Просмотр содержимого документа
«Характеристика задержки психического развития»
Характеристика особых образовательных потребностей детей с задержкой психологического развития.
Термин задержка психического развития (ЗПР)
употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации
Задержка психического развития конституционального происхождения;
Задержка психического развития психогенного происхождения;
Формы задержки психического развития
Задержка психического развития соматогенного происхождения;
Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Причины ЗПР
физиологическими
- тяжёлые инфекционные заболевания
- черепно-мозговые травмы,
- наследственная предрасположенность и др.)
социально-педагогическими
- отсутствие заботы родителей нормальных условий для обучения и воспитания детей,
- педагогическая запущенность,
- нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации
Особенности психического развития детей при задержке психического развития
Особенности ощущений и восприятия
- нарушение предметности и структурности восприятия);
- нарушение целостности восприятия;
- замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств;
- снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий);
- отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;;
- нарушение ориентировки в пространстве;
Особенности внимания
- неустойчивость внимания;
- сниженная концентрация внимания;
- снижение объема внимания;
- сниженная избирательность внимания
- сниженное распределение внимания;
- трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
- повышенная отвлекаемость ;
Особенности памяти
Особенности мышления
- наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;
- отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения
- сниженный объем запоминания;
- нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;
- более низкий уровень продуктивности памяти (на 2-3 года);
- медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения;
Особенности речевого развития
- отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи;
- недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности);
- уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально-органической формой ЗПР;
- неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития);
- недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности;
- трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций.
- недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков;
- бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире;
- нарушения звукопроизношения;
- несформированность лексико-грамматического строя речи (трудности использования прилагательных, антонимических и синонимических средств языка);
- наличие аграмматизмов;
Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития
- Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;
- Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;
- Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
- Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ;
- Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий;
- Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников;
- Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
Особенности детей с ЗПР,которые необходимо учитывать в учебном процессе
Незрелость эмоционально-волевой сферы
низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности
Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов
Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире
Снижение работоспособности
Неустойчивость внимания
Ограниченность словарного запаса
Повышенная истощаемость
Более низкий уровень развития восприятия
Низкий навык самоконтроля
Отставание в развитии всех форм мышления
Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстроактно-логической,снижение обьёмов кратковременной и долговременной памяти.
Школьники с ЗПР в удовлетворении особых образовательных потребностей:
- В побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
- В расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
- В формировании общеинтелектуальных умений;
- В совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности;
- В формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
- В развитии личностной сферы ;
- В развитии и отработке средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия;
- В усилении регулирующих функций слова, формирование речевого общения;
- В сохранении и укреплении соматического и психосоматического здоровья;