СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Экскурсия по Ельцу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Экскурсия по Ельцу"»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ НАШЕГО ГОРОДА»

Автор – Клейменова Анна Юрьевна

Тематическое направление: духовно- нравственное

Актуальность: формировать чувство гордости и любви к своей «малой родине» – одно из самых важных воспитательных моментов. От любви к «малой родине», проходя через ряд этапов на своем жизненном пути, появляется осознанная любовь к своему Отечеству. Патриотизм _ нравственная основа жизнеспособности государства. Он выступает в качестве важного ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству.

Целевая аудитория – учащиеся 7-8 классов

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя – мероприятие помогает учителю перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к личностно-деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебно-познавательной деятельности. Это дает возможность разнообразить формы работы за счет одновременного использования иллюстративного статистического, методического материала. «Живая» прогулка по улицам города темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает активную гражданскую позицию личности.

Цель: Приобщение учащихся к истории, культуре и традициям города посредством культурно-образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию ребенка.

Задачи:

1. Знакомство учащихся с историей нашего города.

2. Развитие кругозора учащихся

3. Прививать любовь к родному городу.

4. Воспитание чувства патриотизма, гордости за наш город.

5. Воспитывать бережное отношение к городу.

Планируемые результаты: формирование ценностного отношения к России, своему народу, краю, родному языку, народным традициям, старшему поколению; формирование элементарных представлений о культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Форма проведения: экскурсия

Педагогические технологии:

  • здоровье сберегающая и оздоровительная технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (обеспечение двигательной активности);

  • игровая технология – ребята лучше запоминают какие-то важные моменты, через игровую форму;

  • личностно-ориентированная технология - в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов., обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

  • технология сотрудничества - воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

  • технология развития критического мышления - ученик учиться ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прослушанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. 

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему и методы проведения классного часа, место и время его проведения, составить план подготовки и проведения классного часа, вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников. Как и в любом воспитательном мероприятии, он учитывает возрастные особенности детей, особенности классного коллектива, уровень его развития.

Классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание уче­ников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии общества и науки.

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа.

Во время заключительной части важно стимулировать потребность школьников в самовоспитании, умении самостоятельно анализировать новые полученные знания.

Оборудование и материалы: Карточки, ручки.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка мероприятия может применяться для учащихся 7-8 классов с целью приобщение учащихся к истории, культуре и традициям города посредством культурно-образовательной среды способствующей духовному и нравственному развитию ребенка. Данное мероприятие позволит, не только учащимся нашего города и области познакомиться с историей и достопримечательностями, но и будет интересно всем, кто интересуется историей, культурой, самобытностью древних городов.



План мероприятия:

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему классного часа

  3. Экскурсия

    1. Стелла «Город воинской славы»

    2. Вознесенский Собор

    3. Женская гимназия

    4. Улица Мира

    5. Куранты

  4. Подведение итогов.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Сегодня наш классный час мы проведем не совсем обычно. Как видите, мы с вами находимся не в нашем кабинете и не в нашей школе. Скажите, может кто-то догадался из вас, почему для сегодняшнего классного часа я выбрала центр нашего города? (Ответы ребят)

- Конечно я выбрала такое место не случайно. Ведь совсем недавно наш горд праздновал свой день рождение - 874 года.

2. Введение в тему классного часа.

- А знаете ли вы историю нашего города?

- Сейчас мы это проверим. Ответьте мне на следующий ряд вопросов:

1) В каком году было первое упоминание Ельца в источниках в Никоновской летописи ? (1146)

2) Что празднует наш город в первое воскресенье сентября? (День города)

3) Что отмечает город с 6 по 9 декабря? (Дени освобождения города от немецко-фашистских захватчиков)

4) Какая река делит наш город на 2 части? (Сосна)

5) В каком году нашему городу присвоено звание «Город воинской славы»? (2007)

6) Каких деятелей культуры и искусства вы знаете, которые проживали в нашем городе? (Бунин, Хренников, Жуков, возможны другие варианты)

- Молодцы! Но сегодня я бы хотела с вами уделить наше внимание именно центральной части нашего города, побольше познакомить вас с его памятниками истории и культуры.

А чтобы вы лучше запоминали информацию, я предлагаю вам во время нашей экскурсии записывать недостающие слова в ваших карточках (Приложение 1). Будьте внимательны: эти слова будут прятаться не только в рассказах ваших одноклассников, но и вокруг вас. Поэтому надо не только внимательно слушать, но и смотреть по сторонам.

3. Экскурсия

3.1. Стелла «Город воинской славы» (1 учащийся)

Начинаем мы с вами нашу экскурсию с памятника-стеллы «Город воинской славы», который был открыт в городе Ельце 7 мая 2010 года. Расположен на Красной площади напротив Вознесенского собора.

На верху колонны — позолоченный государственный герб, на постаменте — президентский Указ о присвоении городу почетного звания. На углах площадки — скульптурные барельефы со всеми ратными подвигами ельчан(пройтись и показать их): «Участие ельчан в сражении под Мукденом в русско-японской войне», «33-й Елецкий пехотный полк в освобождении народа Болгарии от Турецкого ига», «Участие ельчан в Крымской войне», «Участие дружины елецкого князя Федора в битве с войском Мамая на Куликовом поле» , «Противостояние ельчан набегам Татарских Ханов», «Город крепость встал на защиту центра русских земель от ударов татар», «Битва ельчан с полчищами Тамерлана».

Отдельно стоит остановиться на барельефах, посвященным событиям Великой Отечественной войны. Так мы можем увидеть изображенные бои по защите города в декабре в 1941 года и освобождение Ельца. Еще одно событие - это завершение елецкой наступательной операции.

B день Победы у стелы проходит военный парад.

Стелла располагается напротив Вознесенского собора, к которому мы сейчас с вами и отправимся.

3.2 Вознесенский Собор (2 учащийся)

Вознесенский собор — главный православный храм города Ельца, кафедральный храм Елецкой епархии.

На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Дмитрия Ростовского. Уже к концу XVIII века этот собор не мог вмещать всех желающих и явно не соответствовал потребностям растущего города. Мысль о постройке нового храма родилась у ельчан в 1800 году: ктитор Федор Сафрониевич Попов по настоянию прихожан поднял вопрос о необходимости строительства «обширного по размерам и красивого по архитектуре нового Соборного храма». Начался сбор пожертвований. Был составлен первый «архитекторский план и фасад на построение нового Собора» в 1815 году. Первый проект собора был разработан в 1824 году. При Иване Герасимовиче Петрове — купце, избранном в 1841 году ктитором, проект храма в «византийском и частично итальянском стиле» выполнил харьковский губернский архитектор Фёдор Иванович Данилов (1810—1885), однако работу Данилова не одобрил Святейший Синод. Следующий проект, архитектора Орловской казенной палаты Брычкова, отклонили уже «прихожане и граждане». В мае 1842 года И. Г. Петров отправился в Москву и обратился к Константину Андреевичу Тону с просьбой «составить на Собор проект и смету». Вскоре последовало согласование проекта и сметы со Святейшим Синодом, Строительным комитетом, Губернской строительной комиссией и Елецкой городской думой. 22 августа 1845 года состоялась закладка храма. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Осипович Вальпреди. Строительство заняло 44 года. В конце строительства к контролю подключился Александр Степанович Каминский; он также спроектировал иконостас собора.

Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, осталась недостроенной. Не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами, не полностью была закончена роспись стен, которую осуществляли А. И. Корзухин и К. В. Лебедев.

22 августа 1889 года освящение собора совершил епископ Орловский и Севский Михаил. Здание подавляет колоссальностью своих размеров, высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. 

Вознесенский собор был закрыт в 1934 году. Иконы жгли прямо в храме, а золото с золоченых окладов и деталей иконостаса смывали в устроенной тут же гальванической мастерской — «каждая капля драгоценного металла должна быть учтена!» Затем в разграбленном соборе было устроено зернохранилище, и грузовики въезжали прямо в храм. Вновь собор был открыт в 1947 году. В 1954—1958 годах его настоятелем был иеромонах Сергий (Петров), в 1958—1981 — архимандрит Исаакий (Виноградов).

3.3 Женская гимназия

- (учитель)А теперь мы поднимаемся с вами по улице Коммунаров вверх к одному из лучших учебных заведений в дореволюционной российской провинции. Догадались к какому? Правильно, это бывшая елецкая женская гимназия. А пока мы поднимаемся обратите внимание на название наших улиц. У нас каждая улица имеет 2 таблички: старое название и новое название. Улица Коммунаров в Ельце - одна из центральных. Когда то называлась Орловской - ее продолжением была дорога из города в губернский город Орел. Позже, с 1913 года, именовалась Великокняжеской: в честь высокого гостя - брата императора, проследовавшего по этой улице к открытию Великокняжеского храма.

- (3 учащийся) Итак, мы с вами пришли к зданию бывшей женской гимназии. Ее постройка датируется 1874 – 1878 годом. Архитектором значится Александр Степанович Каминский – яркий мастер поздней эклектики 1860-х — 1880-х годов. Он был семейным архитектором Третьяковых, поэтому ему принадлежит авторство Третьяковской галереи (первого здания) и Третьяковского проезда, а также множества жилых и общественных московских зданий. Одним из его помощников работал тогда начинающий архитектор Ф. О. Шехтель — о, модерн! модерн! Но вернемся в Елец.
Девочкам в гимназии преподавали в обязательном порядке Закон божий, русский и церковнославянский язык, словесность, математику, всеобщую, русскую и математическую географию, всеобщую, русскую и естественную историю и физику. Среди дополнительных предметов к изучению предлагались: педагогика, французский и немецкий языки и рисование. Гимназия была семиклассной, а для барышень, решивших стать педагогами, продлевалось еще на год. Девушки получали педагогическое образование, а по окончании гимназии могли служить учительницами начальных училищ и заниматься домашним обучением.
Первая жена Ивана Алексеевича Бунина окончила именно эту гимназию с золотой медалью. Образ Варвары Пащенко и гимназической эпохи запечатлен в произведениях «Жизнь Арсеньева» и «Лёгкое дыхание».

Интересный факт, что за почти полтора века функциональное назначение здания не менялось. Оно всегда было образовательным учреждением. После революции в 1921 году разместили Елецкий рабочий факультет. Великая Отечественная война тоже пощадила дом знаний. Здание практически не пострадало.

Сейчас здесь расположен корпус №1 ЕГУ им. И.А. Бунина. Вот такая история от женской гимназии до государственного университета.

- (учитель) А теперь спустимся с этой улицы на два квартала вниз, на улицу которая носила название, как Торговая.

3.4 Улица Мира (4 учащийся)

Пожалуй, самая знаменита улица города, которая есть на всех открытках и фото о Ельце – Торговая. Так ее называют в народе и сегодня, хотя ее официальное название – ул. Мира. Каждый приезжий обязательно ее посещает, ведь это самый центр и здесь сосредоточено много магазинов. Так было больше 100 лет назад, отсюда и название. Это своего рода местный Арбат: почти все старинные здания сохранились и поддерживаются в надлежащем виде.

Богатые купцы строили здесь свои особняки, и первые этажи отдавались под магазины и лавки. "Запах пекарен и железных крыш, мостовая на Торговой улице, чай, булки и персидский марш в трактире «Карс»… политые из чайников полы в лавках, запах рыбного ряда, укропа, романовской махорки»: так писал о ней Иван Бунин в своей повести "Деревня".

Художник Жуков Н.Н., перед скульптурой которого мы сейчас находимся, провел детские и юношеские годы в г. Ельце, где в настоящее время открыт единственный в России музей, идея открытия которого принадлежит самому автору.

Композиция установлена к столетнему юбилею Николая Николаевича. Скульптор - Александр Таратынов - член студии военных художников имени Грекова, руководителем которой более 30 лет был Н. Жуков, инициатором создания композиции стала дочь Арина Николаевна.

Вашему вниманию представлены 3 фигуры: художника, рисующего девочку, и мальчика, наблюдающего за этим. По некоторым данным, девочка - никто иная как дочь художника, а мальчик – Никита Михалков, известный режиссер, друг семьи Жукова. Никита держит в руках свой дневник.

Улица Мира, 127, двухэтажный каменный дом, на первом этаже – магазины. Дом Мендельсонов Анастасии Аркадьевны и Александра Петровича, которые проживали в нём с 1889г по 1892г. Здесь стояли когда-то красивые ажурные ворота, а во дворе – каретный сарай. Лестница на второй этаж была металлической и красивой, имелась музыкальная комната, в которой стоял рояль, чуть ли не единственный в Ельце. В этом доме располагался один из музыкальных салонов города. Хозяйка по примеру Петербурга и Москвы собирала у себя как и тех, кто любил послушать, так и тех, кто занимался музыкой профессионально. У Мендельсонов часто встречались артисты: Мария Ивановна Дёжева, Пожарский, уехавший в начале 20-го века в Москву, Чарский, живший до 1913г в Ельце и переехавший в Италию, артисты Елецкого театра Глеб Смолянинов, Николай Михайлович Гельский, Лев Копилович. Звучала гитара, пел Копилович, считавшийся лучшим исполнителем русских романсов в Ельце.

Улица Мира, 121 двухэтажный каменный дом. Бывший Дом Мешковых, дом Гридневых. «В аптекарском магазине провизора И.В.Макарова, г. Елец, ул. Торговая дом Гридневых. В большом выборе парфюмерия заграничная и русская, электрические звонки, фотографические аппараты и принадлежности к ним, краска для яиц московской аптеки. «Получили семена огородные и цветочные Маутнера из Будапешта. Цены на всё умеренные», – это можно было прочитать в рекламном объявлении от 8.04.1906г.

На пересечении улицы Мира с улицей Л. Толстого высится трехэтажное здание промышленно-экономического техникума. Свою историю он ведет с 1900 года, когда Елецким земством была организована сельская ремесленная мастерская, располагавшаяся на улице Торговой. Здесь обучались ремонту сельхозмашин, а также слесарному, столярному, плотницкому и кузнечному ремеслу всего 60 человек.

Центральное место улицы Мира отводится площади Ленина. Площадь Ленина – главная площадь города – примыкает к улице Мира. В дореволюционном Ельце на этом месте теснились купеческие магазины, лавки. Весной 1953 года силами Елецких комсомольцев была создана площадь. Осенью того же года к 18-годовщине Великой Октябрьской социалистической революции в центре площади был открыт памятник В.И.Ленину.

Многие традиции нашего города связаны с этой площадью. У памятника В.И.Ленину торжественно принимают юных школьников в пионеры. Здесь проходят линейки выпускников школ города, митинги, праздничные шествия. Зимой площадь украшает главная ёлка города.

3.5 Куранты

-(учитель)Ну а сейчас мы с вами поднимемся к одной из достопримечательности нашего года – к елецкому «Биг Бэну» - Курантам

- (5 учащийся) Каждые четверть часа плывет над городом мелодичный звон. Это бьют елецкие куранты. Они установлены на высокой башне, бывшей раньше водонапорной.

В 1868 году, раньше, чем во многих губернских городах, в Ельце появился водопровод. Протяженность уличных линий составляла всего 7 километров, суточная подача воды равнялась 250 кубометрам. Пользоваться водопроводом для питья могли только немногие зажиточные ельчане. Действующая ныне водопроводная система города во много раз превосходит дореволюционную. Сейчас протяженность линий составляет 96 километров, суточная подача воды — около 20 тысяч кубометров.

Много десятков лет верой и правдой служила водонапорная башня горожанам по прямому назначению, обеспечивая водой центральную часть города. И только в 1932 году, когда в Ельце появилась новая, более совершенная система водоснабжения, надобность в водонапорной башне отпала. В войну 18-метровая красавица чудом выстояла во время бомбежек и артобстрелов, получив лишь незначительные повреждения.

В 70-е годы ХХ века, когда проводили реконструкцию площади Ленина, решили установить на старой башне часовой механизм. Часовых дел мастер-самоучка Михаил Иванович Гребенкин взялся за это дело. На заводе медицинского оборудования сделали циферблаты и стрелки. Необходимая для этого нержавеющая сталь нашлась на елецком молокозаводе. Местные машиностроители собрали редукторы. А на кирпичном заводе изготовили партию специального нестандартного кирпича — «под старину». Именно с его помощью работники водоканала и коммунального хозяйства Ельца провели восстановительные работы на старой башне. Кстати, ремонт и внутренняя переделка башни, монтаж часового механизма и прочего оборудования, начавшись в 1973 году, длились целый год. И вот 7 ноября, в очередную годовщину Октябрьской революции, елецкие куранты подали свой голос. Народ, вышедший на традиционную для тех лет демонстрацию по случаю праздника, с удивлением и радостью взирал на старинную башню, помолодевшую и получившую свою вторую жизнь. И сейчас над городом плывёт мелодичный перезвон елецких курантов. Бьют часы на старой башне, значит, жизнь продолжается!

  1. Подведение итогов.

Итак, ребята. Мы с вами заканчиваем нашу экскурсию. У каждого из вас в карточках, если вы были очень внимательными должны появится недостающие слова или даты. Я не зря фразы записала не по порядку. Сейчас вы выпишите первые буквы найденных вами слов, чтобы получилась срока их песни композитора Тихона Хренникова.

Экскурсия по Ельцу

  1. 25. Стелла была открыта в городе Ельце 7 мая 2010 года. (Д)

21. Из указа о присвоении городу Ельцу звания «Город воинской славы»: «За мужество, стойкость и массовый героизм …..» (Г)

12. На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. Николая Чудотворца. (Н)

1. Цвет Вознесенского собора – желтый. (Ж)

3. Длина Вознесенского собора 84 метра. (В)

16. При постройке Вознесенского собора не выполнены ажурные крыльца над северным и южным входами. (Ю)

2.4.18. В конце строительства собора к контролю подключился Александр Степанович Каминский, который спроектировал иконостас собора. (И)

10.13. Улица Коммунаров – ранее называлась Орловской. (О)

17. Девочкам в гимназии преподавали в обязательном порядке Закон божий. (Б)

9.23. Среди дополнительных предметов к изучению предлагались: педагогика, французский и немецкий языки и рисование. (Р)

6.15. Образ Варвары Пащенко и гимназической эпохи запечатлен в произведениях «Жизнь Арсеньева» и «Лёгкое дыхание». (Л)

5.7. Художник Жуков Н.Н., перед скульптурой которого мы сейчас находимся, провел детские и юношеские годы в г. Ельце. (Е)

19. Улица Мира,127 – Дом Мендельсонов Анастасии Аркадьевны и Александра Петровича, которые проживали в нём с 1889г по 1892г. (М)

8. Центральное место улицы Мира отводится площади Ленина. (Ц)

22.24. 7 ноября, в очередную годовщину Октябрьской революции, елецкие куранты подали свой голос. (О)

ЖИВИ , ЕЛЕЦ! РОДНОЙ , ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27



-Какая же фраза получилась?

- Живи, Елец! Родной любимы город! И не старей и не старей! Всегда будь молод!

Мне бы хотелось закончить сегодняшний классный час словами русского историка и публициста Михаила Петровича Погодина – «Город есть книга, в коей история всякой улицы занимает страницу. Будем прибавлять новые листы, но не будем вырывать старых». Любите свой город, цените свой город и прославляйте его!







Приложение 1.

Экскурсия по Ельцу

  1. 25. Стелла была открыта в городе Ельце 7 мая ____ года.

21. Из указа о присвоении городу Ельцу звания «Город воинской славы»: «За мужество, стойкость и массовый _______ …..»

12. На месте существующего собора ранее находился построенный в 1745 году соборный храм с приделами во имя Св. ________ Чудотворца.

1. Цвет Вознесенского собора – ______

3. Длина Вознесенского собора ___ метра.

16. При постройке Вознесенского собора не выполнены ажурные крыльца над северным и ______входами.

2.4.18. В конце строительства собора к контролю подключился Александр Степанович Каминский, который спроектировал ________ собора.

10.13. Улица Коммунаров – ранее называлась ___________

17. Девочкам в гимназии преподавали в обязательном порядке Закон _________

9.23. Среди дополнительных предметов к изучению предлагались: педагогика, французский и немецкий языки и ______________

6.15. Образ Варвары Пащенко и гимназической эпохи запечатлен в произведениях «Жизнь Арсеньева» и «________ дыхание».

5.7. Художник Жуков Н.Н., перед скульптурой которого мы сейчас находимся, провел детские и юношеские годы в г. ______

19. Улица Мира,127 – Дом ____________ Анастасии Аркадьевны и Александра Петровича, которые проживали в нём с 1889г по 1892г.

8. ___________ место улицы Мира отводится площади Ленина.

22.24. 7 ноября, в очередную годовщину ___________революции, елецкие куранты подали свой голос.

_______ , ______! _______ й , __________й _________!

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!