Характеристика профессиональной деятельности
педагога – психолога
Дюсембаевой Айнагуль Сеельбековны
МАОУ Стрехнинская СОШ
Содержание
Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании…………………………………......стр. 3
Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др………......стр. 4
Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года……………………………………………………....стр.5
Перечень применяемых Конкурсантом психолого – педагогических технологий, методик, программ …………….……………………….стр. 8
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании
2010-2015 гг. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, квалификация: «Педагог - психолог» по специальности: «Педагогика и психология», специализация: «Детская психология».
2012-2013 гг. ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», дополнительная специализация: «Клиническая психология».
Общий трудовой стаж 3,5 года, в том числе педагогический стаж составляет 1,5 года.
Прошла курсы повышения квалификации:
2016 год, «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации» (28 часов очно) ТОГИРРО;
2019 год, Медиация в семейно-правовых конфликтах (семейная медиация)» (16 часов очно) АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиаци и права»;
2019 год, «Современные угрозы детской безопасности: выявление, профилактика,,сопровождение» (16 часов очно) ТОГИРРО;
2019 год, Семинар-практикум по теме «Травля в школе (буллинг): предпосылки возникновения, признаки, профилактика. Методы работы» (8 часов очно) РСРЦН «Семья».
Участие в обучающих семинарах:
- г.Ишим. ТОГИРРО Семинар-тренинг «Основы конфликтологии и профилактики конфликтных ситуаций в сфере образования». 16 часов. 24-25.03.2016г.
- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар. «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации». 28 часов. 27-13.10.2016г.
- г.Ишим. Семинар «Использование результатов диагностики в консультировании» 06.06.2019г.
- г.Ишим. Семинар-тренинг «Основы индивидуального консультирования».
27-28.08.2019г.
- г.Ишим. Методический семинар по реализации проекта «Точка опоры». 16.09.2019г.
2. Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.
Программы:
1. Программа «Я – первоклассник!» (коррекционно-развивающие занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению)
2. Программа «Первый раз в 5 класс!»; Цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).
3. Программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н (курс занятий по подготовке учащихся 9 класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга под редакцией Л. Н. Гозуновой, к.м.н., директора ЦПМСС «Живые потоки»);
Методические разработки:
Конспект тренингового занятия на саморегуляцию эмоционального состояния для школьников 5-7 классов.
Конспект тренингового занятия на тему «Саморегуляция как источник эмоционального выживания» для 8-11 классов.
Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе» (создание условия для личностного роста педагогов).
Публикации:
Мамбетова, А. С. Развитие коммуникативности учащихся в процессе проектной деятельности [Текст] / А. С. Мамбетова // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2015. – С. 25-26.
Мамбетова, А. С. Социальные проекты как средство формирования коммуникативных умений старшеклассников / А. С. Мамбетова // Педагогика и современность. - 2014. – №3. – С. 53-56.
Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года
Начала свой профессиональный путь в должности педагога - психолога с 2016 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении Стрехнинская средняя общеобразовательная школа. Квалификационной категории не имею, т.к. с 26.09.2017г по 03.06.2019г находилась в социальном отпуске по уходу за ребенком.
В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:
«Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;
«Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271);
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599;
Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе;
Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;
Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;
«Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.;
Устав МАОУ Стрехнинская СОШ;
Итоги профессиональной деятельности в МАОУ Стрехнинская СОШ
Моя профессиональная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Наиболее приоритетными направлениями являлись психологическая диагностика, психологическое развитие и коррекция.
Психологическая диагностика осуществлялась фронтально и индивидуально. Были проведены:
диагностика психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе (комплекс методик из программы «Школьный старт»);
диагностика особенностей психологической адаптации учащихся 5- х классов к обучению в средней школе. («Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова); опросник школьной тревожности (Филлипс);
диагностика особенностей социально–психологической адаптации учащихся 10 класса (методика САН, диагностика психологической атмосферы в коллективе, диагностика степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива );
диагностика эмоционального состояния учащихся 7 – 11 классов («Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк);
профориентационная диагностика учащихся 9-х классов («Готовность к выбору профессии» методика В. Б. Успенского).
Коррекционно-развивающая работа включала разработку, модификацию и реализацию коррекционно-развивающих программ в соответствии с поставленными задачами
Коррекционно–развивающая работа осуществлялась как в групповой, так и в индивидуальной форме.
Результатами коррекционно – развивающей работы выступили:
повышение уровня психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
снижение неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7 – 11 классов;
повышения уровня психологической готовности к выбору профессии у учащихся 9-х классов;
психологическая готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;
развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, мышление, память);
снижение неблагополучного эмоционального состояния (агрессивность, ригидность, фрустрация, тревожность) у учащихся 7 – 11 классов.
снижение уровня ситуационной тревожности у педагогов, учащихся;
По направлению психологическое просвещение, психопрофилактика были проведены следующие мероприятия: беседы на темы: «Права детей», «ЗОЖ – что это такое?», «Ответственность за порчу имущества школы», «Сердце матери», «Чувство собственного достоинства», «Для чего нужна семья», «Преступление и наказание» и т.д. Занятия на темы: Профилактическое занятие «Поговорим о конфликте»; социальный тренинг «Друг другу навстречу»; профилактика девиантного поведения и т.д.
По направлению психологическое консультирование были проведены консультации на следующие темы:
особенности младшего школьного возраста (причины «плохого» поведения, неуспеваемость, низкая учебная мотивация, гиперактивность, импульсивность, вопросы детского воровства и др.);
особенности подросткового возраста (тревожность, комформностьреферентной группе, лживость, противоправные действия);
особенности детско–родительских отношений (предпочитаемый стиль в воспитании, как понять своего растущего, меняющегося ребенка, как наладить с ним общение, вопросы сиблинговых отношений и др.).
Организационно - методическая работа. Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для обучающихся; г) разработка и написание выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.
Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей. Оформление документации педагога-психолога.
Таким образом, исходя из полученных результатов всех направлений деятельности, были определены следующие приоритетные направления работы на следующий учебный год:
к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;
способствовать снижению неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7–11 классов;
повышать уровень психологической готовности к выбору профессии
у учащихся 9-х классов;
формировать психологическую готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;
развивать познавательную и эмоционально–личностную сферы младших школьников;
проводить профилактику уровня тревожности, эмоционального выгорания у педагогов.
Перечень применяемых Конкурсантом
психолого - педагогических технологий, методик, программ
Психолого – педагогические технологии:
Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности.
Я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее. В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.
В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.
Технология обучающих игр. Обучающие игры выполняют три основные функции:
Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся, выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технологию обучающей игры я комбинирую с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).
Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести ресурсное состояние.
Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.
Наиболее используемые диагностические методики, представлены в таблице 1
Таблица 1
Перечень диагностических методик
№ п/п | Название методики | Цель методики |
Интеллект, умственные способности |
1 | Краткий отборочный тест (КОТ) Н.В. Бузин | Оценка общих умственных способностей (способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, отвлекаемость, скорость и точность восприятия. распределение и концентрация внимания и др) |
2 | Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной) | Определение усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся |
Эмоционально – личностная сфера |
3 | Тест школьной тревожности Филлипса | Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. |
4 | Методика «Шкала тревожности» (Кондаш) | Определение уровня общей, школьной, самооценочной, межличностной тревожности |
5 | Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда | Диагностика социально-психологической адаптации (адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, ведомость и др.) |
6 | Методика изучения мотивации учения подростков М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М | Определение ведущего мотива учения, уровня мотивации |
7 | Методика «Формула темперамента» Белов | Определение доминирующего типа темперамента |
8 | Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» | Определение типа акцентуации личности |
9 | Цветовой тест Люшера | Измерение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативные способности. |
10 | Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки) | Диагностика агрессивных и враждебных реакций |
11 | Определение уровня депрессии (В.А.Жмуров) | Определение депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии). |
12 | Экспресс – оценка самочувствия, активности и настроения (САН) | Оценка самочувствия, активности и настроения |
13 | Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) | Определение уровня тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности |
14 | Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С.Степанова в модификации И.И. Махониной | Определение стиля воспитания |
15 | Опросник ценностные ориентации М. Рокича | Определение терминальных, инструментальных ценностей |
16 | «Карта внутренней страны» по материалам книги Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии». | Исследование неосознаваемых целей, путей их достижения, индивидуальной динамики процесса формирования образа цели |
17 | Диагностика особенностей Я – концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, модификация А.М. Прихожан) | Изучение особенностей Я-концепции (Поведение, интеллект, положение в школе, тревожность, общение и др. факторы) |
18 | Тест – опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев | Выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения |
Профориентация |
19 | Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) | Определение ведущего интереса к предмету или виду деятельности |
20 | Методика «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной | Определение ведущего типа мышления |
21 | Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной) | Выявление склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. |
22 | Методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией Р.В.Овчаровой | Определение ведущего мотива выбора профессии |
23 | Методика «Мои способности» под редЕ.И.Рогова | Определение направления в развитии способностей |
24 | Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) (под редакцией Н.Н.ЗахароваВ.Д.Симоненко) | Определениеприоритетного типа профессий |