СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика профессиональной деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика профессиональной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Характеристика профессиональной деятельности»












Характеристика профессиональной деятельности

педагога – психолога

Дюсембаевой Айнагуль Сеельбековны



МАОУ Стрехнинская СОШ










































Содержание



  1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании…………………………………......стр. 3

  2. Перечень разработанных Конкурсантом локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др………......стр. 4

  3. Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года……………………………………………………....стр.5

  4. Перечень применяемых Конкурсантом психолого – педагогических технологий, методик, программ …………….……………………….стр. 8













































Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.


1. Сведения о профессиональном образовании и дополнительном профессиональном образовании

2010-2015 гг. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», филиал в г. Ишиме, квалификация: «Педагог - психолог» по специальности: «Педагогика и психология», специализация: «Детская психология».

2012-2013 гг. ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова», дополнительная специализация: «Клиническая психология».

Общий трудовой стаж 3,5 года,  в том числе педагогический стаж составляет 1,5 года.

  Прошла курсы повышения квалификации:

2016 год, «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации» (28 часов очно) ТОГИРРО;

2019 год, Медиация в семейно-правовых конфликтах (семейная медиация)» (16 часов очно) АНО «Западно-Сибирский региональный Центр медиаци и права»;

2019 год, «Современные угрозы детской безопасности: выявление, профилактика,,сопровождение» (16 часов очно) ТОГИРРО;

2019 год, Семинар-практикум по теме «Травля в школе (буллинг): предпосылки возникновения, признаки, профилактика. Методы работы» (8 часов очно) РСРЦН «Семья».

Участие в обучающих семинарах:

- г.Ишим. ТОГИРРО Семинар-тренинг «Основы конфликтологии и профилактики конфликтных ситуаций в сфере образования». 16 часов. 24-25.03.2016г.

- г.Тюмень. ТОГИРРО Семинар. «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации». 28 часов. 27-13.10.2016г.

- г.Ишим. Семинар «Использование результатов диагностики в консультировании» 06.06.2019г.

- г.Ишим. Семинар-тренинг «Основы индивидуального консультирования».

27-28.08.2019г.

- г.Ишим. Методический семинар по реализации проекта «Точка опоры». 16.09.2019г.


2. Перечень разработанных локальных или методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.

Программы:

1. Программа «Я – первоклассник!» (коррекционно-развивающие занятия по адаптации первоклассников к школьному обучению)

2. Программа «Первый раз в 5 класс!»; Цель: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы (создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями).

3. Программа «Путь к успеху» Стебеневой Н., Королевой Н (курс занятий по подготовке учащихся 9 класса  к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга под редакцией Л. Н. Гозуновой, к.м.н., директора ЦПМСС «Живые потоки»);

Методические разработки:

Конспект тренингового занятия на саморегуляцию эмоционального состояния для школьников 5-7 классов.

Конспект тренингового занятия на тему «Саморегуляция как источник эмоционального выживания» для 8-11 классов.

Тренинг «Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе» (создание условия для личностного роста педагогов).

Публикации:

Мамбетова, А. С. Развитие коммуникативности учащихся в процессе проектной деятельности [Текст] / А. С. Мамбетова // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. – Махачкала, 2015. – С. 25-26.

Мамбетова, А. С. Социальные проекты как средство формирования коммуникативных умений старшеклассников / А. С. Мамбетова // Педагогика и современность. - 2014. – №3. – С. 53-56.


Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта за последние 3 года


Начала свой профессиональный путь в должности педагога - психолога с 2016 года в Муниципальном автономном образовательном учреждении Стрехнинская средняя общеобразовательная школа. Квалификационной категории не имею, т.к. с 26.09.2017г по 03.06.2019г находилась в социальном отпуске по уходу за ребенком.

В своей работе опираюсь на следующие нормативные документы:

  • «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.;

  • «Конвенция ООН о правах ребенка» - принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.;

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - Закон Российской Федерации, Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года, (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.);

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271);

  • «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ №945 от 1.03.04 и рекомендации по распределению рабочего времени педагога-психолога в общеобразовательной школе;

  • Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ»;

  • Письмо Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков»;

  • «Положение о психолого-медико-педагогической комиссии» - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 г.;

  • Устав МАОУ Стрехнинская СОШ;


Итоги профессиональной деятельности в МАОУ Стрехнинская СОШ


Моя профессиональная деятельность осуществлялась по следующим направлениям: диагностическое, консультационное,  коррекционно-развивающее, просветительское и профилактическое, организационно-методическое. Наиболее приоритетными направлениями являлись психологическая диагностика,  психологическое развитие и коррекция.

Психологическая диагностика осуществлялась фронтально и индивидуально. Были проведены:

  • диагностика психологической готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе (комплекс методик из программы «Школьный старт»);

  • диагностика особенностей психологической адаптации учащихся 5- х классов к обучению в средней школе. («Оценка школьной мотивации» (Н. Лусканова); опросник школьной тревожности (Филлипс);

  • диагностика особенностей социально–психологической адаптации учащихся 10 класса (методика САН, диагностика психологической атмосферы в коллективе, диагностика степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива );

  • диагностика эмоционального состояния учащихся 7 – 11 классов («Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк);

  • профориентационная диагностика учащихся 9-х классов («Готовность к выбору профессии» методика В. Б. Успенского).

Коррекционно-развивающая работа включала разработку, модификацию и реализацию коррекционно-развивающих программ в соответствии с поставленными задачами

Коррекционно–развивающая работа осуществлялась как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Результатами коррекционно – развивающей работы выступили:

  • повышение уровня психологической адаптации к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

  • снижение неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7 – 11 классов;

  • повышения уровня психологической готовности к выбору профессии у учащихся 9-х классов;

  • психологическая готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;

  • развитие познавательной сферы (восприятие, внимание, мышление, память);

  • снижение неблагополучного эмоционального состояния (агрессивность, ригидность, фрустрация, тревожность) у учащихся 7 – 11 классов.

  • снижение уровня ситуационной тревожности у педагогов, учащихся;

По направлению психологическое просвещение, психопрофилактика были проведены следующие мероприятия: беседы на темы: «Права детей», «ЗОЖ – что это такое?», «Ответственность за порчу имущества школы», «Сердце матери», «Чувство собственного достоинства», «Для чего нужна семья», «Преступление и наказание» и т.д. Занятия на темы: Профилактическое занятие «Поговорим о конфликте»; социальный тренинг «Друг другу навстречу»; профилактика девиантного поведения и т.д.

По направлению психологическое консультирование были проведены консультации на следующие темы:

  • особенности младшего школьного возраста (причины «плохого» поведения, неуспеваемость, низкая учебная мотивация, гиперактивность, импульсивность, вопросы детского воровства и др.);

  • особенности подросткового возраста (тревожность, комформностьреферентной группе, лживость, противоправные действия);

  • особенности детско–родительских отношений (предпочитаемый стиль в воспитании, как понять своего растущего, меняющегося ребенка, как наладить с ним общение, вопросы сиблинговых отношений и др.).

Организационно - методическая работа. Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: разработка развивающих, коррекционных и просветительских программ. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ; б) составление программ для групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы; в) разработка классных часов для обучающихся; г) разработка и написание выступлений на родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик.

Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для обучающихся, педагогов и родителей. Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей. Оформление документации педагога-психолога.

Таким образом, исходя из полученных результатов всех направлений деятельности, были определены следующие приоритетные направления работы на следующий учебный год:

  • способствовать повышению уровня психологической адаптации

к обучению в школе у учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов;

  • способствовать снижению неблагополучного эмоционального состояния у учащихся 7–11 классов;

  • повышать уровень психологической готовности к выбору профессии

у учащихся 9-х классов;

  • формировать психологическую готовность учащихся 9, 11 классов к сдаче выпускных экзаменов;

  • развивать познавательную и эмоционально–личностную сферы младших школьников;

  • проводить профилактику уровня тревожности, эмоционального выгорания у педагогов.



Перечень применяемых Конкурсантом

психолого - педагогических технологий, методик, программ


Психолого – педагогические технологии:


Использование ИКТ-технологий становится неотъемлемой частью психологического сопровождения образовательного процесса. Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. В моей работе использование электронной базы тестовых материалов и заданий значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе разработанные презентации, записи релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит мои силы и позволяет шире использовать коррекционные возможности. 

Я также использую мультипликационный материал для просвещения, развития и коррекции познавательной и эмоциональной сфер учащихся. Мультипликационные герои, как и герои сказок, фильмов, более органично воспринимаются школьниками, особенно в среднем звене и информация, переданная ими, усваивается гораздо эффективнее. В работе родительских собраний все чаще обращаюсь к информационным технологиям, наглядно демонстрируя в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В создании аналитических отчетов, подведении итогов, разработке рекомендаций для педагогов и родителей без компьютера обойтись очень сложно. Огромные статистические данные укладываются в систему посредством разработанных программ «Excel». Создание диаграмм, графиков, таблиц существенно облегчает восприятие профессиональной терминологии. Учителю гораздо проще работать с таблицей, воспринимая весь класс в целом, и каждого конкретного ученика в частности. При подготовке к педагогическим советам, консультациям огромную помощь оказывают ресурсы интернета, сборники электронных книг, психологических электронных материалов.

Технология обучающих игр. Обучающие игры выполняют три основные функции:

  • Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;

  • Гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления учащихся, выражается в дидактических методиках;

  • Социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

Технологию обучающей игры я комбинирую с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг. Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

Музыкотерапия – использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

Танцевальная терапия – использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.

Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, сказкотерапия. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести ресурсное состояние.

Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование разной атрибутики, основанные на активной работе воображения, разных формах художественной экспрессии и др.

Наиболее используемые диагностические методики, представлены в таблице 1




Таблица 1

Перечень диагностических методик


№ п/п

Название методики

Цель методики

Интеллект, умственные способности

1

Краткий отборочный тест (КОТ) Н.В. Бузин

Оценка общих умственных способностей (способности обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, отвлекаемость, скорость и точность восприятия. распределение и концентрация внимания и др)

2

Методика «Эрудит» (методика ШТУР в модификации Г. Резапкиной)

Определение усвоения ряда понятий школьной программы, сформированности основных мыслительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся


Эмоционально – личностная сфера

3

Тест школьной тревожности Филлипса

Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

4

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Определение уровня общей, школьной, самооценочной, межличностной тревожности

5

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

Диагностика социально-психологической адаптации (адаптивность, принятие себя, эмоциональный комфорт, внутренний контроль, ведомость и др.)

6

Методика изучения мотивации учения подростков М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М

Определение ведущего мотива учения, уровня мотивации

7

Методика «Формула темперамента» Белов


Определение доминирующего типа темперамента

8

Опросник К. Леонгарда — С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности»


Определение типа акцентуации личности

9

Цветовой тест Люшера

Измерение психофизиологического состояния человека, его стрессоустойчивости, активности и коммуникативные способности.

10

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса – Дарки)

Диагностика агрессивных и враждебных реакций

11

Определение уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Определение депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии).

12

Экспресс – оценка самочувствия, активности и настроения (САН)

Оценка самочувствия, активности и настроения

13

Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)

Определение уровня тревожности, агрессивности, фрустрации, ригидности

14

Методика «Стратегии семейного воспитания» С.С.Степанова в модификации И.И. Махониной

Определение стиля воспитания

15

Опросник ценностные ориентации М. Рокича

Определение терминальных, инструментальных ценностей

16

«Карта внутренней страны» по материалам книги Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Тренинг по сказкотерапии».

Исследование неосознаваемых целей, путей их достижения, индивидуальной динамики процесса формирования образа цели

17

Диагностика особенностей Я – концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, модификация А.М. Прихожан)

Изучение особенностей Я-концепции (Поведение, интеллект, положение в школе, тревожность, общение и др. факторы)

18

Тест – опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Выявление структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения

Профориентация

19

Методика «Профиль» 
(методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной)

Определение ведущего интереса к предмету или виду деятельности

20

Методика «Тип мышления» в модификации Г. Резапкиной

Определение ведущего типа мышления

21

Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)


Выявление склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной.

22

Методика «Мотивы выбора профессии» под редакцией Р.В.Овчаровой

Определение ведущего мотива выбора профессии

23

Методика «Мои способности» под редЕ.И.Рогова

Определение направления в развитии способностей

24

Методика «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО)

(под редакцией Н.Н.ЗахароваВ.Д.Симоненко)

Определениеприоритетного типа профессий