КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА
ЗА 1 ТРИМЕСТР
Жвакина Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»
города Перми
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Цель и содержание итоговой диагностической работы.
Контрольно-измерительные материалы составлены с учетом целей изучения начального курса математики, сформулированных в ФГОС НОО и основных подходов обучения учащихся начальной школы.
Целью данной итоговой диагностической работы является оценка сформированности предметных умений учащихся 3 класса на конец 1 триместра, а также оценка способности учащихся 3 класса применять полученные знания для решения задач логического и практического характера.
Умения учащихся 3 класса, проверяемые данной итоговой диагностической работой:
учащиеся знают последовательность чисел больших 1000, их десятичный состав, умеют читать, записывать и сравнивать эти числа;
учащиеся выполняют письменно сложение и вычитание многозначных чисел;
учащиеся выполняют устно все четыре арифметических действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
учащиеся выполняют письменно умножение на однозначное число;
учащиеся выполняют действие деления с остатком в пределах 100;
учащиеся выполняют устно внетабличное умножение и деление в пределах 100;
учащиеся анализируют и решают составные задачи на приведение к единице (по действиям и составлением выражения);
учащиеся решают задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, а также длины одной из сторон прямоугольника;
учащиеся решают логические задачи на основе знаний о пересечениях и объединениях множеств;
учащиеся решают практические задачи на основе анализа информации, представленной в виде таблиц.
Выполнение заданий базового и повышенного уровня предполагает проявление у третьеклассников следующих метапредметных результатов обучения:
учащийся планирует свою учебную деятельность и работает по самостоятельно составленному плану;
учащийся ориентируется в своей системе знаний: понимает, какая нужна информация для решения учебной или практической задачи и извлекает необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица);
учащийся перерабатывает представленную информацию: наблюдает, анализирует, сравнивает, классифицирует, обобщает и делает самостоятельные выводы;
учащийся самостоятельно делает выбор и принимает решение;
учащийся доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в письменной речи.
Структура и характеристика заданий.
Диагностическая работа состоит из 10 заданий базового и 2 заданий повышенного уровня сложности.
Задания базового уровня проверяют освоение учащимися базовых умений по предмету, которые обеспечивают успешное продолжение обучения. Это стандартные задания, в которых очевиден способ решения.
Заданий повышенного уровня сложности проверяют способность учащихся решать учебные и практические задачи, в которых нет явного указания на способ решения. Ребенок сам должен выбрать способ решения из набора известных ему способов или сконструировать новый.
В итоговой диагностической работе используются четыре типа заданий:
с выбором ответа (учащийся выбирает один правильный из 4-х предложенных или два правильных из 6-ти предложенных);
с соотнесением вопросов с правильными ответами;
с кратким ответом (учащийся записывает результат действия: число, цифру, величину, знак сравнения, слово);
с развернутым ответом (учащийся записывает развернутый ответ).
Полнота проверки обеспечивается за счет включения в работу заданий из основных тем, изученных в 1 триместре учебного года.
Числа и величины (задания № 1, 2, 3)
Арифметические действия (задания № 4, 5, 6, 7, 8)
Работа с текстовыми задачами (задания № 8, 10,)
Работа с информацией (задание № 9, 11)
Инструкция по выполнению итоговой диагностической работы.
На выполнение работы дается 45 минут. При выполнении нельзя пользоваться учебником, рабочей тетрадью, справочниками и калькулятором. На столах у учащихся находятся КИМы, черновики, ручки, черновик.
Задания следует выполнять в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени можно пропускать задания, которые не удается выполнить сразу и вернуться к ним позже.
План итоговой диагностической работы.
В плане работы обозначена информация о каждом задании: из какого раздела, объект оценивания, уровень сложности, тип задания, максимальный балл. Условные обозначения: Б – базовый уровень сложности задания, П – повышенный уровень сложности задания, ВО – задание с выбором ответа, КО – задание с записью краткого ответа, РО – задание с записью развернутого ответа, УС – установление соответствия.
План итоговой работы
№ | Раздел | Код | Предметные умения | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл. |
1 | Числа и величины | | учащиеся умеют читать, записывать и многозначные числа | Б | КО | 2 |
2 | Числа и величины | | учащиеся знают состав и последовательность многозначных чисел, умеют сравнивать эти числа | Б | ВО | 2 |
3 | Числа и величины | | учащиеся знают десятичный состав многозначных чисел | Б | РО | 2 |
4 | Арифметические действия | | учащиеся выполняют устно все четыре арифметических действия с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 | Б | УС | 2 |
5 | Арифметические действия | | учащиеся выполняют письменно сложение и вычитание многозначных чисел | Б | РО | 2 |
6 | Арифметические действия | | учащиеся выполняют письменно умножение на однозначное число | Б | КО | 2 |
7 | Арифметические действия | | учащиеся выполняют действие деления с остатком в пределах 100 | Б | ВО | 1 |
8 | Арифметические действия | | учащиеся выполняют устно внетабличное умножение и деление в пределах 100 | Б | КО | 2 |
9 | Работа с текстовыми задачами | | учащиеся анализируют и решают составные задачи на приведение к единице (по действиям и составлением выражения) | Б | РО | 2 |
10 | Работа с текстовой задачей, представленной в виде таблицы | | учащиеся решают задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника, а также длины одной из сторон прямоугольника | Б | КО | 2 |
11 | Работа с текстовыми задачами | | учащиеся решают логические задачи на основе знаний о пересечениях и объединениях множеств | П | РО | 3 |
12 | Работа с информацией | | учащиеся решают практические задачи на основе анализа информации, представленной в виде таблицы | П | РО | 3 |
БАЛЛЫ И КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ
№ | Балл | Комментарии |
1 | 4 | По 1 баллу за каждые два правильных ответа |
2 | 2 | По 1 баллу за каждый правильный ответ |
3 | 4 | По 1 баллу за каждые два правильных ответа |
4 | 4 | По 1 баллу за каждые четыре правильных ответа |
5 | 2 | По 1 баллу за каждое правильно выполненное действие |
6 | 2 | 1 балл за две правильно найденные ошибки |
7 | 1 | 1 балл за верный выбор |
8 | 2 | 2 балла за всю правильно решенную цепочку или 1 балл за частично решенную цепочку, или за допущенные вычислительные ошибки |
9 | 2 | По 1 баллу за правильно решенную задачу по действиям и выражением, дополнительно 1 балл за отсутствие вычислительных ошибок |
10 | 4 | По 1 баллу за каждую правильно заполненную строчку |
11 | 2 | 2 балла за полную и правильную диаграмму, 1 балл за допущенные неточности (недоделки) |
12 | 3 | По 1 баллу за правильно выбранные блюда, за ход решения задачи, за отсутствие вычислительных ошибок, за правильный выбор ответа на последний вопрос |
Итого: | 32 | |
Оценка «5» ставится за – 29-32 баллов.
Оценка «4» ставится за – 21-28 балл.
Оценка «3» ставится за 16-20 баллов.
Оценка «2» ставится от 15 и менее баллов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА I ТРИМЕСТР
учени _____ 3 _____ класса гимназии № 4 города Перми
________________________________________________________
1 вариант
Запиши числа:
18 млн. 50 тыс. 7 ед. _______________________________________________________________
209 млн. 25 тыс. __________________________________________________________________
6 млрд. 34 тыс. 708 ед. _____________________________________________________________
В этом числе 5 единиц третьего класса и 70 единиц первого класса ________________________
Отметь «Х» НЕверные утверждения:
| За числом 13 779 следует число 13 780 |
| В числе 7 653 семь единиц четвертого разряда |
| Наибольшее пятизначное число – 10 000 |
| Перед числом 300 000 000 стоит число 299 999 999 |
| В числе 816 400 всего 8 164 десятка |
| Число 777 777 меньше числа 1 111 111 |
Замени числа суммами разрядных слагаемых или вставь пропущенные цифры:
57 438 = _________________________________________________________________________
800 605 = ________________________________________________________________________
1 542 000 = ______________________________________________________________________
61__5 = 600__ + __00 + 90 + __
Соотнеси выражения с их значениями, вычисляя устно:
| | 1 200 000 |
890 500 – 80 000 | | 130 651 |
62 000 – 10 | | 50 000 440 |
650 + 130 001 | | 35 000 |
30 000 440 + 20 100 000 | | 810 500 |
66 000 : 10 | | 61 900 |
12 000 · 100 | | 350 000 |
24 000 : 24 | | 6 600 |
70 · 5 000 | | 1 000 |
| | 61 990 |
Вычисли в столбик: 700 600 – (35 742 + 130 238) =
Исправь ошибки в произведениях:

| 4 | 6 | | | | | 8 | 2 | 0 | | | | 1 | 6 | 0 | | | | | 2 | 7 | 0 | |
| | 7 | | |  | | | 5 | | | |  | | 4 | | | | | |  | 3 | 0 | |
3 | 2 | 2 | | | | 4 | 0 | 0 | 0 | | | | 6 | 4 | 0 | | | | | 8 | 1 | 0 | |
Отметь «Х» верное решение:
| 39 : 4 = 8 (ост. 7) | | | 92 : 3 = 30 (ост.3) |
| 47 : 8 = 5 (ост. 6) | | | 64 : 15 = 4 (ост. 4) |
Восстанови цепочку:
Реши задачу:
В 4 одинаковых мешках уместилось 280 кг сахара. Сколько мешков понадобится для 630 кг сахара?
1) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
В | ы | р | а | ж | е | н | и | е: | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
О | т | в | е | т: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Заполни таблицу:
Длина прямоугольника | Ширина | Периметр | Площадь |
4 м | 9 дм | | |
| 8 м | | 72 м² |
7 см | | см | |
40 м | | | 1 600 м² |
Нарисуй диаграмму множеств учащихся 3-х классов школы, изучающих иностранные языки.
В школе 50 учащихся 3-х классов. Для них преподают немецкий и французский языки. 30 учащихся изучают немецкий язык, из них пятеро одновременно с немецким изучают французский. Остальные изучают только французский язык.
Используя информацию таблицы, реши задачу:
Меню
Шашлык из курицы | 160 р | | Блинчики со сметаной | 130 р |
Грудка цыпленка в сыре | 170 р | | Мороженое (1 шарик) | 80 р |
Салат «Оливье» | 150 р | | Фруктовый салат | 210 |
Салат осенний | 130 р | | Молочный коктейль | 130 р |
Пирог с рыбой | 140 р | | Свежевыжатый сок | 190 р |
Пицца с грибами | 200 р | | Клюквенный морс | 80 р |
Рис с овощами | 90 р | | | |
Картофель жареный | 130 р | | | |
А). Антон заказал в кафе одно мясное блюдо, один салат, один напиток. При этом он выбрал всё самое дешёвое. Какая сумма будет указана в чеке?
Б). В последний момент Антон изменил заказ: вместо самого дорогого из выбранных блюд он решил заказать два шарика мороженого. Как изменится стоимость заказа?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА I ТРИМЕСТР
учени _____ 3 _____ класса гимназии № 4 города Перми
________________________________________________________
вариант
Запиши числа:
34 млн. 6 тыс. 20 ед. _______________________________________________________________
701 млн. 64 тыс. __________________________________________________________________
8 млрд. 25 тыс. 803 ед. _____________________________________________________________
В этом числе 9 единиц третьего класса и 80 единиц первого класса ________________________
Отметь «Х» НЕверные утверждения:
| За числом 71 889 следует число 71 890 |
| В числе 9 542 девять единиц четвертого разряда |
| Наименьшее пятизначное число – 99 999 |
| Перед числом 700 000 000 стоит число 699 999 999 |
| В числе 163 900 всего 1 639 десятка |
| Число 999 999 меньше числа 2 222 222 |
Замени числа суммами разрядных слагаемых или вставь пропущенные цифры:
21 794 = _________________________________________________________________________
500 703 = ________________________________________________________________________
4 283 000 = ______________________________________________________________________
47__5 = 400__ + __00 + 40 + __
Соотнеси выражения с их значениями, вычисляя устно:
| | 990 |
690 400 – 60 000 | | 1 000 |
35 000 - 10 | | 120 472 |
470 + 120 002 | | 630 400 |
20 000 550 + 40 200 000 | | 4 400 000 |
99 000 : 100 | | 602 000 550 |
44 000 · 100 | | 60 200 550 |
56 000 : 56 | | 999 |
30 · 6 000 | | 180 000 |
| | 34 980 |
Вычисли в столбик: 900 000 – (26 593 + 140 477) =
Исправь ошибки в произведениях:

| 3 | 9 | | | | | 7 | 4 | 0 | | | | 2 | 8 | 0 | | | | | 4 | 6 | 0 | |
| | 7 | | |  | | | 5 | | | |  | | 4 | | | | | |  | 3 | 0 | |
2 | 7 | 3 | | | | 3 | 5 | 0 | 0 | | | 1 | 1 | 2 | 0 | | | | 1 | 3 | 8 | 0 | |
Отметь «Х» верное решение:
| 43 : 5 = 8 (ост. 3) | | | 83 : 2 = 40 (ост. 2) |
| 438 : 4 = 9 (ост. 3) | | | 51 : 15 = 3 (ост. 5) |
Восстанови цепочку:
Реши задачу:
В 3 одинаковых ящиках уместилось 270 кг соли. Сколько понадобится таких ящиков для 450 кг соли?
1) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
В | ы | р | а | ж | е | н | и | е: | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
О | т | в | е | т: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Заполни таблицу:
Длина прямоугольника | Ширина | Периметр | Площадь |
5 м | 8 дм | | |
| 6 м | | 54 м² |
см | | 24 см | |
60 м | | | 3 600 м² |
Нарисуй диаграмму множеств учащихся 3-х классов школы, изучающих иностранные языки.
В школе 70 учащихся 3-х классов. Для них преподают английский и итальянский языки. 40 учащихся изучают английский язык, из них восемь детей одновременно с английским изучают итальянский. Остальные изучают только итальянский язык.
Используя информацию таблицы, реши задачу:
Меню
Шашлык из курицы | 150 р | | Блинчики со сметаной | 110 р |
Грудка цыпленка в сыре | 180 р | | Мороженое (1 шарик) | 90 р |
Салат «Оливье» | 130 р | | Фруктовый салат | 230 |
Салат осенний | 120 р | | Молочный коктейль | 120 р |
Пирог с рыбой | 160 р | | Свежевыжатый сок | 180 р |
Пицца с грибами | 300 р | | Клюквенный морс | 70 р |
Рис с овощами | 80 р | | | |
Картофель жареный | 110 р | | | |
А). Наташа заказала в кафе одно мясное блюдо, один салат, один напиток. При этом она выбрала всё самое дешёвое. Какая сумма будет указана в чеке?
Б). В последний момент Наташа изменила заказ: вместо самого дорогого из выбранных блюд она решила заказать два шарика мороженого. Как изменится стоимость заказа?