2.Художественное творчество (лепка)
Тема. «Лежит себе Медведь-гора»
Цель. Цель: познакомить детей с понятием «горный пейзаж»; научить с помощью пластилина и метода «пластилинография» создавать желаемый объект.
Программное содержание: обогащать, углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме; закрепить знания детей о существование особых ландшафтов – гор, дать представления о вулканах, закрепить знания легенд Крыма; формировать чувство патриотизма путем осмысления понятия «Родина»;воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, желание ее охранять; создать положительный эмоциональный настрой; развивать творчество детей; побуждать выполнять работу коллективно.
Материал: лист плотной бумаги (полуватман) с изображением контура горы Аю-даг, пластилин черного и коричневого, зелёного, и др. цветов, дощечки для пластилина, стеки, различный бросовый и природный материал, влажные салфетки для вытирания рук.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
… На ладонях ласкового моря,
Маленькая нежится страна,
Сон её оберегают горы,
Колыбельную поёт волна. (Л. Фирсова)
- Дети, я вам сейчас прочитала небольшое стихотворение, которое написала Л. Фирсова, это стихотворение о Крыме. Наш Крым – это удивительный край. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы.
Воспитатель: С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди – украинцы, русские, крымские татары… Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму? (Крымчане).
Сегодня мы отправимся в путешествие в горы.
Воспитатель: Горы Крыма очень красивы и живописны. Крымские горы крутые на южных склонах и пологие на северных склонах. Горы имеют плоские вершины, которые называются «яйла» - платообразные летние пастбища в горах, они безлесны, но на них огромное разнообразие трав и цветов. Какая красота! Посмотрите, какие горы расстилаются перед нами. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым жанром изобразительного искусства – «горный пейзаж». Как вы думаете, какой пейзаж можно назвать горным? (ответы детей)
Воспитатель: Это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - виды гор, горные вершины, горные склоны.
На нашем занятии мы будем делать горы с помощью пластилина методом «пластилинография». С этим методом вы уже немного знакомы, но не знали, что он так называется. А называется эта техника «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ» так потому, что это слово переводится как- рисование пластилином.
Мы будем лепить одну из Крымских гор - Аю-Даг или Медведь-гора.
Работу будем выполнять все вместе. Перед вами ватман с изображением контура Медведь-горы.
Итак, мы берем небольшой кусочек пластилина, разминаем его, затем раскатываем на ладошке или на дощечке «жгутик» и прижимаем пальцами этот жгутик на силуэт горы, и так мы делаем по всему контуры нарисованной горы. Затем, когда мы нарисовали силуэт горы пластилином, мы начинаем заполнять весь рисунок пластилином, размазывая его пальцами.
Для этого мы берем от куска пластилина небольшой комочек, и начинаем его разминать, чтобы он стал очень мягким, расплющиваем его в лепешку, прикладываем её на бумагу и начинаем растягивать пальцами в разные стороны, заполняя все пространство, но не выходя за отчерченный контур. Растягивать пластилин надо сверху –вниз.
Пластилин хорошо передает фактуру гор, их рельефность, неровность. После того как весь рисунок заполним пластилином одного цвета - черным или коричневым, а можно и серым, но для этого надо смешать пластилин белого и немного черного цвета, как тесто и получится серый цвет, зелёным и другими цветами пластилина, ведь на нашей горе много растительности, -можно дополнить еще небольшими холмами другого цвета. Море и небо мы раскрасим после занятия.
Дети выполняют работу после объяснения.
Можно предложить детям создать предгорный ландшафт: зеленый луг, деревья – древесные веточки с наклеенными на них кусочками гофрированной бумаги, у подножия горы можно выложить камушки, бусинки, пуговицы и закрепить пластилином. Между деревьями можно расположить цветы.
Чтобы развить у детей воображение, предоставить им возможность самим придумать содержание работы и воплотить его в жизнь.
Итог. Любование своей работой, поощрительные слова детям.