Притчина Н.А., Евсеенкова А.А.
г. Нижний Тагил
КИБЕРБУЛЛИНГ КАК ФАКТОР РИСКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кибербуллинг, подростковый возраст, аутинг, кетфишинг, диссинг, троллинг, хеппислепинг, сетевой этикет, имиджборд, абьюзер.
АННОТАЦИЯ: В статье рассматривается проблема кибербуллинга, его формы и влияние на подрастающее поколение. Представлены результаты проведенного исследования, направленного на выявление фактов негативного воздействия подростков 14-16 лет на своих сверстников по средствам сети-интернет и подверженности их кибербуллингу.
Pritchina N.A., Evseenkova A.A.
Nizhny Tagil
CYBERBULLYING AS A RISK FACTOR IN ADOLESCENCE
KEYWORDS: cyberbullying, adolescence, outing, catfishing, dissing, trolling, fake profiles, network etiquette.
ABSTRACT: the article deals with the problem of cyberbullying, its forms and impact on the younger generation. The results of the study aimed at identifying the facts of the negative impact of adolescents 14-16 years on their peers by means of the Internet and their exposure to cyberbullying are presented.
Одним из важных процессов, происходящих в современном обществе является процесс глобализации. Развитие коммуникации способствует образованию мирового информационного пространства. XXI век – это век прогресса современных технологий, которые внедряются во все сферы жизни человека. Общество стало зависеть от компьютерных технологий и интернета в целом. Для многих людей интернет является средством заработка, для учеников и студентов – это доступный источник информации. Для взрослых «виртуальный мир» это всего лишь дополнение для уже готового общения в виде электронных писем, видео-чатов, бесед, у подростков «виртуальный мир» поглощает большую часть времени. Подрастающее поколение использует сеть интернет как средство общения, поиска информации, покупок, развлечений. Таким образом, «виртуальный мир» открывает новые социальные возможности, что не всегда благоприятно влияет на подрастающее поколение.
С расширением тенденции общения по средствам аккаунтов в социальных сетях, в связи с отсутствием контроля за регистрацией людей в сети, анонимность, безнаказанность и вседозволенность в интернет-сети привели к появлению кибербуллинга.
По мнению О.С. Черкасенко под кибербуллингом понимают отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой людей или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Главной целью кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и/или разрушение ее социальных отношений [2, с.141].
Проблемы кибербуллинга во многих странах существуют уже продолжительное время. Местные министерства образования вынуждены все больше внимания уделять данной проблеме, по статистике, в англоязычных странах с проявлениями кибербуллинга сталкиваются более трети подростков 12-15 лет.
В России проблема кибербуллинга возникла недавно. Кибербуллинг и его последствия представляют отчетливую социальную проблему, нуждаются в обсуждении и поиске методов решения.
Тема кибербуллинга нашла отражение в работах отечественных ученых Черкасенко О.С., Баранова А.А., Андреевой А.О., Березиной О.С., Чусавитина Г.Н.
Основоположниками исследования буллинга в западной психологии считаются такие ученые, как Олвеус Д., Пикас А. и Хайнеманн П.. Кроме того, проблему буллинга изучали и британские исследователи Бесаг В. и Лэйн Д.
Ковальски Р.М. и Лимбер С.П. выделяют следующие виды кибербуллинга:
1. Исключение - эта форма кибербуллинга аналогична бойкоту: жертву намеренно исключают из отношений и коммуникации.
2. Домогательство - это постоянная и умышленная травля при помощи оскорбительных или угрожающих сообщений, отправленных вашему ребенку лично или как часть какой-либо группы.
3. Аутинг - это преднамеренная публикация личной информации ребенка с целью его унизить, при этом произведенная без его согласия.
4. Хеппислепинг – избиение жертвы и запись происходящего на видео, с последующим выкладыванием ролика в сеть.
5. Диссинг - передача или публикация порочащей информации о жертве онлайн.
6. Троллинг - намеренная провокация при помощи оскорблений или некорректной лексики на интернет-форумах и в социальных сетях.
7. Кетфишинг - вид кибербуллинга, в котором киберхулиган с целью обмана воссоздает профили жертвы в социальных сетях на основе украденных фотографий и других личных данных [1, с.64].
На основании анализа литературы можно сделать вывод о масштабности проблемы кибербуллинга в современном обществе. Чаще всего проявлениям кибербуллинга подвержены несовершеннолетние в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте перед каждым ребенком встает крайне сложная задача: адаптироваться к огромному количеству глубоких и всесторонних изменений, происходящих с его организмом, психикой и социальным статусом. В связи с чем, у подростка возникают внутренние конфликты. Которым способствуют следующие факторы: 1) половое созревание, многих подростков пугает и раздражает факт изменений, которые происходят в их организме на данном этапе развития; 2) гормональная перестройка; 3) страх быть непринятыми своими сверстниками, т.к. ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является общение; 4) ярко выраженное чувство «взрослости», что иногда приводит к серьезным конфликтам с родителями. Все эти особенности подросткового возраста делают ребенка уязвимой мишенью для киберхулиганов. Многие подростки, создавая свой аккаунт, указывают подробную информацию о себе: город, возраст, учреждение, хобби, выкладывают фотографии вызывающего характера, побуждающие к каким-либо радикальным действиям, чем впоследствии легко могут воспользоваться киберхулиганы.
Кибербуллинг характеризуется тем, что воздействие на подростка происходит через сеть-интернет, о чем родители не всегда могут узнать, т.к. все его аккаунты, смс-сообщения, контакты, личная информация находятся под паролем. Другой отличительной особенностью интернет-травли является то, что многие маскируются под различными никами для того, чтобы их личность не идентифицировали, поэтому сложно вычислять участников кибербуллинга. Существует немало сайтов, так называемых имиджбордов, где люди не проходят регистрацию и всю информацию могут публиковать анонимно. Это позволяет абьюзерам вести себя раскрепощено в сети, не боясь каких-либо последствий. Проявления кибербуллинга отрицательно сказываются на тех, кто стал его жертвой.
Подростковый возраст - это этап становления личности, и именно в это время можно нанести серьезный урон психическому благополучию ребенка.
Последствия кибербуллинга для личности подростка:
формирование низкой самооценки, потеря веры в себя, в свои силы и чувство безысходности;
недоверие к окружающим;
возникновение повышенного чувства тревожности, депрессия;
формирование деструктивного поведения.
Для выявления фактов негативного воздействия подростков 14-16 лет на своих сверстников по средствам сети-интернет и подверженности их кибербуллингу, мы провели анонимное исследование среди подростков 14-16 лет (77 респондентов) и выявили, что у 97% респондентов имеются основные аккаунты в социальных сетях. У 48% опрошенных, созданы сторонние аккаунты под выдуманными именами. На вопрос «Подвергались ли вы негативному воздействию в сети?» 52% человека ответили «да». На вопрос «Чувствовали ли вы себя оскорбленным после негативных комментариев в вашу сторону» – 78% дали отрицательный ответ. На вопрос «Подвергались ли вы или ваши знакомые психическому давлению через социальные сети» – 43% ответили «да». 49% опрошенных когда-либо выплескивали свой негатив на других в сети. 32% оставляли когда-либо негативные комментарии в социальных сетях. На вопрос «Если бы вас обидели, вы бы рассказали об этом кому-нибудь? Если да, то кому?» - 51% ответил «да» (30% – рассказали бы друзьям, а 21% – рассказал бы родителям).
На основании результатов проведенного исследования мы можем сделать вывод, что половина опрошенных подростков в той или иной степени сталкивалась с проявлениями кибербуллинга или в какой-то степени являлась его участником.
Кибербуллинг - это деструктивное движение, которое нужно остановить. Для этого необходимо проводить комплексную работу с подростками на разных уровнях профилактики. В образовательных учреждениях необходимо разработать курс занятий по этикету в сети-интернет. Подросткам не стоит выкладывать подробную информацию о себе, запрещающие слоганы, фотографии для общего доступа, для того чтобы не стать жертвой кибербуллинга. Также, в некоторых странах, правительство активно борется с травлей в социальных сетях на законодательном уровне. Необходимо запретить размещение информации в сети без регистрации. При комплексном взаимодействии и работой над данной проблемой её можно будет ликвидировать.
Список литературы:
Березина О.С., Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи – 2016 – С. 63-67.
Черкасенко О.С., Социальная сеть как разновидность социальной коммуникации // Материалы 36 международной конференции: Вопросы педагогики и психологии, − 2016. − №3. – С. 141.
Черкасенко О.С., Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. − № 6. – С. 52-54.
Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах. Москва, центр «Перекресток», 2015.
Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим делать // Журнал практического психолога. 2017. № 1.