активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ней»

Д.Н. Узнадзе считает, что интерес – это «особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять занимательность, значительность».

Проанализировав понятие «интерес», можно сказать, что понятие «познавательный интерес» является более узким. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность.  Направленность познавательного интереса определяется не только познанием окружающей действительности, но и результатом деятельности. Преодоление трудностей, стремление к цели являются неотъемлемой частью познавательного интереса.

Как полагает Г.И. Щукина, познавательный интерес является частью интереса. Основой познавательного интереса является познание мира, его закономерностей и разнообразия. Главным условием формирования познавательного интереса является занимательность, благодаря которой активизируются все мыслительные процессы младшего школьника. Занимательность имеет свою эффективность, если она связана с важными сторонами жизни ребенка, которые вызывают чувство удивления. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Постоянное стремление к познанию, к поиску новой информации, к открытию новых фактов и явлений выступают основой данной направленности младшего школьника. Для того, чтобы познавательный интерес стал основой для положительного отношения к учению, он должен постоянно развиваться и укрепляться.

Русский педагог К.Д. Ушинский писал, что «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к ученью, без которой он далеко не уйдет» [43, с. 229]. Педагог разработал систему пробуждения познавательного интереса к знаниям. Основу данной системы составляли искусство рассказа учителя, воспитание внимания обучающихся.

Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому разнообразно его влияние на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, определяющий ее активное отношение к миру и процессу его познания. Педагогический подход к решению проблемы формирования, развития и активизации познавательного интереса в начальном обучении должен состоять в том, чтобы возбуждать и постоянно поддерживать у учащихся состояние активного интереса к изучаемым явлениям, целенаправленно формировать познавательный интерес как цельное свойство личности.

Познавательный интерес – это понятие, которое имеет свою собственную структуру. В него входят такие компоненты:

– мотивационно-ценностный компонент (мотивы учения, цели обучения, потребность в саморазвитии);

– содержательно-процессуальный компонент (знания, предпочтение различных компонентов учебной деятельности, применение знаний, уровень самостоятельности);

– эмоционально-волевой компонент (эмоции, рефлексия, коммуникативные способности).

Чаще всего, как показывают психолого-педагогические исследования, интерес младшего школьника, в частности познавательный, будет проявляться, где информация представлена ярко и необычно. В. Ю. Питюков отмечает, что «интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью учителя над словом рождают интерес к языковым формам». Приведенное высказывание позволяет сделать вывод, что круг интересов младших школьников очень разнообразен, но часто его проявление зависит от мотива учения, а в особенности от учителя.

Г.И. Щукина в своих исследованиях выделила следующие компоненты, входящие в структуру познавательного интереса. К ним относятся:

– эмоциональный компонент – положительное отношение к деятельности, а так же наиболее ярко проявляется в процессе взаимодействия с другим человеком;

– интеллектуальный компонент связан с развитием операций мышления – анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;

– регулятивный компонент отражает стремление к преодолению трудностей, принятию решений, сосредоточенности внимания к своей деятельности;

– творческий компонент выражается в самостоятельном переносе раннее усвоенных способов деятельности в практическую значимость с проявлением оригинальных мыслительных способностей.

Формирование познавательного интереса происходит последовательно и характеризуется определенными состояниями – стадиями. Их выделяют всего четыре: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

Любопытство – первая стадия, которая характеризуется привлечением внимания ребенка к какому-либо предмету или явлению. Для нее характерен интерес, связанный с новизной, неожиданными обстоятельствами. На данной стадии не возникает подлинного стремления к познанию, ученик лишь довольствуется занимательностью определенного предмета или явления. Однако любопытство является начальным толчком к познанию

Любознательность – состояние, при котором ребенок старается проникнуть за границы увиденного. На данной стадии возникают такие эмоции, как удивление, радость познания, появляются новые загадки, которые ученик стремится расшифровать. В развитии личности ребенка, любознательность играет не последнюю роль, а особенно ели она становится устойчивой чертой характера. Такие люди, в характере которых присутствует любознательность, всегда находятся в поиске новой информации, в открытии новых знаний.

Любознательность, согласно К.М. Рамоновой, – своеобразная форма активности, отличающаяся рядом особенностей. По её мнению, любознательностью выступает начальный этап формирования устойчивой познавательной направленности, а также любознательность является условием высокой умственной направленности, требующее при этом минимум усилий и затрат в плане психики обучающегося. Одновременно К.М. Рамонова подчёркивает, что «развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребёнку противоречивых фактов, побуждающих к поиску причин данных противоречий». Проходя этапы своего становления, познавательный интерес на начальной стадии характеризуется познавательной активностью. Данная активность проявляется к интересе к окружающей действительности, к поиску новой информации, к стремлению открывать новые факты о предметах или объектах.

Познавательный интерес проявляется в избирательной направленности учебных предметов, в мотивации ребенка, в основе которой лежит главный мотив. Этот мотив может находиться в предмете познавательного интереса, которому посвящает все свое свободное время младший школьник.

Теоретический интерес связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки. Эта стадия развития познавательного интереса характеризуется не только заинтересованностью к определенному предмету или явлению, а показывает обучающего уже как личность, как субъекта учебной деятельности. Данная ступень возможна лишь при хорошей теоретической подготовке ученика, то есть она рассчитана на сильных обучающихся [42].

В реальности указанные ступени развития познавательного интереса тесно взаимосвязаны между собой. Школьник, увлеченный определенным предметом, по мере его изучения может переходить от одной ступени на другую очень быстро. Бывают также такие ситуации, что появление заинтересованности на уроке (рассказ учителя, интересные факты, отрывок из кинофильма и др.) может пройти незамечено, не повлияв на развитие личности младшего школьника.

Опираясь на опыт психологических исследований, можно выделить условия для формирования и развития познавательного интереса у младших школьников:

– первое условие направлено развитие мыслительной деятельности младшего школьника. Основой для развития мышления младшего школьника, а также и познавательного интереса, выступает решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях, спорах, где нужно искать правильные пути решения, отстаивать свою точку зрения.

– второе условие обусловлено тем, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.  Учебный процесс должен вестись в зоне ближайшего развития, то есть обучающимся должна предоставляться информация, ответы на которые они могут найти при помощи учителя, при этом учитель должен постоянно обучать детей новым знаниям и навыкам.

– третье условие – эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Создание благоприятной атмосферы или ситуации успеха позволяет обучающимся чувствовать себя комфортно. Такие условия благополучно влияют на развитие познавательного интереса, у младшего школьника появляется стремление что-либо делать, работать быстрее и продуктивнее. Создание благоприятной атмосферы влияет не только на деятельность обучающегося, но и на его психическое и эмоциональное состояние – хорошее настроение повышает качество работы.

– четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик-учитель», «ученик-родители и близкие», «ученик-коллектив». Данные отношения могут по-разному повлиять на обучающегося, как и положительно, так и отрицательно. Каждым из этих отношений управляет учитель, только от него зависит продуктивность работы младшего школьника. Учитель сам задает отношение учеников к изучению определенного предмета. Если он заинтересован в предмете и рассказывает о нем с увлечением, то и весь класс будет с удовольствием его учить не только на базовой основе, но и углублять в отдельные факты.

Факторы, влияющие на формирование и развитие познавательного интереса:

– личность учителя;

– формы организации обучения;

– виды познавательной деятельности;

– содержание предмета;

– средства обучения;

– методы обучения;

– другие факторы (родители, друзья, экскурсии, путешествия и др.)

На уроках математики сложно удержать внимание младших школьников, так как часто предлагаемый учителем материал не вызывает особого интереса. Поэтому формирование познавательного интереса именно на уроках математики ставиться приоритетной целью обучения в начальной школе. В начале XX века известный педагог-методист С.И. Шохор-Троцкий в своем исследовании «Чему и как учить на уроках арифметики» писал, что «…для обогащения учащихся математическими знаниями, необходимо, чтобы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперед и преодоления ее трудностей».

Математика в начальной школе является одной из сложных дисциплин. Чаще всего, изучаемые темы считаются обучающимися скучными и неинтересными, что является причиной неуспеваемости, плохой подготовки, низкой продуктивности. Повышение познавательного интереса к предмету «Математика» – один из главных вопросов методики математика.

Французскому математику Блезу Паскалю принадлежат слова: «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным». Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету. Решение занимательных математических задач – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое в частности. К занимательным можно отнести задачи на перекладывание элементов или переливания, на отгадывание задуманного числа или зачеркнутой цифры, на составления магических квадратов, задачи на подсчет количества элементов фигуры или самих фигур, задачи, с историко-математическим содержанием и т. д.

Таким образом, формировать познавательный интерес важно не только к определенному предмету, но и к познанию мира в целом младшим школьником. Повышение познавательного интереса на уроках математики играет важную роль в становлении и развитии личности. Основой для создания на уроке ситуации, влияющей на формирование познавательного интереса, выступает яркий и запоминающийся материал, мастерство учителя, решение нестандартных заданий и задач.