Конспект классного часа
«Этикет. Что мы знаем о нём?»
Классного руководителя 8-9 классов
Лисицыной Анны Анатольевны

«Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами».
Д. Леббок
1 этап. «Пролог» (этап психологического настроя и готовности к духовной работе)
Здравствуйте, ребята! Я предлагаю всем нам поприветствовать друг друга.
Правильно, говоря хорошее и тёплое слово «Здравствуйте!» А это слово мы можем не только произнести, но ещё и показать.
Скажем «Здравствуйте!» глазами,
Скажем «Здравствуйте!» руками,
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом,
Станет радостным наш дом.
2 этап. «Этюд» (наглядная демонстрация объекта осмысления)
Однажды Марк Твен рассказал историю о себе: «…Я вошёл в зал, где собралось уже немало гостей, приглашённых на приём. Я тоже был одним из гостей. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляло во мне. Я механически стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застёгнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук, - в этот момент в меня словно попала молния: галстука не оказалось на месте! Я забыл надеть его! Теперь мне стали понятны взгляды людей, но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Я чувствовал себя так, как будто голый стою перед всей этой публикой. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».
(Да, было время, когда недопустимо было появляться в обществе без галстука).
(Предполагаемые ответы: ношение париков; поклоны, реверансы при приветствии; мужчины не могли сидеть, когда рядом с ними стояла женщина)
Мы сегодня поговорим о некоторых правилах этикета.
Тему нашего классного часа я так и обозначила «Этикет. Что мы знаем о нём?»
Эпиграфом нашего классного часа могут служить слова Д. Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». (слайд 2)
Да, и я с вами соглашусь, для того, чтобы нас уважали и принимали в обществе, мы должны знать правила этикета. Умение правильно вести себя в обществе очень помогает установлению контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие взаимоотношения.
Цель нашего занятия: изучить, как знания правил этикета помогают человеку социализироваться в обществе. (слайд 3)
3 этап. «Экспликация» (разворачивание мыслей о предмете, обсуждения на уровне понятия)
Да, этикет – это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
Слово этикет является однокоренным к слову «этикетка». Этикетки – это яркие ярлычки на одежде, на продуктах питания, на спичечных коробках, они предназначены для того, чтобы «рассказать» нам о том предмете или вещи, на которой наклеены. Бывает от того, как нам понравилась этикетка, мы выбираем вещь или продукт в магазине? Бывает.
Обратимся к истории. (слайд 4) На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки, на которых были написаны правила поведения. Эти карточки назывались этикетками. Так вот от этого французского слова и произошло слово «этикет».
(слайд 5) В нашей стране первые элементы норм поведения – как вести себя в обществе, уважать старших, приобретать знания встречаем в «Поучениях» киевского князя Владимира Мономаха.
(слайд 6) Другой выдающийся памятник народных нравов, характерных для середины 16 века – «Домострой» - о чистоте, порядке в доме, о правилах гостеприимства, взаимного уважения, семейной строгости.
(слайд 7) Не менее популярной в своё время была книжка «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Пётр Первый в предисловии к ней писал, что воспитанного человека украшают три добродетели: приветливость, смирение, учтивость.
4 этап. «Практикум» (упражнения для формирования соответствующих умений, которые позволяют ученику, приняв ценность, внедрить её в практическую жизнь)
Задание 1. Чаша мудрости
На нашем занятии попробуем испить вековую мудрость из чаши общечеловеческого опыта. И пусть напутствием вам будут слова Александра Межирова:
Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта – быть среди людей.
Итак, за работу. Вот чаша мудрости (на доске прикреплена чаша из картона, в ней карточки с изречениями мудрых людей). Кто хочет её испить? На карточках написаны мудрые мысли философов и мыслителей, а также пословицы разных народов, прокомментируй их.
«Истинная вежливость неразлучна с уважением к личности другого и без неё невозможна» (Н.В. Шелгунов)
«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться» (Б. Паскаль)
«Излишняя учтивость обращается в льстивость» (Японская пословица)
«Колючку посеешь – колючку пожнёшь» (Горская пословица)
«Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не любишь дружбы, если на тебя не производит впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то тебя надо лечить» (Дагестанская пословица)
«В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым» (Русская пословица)
Задание 2. Палитра хороших манер
Для того чтобы правильно вести в обществе, необходимо иметь хорошие манеры.
Манеры – это способ, форма выражения отношения человека к окружающим.
Сейчас вы поработаете в группах. На листах ватмана написаны категории лиц, с которыми вы общаетесь. У каждой группы своя категория: близкие и родные, друзья, знакомые, посторонние. У каждой группы на столе лежат карточки с понятиями, которые характеризуют вашу манеру поведения с данной категорией. Выберите те понятия, которые подходят к вашей категории людей. Наклейте на лист ватмана. Вы можете добавить и свои понятия.
(Понятия: приветливость, заботливость, искренность, обходительность, почтительность, сердечность, доброжелательность, внимательность, учтивость, любезность, открытость, простота, корректность, деликатность, тактичность, снисходительность, терпимость, сдержанность, нежность, резкость, грубость, нетерпимость, небрежность, несдержанность, раздражительность, невнимательность, молчаливость, замкнутость).
Каждая группа представляет свой лист.
Послушайте стихотворение Расула Гамзатова
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
«Я с этим человеком не знаком.
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?» -
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком.
Что я могу сказать о нём плохого?»
Чувствуете разницу? Надо стараться видеть в людях только хорошее, уметь быть снисходительными к чужим слабостям и ошибкам. И я вам всем желаю воспитывать в себе хорошие манеры.
Задание 3. Ситуационные задачи
Сейчас ребята покажут вам сценки из жизни, а вы проанализируйте поступки ребят.
Сценка 1.
1 ученик: Привет
2 ученик: Привет. Уже 11.05, через 15 минут начнётся сеанс в кино, пойдём?
1 ученик: Но мы не можем уйти, так как девочек нет, они опаздывают уже на 10 минут.
3 ученик: Привет, девочки. Извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не смогла оставить маленькую сестру одну.
4 ученик: Хватит оправдываться. Пошли быстрее, а то в кино опоздаем.
1 ученик: Но ты опоздала на 10 минут, а мы ведь тебя ждали.
4 ученик: Подумаешь, подождали немного. Мне надо было в «Контактах» зависнуть.
2 ученик: Разве ты не понимаешь, что поступаешь некрасиво.
Ребята, кто из ребят проявил большую воспитанность? Случается ли такое в нашем коллективе?
(Правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано, так как вы теряете своё время. Но и не опаздывай – цени время других).
Сценка 2.
Девочка едет в трамвае. Заходит женщина.
Девочка: Садитесь, пожалуйста.
Женщина: Ну что ты….Спасибо…. Я скоро выхожу.
Девочка: Садитесь, женщина, не стесняйтесь. Я всегда пожилым место уступаю, я вежливая.
Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одно из них – тактичность. На примере видно, что вежливость у девочки есть, а тактичности нет. Некрасиво людей обозначать по половому признаку, тем более намекать на возраст, это грубое нарушение правил этикета.
Задание 4. Узнай, что находится внутри
Итак, на подносе лежат шоколадки. Разверните их:
- Красивая этикетка, настоящая шоколадка внутри.
- Красивая этикетка и пластилин.
- Некрасивая этикетка и настоящая шоколадка.
Разверните шоколадки и поделитесь своими чувствами.
Не всегда внешность соответствует тому, что представляет человек из себя.
Проанализируйте отрывок из книги Е. А. Крашенинниковой «Шаг навстречу»
«Однажды задержались мы всей семьёй в аэропорту. Ждали самолёта. И присоединился к нам попутчик. Это был мужчина средних лет. В руке дипломат, сам спортивного телосложения. Аккуратный, со вкусом подобранный костюм отлично на нём сидел. Мужчина производил приятное впечатление. Познакомились. Разговаривая с моим мужем, он хватал его за пуговицу на пиджаке, кричал ему в самое ухо, будто имел дело с глухим. А нашего сынишку новый знакомый подкидывал высоко вверх и, полюбовавшись его испугом, задавал один и тот же вопрос: «Ты кого больше любишь: мамку или папку?» Мы поспешили с ним расстаться. Нам не хотелось продолжать знакомство».
Можно сказать, что за красивой этикеткой прячется «некачественный товар». Этикетка имеет только внешний эффект. В общении между людьми важно не только уметь производить приятное впечатление внешней привлекательностью, но уметь соответствовать этому своим поведением и отношением к людям. Ведь как точно отметил А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
5 этап. «Рефлексия» (обсуждение результатов и итогов работы на классном часе)
Мне бы хотелось, чтобы мы опять внимательно посмотрели на чашу, из которой мы черпали сегодня мудрость веков. Я надеюсь, что за урок вы тоже стали мудрее и теперь сами сможете пополнить ёё своими мыслями. Вот по какому поводу: скажите, а надо ли в школе соблюдать правила этикета? Поработайте в группах, запишите на листочках правила поведения в школе. Что необходимо выполнять всем нам, чтобы в нашей школе было всем хорошо.