Очень часто между младшими школьниками возникают разные конфликтные ситуации, выход из которых они видят в применении физического и психологического насилия.
Понятие «детская драка» означает способ разрешения межличностных конфликтов с помощью физической силы. Участниками драк преимущественно бывают мальчики. Особенностью конфликтов, вызывающих детские драки в штатных ситуациях, является их простота: несогласие, разногласие, иногда – противодействие. Многие педагоги рассматривают детские драки как способ эмоциональной разрядки, как естественное явление и не видят в них ничего опасного. Однако это не совсем так. Почему? В младшем школьном возрасте активно формируется личность, многие качества, как положительные, так и отрицательные, возникшие в этот период, будут развиваться и в последующие годы. В детской межличностной драке один выступает в роли победителя, другой оказывается в роли побеждённого. Если побеждённый испытывает унижение, страх или озлобление, то победитель – чувства удовлетворения от победы над своим противником. И в том и в другом случаях закрепление подобных личностных качеств нежелательно. Однако в случаях, когда физическая сила была использована для защиты слабого или для самозащиты, такое разрешение конфликта вызывает положительные эмоции от сознания честно выполненного долга, и в известной мере подобные столкновения между детьми даже полезны. Дети быстро оправляются от физических и психических травм, потому что эмоциональные состояния, сопровождающие обычные детские драки, поверхностны и неустойчивы. Часто можно увидеть, как драчуны через короткое время после сражения вполне мирно и дружески общаются между собой.