СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Ярмарка матрешек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час в занимательной форме раскрывает историю создания матрешки, знакомит с видами росписи.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Ярмарка матрешек"»

Классный час «Ярмарка матрешек»

Дьякова Светлана Александровна, учитель

МОУ «СОШ №2» г. Ртищево

Цели:1- узнать историю создания русской матрёшки; о видах матрёшки по росписи; о народном декора­тивно-прикладном искусстве; 2- развивать компетентности познавательной деятельности, компетентности в общении, компетентности социального взаимодействия; 3-развивать компетентности гражданственности.

Оборудование: выставка матрёшек и неваляшек, приготовленных детьми; презентация к классному часу; рисунки и картинки матрёшек, задания группам, платочки.

Ход классного часа.

Учитель:

Отгадайте, ребята, загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрёшка) / Слайд №2/

- Верно. У каждого народа свои замечательные куклы, не­которые из них стали знаменитыми на весь мир. Одна из них перед вами — русская матрешка. И сегодня у нас пойдёт разговор о ней. Давайте позовём её к нам в гости. Вы думаете матрёшке лет триста, пятьсот? Нет, эта игрушка молода, ей чуть более 150 лет.

-А почему разъёмную игрушку назвали Матрёшкой? / Слайд №3 /

- А вы знаете, как появилась эта кукла на Руси?

Существует несколько версий возникновения.

История возникновения матрёшки.

Ученица 1. / Слайд №4 /

Немалая заслуга в появлении матрешки принадлежала семье Анатолия Ивановича Мамонтова. Эта семья владела мастерской-магазином «Детское воспитание», где создавали и продавали различные детские игрушки. Чтобы расширить кругозор мастеров-игрушечников, подстегнуть их творческое воображение в мастерскую выписывали образцы игрушек из разных стран мира. Так, с острова Хонсю была завезена знаменитая предшественница и прообраз русской матрешки - фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъёмной игрушки, воплощённого в образе крестьянской девочки, вскоре окрещённой в народе распространённым именем Матрёшка.

Учитель.

- В наше время ещё ссылаются на легенду о японском происхождении матрёшки, но документально это не подтверждено.

Ученица 2.

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце прошлого века жили многие русские замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Этим людям были дороги судьбы народного творчества. А тут попала к ним в Абрамцево японская деревянная игрушка - японец, а в нём мал мала меньше вся его семья. Вот тогда и попросили знаменитого игрушечного мастера из Загорска Звёздочкина выточить похожую на эту игрушку, но только свою, русскую матрёшку.

Потом матрёшку расписал художник Сергей Малютин. Вот так и родилась она, первая матрёшка - россияночка. Эта была женщина в сарафане, а в ней мал мала меньше: девочки и мальчики, а последний был спеленутый малыш. В 1900 году русские матрёшки появились на всемирной выставке в Париже.

Учитель: / Слайд №5 // Слайд №6 /.

-Первая матрешка появилась на свет в облике девочки — подростка, одетой в зеленую кофту и сарафан. В руках держала петуха и всем улыбалась. На­звание игрушки образовали от женского имени Матрена. Действительно, Матрена оказалась не такой уж простушкой. Кукла раскрывалась, и в ней находили сестренку Матрешки. В той — следующую. Последним появлялся русоголовый мальчик в красной руба­хе.

-Сколько куколок было в первой матрёшке?

Всего было в первой матрешке 8 кукол. Игрушка полюби­лась и детям и взрослым.

Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, были очарованы pvcской многоместной куклой.В Москву посылались заказы на большие партии матрешек И сегодня русская матрешка — желанная гостья в каждом доме География ее местожительства охватила многие страны мира.

Учитель:

-Какие виды матрёшек вы знаете?

По видам росписи матрешки делятся на 3 группы: загорские, семеновские, полхов-майданские.

(названия вывешиваются на доске)

/Слайд 7 / Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука. Эти несложные приемы местные мастера называют «матрешкой».

Ученик 3 - Загорская матрёшка

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Загорские матрёшки отличаются от похожих игрушек из города Семёнова прежде всего нарядом. На голове у них разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.


/Слайд 8 - 9 / Ученик 4. - Семёновская матрёшка.

Семёновскую матрёшку отличает от загорской большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. В манере росписи цветов угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы, центр хохломской росписи и фабрика игрушки находятся в одном городе – Семёнове Нижегородской области.


/ Слайд 10 – 11/ Ученик 5. - Полхов-майданская матрёшка.

Есть такое село в Нижегородской области — Полхов- Майдан. Село большое и чуть ли не в каждом доме точат и красят "тарарушки" - так называют мастера свои поделки -матрёшки.

Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. Ещё обратите внимание на роспись. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: "большая роза", "розан", "колокольчик", "яблочко".


Учитель:

- На сколько групп по видам росписи делятся матрёшки?

Ученик 4:

Русская матрешка

Кто матрешку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой - Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь плеснул в ее глаза,

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

— Ну иди гуляй теперь по свету,

Весели себе честной народ.

И матрешка через всю планету

До сих пор уверенно идет.
Учитель:

- О какой народной кукле упоминается в этом стихотворении?

- Какая народная кукла похожа на неё?

- Что общего есть у всех этих кукол? (создал народ, общая форма )


Учитель:

- Сегодня у нас фестиваль народного творчества - «Ярмарка матрёшек» А виновницы торжества — матрешки. Загорская фабрика игру­шек за один год выпускает столько матрешек, что если их выс­тавить в один ряд, то деревянная компания вытянется от Загор­ска до Москвы. Прибыли они из разных уголков России: Загор­ска и Полхова - Майдана, Семенова и Городца.


/ Слайд 12/ Исполняются частушки «Мы матрешки, мы подружки».

Как у нашей у Хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрешки вышли в юбочке.


Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.

Сами ткем и прядем,

Сами в гости к вам идем.


Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрёшечки румяные.


Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.


Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке

А которая осталась,

Больше всех перепугалась.


Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:

Две Матрены, три Матрешки

И одна Матрешечка.


УЧИТЕЛЬ:

- Спасибо, гости дорогие, за ваши интересные ча­стушки! Открывают нам фестиваль гости из старинного города Сергиева - Посада, где впервые сделали эту чудесную игрушку-матрешку. / Слайд 13 – 14 /

А теперь слово вам, мастера Городца.


У ч е н и к 4

Привезли вам поклон

И подарки свои

Со сторонки родной,

Где живут журавли.

С мест, что Волгой омыты,

Где рассвет золотой,

Где умыты ракиты

Голубою водой.

Городецкая роспись,

Как ее нам не знать!

Здесь и жаркие кони,

Молодецкая стать.

Здесь такие букеты,

Что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты,

Что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись —

Сочность красок манит .

Городецкая роспись

Душу нам веселит.


/Слайд 15 / Исполняется песня-танец «Неваляшки».


Учитель:

- Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас. А что расскажите вы, гости желанные, мастера Хохломы?


/Слайд 16 /Ученица 5. Свое искусство художественные мастера Хохломы направили на изображение растительных форм травянисто­го орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами украшают матрешек. То по золотому фону вьется затейливый орнамент из трав и ягодок, то на черном или красном не мерцают золотые листья Кудрины.

(картинка)

Ученик 6.

Простые по форме,

А радуют взор.

Богат и наряден

Чудесный узор.

По золоту фона

Затейливой змейкой

Орнамент здесь вьется,

Попробуй, сумей-ка.

А где-то Кудрины

По черному полю

Мерцают, как звезды

В небесном раздолье.


Учитель:

-Еще характерен для всей Хохломы чудесный рисунок волшебной травы.


/ Слайд 17 /Девочки-матрешки поют частушки.

Мы матрешки, мы подружки,

Утром рано мы встаем,

Вшестером поём частушки

И танцуем вшестером.


И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.


Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки.

На баранах, на быках

Все с баранками в руках.


Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили.

Оставляют ночевать,

Завтра снова чаевать.


Мы частушек много знаем,

Исполнять их обожаем.

Только время подошло.

Может, свидимся еще.


Учитель:

- А теперь наступил черед гостей из старинного русского города Вятки.

/Слайд 18 / Уче н и к 7

Чем знаменито Дымково? Игрушкой своей.

В нем нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы..

Она глядит не прянично -

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах.


Учитель:

- Слово мастерам из Полхово - Майдана.


Ученик 8. Наши матрешки самые яркие, с капризными, чуть чопорными лицами. Волосы, обрамляющие лицо, уложе­ны в замысловатые колечки. У нее нет платка с завязанными концами, как у других матрешек, нет привычного сарафана, фартука. Ярок цвет ее одежды: малиново-красный, ярко-жел­тый, сочно-фиолетовый.


/ Слайд 19 / Звучит песня «Русские матрешки».

1.Вы слышали, ребятки,

Про разные загадки,

Нас нужно без оглядки

Собрать и разобрать.

Какие мы простые,

Такие и смешные,

Но любит вся Россия

С матрёшками играть.


Припев:

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.

Я русская матрёшка,

Собою хороша,

За тысячью одёжек

Сидит моя душа.


2.Вторая пол - одежки

Запрятана в обложке,

И если понемножку

Их станем разбирать,

То снова всё и снова

Матрёшку видишь новой,

А где её основа,

Никак не угадать.


Припев.


3.Вы слышали, ребятки,

Для вас мы не загадки,

Нас можно без оглядки

Собрать и разобрать.

Ну, что ж, повеселимся,

Затеи не боимся

И сразу согласимся

В матрёшек поиграть.


Припев


Учитель: Слово Воронежу!


Ученица 9. Богат Воронежский край народными умельца­ми. А матрешки — на любой вкус! Воронежская матрешка сход­на с яйцом. Суть — продолжение жизни. Одета матрешка в на­родный костюм Воронежа.


/ Слайд 20 / «И снова частушки»

Велика Россия наша

И затейлив в ней народ,

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


Золотая Хохлома,

Ей не налюбуются

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.


Любовались гости чудом,

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сраженные осталися.


Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.


Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой

На весь мир ты прославляй.


Учитель:

/Группе учащихся ( парная работа - 4 человека ; 1человек- индивидуально) задаётся задание: «Собери матрёшку, определи вид матрёшки по росписи» /

Ребята, просмотрите слайды.

- К какому типу вы отнесли эту группу матрёшек? Почему?

(Авторские матрёшки)

/ Слайд 21 – 23 /Чтение стихотворения о матрёшках с одновременным показом.

* * *

Много кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут, всех "матрёшками" зовут.

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живёт ещё одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй.

Половинку отвинти, плотную, притёртую,

И сумеешь ты найти - куколку четвёртую.

Вынь её да посмотри: кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая куколка пустая -

В ней живёт шестая, а в шестой - седьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд, сёстры-куколки стоят.

Учитель:

- Готовясь к нашему празднику, вы создали свою матрёшку. Посмотрите, какая прекрасная выставка у нас получилась.

- Чья матрёшка лучшая? Почему так считаете?

- К какому типу вы отнесли бы свою матрёшку?

Проверка групповой работы учащихся.

/ Слайд 24 /

- Какие основные типы матрёшек вы видите?


Учитель:

- Что нового вы узнали на ярмарке матрёшек?

Продолжите фразу: « Матрёшка- это…»

Народная мудрость гласит: «Где труд, там и счастье». Вот и закончился наш фестиваль. Трудно выбрать лучшую матрешку. Все они хороши!

Пока будут жить матрешки, излучая истинную русскую кра­су не угаснет и вера в наш умелый, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую Родину — Россию с ее чудес­ными душевными песнями, зажигательными танцами и задорными частушками.