Муниципальное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа №124
городского округа Павловский Посад Московской области
Классный час ко Дню пропаганды безопасности дорожного движения.
Руководитель:
Шеварнова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
25 мая 2022
Цели:
закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах;
создание стенгазеты «Мы за безопасность дорожного движения».
Задачи:
воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
повторить правила движения пешеходов по дороге и улице;
развивать умение пользоваться дорожными знаками во время движения;
воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.
Материалы: плакат с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, карточки со знаками, ножницы, клей, фломастеры.
Ход классного часа.
На классный час был приглашен инспектор по безопасности дорожного движения.
Теоретическая часть.
Правила дорожного движения для пешеходов.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и наземным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
Правила дорожного движения для велосипедистов
Управлять велосипедом, при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.
Велосипеды, мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Запрещается буксировка велоприцепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
НЮАНСЫ И ДОПОЛНЕНИЯ
Анализ дорожно-транспортных происшествий с детьми показывает, что совершенно недостаточно научить ребенка перед тем, как перейти улицу, посмотреть налево, а дойдя до середины дороги – направо. Слишком много непредвиденных ситуаций поджидает детей на дороге, и надо, чтобы ребенок в них хорошо ориентировался. Чем раньше, тем лучше.
Усваивать каждое из этих шести правил надо отдельно. Только когда ребенок научится выполнять их совершенно осознанно, можно разрешить ему самостоятельно переходить улицу. Но учтите, что обычно дети до 7 лет еще не могут оценить скорость приближающихся автомобилей и расстояние до них. Поэтому в дошкольном возрасте ребенок должен переходить улицу, только держась за руку взрослого.
Правило первое.
Выберите безопасное место для перехода
Если вблизи нет подземного перехода или перехода со светофором, выберите место, откуда вам хорошо видно дорогу во всех направлениях. Не пытайтесь пробраться на дорогу между стоящими машинами. Важно, чтобы не только вы хорошо видели дорогу, но и чтобы вас хорошо было видно любому водителю. Выбрав подходящее для перехода место, постойте, осмотритесь. Помехи обзору (стоящие машины, кусты, поворот дороги, стоящие люди и т.д.) – причина более 60% несчастных случаев с детьми и более 40% - со взрослыми пешеходами.
Правило второе.
Перед переходом обязательно остановитесь. Необходимо приучить детей, идущих или бегущих по тротуару и склонных не останавливаясь перебегать через дорогу, остановиться, прежде чем ступать на проезжую часть, и внимательно осмотреть дорогу. Стоять важно у края тротуара, немного отступив от бордюра – так, чтобы видеть приближение машин.
Правило третье
Осмотритесь и прислушайтесь. Из каждых десяти пострадавших на дороге детей девять вовремя не заметили опасность. Надо научить ребенка смотреть на дорогу не «краешком глаза», а поворачивая голову вправо и влево. Натренируйте ребенка учитывать, что машины темного цвета, велосипеды и мопеды иногда плохо различимы на темном асфальте, особенно в пасмурную погоду или в сумерки. К тому же в России водители часто пренебрегают правилом, предписывающим включить ближний свет фар в сумерки и во время дождя.
Машина может выехать неожиданно. Но если быть внимательным, «держать ушки на макушке», можно услышать приближение машины еще до того, как она станет видна. Учите детей не только внимательно смотреть на дорогу, но и прислушиваться к ее шуму. Это дополнительная информация о приближающихся машинах. К тому же тот, кто прислушивается к дороге, более сосредоточен на наблюдении за ней.
Правило четвертое
Если приближается машина, пропустите ее, затем снова осмотритесь и прислушайтесь, нет ли поблизости других автомобилей. Опасность подстерегает пешехода, решившего, что он успеет перейти дорогу, видя только самую близкую к себе машину и не замечая другую, скрытую за ней, которая может ехать быстрее. Эта ситуация – «ловушка», причина 8% дорожно – транспортных происшествий с детьми.
Когда машина проедет, необходимо снова осмотреться. В первые секунды она может заслонить собой автомобиль, который едет ей навстречу. Не заметив его, можно попасть в еще одну «ловушку» (6% общего числа пострадавших на дороге детей).
Правило пятое
Не выходите на проезжую часть, пока не убедитесь, что у вас достаточно времени для перехода. Только удостоверившись в полной безопасности, не спеша переходите улицу. Пересекайте ее только под прямым углом.
Важно, что бы дети шли через дорогу размеренным шагом, а не перебегали ее. Только в этом случае у них будет возможность наблюдать за дорогой во время перехода.
Правило шестое
Переходя улицу, продолжайте наблюдение за дорогой, чтобы вовремя заметить изменение обстановки.
Обстановка на дороге быстро меняется: стоявшие машины могут поехать, ехавшие прямо – повернуть; из переулка, из двора или из-за поворота могут вынырнуть новые машины.
В дополнение к английским правилам перехода через улицу предлагаем еще одно.
Правило седьмое.
Если во время перехода вдруг возникло препятствие для обзора (например, остановилась из-за неисправности машина), осторожно выглянув из-за нее, осмотрите остаток пути. При необходимости отступите назад. Вести себя нужно так, чтобы вас хорошо видели проезжие водители.
Попробуйте составить план маршрута, по которому поведете ребенка в детский сад, отметьте на нем опасные места. Несколько раз пройдите эти места с вашим ребенком, чтобы он привык быть здесь осмотрительнее и осторожнее.
Практическая часть.
Рефлексия
По улицам и дорогам нескончаемым потоком движутся автомобили, мотоциклы, троллейбусы, трамваи. Они имеют большую скорость, их быстро остановить невозможно. Любой, кто решается неожиданно пересечь улицу перед движущимся транспортом, рискует своим здоровьем и даже жизнью. Такой риск никому не нужен.
Ребята, какие советы по поведению на дорогах, по ПДД вы можете дать своим ровесникам, другим школьникам?
Соблюдая Правила дорожного движения, вы сбережете себя и окружающих от несчастных случаев, поможете водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке пассажиров и грузов.
Никогда не забывайте правил дорожного движения!
Видеоотчет ко Дню пропаганды безопасности дорожного движения: https://youtu.be/vRKb_99SSlU