Тема: «Детство без насилия и жестокости!»
Цели и задачи:
раскрыть значение понятий «насилие», воспитывать отрицательное
отношение к проявлениям насилия среди сверстников, умение противостоять им,развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.
Ход классного часа:
1. Жизнь - сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.
2. Работа по теме « Детство без насилия и жестокости»
- Вспомните ситуации негативного характера, которые были в вашей жизни:
Например: вы посмеялись над ошибками соседа по парте, заставляете выполнять свою работу одноклассника, с твоей стороны проявляется физическое насилие, психологическое насилие по отношению к другим, насилие к тебе со стороны ровесников или старших.
Как можно было не допустить жестокости?
3. Игра «Радость-Обида»
- Отчего возникает радость или обида?
-Покажите с помощью жестов, мимики, движений свою радость или обиду:
- наконец-то ты получил желанный подарок ,
-обозвали ,
-пригласили в гости ,
-позвали играть в хоккей ( куклы),
-больно ударили или толкнули,
-радостно улыбнулись тебе,
-отобрали любимый гаджет,
-на линейке торжественно вручили грамоту.
-Каким чувствам вы рады больше: радости или обиде?
А чем мы лечимся от болезни?
Лекарствами.
- Давайте придумаем препарат лекарственный, который называется «Мудрость…».
-Давайте составим список преодоления чувств обиды на другого человека?
-надо преодолеть обиду сразу - ведь на друзей не обижаются.
-уметь уступить, если не прав.
-стремиться доставить радость.
-не обижать друзей.
- суметь первым подойти и помириться.
Ребята вам нравятся обиженные, злобные, сердитые лица? Педполагаю, что нет!
А вы когда – нибудь так выглядели?
Как вы считаете, какие меры надо предпринять, если вам нанесли обиду – независимо от того, кто это сделал? … ( надо научиться прощать).
А каким человеком надо быть, чтобы уметь прощать?....
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло.
Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.
Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.
Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый - это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце - это зависть, недоброжелательность.
Пусть ваши сердца наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.
Запомните, только в прощении заключается великая сила. Но все ли можно простить? Всегда ли нужно прощать?
Не сразу, но всегда! ( Обида может быть очень большой, нужно переждать какое-то время, успокоиться.) Родителей всегда и сразу прощайте, на них не стоит обижаться - постарайся поставить себя на их место и простить. Если даже при таком условии простить не удастся - найдите им оправдание, придумай что-нибудь и прости. А иначе, как жить дальше с обидой? Носить в себе, а тем более "холить и лелеять" обиду нельзя: душа ожесточится, а обида будет "разъедать" вас изнутри, как ржавчина. Конечно, многое очень трудно – простить. Нам иногда кажется, что на обиду и зло надо отвечать злом. Но это не так. Уметь прощать – это удел сильных людей. Научитесь быть сильными! Научитесь любить и прощать.
Давайте составим правила «Дружбы».
4. Правила дружбы:
-помогать друг другу,
- не оставлять одного в беде,
-не спорить по пустякам,
-быть заботливым,
-уважать мнение другого,
- не оскорблять,
-не ссориться,
-не выдавать чужие секреты,
-уступать, делиться всем,
-радоваться успехам друга,
-не смеяться над недостатками других,
-уметь все прощать.
5. «Это должен знать каждый!»
По каким-то причинам вы подверглись насилию, то вам должны помочь эти правила:
Ни при каких обстоятельствах не вступать в контакт с незнакомыми на улице, не соглашаться на их предложения поехать куда-либо.
Старайтесь не ходить по одному в темное время суток.
Если заподозрили что – то не ладное, кричите как можно громче и зовите на помощь, позвоните по телефону и сообщите о неприятности.
Сообщите родителям и учителям о посягательстве со стороны взрослых или одноклассника.
Вывод. Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свой дом на крепкие замки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, небояться, что он тебе может сделать что-то плохое.
6. В настоящее время часто можно видеть отчужденность людей, потерю сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже среди членов одной семьи заметны желания отъединиться, наблюдается равнодушие друг к другу. Действительно, ведь настроение человека может меняться. Иногда мы видим спокойствие на лицах родных, а иногда слезы, раздражение и даже злость. Одной из причин плохого настроения людей могут ссоры, конфликты.
Ребята, назовите возможные причины конфликтов, ссор: между двумя или несколькими детьми,
между взрослым и ребенком, между народами, странами.
…
Насилие – по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Наблюдали ли вы такие ситуации?
…
Самостоятельная работа.
Конкурс рисунков «Права ребёнка». Рисунки присылайте в нашу беседу в ВК.
9. Рефлексия.
В конце нашей беседы я хочу обратиться к вам с просьбой:
Будьте добрыми и чуткими по отношению к людям, не причиняйте зла людям. Старайтесь помогать слабым и беззащитным. Не оставляйте товарища в беде, уважайте и почитайте старших и родителей, знайте они хотят, чтобы ты стал честным гражданином.
Будьте не равнодушны к злу. Будьте искренни к людям, любите их, если хотите, чтобы они любили вас.
Случалось ли вам проявлять в жизни насилие? Что вы при этом чувствовали?
Можно ли помочь другу избавиться от насилия? Как?
…
Вывод:
-Наш класс 9 «А» – это маленькая семья. Мне хочется, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было места насилию. Я надеюсь, что наш разговор не оставил вас равнодушными.
Пусть вам всегда сопутствуют:
со - страдание;
со - чувствие;
со - действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать );
со - знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);
со - единение (соединиться)
Педагог-психолог Волина Ю.В.