СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Холокост - память поколений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к Международному дню жертв Холокоста.

Просмотр содержимого документа
«Холокост - память поколений»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств»













Методическая разработка

Классный час

«Холокост – память поколений»









Воспитатель Танская В.В.









Холокост –память поколений


Обоснование темы.
   Дети и Холокост.  Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?

Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…

     Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”.

     Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр:” Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. 


Цели:

усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; 

формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.



Задачи: 

ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;

формирование толерантного сознания;

формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: (слайд 1)

      Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма   и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.  

2.Интерактивная беседа по теме классного часа

   Так давайте вспомним, как всё это было…

   Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».       Кто-нибудь знает, что такое «Холокост»?

Ответы детей…



Воспитатель : (слайд 2)

     Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое

уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян… (слайд 3)





Звучит музыка Дмитрия Шостаковича «Тринадцатая симфония», на экране показ слайдов жертв геноцида. Ученики выступают со стихами:

Ученик :

Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе.

Воспитатель :  (слайд 4)

    Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха.

Ученик :

Все можно сокрушить,

Смести, предать забвенью,

Заасфальтировать и заковать в бетон,

Взорвать собор, как лишнее строенье,

На месте кладбища построить стадион.

Все можно растерять, что собрано веками,

Все может замолчать, расправами грозя,

И только человеческую память

Забетонировать и истребить нельзя.

Воспитатель : (слайд 5)

    В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.

Стоны, крики, плачь, боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти кадры.  

А сейчас небольшой отрывок из истории

Ученик : (слайд 6)

    Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

     Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

     Ученик:

   Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы, «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».

Ученик : (слайд 7)

Над Бабьим Яром памятников нет.

Крутой обрыв, как грубое надгробье.

Мне страшно.

Мне сегодня столько лет,

Как самому еврейскому народу.

Мне кажется, что Дрейфус - это я.

Мещанство - мой доносчик и судья.

Я за решеткой. Я попал в кольцо.

Затравленный, оплеванный, оболганный.

И дамочки с брюссельскими оборками,

Визжа, зонтами тычут мне в лицо.

Мне кажется - я мальчик в Белостоке.

Кровь льется, растекаясь по полам.

Бесчинствуют вожди трактирной стойки

И пахнут водкой с луком пополам.

Я, сапогом отброшенный, бессилен.

Напрасно я погромщиков молю.

Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"…

Воспитатель:

    В данном стихотворении прозвучали слова Бабий Яр. Кто-нибудь знает, что это такое? Может кто-нибудь где-нибудь слышали подобное выражение?

Ответы детей…

Ученик:

    Ба́бий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч (жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

Ученик:

Ров... Поэмой ли скажешь о нем?

7000 трупов… Евреи... Славяне...

Да! Об этом нельзя словами:

Огнем! Только огнем!

Багеровский ров под Керчью, в котором были расстреляны около 7 тысяч человек, в основном, евреи. Материалы советской комиссии по расследованию преступлений фашизма были представлены на Нюрнбергском процессе.

24 ноября 1941 года –фашисты издали указ о поголовной регистрации всех евреев.

28 ноября был вывешен новый приказ: все зарегистрированные в гестапо должны 29 ноября, с 8 часов утра до 12 часов дня, явиться на Сенную площадь, имея при себе трехдневный запас продовольствия. Свыше семи тысяч человек собралось 29 ноября на площади. Здесь были юноши и девушки, дети всех возрастов, глубокие старики, женщины. 2 декабря арестованных на машинах отправили к Багеровскому рву и расстреляли.

Первыми на расстрел вывозили женщин, детей и стариков. Потом юношей, мужчин покрепче; им связывали руки, завязывали глаза.

Сцены одна трагичнее другой происходили у Багеровского рва: жены прощались с мужьями, матери с детьми.

Когда наши войска в конце декабря 1941 года вернулись в Керчь, страшное зрелище предстало перед воинами, перед керчанами. Ров у поселка Багерово — километр в длину, четыре метра в ширину, глубиной в два метра — был заполнен трупами женщин, детей, стариков, подростков. Вот лежит молодая женщина, крепко прижимая к груди ребенка, аккуратно завернутого в светлое одеяльце; рядом — девочка лет восьми и пяти-шестилетний мальчик. Их руки судорожно вцепились в платье матери. Вот, словно ища спасения, малыш уткнулся в колени матери; и еще, и еще зверски убитые... (Слайд)

Ученик:

70 лет пришлось ждать справедливости тем, кто был похоронен в страшный период в «колодцах смерти» недалеко от Симферополя. Концлагерь «Красный» в Крыму нельзя сравнить с Освенцимом или Заксенхаузеном по масштабам, но он догнал их по трагической «производительности». 15-ти тысяч убитых. В нем убили не только пленных и местных евреев, и караимов, но и членов группы подпольщиков «Сокол», и всю труппу Симферопольского театра русской драмы (тоже героев подпольного движения), и родственников крымских партизан, и просто советских людей, кто чем-либо не понравился представителям оккупационной власти. Специальными обелисками отмечено расположение трех «колодцев смерти» – выкопанных самими узниками вертикальных шахт, куда сбрасывали тела казненных, а также и еще живых людей – на медленную гибель. (слайд)

Но самое сильное впечатление вызывает памятник в виде бронзовой фигурки маленькой девочки среди нагромождения камней – он посвящается детям, погибшим в «Красном». Очевидцы – солдаты-освободители и крымчане, прибежавшие сюда в надежде найти родных – утверждали, что видели множество детских тел, начиная с грудных младенцев.

У входа посетителей встречает каменная стела с жуткими словами Р. Рождественского с призывом помнить тех, кто не придет никогда.

Ученик:

        В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев, подробнее давайте рассмотрим на слайдах, в какой стране, сколько погибло человек.  (слайды 8 - 19)

3.Просмотр видеоряда “Дети Холокоста”. 

Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.
Их судьба может быть разделена на следующие категории: 
1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;
2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;
3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;
4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов.


  4. Обсуждение фильма.
Примерные вопросы: (слайд 20)
1. Как вы думаете, что побуждало нацистов непрерывно совершать массовые убийства  заключенных, в том числе и детей?
2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти? 
3. Для чего проводилась селекция в лагере?
4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?
5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?

5.Обобщение по теме. (слайд 21)

Воспитатель : А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

1.О чем мы сегодня говорили?

2.Что такое Холокост?

3.Какой день считается «Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

4.Что является причинами Холокоста?

5Кто стал его жертвами?

6.Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
(слайд 22)

Воспитатель :  Сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни тысячи людей, в том числе и детей.

Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.











































ГБОУРК «КУВКИЛИ»





Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Холокост – память поколений»











Воспитатель 7-Б класса

Танская В.В.

2018 г.