Художественное воплощение темы любви в прозе И.А.Бунина и А.И.Куприна.
Безусловно, это два великих гения, которых нельзя сравнивать, это два абсолютно разных человека со своим мировосприятием. Но их объединяет тема, которая затрагивается в их произведениях – тема любви. В произведениях Бунина показаны разные сюжеты и картины любви, все они прекрасны и в то же время трагичны. В его творчестве существуют откровенные нотки любви между женщиной и мужчиной, детальное откровение чувств земной любви, в то же время это нельзя назвать пошлой обыденной платонической любовью, произведения повествуют о чистой любви, не несущей в себе пошлости. Куприн возвышает любовь до небес, он пишет о любви, которая бывает раз в жизни, роковой любви, зачастую трагичной, несущей за собой трагедию в жизнь влюблённых. В свою очередь, у Бунина тоже существует роковая любовь, со своими трагическими сюжетами, но она более «земная», чем у Куприна. Произведениям обоих авторов присуща не совместимость счастья влюблённых с современным миром, противоречивость жизни, желание справедливости, счастья, любви, грустное понимание невозможности счастья в этом мире. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, если можно так сказать, раненной любовью. Писатель не избегает сложных, откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. Особенность Бунина-художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека.
«Тёмные аллеи» - уникальная в русской литературе книга, где все 38 новелл посвящены чувствам любви. Изображение любовной страсти исполнено у Бунина психологического, символического, философского значения. Острый накал чувств выявляет глубокий природный трагизм жизни. Катастрофические развязки рассказов на разный лад подтверждают скрытую общую мысль книги: продолжительное счастье влюблённых в этом мире невозможно. В рассказах И. А. Бунина мы видим богатую, разнообразную, сложную гамму оттенков любви – этого самого неразгаданного на земле чувства. Писатель исследует природу любви, её разновидности: любовь-самозабвение, любовь-страсть, любовь-безумие. Отсюда разнообразие характеров и сюжетов в его рассказах. Действующие лица «Тёмных аллей» не противятся природе, часто их поступки абсолютно нелогичны и противоречат общепринятой морали. Любовь у Бунина «преступна» - она перешагивает через нормы, выходит за рамки обыденности. Любовь преодолевает рамки и условности, потому что выступает проявлением естественной, живой жизни. В его восприятии любовной темы отсутствовало неприязненное отношение к женскому началу, не было опошления любви. В сборнике «Тёмные аллеи» показаны любовь духовная, платоническая и плотская, чувственная, физическая страсть. Наиболее отчетливо это представлено в рассказе «Натали». Здесь отражено одновременное смешение двух разновидностей любви и их переплетение в сложном единстве: Натали вызывает в мужчине возвышенно- мучительное чувство обожания, чуждое плотского влечения, Соня олицетворяет собой «телесное упоение». Но героини не противопоставлены друг другу. Натуралистические подробности не затмевают романтику ощущений, духовность любви, которая не может быть безнравственной – это прежде всего земная радость, загадочное влечение одного пола к другому. Писатель показывает тёмные, трагические, запутанные лабиринты любви.
Сюжеты «Тёмных аллей» различны: краткая история соблазнения «барином» «простой девушки» («Гость», «Таня»); «незабываемое свидание в холодный осенний вечер, вечная разлука и память о любимом на всю жизнь» («Холодная осень»); история любовного томления, воспоминаний, кратких встреч по воле судьбы, достижение желаемого счастья и трагический финал («Натали»); романтическая любовь на лоне природы («Руся»).
Нередко в «Тёмных аллеях» находят какие-то роковые мотивы, любовь-стихию, неожиданно возникающую и катастрофическую. На этом основании рассказы так или иначе противопоставляются предшествующим произведениям. Все или почти все рассказы «Тёмных аллей» ведутся в прошедшем времени. Повествовательная техника поздних бунинских произведений отличается поразительным сочетанием благородной простоты и изощрённости. «Солнечный удар» начинается – без всяких объяснений – неопределённо – личным предложением: «После обеда вышли из столовой на палубу…». Читателю ещё ничего не известно ни о предстоящем событии, ни о его участниках: самые первые впечатления читателя связаны с ощущениями света и жара. Рассказ, лишённый экспозиции, завершится лаконичным эпилогом – коротким предложением, в котором будто навсегда застынет чувствующий себя «постаревшим на десять лет» поручик. Быстротечность послужившего основой сюжета происшествия подчёркнута в «Солнечном ударе», как и в других поздних произведениях Бунина, фрагментарностью, пунктирностью рассказа о любовном сближении: отобраны и будто наспех смонтированы отдельные подробности, жесты, фрагменты диалога. В целом описание встречи любовников занимает в целом чуть больше одной страницы текста. Эта композиционная особенность произведений Бунина о любви – отбор наиболее значимых, переломных эпизодов, высокая сюжетная «скорость» в передаче истории любви – позволяет многим историкам литературы говорить о «новеллистичности» поздней бунинской прозы. Сосредоточенность Бунина на «вечных» вопросах человеческого существования, на экзистенциальных проблемах бытия не делает рассказы о любви философскими: писатель не любит логических абстракций, не допускает в свои тексты философской терминологии. Фундамент бунинского стиля – не логическое последовательное развитие мысли, а художническая интуиция жизни, находящая выражение в почти физиологически ощутимых описаниях, в сложных «узорах» световых и ритмических контрастов. Любовь в произведениях Бунина позволяет человеку принять жизнь как величайший дар, остро ощутить радость земного существования, но эта радость для писателя – не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тревогой. Эмоциональная атмосфера рассказов создаётся взаимодействием устойчивых в поздней бунинской прозе мотив любви, красоты и неотвратимой конечности, кратковременности счастья. Радость и мука, печаль и ликование сплавлены в поздних произведениях Бунина в нерасторжимое целое. В душе бунинских персонажей остаётся сложный комплекс всего перечувствованного. Автор не умалчивает о самых сильных телесных наслаждениях. В «Тёмных аллеях» создана целая галерея женских характеров, о чём говорят и сами названия рассказов: «Муза», «Руся», «Зойка и Валерия», «Натали», «Таня». Мужские образы не так ярки, менее выразительны и разработаны слабее. Женские характеры разнообразны: преданные любимому до гроба «простые души» («Таня»); изломанные, экстравагантные, по-своему смелые «дочери века» («Антигона»); рано созревшие девочки(«Зойка и Валерия»); женщины необычайной душевной красоты, наделённые талантом любви, способные наградить несказанным счастьем(«Натали»). Любовь героев в рассказах Бунина кратковременна, молниеносна и при этом искренна. Память хранит чувство, но в жизни любовь мимолётна. Поэтому в произведениях Бунина часты неизбежные катастрофы человеческих судеб, трагические парой жестокие развязки. Любовь и разлука идут рука об руку. В бунинских рассказах изображаются завязки или развязки любовных историй. Именно такие моменты привлекают автора. Он пытается уловить и зафиксировать странные, необъяснимые, внезапные чувства. Наиболее глубоко, трепетно он передал свои мучительные раздумья в тех рассказах, где речь идёт о недюжинных натурах, о противоборстве светлых и тёмных начал жизни. В цикле рассказов «Тёмные аллеи» Бунин вовсе не рассказывает разные любовные истории, а создаёт здесь мозаичную картину, где каждое звено самостоятельно и вместе с тем необходимо для воссоздания общего состояния мира. Он катастрофичен по причине совершенно реального разрушения духовных ценностей, их «замещения» скороспелыми и легкомысленными удовольствиями. В такой атмосфере гибнет не только душа, но унижаются данные человеку природой прекрасные чувства. Не случайно через многие бунинские вещи проходит один мотив – «бесстыдной» ласки. Тридцать восемь раз рассказать о любви, ни единожды не повторившись при этом, подвластно только большому мастеру. Каждый раз читателя поражает в «Тёмных аллеях» свежесть и молодая сила чувств, напряжённость и полёт ощущений, восторг и отчаянье страсти.
С особым чувством Куприн писал и размышлял о любви, полагая, что в ней скрыта самая волнующая тайна человека. Понимание любви как высшего мерила человеческой личности, облагораживающей человека и возвышающей его над обстоятельствами, с большим мастерством раскрыто Куприным в его повести «Олеся». В ней так же, как и во многих других рассказах Куприна из народной жизни, слепая ярость толпы вершит судьбы людей – озлобленные, фанатичные женщины расправляются с героиней. Его повесть – скорее элегия по утраченному счастью, гимн красоте, молодости, щедрости душевных сил человека, которые по каким-то причинам не находят своего проявления. В повести Куприн поэтизирует прекрасные человеческие чувства – любовь, благородство души, близость к природе, умение наслаждаться её гармонией и красотой. Именно природа, щедро и любовно описанная в повести, придаёт светлый, грустный тон рассказу о судьбе Олеси и Ивана Тимофеевича. Герой повести, Иван Тимофеевич, - неунывающий жизнелюбец, праздный, мечтательный и, по существу, безответный человек, который, не желая того, легко может принести горе и страдание любящим и дорогим людям. Куприн не комментирует поведения своего героя, скуп он и на психологию. Он больше следует принципам «объективного» письма, не лишённого, однако, тонкой, едва уловимой насмешки. Куприн вовсе не стремится к разоблачению своего героя. У Ивана Тимофеевича есть своё оправдание – его молодость, но так ещё неопытен в чувствах, он виноват перед Олесей, но и сам глубоко страдает. Финал «Олеси», её последние строки, - одно из характерных проявлений того свойства купринского таланта, которое современники высоко ценили, - «теплоты ко всему живущему». Действительно, многоохватная эта «теплота» Куприна, которая вмещает любовь к природе, к лошадям, собакам, кошкам, птицам – к жизни во всех её проявлениях. Но в центре его раздумий – всегда жизнь человека, взятая в единстве со всем живущим на земле.
Любовь и смерть – «эстетические мерила» в мире Куприна, но в «Гранатовом браслете» торжество любви над смертью утверждается не на материале древней библейской легенды, а на материале реальной жизни, судьбы вполне конкретного человека. Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» не красивый вымысел писателя, а изумление художника перед самой красотой жизни, которая отнюдь не уступает древним преданиям. Хрупкость и незащищённость высоких человеческих чувств изображает Куприн и в «Гранатовом браслете». Рассказ вводит нас в сердцевину нравственных проблем Куприна, его понимания скрытых потенций человека, тех духовных богатств, которые дают ему возможность выстоять, как бы ни калечила его жизнь. Действительно, в рассказе «Гранатовый браслет» Куприн описывает интимную жизнь мало знакомой ему светской среды. Но главное и привлекательное для него как художника в рассказе другое – загадка всепоглощающего чувства, пред которым бессильна и сама смерть. Над этой загадкой ломают голову персонажи «Гранатового браслета», подозревая в ней кто – корысть, кто – напасть, сумасшествие, а кто – редчайшие проявление истинной любви. Да и сам Желтков, этот рыцарь самоотверженной любви, как и все его окружающие, в затруднении. Он не виноват, поясняет Желтков в предсмертном письме, что «Богу было угодно послать ему, как громадное счастье любовь». В этом рассказе – прославление человека, его права на выбор, его твёрдости в защите человеческого достоинства. Письмо Желткова – своеобразный манифест. «Гранатовый браслет» внушает веру в человека. Не жалким и потерянным, а беспредельно любящим уходит Желтков из жизни: «Да святится имя твоё!» Его прощальное письмо – благословление любви, жизни. Так прощаются с жизнью герои.
Повести и рассказы Куприна о любви – настоящие «романы воспитания чувств». В них, может быть, наиболее полно воплотится талант художника, столь влюблённого в красоту, в справедливость и достоинство человека.
Классическая литература во всех красках раскрывает нам сущность жизни, учит правильному восприятию добра и зла, любви и ненависти. Писатели передают нам своё понимание этих, столь важных в жизни, вещей. Они не навязывают нам своё мировосприятие, просто открывают глаза на истинную сущность человечества с его злостным отношением ко всему доброму и невинному. Люди используют любовь, доброту, искренность только в корыстных целях, тем самым, губя эти чувства.