Тематический урок-игра по вопросам ЖКХ «Быть хозяином непросто»
Цель и задачи урока:
- Способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- Создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
Ход урока
Учитель: - Нам посчастливилось жить на планете Земля, маленькой, но очень красивой. Мы живём в век научно-технического прогресса, в век, когда уровень жизни каждого отдельного человека напрямую зависит от достижений науки и техники. Здесь всё взаимосвязано. Есть электроэнергия, значит, есть тепло в квартире, есть горячая и холодная вода, работают все бытовые электроприборы. Можно легко подогреть обед, вскипятить чайник, поутюжить одежду. Словом – есть электричество – есть жизнь!
А если случится так, что электричество отключат? Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор,никомпьютер, Таким образом, электричество играет важную роль в жизни современногообщества. И то, что для нас играет такую огромную роль в жизни стремительно заканчивается. Нам не хватает энергии, и чем дальше, тем острее. Не хватает потому, что мы пока что теряем ее на каждом шагу. Теряем на несовершенных технологиях производства и доставки энергии, теряем дома, не умея эффективно ее использовать.
Стихотворение читает Хламина А. класс
Жить только для себя-не значит жить!
А потому должны мы постараться
Энергию разумно потребить,
не только правнукам должна она достаться.
Энергия повсюду на земле:
В запасах нефти, газа, древесины,
В ветрах могучих, в каменном угле
И в солнечных лучах, в морских глубинах.
давайте новый мир построим мы,
Где будет много радости и света,
Но свет от солнца, ветра и воды
И в будущем достигнем мы успеха,
А ветроустановки навсегда
Пусть атомные станции заменят,
Не будет загрязнений никогда,
И жизнь нам это к лучшему изменит.
Учитель : сегодня мы предлагаем Вам задать себе вопрос «Рационально ли мы используем то, что мне так щедро даёт Земля? Хороший ли мы хозяева?» Ведь хозяин- это человек, который ведет хозяйство, хозяйственные дела. Хороший, расчетливый . Хороший хозяин – это человек, который бережно, экономно пользуется электричеством, водой, знает, как нужно поступать с бытовым мусором.Между тем, электроэнергия сегодня дорожает. Поэтому старый призыв «Экономьте электроэнергию!» стал ещё более актуальным.
Учитель : Ребята, а Вы знаете что входит в квитанцию на оплату ЖКХ? (дети отвечают). Правильно, в нее входит счет за электричество, вывоз мусора (ТБО), отопление, водоснабжение Ваших квартир. И о том, как правильно распоряжаться всеми этими благами цивилизации, мы с Вами сегодня и поговорим.
Учитель : Итак, начинаем нашу игру.
Вам предоставляется возможность на скорость ответить на 10 вопросов, за каждый правильный ответ 1 бал.
1 блок вопросов:
Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
Что находится в начале книги? (Буква «К».)
Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)
У трех родственных трактористов есть брат Сергей, у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: да, если трактористы - женщины.
Сколько на березе яблок, если у нее восемь веток, на каждой из них по 5 яблок? (на березе нет яблок)
Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
Чем оканчиваются день и ночь?... (мягким знаком)
Сидит человек, но вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдёт. Где он сидит? На Ваших коленях...
2 блок вопросов:
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
Вы сидите в самолете, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где вы находитесь? Ответ: На карусели.
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, страус не умеет говорить)
Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (кошка)
Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и менше 5-ти? Запятую...
Что можно приготовить, но нельзя съесть? Уроки...
Без крыльев летят, Без ног бегут, Без парусов плывут. (Облака)
Учитель : Сохранение тепла в помещениях - проблема, стоящая перед многими организациями и частными лицами. Результаты теплотехнических испытаний показывают, что при рассмотрении жилого или промышленного объекта, потери тепла достигают до 40% через окна и двери, до 35% через стены, до 10% через пол и фундамент, до 15% через потолок и крышу. Для решения этой проблемы используются так называемые активные и пассивные методы. К активным методам борьбы с холодом можно отнести установку различных дополнительных отопительных приборов и устройств, повышающих температуру в помещении. К пассивным методам - использование различного рода уплотнителей и утеплителей для сохранения достигнутой температуры.
Учитель : Как видно из выше сказанного, основная потеря тепла происходит через окна, поэтому, говоря о тепло сбережении, основное внимание мы уделяем именно этому элементу строительной конструкции.
1.Экономь своё тепло:
Ты одень балкон в стекло!
2.Чтоб снижать тепло потери
Уплотняйте окна, двери.
3.Открывайте батареи,
Будет лучше и теплее!
4.Если ветер в окна свищет
Или дождь в портьеры брызжет -
5.Значит, ясно нам одно:
Не заклеено окно!
6.И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
7.Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
8.А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Учитель: Перед вами карточки с правильными утверждениями, но будьте внимательны среди них есть и ошибочные предложения, которые вам нужно исключить. В любом случае не забывайте главную задачу этого конкурса: сохранить тепло в помещении!!!Итак приступайте.
Правильные:
1) На ночь опускайте жалюзи, закрывайте шторы, чтобы уменьшить потерю тепла через окно.
2) Не преграждайте путь теплу от батареи, не мешайте теплому воздуху согревать комнату.
3) Прикрывайте вентиляционную решетку, если на улице сильный ветер.
4) Проклеивайте и протыкайте окна
5) Проветривайте помещение недолго, но интенсивно.
6) Установите теплоотражающий экран (фольгу) за батарею.
Неправильные:
1) Проветривайте свой квартиру несколько раз в день.
2) Не застекляйте лоджии и балконы без особой надобности.
3) Не проклеивайте окна и балконные двери. В оконные и дверные щели осуществляется вентиляции помещения
4) Располагайте приборы отопления с труднодоступных местах
5) Как можно чаще окрашивать батареи краской.
6) Не закрывайте двери в комнаты, где температура гораздо ниже.
Учитель: предлагаем Вам загадки
Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают. (Мусорное ведро)
Дом – стеклянный пузырек,
А живёт в нём огонёк.
Днём он спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это … (электричество)
Ночь –
Но если захочу,
Щелкну раз –
И день включу.
Ответ: Выключатель
Без меня вы никуда,
Из меня течет вода.
Думаете, главный чайник?
Нет, на кухне я начальник!
Если воду не нальете,
То и чаю не попьете. (кран)
В нашем доме под окошком
Есть горячая гармошка:
Не поет и не играет —
Дом она обогревает (Отопительная батарея)
ЗАДАЧА: В вашей квартире неисправен кран. Из него за 5 минут утекает 1 ведро воды. Сколько ведер воды утечет за 1 час? (12 ведер.) За 10 часов? (120 ведер.) За сутки? (288 ведер.)
Учитель: подводим итоги конкурсов. Собираем карточки у учащихся.
Инсценировка (Корнилов Д. и Ерышов П.)
Сын просит у отца роликовые коньки. Отец, грустно качая головой, говорит:
- «Сынок, очень сильно хотел купить тебе ролики, но вот пришла квитанция по оплате услуг ЖКХ, и такая большая сумма за электроэнергию, что придется отложить покупку роликов на следующий раз».
Сын: - «А если и в следующий раз будет большая сумма??»
Отец: - «Значит, опять придется отложить покупку!»
Сын задумался, - «Что делать???»
Обсуждая возникшую проблему, учащиеся приходят к выводу, что нужно разобраться с тем, что такое услуги ЖКХ, откуда они берутся, и как можно уменьшить плату за них.
Учитель. Современное общество, привыкнув к различным благам человечества и окружающему комфорту, в ситуациях внезапного отключения электричества, тепла и отсутствия привычных бытовых приборов чувствует себя крайне дискомфортно и неуютно.
Появление новых высокотехнологичных продуктов и мощных приборов, несомненно, облегчает нашу жизнь, делает ее интереснее и разнообразнее, но в тоже время предполагает рост потребления электроэнергии, ограничить который не представляется возможным, поскольку человек совершенно не готов пожертвовать своим благосостоянием, комфортом проживания и способами взаимодействия с обществом.
Учитель . А наша задача сегодня попробовать сэкономить электричество. На столах у Вас картинки, на которых изображены электрические приборы и электротехника. Вы должны придумать чем можно заменить эти приборы в быту, чтобы сэкономить электричество.
1) пылесос - веник
2) электрический чайник – чайник на плите
3) стиральная машина – тазик с водой
4) плойка для завивки – терма бигуди
5) электромясорубка – ручная мясорубка
6) кухонный комбайн – нарезка продуктов вручную
7) электрическая бритва – бритвенный станок
Учитель. А сейчас поговорим об еще одной составляющей счетов ЖКХ – мусор.
Выступление учащихся..
Учитель. Последняя составляющая счетов ЖКХ – вода. Ваша задача вспомнить и придумать как можно больше советов по экономии воды. Итак, у вас есть 3 минуты.
Учитель . Зачем нужно экономить энергию? (ответы ребят) Правильно, для того, чтобы:
1. Сэкономить деньги своей семьи.
2. Экономить ресурсы нашей страны.
Учитель. Научить экономить электроэнергию очень легко, начать стоит с выработки привычки не оставлять включенные приборы без необходимости. Приобретать в дом технику класса энергоэкономического. Не оставлять в сети аккумуляторов, например, от телефона, когда к ним ничего не присоединено. Энергию нужно экономить по многим причинам, это и экономия семейного бюджета, и разумное использование ресурсов.