СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика задержки психического развития

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика особых образовательных потребностей детей с задержкой психологического развития

Просмотр содержимого документа
«Характеристика задержки психического развития»

Характеристика особых образовательных потребностей детей с задержкой психологического развития.

Характеристика особых образовательных потребностей детей с задержкой психологического развития.

Термин задержка психического развития (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации

Термин задержка психического развития (ЗПР)

употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации

Задержка психического развития конституционального происхождения;  Задержка психического развития психогенного происхождения; Формы задержки психического развития Задержка психического развития соматогенного происхождения; Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Задержка психического развития конституционального происхождения;

Задержка психического развития психогенного происхождения;

Формы задержки психического развития

Задержка психического развития соматогенного происхождения;

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.

Причины ЗПР физиологическими  тяжёлые инфекционные заболевания  черепно-мозговые травмы, наследственная предрасположенность и др.) социально-педагогическими отсутствие заботы родителей нормальных условий для обучения и воспитания детей,  педагогическая запущенность,  нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации

Причины ЗПР

физиологическими

  • тяжёлые инфекционные заболевания
  • черепно-мозговые травмы,
  • наследственная предрасположенность и др.)

социально-педагогическими

  • отсутствие заботы родителей нормальных условий для обучения и воспитания детей,
  • педагогическая запущенность,
  • нахождение ребёнка в трудной жизненной ситуации

Особенности психического развития детей при задержке психического развития

Особенности ощущений и восприятия

  • нарушение предметности и структурности восприятия);
  • нарушение целостности восприятия;
  • замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств;
  • снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий);
  • отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;;
  • нарушение ориентировки в пространстве;

Особенности внимания

  • неустойчивость внимания;
  • сниженная концентрация внимания;
  • снижение объема внимания;
  • сниженная избирательность внимания
  • сниженное распределение внимания;
  • трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
  • повышенная отвлекаемость ;

Особенности памяти

Особенности мышления

  • наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;
  • отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения
  • сниженный объем запоминания;
  • нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;
  • более низкий уровень продуктивности памяти (на 2-3 года);
  • медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения;

Особенности речевого развития

  • отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи;
  • недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности);
  • уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально-органической формой ЗПР;
  • неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития);
  • недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности;
  • трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций.
  • недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков;
  • бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире;
  • нарушения звукопроизношения;
  • несформированность лексико-грамматического строя речи (трудности использования прилагательных, антонимических и синонимических средств языка);
  • наличие аграмматизмов;
 Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития   Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;  Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;  Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов;  Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;  Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ; Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий; Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников; Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.

Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития

  • Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;

  • Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;

  • Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов;

  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;

  • Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ;
  • Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий;
  • Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников;
  • Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
 Особенности детей с ЗПР,которые необходимо учитывать в учебном процессе   Незрелость эмоционально-волевой сферы  низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире Снижение работоспособности Неустойчивость внимания Ограниченность словарного запаса Повышенная истощаемость Более низкий уровень развития восприятия Низкий навык самоконтроля Отставание в развитии всех форм мышления Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстроактно-логической,снижение обьёмов кратковременной и долговременной памяти.

Особенности детей с ЗПР,которые необходимо учитывать в учебном процессе

Незрелость эмоционально-волевой сферы

низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности

Преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов

Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире

Снижение работоспособности

Неустойчивость внимания

Ограниченность словарного запаса

Повышенная истощаемость

Более низкий уровень развития восприятия

Низкий навык самоконтроля

Отставание в развитии всех форм мышления

Недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстроактно-логической,снижение обьёмов кратковременной и долговременной памяти.

Школьники с ЗПР в удовлетворении особых образовательных потребностей: В побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации; В расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире; В формировании общеинтелектуальных умений; В совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности; В формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности; В развитии личностной сферы ; В развитии и отработке средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия; В усилении регулирующих функций слова, формирование речевого общения; В сохранении и укреплении соматического и психосоматического здоровья;

Школьники с ЗПР в удовлетворении особых образовательных потребностей:

  • В побуждении познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • В расширении кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире;
  • В формировании общеинтелектуальных умений;
  • В совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности;
  • В формировании, развитии у детей целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности;
  • В развитии личностной сферы ;
  • В развитии и отработке средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия;
  • В усилении регулирующих функций слова, формирование речевого общения;
  • В сохранении и укреплении соматического и психосоматического здоровья;