Классный час на тему «Как сочетать учебу и отдых» Цель: укрепление психологического здоровья учащихся через осознание важности распорядка дня, активного отдыха, самодисциплины на основе рассуждения, самоанализа Целевая аудитория: 7-8 класс
Форма мероприятия: час общения.
Методические приемы: беседа, дискуссия.
Оборудование:
раздаточный материал;
листы бумаги, ручки.
Предполагаемый результат классного часа:
осознание учащимися взаимосвязи между здоровьем, успешной учебы школьников и организацией распорядка дня;
коллективный вывод учащихся о необходимости самодисциплины и самоанализа при организации распорядка дня.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя, совместная формулировка темы классного часа, определение целей и задач, предполагаемого результата.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня конец учебной недели, и я вижу, что вы очень устали. Эта неделя была особенной, особенно тяжелой или особенно насыщенной для вас? Нет? Обычная неделя? С чем вы связываете свою усталость? –
Ответы учеников Конечно, учиться в 7 классе сложнее, чем в прошлом году. Добавились новые предметы, поменялись некоторые учителя, и вам нужно адаптироваться к новым требованиям. Учитывая начало нашего разговора, как вы думаете, о чем он пойдет? –
Как организовать успешную учебу. Как меньше уставать, сохранить здоровье при большой учебной нагрузке. Как справиться с большим объемом домашних заданий. А как вы считаете, в чем, все-таки, основные причины вышей усталости? –
Много домашних заданий, некогда отдыхать, недосып, … Итак, ребята, давайте сформулируем основную проблему, которую мы сегодня рассмотрим и попробуем решить. –
Как организовать успешную учебу и при этом не потерять свое здоровье. Обсуждение в группах.
Ребята, какие параметры важны для сохранения здоровья человека? –
Здоровый образ жизни, здоровый сон, питание, занятия спортом, время для отдыха. Я думаю, у каждого из вас есть свои лайфхаки. Обсудите в группах свои предложения: «Как организовать свой день, чтобы все успеть и при этом сохранить здоровье». Каждая группа предлагает и аргументирует свои идеи. Вместе отбираем наиболее интересные и продуктивные идеи.
Слово классного руководителя.
Вопрос, как сохранить здоровье, радоваться жизни и при этом успевать выполнять все свои обязанности, волнует многих людей, и школьников, и студентов, и взрослых, и, конечно, психологов и врачей. Существует ряд советов, которые могут помочь при возрастающей нагрузке. Предлагаю вам изучить советы, которые находятся в распечатках на ваших партах, и оценить их возможную эффективность для нашей цели.
Раздатка:
Расставляйте приоритеты
Существует закон принудительной эффективности: на всё времени никогда не хватает, но его всегда достаточно для самого важного. Всегда присваивай всем задачам уровень важности и очерёдность. Для этого представь, что наихудшее может случиться, если не сделать что-то в срок.
Метод помидора Создатель метода Франческо Чирилло считал, что любой отвлекающий фактор можно отложить на 20-25 минут и сосредоточиться только на важной задаче.
На практике нужно 25 минут заниматься полезным делом, а затем устраивать 5-минутный перерыв.
Главный принцип в методе помидора — установить таймер и ни на что не отвлекаться, пока он не сработает. Затем отдохнуть 5 минут и снова взяться за работу.
Составьте список приятных дел и поочередно их выполняйте во время отдыха, «награждая» себя за хорошую работу
. Сколько времени нужно отдыхать после школы
После занятий школьникам рекомендуется уделить 1–2 часа на отдых. Это время необходимо для того, чтобы набраться сил перед выполнением домашних заданий. Распорядок дня после школьных занятий может быть таким: обед → активный отдых (смена деятельности, например, на прогулку, игры, хобби, творчество) → выполнение домашних заданий → полдник → отдых или занятия в секциях → ужин → подготовка ко сну.
Каникулы и сон
Чтобы справляться с учебной нагрузкой, успевать на тренировки и занятия с репетиторами, некоторые жертвуют ночным сном. Другая причина недосыпа — желание хотя бы ночью почитать книги, полистать странички в социальных сетях или посмотреть сериалы.
Во время каникул режим дня меняется, но не всегда в лучшую сторону. Кто-то пускается во все тяжкие и до поздней ночи просиживает у экрана. Так делать не стоит. Лучше выделить время и заниматься приятными вещами в течение дня, а ночью дать мозгу выполнить необходимую работу.
Если вы хронически не высыпаетесь в течение учебных недель, за каникулы можно приучиться спать достаточно: ложиться раньше и вставать в одно и то же время.
Активные прогулки
Когда учёба становится главным приоритетом, на второй план отходит не только физкультура, но даже прогулки на свежем воздухе. День за днём организм привыкает к душным кабинетам, искусственному освещению и малоподвижному образу жизни. Полноценные каникулы помогают сформировать полезные привычки.
Никакая вентиляция в кабинетах не позволяет полностью обеспечить мозг кислородом, а без него клетки не способны работать в полную силу. Чтобы избежать кислородного голодания, необходимо проводить на открытом воздухе два часа каждый день.
Для пеших прогулок лучше выбирать парки и набережные, а не торговые центры и магистрали. Пребывание на природе помогает справиться с тревогой и чувствовать себя более уверенно. Если впереди важные экзамены, такие прогулки будут особенно полезны.
Немного спорта
Чтобы нервные клетки быстрее обновлялись, нужно заниматься спортом 4 раза в неделю по 60 минут. При регулярной нагрузке клетки мозга делятся активнее, а память работает лучше.
Когда учёба идёт полным ходом, трудно встроить тренировки в расписание. Поэтому лучше начать заниматься спортом на каникулах, чтобы почувствовать положительный эффект.
Если каникулы уже позади, начните заниматься постепенно. Вы не обязаны немедленно записаться в команду по регби, для начала достаточно разнообразить привычный образ жизни. Так, чтобы усилить приток крови, достаточно пройтись быстрым шагом в течение 1–1,5 часов.
Смена деятельности
Когда ученик покидает учебное пространство, мозг настраивается на другой тип активности. После каникул продуктивность на несколько дней возрастает.
Вы охотнее вернётесь к учёбе, если до этого провели несколько дней в новом месте или занимались тем, в чём давно себе отказывали. Новые впечатления стимулируют творческую активность и помогают найти свежие решения задач. Новые идеи могут мотивировать вернуться к учебным занятиям, чтобы применить их на практике.
В группах учащиеся изучают полученную информацию, выбирают наиболее эффективные советы.
Рефлексия, подведение итогов.
А сейчас давайте подведем итоги. Какой совет из предложенных вы попробуете применить уже на этих выходных и на следующей неделе? Продолжите фразу: «Я решил …».
Как видите, сохранение здоровья и успехи в учебе зависят от самого человека. От того, насколько эффективно он выстроит свой распорядок дня, от самодисциплины, чтобы следовать принятым решениям. Я верю, что у вас обязательно получится организовать свои занятия и отдых максимально эффективно. И вы поделитесь своим опытом в конце учебного года.