СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хранители памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс научных проектов среди обучающихся г.Пензы и Пензенской области: «Хранители памяти»

 

Номинация проекта: «Перспективы»

Название проекта: «Возрождение храма - обретение смыслов»

Просмотр содержимого документа
«Хранители памяти»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пензенский государственный университет»

Пензенский институт им. В.Г.Белинского

Историко-филологический факультет









Конкурс научных проектов среди обучающихся г.Пензы и Пензенской области: «Хранители памяти»


Номинация проекта: «Перспективы»



Название проекта: «Возрождение храма - обретение смыслов»





Категория участника: 10 класс

Ф.И.О.: Бастрыгина Кира Денисовна

Адрес образовательной организации:

МОБУСОШ с. Воскресеновка

Пензенского района Пензенской области

Ф.И.О. руководителя конкурсной работы:

Дозоров Владимир Васильевич, учитель

истории и обществознания

МОБУСОШ с. Воскресеновка

Пензенского района Пензенской области






Пенза, 2024



Структура работы:


Введение…...............................................................................3

Основная часть........................................................................5

  1. История храмов села Воскресеновка.........................................5

  2. Барыня Ребровская и Ключевские.............................................8

  3. Современное состояние храма.................................................11

Заключение............................................................................14

Литература и другие источники..........................................16

Приложение ..........................................................................17





























Введение


Долгое забвение и надежда на возрождение часто уживались в истории нашего народа на протяжении последующего столетия после событий революционного 1917 года. Особенно остро это чувствовалось в сельской местности, когда храм есть, но не действует, а село сохраняет свой статус. Восстановление любого исторического объекта начинается с историко-архитектурного анализа. Прежде, чем начать восстановление, нужно увидеть, каким этот объект был в прошлом, как происходило его становление.

В своем краеведческом исследовании мы попытались приоткрыть завесу памяти над событиями, тесно связанными с Воскресеновкой. Хочется верить, что наша работа поможет в некоторой степени восполнить этот пробел и дать возможность ознакомиться с рядом славных страниц истории Пензенского края и нашего родного села в частности.

Актуальность нашей работы определяется изучением истории храмового строительства, значимости в культурной жизни и обоснованности восстановления храма в селе Воскресеновка Пензенского района.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру народа. Поэтому на уроках истории, литературы, на внеклассных занятиях надо рассказывать детям о своей «малой родине», о её прошлом и настоящем ,о людях, которые «где родились, там и пригодились».

Цель работы - использование историко-культурной среды в воспитании и образовании учащихся.



Задачи исследования:

- на краеведческом материале проследить историю храма с. Воскресеновка с известными именами, внесшими вклад в развитие местной культуры;

- раскрыть духовно-нравственный потенциал возрождения интереса к истории и святыням нашей местности.

Научная новизна работы определяется тем, что раскрывается смысл понятия «храм» и расширяются знания современных школьников в курсе истории Пензенского края.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем собран богатый фактический материал, отражающий историю родного села с точки зрения возрождения духовной культуры.

Практическая значимость состоит в использовании собранного материала в преподавании курса истории родного края и ОДНКНР, а так же во внеурочной работе по краеведению, на тех занятиях, где учат детей размышлять о ценностных ориентирах человека, о нравственном выборе, о смысле жизни, о том, ради чего стоит жить.

В своей работе мы использовали не только общеизвестные источники, такие как ранее опубликованные материалы в печати и Интернете, но и включили в научный оборот архивные документы, рукописи местных краеведов, в которых содержатся воспоминания старожилов.










Основная часть

  1. История храмов села Воскресеновка

Православную церковь приметишь с первого взгляда. Её внешний вид выделяется среди обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий, светлая, радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Церковь обычно ставили на возвышенном месте, чтобы отовсюду она была видна, чтобы далеко-далеко разносился звон её колоколов.

Дом Божий был и в селе Воскресеновка практически с момента основания села.

Первое упоминание с. Воскресеновка в уездных книгах относится к 1686 году, а первое здание Воскресенской церкви в селе было построено в 1700 году. В отказных книгах начала XVIII века записано: «На той земле меж вершин речки Шиловки под Лемзяйским лесом поселено село Воскресеновское, а в том селе церковь Воскресения Христова да 8 дворов крестьянских»1. Со 2-го июня 1700 года по указу святейшего патриарха «с дворов попова дьячка, пономарева, просвирщика, с одного двора помещикова, его дворов крестьянских средних было положено взыматьс церковной земли с пашни 10 четвертей в поле, а в дву потому ж, осенних покосов с 10 копен по указанной статье 15 алтын, 3 деньги... и по тому окладу велено взимать с нынешнего 1700 года»2. 2 июля церковь была освящена, а воскресеновский поп Прокопий Константинов получил атиминс3.

С этого дня жизнь воскресеновцев была связана с храмом.

Во время Большого Кубанского погрома в августе 1717 года село было полностью сожжено, не уберегли от огня и церковь. Документально установлено, что 2 июня 1725 года был дан указ о строительстве новой церкви во имя Воскресения Христова. За 70 лет деревянное здание обветшало, и в 1796 году на этом же месте поставили очередную - во имя Обновления Храма Господня. Его век оказался недолгим: по указанию пензенского епископа Иринея храм был разобран в 1825-1830 гг.

Начало каменного строительства в селе Воскресеновка положено в 1830 году на средства помещицы Елизаветы Николаевны Ребровской (1772-1841) и местных крестьян. Названа церковь была в память Обновления храма Господня. В нижнем этаже храма находился престол праведных Захарии и Елисаветы (Приложение, фото 1.1), в верхнем этаже было три престола: средний – Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, правый – Покрова Пресвятой Богородицы, левый – святителя Николая Чудотворца. Храм известен святыней – иконой Николая Чудотворца (Приложение, фото 1.2). Легенда гласит, что её в XIX веке обрёл крестьянин, живший в лесу на пчельнике. Согласно преданию, он пошёл к источнику, куда обычно ходил молиться, там и нашел икону. Первым чудом, что сотворила святыня, стало излечение крестьянина от глазной болезни. Долгое время икона находилась в специальном столпе, потом из-за того что стала широко известна и к ней стали стекаться богомольцы, помещица, владевшая Воскресеновкой, перенесла её в часовню. Из-за разрушения часовни икону поместили в храме.

После революции 1917 года и богоборчества власть сделала все, чтобы вытравить религиозную культуру и почитание святынь из народной памяти. Воскресеновский храм постигла участь многих других церквей региона: он был закрыт в 1934 году, а в 1935 году здесь открыли клуб, через пять лет в здании разместился склад. В годы Великой Отечественной войны для этих целей здание уже не использовали: оно пустовало, а потом, под влиянием времени, непогоды и желания сельчан набрать кирпичей для своих нужд, разрушилось (Приложение, фото 2,3).

С закрытием храма духовная жизнь для многих сельчан умерла. Но даже после разрушения церкви это место всегда почиталось населением, а часть села, где находилась церковь, продолжали называть «Аминьевкой. И хотя не было больше возвышающегося над окрестностями купола, часто можно увидеть, как прохожий осеняет себя крестным знамением на этом месте. Храм остался лишь в виде руин и в памяти старожилов.

Долгие десятилетия то, что некогда было красивым, многоуровневым храмом в стиле классицизма, оставалось развалинами. В 1990-е начале 2000-х годов стены храма стали объектом билдеринга. Но местные жители знали и помнили о нём как о святыне, и интерес к восстановлению храма никогда не угасал.

Старожилы рассказывают: люди верили, что пройдут годы и настанет день, когда откроются двери Божьего Дома, потому что веру нельзя убить. Именно поэтому они сохранили иконы, а приходы и таинства крещения устраивали прямо у себя в домах.

Когда человек сталкивается с неприятностями, а они случаются у каждого, ему хочется найти нравственную опору, почерпнуть сил у источника жизни на земле. Известно, что исстари Русь держалась православными храмами, которые, малые и большие, строились в каждом городе, в каждом селе. Реконструкцию храма можно увидеть на картине В.Н. Горбачева, написанной по воспоминаниям старожила и краеведа Я.И. Максимова4 (см. Приложение, фото 4).







  1. Барыня Ребровская и Ключевские

Семейство Ребровских было хозяевами старинной основной части села Воскресенское. После смерти матери Екатерины Тимофеевны Ребровской (1744-1830?), полноправной хозяйкой села становится Елизавета Николаевна. Народная молва донесла до наших дней память о ней как о строгой хозяйке и ревностной христианке.

В 1830 году «тщанием помещицы» Е.Н. Ребровской было начато строительство двухэтажной каменной пятиглавой церкви на месте старой деревянной. Воскресеновские крестьяне во многом способствовали этому: рыли котлован под здание храма, подвозили материалы, из карьера добывали глину для формовки и обжига кирпичей. Руководил строительством нанятый барыней приказчик, который погиб, сорвавшись с уже построенного здания.

Приделы храма были сооружены в память Покрова Пресвятой Богородицы и во имя чудотворца Николая. В нижнем этаже храма находился престол во имя праведных Захария и Елизаветы. Освятили церковь «в 1831 году октября 15 дня», и называться она стала в память Обновления храма Господня5. Не смотря на, казалось бы, скорое завершение строительства, Барыня Ребровская не раз ездила в Москву, чтобы окончательно прийти к нужному варианту. Камменое здание венчал купол и 4 башни в виде колоколен. На одной из них находилась звонница с 4 колоколами. Служба велась только на нижнем этаже, где был престол преподобных Захария и Елизаветы. На верхнем этаже работы по отделке и сооружению иконостаса продолжались еще 10 лет. По преданию, это было связано с видением барыне о скорой кончине после постройки. Только 1 ноября 1842 года был освящен второй этаж, где находились 3 престола: во имя Обновления, Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца6.

В 1840 году к церкви Воскресения Христова был рукоположен Иосиф Васильевич Ключевский, здесь же крестил своего сына, будущего известного русского историка Василия Осиповича Ключевского. Именно из-за этого во множестве источников значится, что местом рождения историка была именно Воскресеновка. В школьном музее хранится копия выписки из метрической книги Воскресеновской церкви за 1841 год, где можно прочитать известную всем краеведам запись о рождении и крещении первенца «у приходского священника Иосифа Ключевского и его жены Анны Федоровны» (см. Приложение). В графе «восприемники» отмечены «г-н надворный советник Александр Никифорович Заварицкий и девица из дворян Елизавета Николаевна Ребровская». Таинство крещения совершил Дедушка В.О. Ключевского по линии матери протоиерей Федор Мошков4. Елизавета Николаевна недолго радовалась своему маленькому крестнику, родившемуся 16 января 1841 года и крещенному в Воскресеновской сельской церкви 21 числа этого же месяца. Скончалась Е.Н. Ребровская скоропостижно в июне этого же года8.

Барыня постоянно помогала бедному церковному приходу. О заботе основательницы церкви свидетельствует документ Пензенского уездного казначейства, хранящийся в Государственном архиве Пензенской области. В нем говорится, что на содержание «причта», состоявшего из священника и двух причетников, положено «окладное жалование восемьдесят пять рублей семьдесят одна копейка серебром»7. Деньги по тем временам небольшие, поэтому проценты по казначейскому билету, хранящемуся в церковной ризнице, давали еще двадцать два рубля восемьдесят копеек серебром. Церковные документы за 1867 год повествуют об этом так: «В пользу церкви хранится в ризнице процентный билет за № 13535, выданный из Пензенского приказа общественного призрения 1-го ноября 1860 г. на сумму 1992 рубля серебром, положенный в оный приказ покойной помещицей Ребровской в том, чтобы проценты с оного капитала получались на поправку как самой церкви, так и протчих церковных принадлежностей»8. Содержание церкви, как отмечается в документах, средственное.

Воскресеновцы в честь любимой и уважаемой барыни часть села, которой она владела, назвали Ребровкой9. В 1967 году улица получила новое название и стала улицей В.О. Ключевского, в честь ее знаменитого крестника. С тех пор и носит улица два равноценных имени - «Ребровка» и «Ключевская», одинаково дорогих для воскресеновцев.

В школьном музее В.О. Ключевского хранится уникальный экспонат, уцелевший после закрытия храма и дошедший до нас с тех памятных времен - это резная фигура серафима с деревянного иконостаса Воскресеновской церкви в память Обновления Храма Господня (Приложение, фото 6). Эти шестикрылые ангелы, прославляющие Бога, пылающие любовью и побуждающие к ней других, скоро снова украсят новый храм нашего села.














  1. Современное состояние храма

Отрадно, что за последние десятилетия в России были восстановлены многие ранее разрушенные храмы. Было очень интересно узнать, как появилась идея строительства нового храма в нашем селе.

Строительство и восстановление храмов — моральный долг общества и государства перед теми, из чьих душ и сердец силой вырывали все, что было дорого, что было связано с Богом. Это возможность обрести смысл жизни и изменить мир, ведь без духовного роста трудно добиться социального благополучия и экономического процветания. Строятся православные церкви алтарем на восток, туда, где восходит солнце. Ибо для верующих Господь — сам свет немеркнущий. Чаще всего в своем основании церковь устраивается в виде креста. Это означает, что он посвящен распятому на кресте Господу. Сверху здание церкви обычно завершается куполом, воплощающим собою небо. Вверху купол завершается главою, на которой ставится крест. Часто на церкви строят не одну, а несколько глав.

Так и получилось, что возрождение храма было обусловлено многими причинами: и «намеками» от святителя, и настоянием благочестивых жителей, и желанием возродить элементарную историческую и духовную справедливость.

В июле 2021 года состоялось несколько экспедиций участников архитектурной мастерской «Каменная летопись» в села Пензенского района. Основной целью поездки было исследование территорий и зданий храмов, которые планируется восстановить для повышения культурно-туристической привлекательности Пензенского региона на основе реставрации объектов культурного наследия и возрождения исторических храмов. Данный проект предполагал воссоздание трех храмов на территории Пензенского района: храм Успения Божией Матери в селе Калинино (1768 г.), церковь Владимирской иконы Божией Матери села Лебедевка (1812 г.), церковь Воскресения Словущего села Воскресеновка (1830 г.).

Работы по восстановлению начались в рамках проекта «Золотое кольцо Сурского края» в 2021 г., когда сотрудники Пензенского государственного университета архитектуры и строительства провели исследования, выясняя, как выглядел храм до того, как разрушился. Был разработан проект, получено разрешение от Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области, а также прошла встреча с инициативной группой сельчан и администрацией сельсовета.

Традиционно возрождение святыни начинается с возобновления богослужений. 26 сентября 2023 года, в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее), иереем Владиславом Реваевым была совершена первая литургия на месте восстанавливаемого храма в селе Воскресеновка Пензенского района. Ему сослужил протоиерей Александр Забегалин. Главный престол старого храма был освящен в честь обновления Храма Господня в Иерусалиме, поэтому первая Божественная литургия была совершена именно 26 сентября, в престольный праздник села. Последняя служба совершалась в стенах воскресеновской церкви в далеком 1934 году перед его закрытием, 90 лет назад. За литургией молились насельницы Троицкого женского монастыря, жители села Воскресеновка и настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» протоиерей Алексий Спирин, гости из Пензы. Проповедь перед причастием произнес иерей Владислав Реваев. Затем был отслужен водосвятный молебен с крестным ходом вокруг возрождающегося храма. Священники поздравили прихожан с престольным праздником и выразили надежду, что количество прихожан и благотворителей будет расти и, благодаря стараниям и вкладу каждого неравнодушного жителя, всем миром, в ближайшем будущем храм в селе будет восстановлен.

26 апреля 2024 года митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим посетил село Воскресеновка Пензенского района, где совершил чин освящения закладного камня в основание восстанавливаемого храма в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Приложение, фото 8). После чина освящения владыка Серафим поздравил всех присутствующих с этим знаменательным событием: «Сегодня мы совершили священнодействие, которое свидетельствует о том, что возведение храма началось. Еще год назад были проведены подготовительные работы, но теперь началось самое главное — кладка стен. Именно стены храма являются теми границами, которые определяют храм, его красоту и архитектуру. Прежний храм, стоявший на этом месте, многое видел, но, к сожалению, за годы советского лихолетья от него остались руины. И слава Богу, что сегодня здесь возводится это новое здание в память Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме...»10.




















Заключение

Считается, что храмы обладают коллективной памятью. Она выражается таким простым понятием, как намоленность. Стены храма хранят дух, который прихожане привнесли сюда за много веков, десятилетий, лет. Стены несут память об этих людях, которые приходили сюда молиться, вся жизнь которых была связана с Церковью, от рождения до последнего прощания. Именно это делает каждый храм исключительным.

Для Русской Православной Церкви воспитание всегда было святым долгом. Церковь веками служила опорой школе и семье. Сердце ребёнка, как учат Святые Отцы Церкви, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны.

Какой именно образ получит ребёнок, зависит от действий тех, кто кладёт на него свою печать воспитания. Святитель Димитрий Ростовский в восемнадцатом веке писал: «Юного отрока можно уподобить доске, приуготовленной для изображения картины: что живописец изобразит – доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней».

Духовно-нравственное развитие возрождается в нашей школе на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. На уроках по данным предметам дети воспринимают и осознают значение духовно-нравственных ценностей в жизни человека.

Не стоит забывать и о том, что школьное образование сегодня не всегда сосредоточено на нравственной стороне воспитания детей, а ведь у молодого поколения должен быть перед глазами благой пример. Не зря же в дореволюционной России воспитанием занималась церковь, а читать дети учились не по светской литературе, а по Святому Писанию. Отсюда и высокая нравственность, и бескрайний патриотизм, и крепкие семьи, ведь церковь – сдерживающий фактор от греха, а значит, и от порока.

Духовное совершенствование личности невозможно без нравственного внутреннего закона. И здесь не обойтись без помощи Церкви. Без духовно-нравственной культуры, накопленной Православной Церковью на протяжении двух тысячелетий, невозможно полноценное развитие личности. Без помощи церкви невозможны преодоление и профилактика губительных пороков современного общества: пьянства, наркомании, гражданской пассивности и нравственного безразличия.

Мы видим, как в настоящее время восстанавливается историческая справедливость, и в благородном деле восстановления православных святынь и памятников истории необходимо знать исторический, краеведческий аспект восстанавливаемых объектов.

«Восстановление храмов – это, безусловно, нужно и важно, – уверен директор Пензенского государственного краеведческого музея Артём Павлихин. – Тому есть две причины: первая связана с тем, что это, прежде всего, памятники архитектуры, которые запечатлели в себе традиции того времени, в которое они были возведены. Вторая причина – духовность, то, без чего нельзя обойтись, особенно в наше время»11.

Особый опыт, полученный народом России, доказал, что подвигов и жертв, призывов и лозунгов оказалось недостаточно, чтобы построить то общество, о котором мечталось. И тому виной нарушенная система ценностей, уничтожение всего духовного и церковного — святынь, которые дарили утешение и радость, и чье отсутствие сделало жизнь бессмысленной.

Восстанавливая разрушенный храм, мы реализуем возможность хоть в малом исправить последствия страшного преступления наших предков и обрести те самые смыслы, которые были некогда утрачены.

Полагаем также, что такое двойное, расширенное название храма - Воскресения Словущего и Обновления храма Воскресения Христова - станет одинаково дорого и близко воскресеновцам, а у новоявленного храма будет точная дата рождения 26 сентября – дата сельского престольного праздника.



Литература и другие источники:


1. Бутов В.А. Мужицкая летопись// «Сура», 1991, №3. С. 70-71.

2. ГАПО, ф. 182, оп. 1, д. 1459, л. 37-38, 150.

3. Годин В.С. Архив рассказывает…//Ключевский. Сборник материалов. Пенза, 1995. С.64.

4. Гуськов В.Н. Село Воскресеновка и его окрестности. Историко-топонимический словарь. Пенза, 2000. С. 41-42, 48-52.

5. «Истоки». Рукописный журнал Воскресеновской школы. 1998, №1. Статья В.Н. Гуськова «Что в имени тебе моём?». С. 25-28.

6. Максимов Я. И. История села Воскресеновка. Рукопись. 1992.

7. «Пензенский временник любителей старины». Пенза, 1992, №5. С. 24.

8. Попов А. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Пенза, 1898. С. 188.

9. Холмогоровы В.И. и Г.И. О селах и церквах пензенской округи. Рукопись. Пенза, 1889.


Интернет-источники:

  1. https://dzen.ru/a/Y3tptMYT93qWXx8c

  2. https://пензенская-епархия.рф/2023/06/08/с-молитвы-начались-работы-по-восстано/











Приложение


1 этаж (ярус) - Престол праведных Захарии и Елисаветы (фото 1.1)




2 этаж (ярус) - Престолы: средний – Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, правый – Покрова Пресвятой Богородицы, левый – святителя Николая Чудотворца (фото 1.2)


Фото 2. Храм в 50-60-е годы

Фото 3. Руины храма. 2000-е годы

Фото 4. Предполагаемый вид (макет) церкви во имя Обновления Храма Господня. 1993.

Фото 5. Копия записи из метрической книги о рождении В.О.Ключевского.

Фото 6. Резная фигура серафима.


Фото 7. 26 сентября 2023 г. Первая литургия на месте строительства

Фото 8. Освящение закладного камня. Фото: Сергей Борисов

1 ГАПО, ф. 182, оп. 1, д. 1459, л. 37-38, 150.

2 Гуськов В.Н. Село Воскресеновка и его окрестности. Историко-топонимический словарь. Пенза, 2000. С. 41-42.

3 В православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей православного мученика.



4 Максимов Я. И. История села Воскресеновка. Рукопись. 1992.

5 Холмогоровы В.И. и Г.И. О селах и церквах пензенской округи. Рукопись. Пенза, 1889.

6

7 «Пензенский временник любителей старины». Пенза, 1992, №5. С. 24.

8 Попов А. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. Пенза, 1898. С. 188.

9 Годин В.С. Архив рассказывает…//Ключевский. Сборник материалов. Пенза, 1995. С.64.



10 https://пензенская-епархия.рф/2023/06/08/с-молитвы-начались-работы-по-восстано/



11 https://пензенская-епархия.рф/2023/06/08/с-молитвы-начались-работы-по-восстано/